Субъекты которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Субъекты предпринимательской деятельности: общие положения. Организационно-правовые формы субъектов предпринимательства

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Современное российское законодательство признает право на занятие предпринимательской деятельностью за всеми гражданами РФ, иностранцами и лицами без гражданства. Право на предпринимательскую деятельность является конституционным правом граждан (ст. 34 Конституции РФ). Физические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью путем оформления индивидуальной предпринимательской деятельности. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права:

1) гражданской правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности);

2) гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);

3) иметь имя (фамилия, собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая);

4) иметь место жительства (место, где лицо проживает постоянно или преимущественно).

Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т.е. полностью дееспособные.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия законных представителей - родителей, усыновителей или попечителей.

Особенности статуса индивидуального предпринимателя по сравнению с общегражданской правоспособностью гражданина заключаются в следующем.

Статус индивидуального предпринимателя приобретается с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации индивидуального предпринимателя регулируется ФЗ РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

К предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, актов Президента РФ, Правительства РФ или существа правоотношения.

Имущественные споры, связанные с предпринимательской деятельностью между индивидуальными предпринимателями, либо между ними или юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Иные споры с участием индивидуального предпринимателя, а также споры с участием лиц, фактически занимающихся предпринимательской деятельностью, но не прошедших государственную регистрацию, рассматриваются судами общей юрисдикции.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).

Следует учитывать, что индивидуальному предпринимателю разрешается иметь в собственности только имущество, которым вправе обладать граждане. В отличие от юридического лица, он как гражданин может наследовать и завещать свое имущество. Он имеет возможность работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством.

Предприниматель может иметь права как имущественные, так и неимущественные: права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту не только деловой репутации, но и чести, достоинства, неприкосновенности личной жизни, другие имущественные и личные неимущественные права, которыми наделены физические лица. В частности, гражданин-предприниматель способен приобретать права и обязанности, связанные с брачно-семейными отношениями.

Все сделки индивидуального предпринимателя, в основе которых лежит его отказ либо ограничение своей правоспособности или дееспособности, ничтожны. Так, данная кому-либо гражданином-предпринимателем расписка не заниматься каким-то видом деятельности (за исключением случаев, когда это прямо установлено законом, например, запрет самостоятельно осуществлять деятельность, аналогичную деятельности полного товарищества, участником которого является предприниматель) либо завещать кому-нибудь (жене, детям, партнеру по бизнесу и другим лицам) свое имущество будет являться недействительной. В отличие от сделок предпринимателя, аналогичные действия юридического лица по ограничению собственной правосубъектности имеют силу.

В установленном законом порядке индивидуальный предприниматель, как обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает ему заниматься определенной деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями.

По своим обязательствам гражданин-предприниматель отвечает, как физическое лицо, всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, указанного в Приложении 1 к ГПК РФ. На это имущество взыскание обращено быть не может.

Ответственность за неисполнение гражданином-предпринимателем своих обязательств, вытекающих из коммерческой деятельности, наступает по правилам об ответственности за предпринимательскую деятельность, т.е. без вины, за сам факт нарушения договора или причинение вреда. Предприниматель может быть освобожден от ответственности только если будет установлено, что обязательство не исполнено вследствие действия непреодолимой силы.

В настоящее время государство принимает меры, направленные на поддержку малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым должны предоставляться льготные кредиты, оказываться производственно-технологическое, информационное и кадровое содействие. В частности, для индивидуальных предпринимателей установлен упрощенный режим налогообложения.

Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами данного гражданина. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии заплатить долги, связанные с его предпринимательской деятельностью, может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). С момента вынесения судом такого решения регистрация гражданина в качестве предпринимателя утрачивает силу. Очередность удовлетворения требований кредиторов предпринимателя аналогична установленной для кредиторов юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами признанный банкротом предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, возникших в связи с его предпринимательской деятельностью. При этом он также освобождается от долгов, не связанных с коммерческой деятельностью, если эти долги были предъявлены и учтены в ходе процедуры признания его банкротом.

Долги гражданина-предпринимателя, не связанные с коммерческой деятельностью и не заявленные в процессе его банкротства, а также требования личного характера, например требования граждан, перед которыми он несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, сохраняют свою силу.

В отличие от физических лиц, споры между индивидуальными предпринимателями либо между ними и юридическими лицами, включая рассмотрение заявлений о признании банкротом, подведомственны арбитражному суду, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 22 АПК РФ).

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила, установленные для обязательств, возникающих из предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 25 ГК РФ). Все споры с участием граждан, включая предпринимателей, не зарегистрированных в установленном порядке, рассматривает народный суд общей юрисдикции.

После оформления в государственных контролирующих органах индивидуальный предприниматель может рассчитывать на целый ряд преимуществ: Льготное налогообложение. ИП освобождается от обязательной уплаты НДФЛ в размере 13%. Вместо него он оплачивает обязательные сборы по упрощенной системе (6%), либо по ЕНВД - 15% с временного дохода. Не нужно платить налог на имущество, которое используется для ведения предпринимательской деятельности. Простая и недорогая система регистрации. Время получения свидетельства -- 5 рабочих дней. Стоимость этой услуги составляет 800 руб. Для сравнения - при оформлении ООО необходимо оплатить обязательные сборы в размере 4000 руб. Упрощенная система отчетности. ИП является единственным собственником. Для продажи или обмена имущества нужно лишь согласие супруга. В отличие от юридического субъекта, предприниматель не должен проводить сборы акционеров и аналогичные им организационные собрания.

Помимо этих факторов во многих регионах на местном уровне принимаются законы о льготных условиях для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. Это направлено для развития малого бизнеса, как в отдельных областях, так и в России.

Кроме этого, нужно учитывать следующие факторы: Ограничения по видам деятельности. Об этом говорилось выше - ИП при заполнении заявки в налоговую службу может выбрать один или несколько разрешенных видов из справочника КВЭД. Невозможность регистрации одного ИП для нескольких собственников. Это можно осуществить только для юридического лица. Ведение бизнеса подразумевает постоянное участие ИП. Вместо себя он не может назначить исполнительного директора с правом подписи. Даже при убытках ИП обязан делать оплаты во внебюджетные фонды. При планировании регистрации ИП учет этих факторов обязателен. Знание преимуществ и ответственности поможет составить объективную картину о фактическом правовом статусе ИП.

Выбор системы налогообложения -- один из самых волнующих вопросов начинающих предпринимателей. Это решение должно быть обдуманным, ведь именно от него зависит сколько налогов нужно платить и как часто придётся сдавать отчетность. В настоящее время в России действует пять налоговых режимов. Мы поможем вам выбрать среди них самый оптимальный, который подойдет именно вашему бизнесу.


Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (далее - Закон о предприятиях), в преамбуле которого было записано: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности».

Однако названный Закон не содержит определения понятия «субъекты предпринимательства». В ст. 2 дан лишь перечень субъектов предпринимательской деятельности, а ст. 3 посвящена формам предпринимательства. Такое положение вряд ли случайно. Дело в том, что рассматриваемая категория, несмотря на обилие публикаций, исследована недостаточно и даже поверхностно.

Ученые-цивилисты (по понятным причинам) избегают использовать это понятие в своих научных исследованиях. Наука гражданского права оперирует такими категориями, как «субъекты гражданского права», «граждане», «юридическое лицо». Спорным до сих является вопрос о соотношении понятий «субъект гражданского права» и «субъект гражданского правоотношения». Равным образом нет единства взглядов среди ученых по поводу содержания категории «субъект права».

Представители науки хозяйственного (предпринимательского) права предлагают различать понятия «субъекты предпринимательского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Субъекты предпринимательского права - носители прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности2. К ним относятся: индивидуальные предприниматели; коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность; публичные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Субъектами предпринимательского права выступают и государственные органы, осуществляющие функции руководства и регулирования предпринимательской деятельности.

По мнению сторонников концепции предпринимательского права, особое место среди субъектов предпринимательского права занимают подразделения предприятий. Это внутренние подразделения (цех, отдел и др.), а также внешние (обособленные) - представительства и филиалы. Такой вывод базируется на утверждении о том, что внутрифирменные (корпоративные) связи входят, наряду с горизонтальными и вертикальными отношениями, в состав предмета предпринимательского права. Данное мнение далеко не бесспорно.

В числе субъектов предпринимательского права называются холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ) и другие интегрированные структуры. Последние также не обладают статусом юридического лица.

Те ученые, которые исповедуют идеи коммерческого права (В. Ф. Попондопуло, Б. И. Путинский, В. В. Ровный), основывают свои взгляды на цивилистическом учении о лицах. Так, В. Ф. Попондопуло пишет: «предприниматель - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Факт осуществления лицом предпринимательской деятельности является основанием для признания его субъектом гражданского права - предпринимателем и определяет необходимость предъявления к нему и его деятельности особых требований со стороны законодателя». Круг предпринимателей строго ограничен: это физические и юридические лица (прежде всего коммерческие организации).

На наш взгляд, субъекты предпринимательской деятельности - это, прежде всего индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК).

В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от неосновной. Так, многие некоммерческие организации формально не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

Субъектами предпринимательской деятельности являются коллективные образования, не обладающие статусом юридического лица. К ним относятся финансово-промышленные группы, холдинги и др.

Статус ФПГ (холдингов) весьма показателен: недопустимо сводить все коллективные образования к гражданско-правовой категории «юридическое лицо». Субъектами права, в том числе и гражданского, могут быть образования, не обладающие признаками юридического лица.

С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК) представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности.

В то же время представительства и филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Более того, имущество представительств и филиалов отражается на отдельном (обособленном) балансе. Возникает проблема вещно-правовой принадлежности имущества, закрепленного за представительством и филиалом. Гражданский кодекс хранит на этот счет «обет молчания».

Статья 216 дает не исчерпывающий перечень вещных прав. В частности, в Кодексе перечислены (помимо вещных прав, связанных с владением земельными участками, права хозяйственного ведения и оперативного управления) и другие вещные права, например право пользования жилым помещением членов семьи собственника.

Другой вопрос: представительства и филиалы вправе иметь текущий, расчетный и другие счета в кредитных организациях. При этом руководитель представительства (филиала) осуществляет на основании выданной доверенности функции распоряжения денежными средствами.

И, наконец, в силу п. 5 ст. 36 АПК «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». Однако в этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него. Представительство и филиал, не обладая признаками юридического лица (ст. 48 ГК), не являются процессуальной стороной в суде.

Прежнее налоговое законодательство рассматривало представительства и филиалы в качестве плательщиков налогов на прибыль, т. е. субъектов налогового права. С принятием нового Налогового кодекса РФ (ст. 19) ситуация изменилась: филиалы и представительства российских организаций исполняют обязанности последних по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов (представительств).

Правовое положение представительств и филиалов в контексте Налогового кодекса РФ создает дополнительные трудности в интерпретации и применении ст. 19 НК. С одной стороны, Налоговый кодекс устанавливает, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют в порядке, предусмотренном Кодексом, обязанности этих организаций; с другой - Кодекс не содержит никаких правил относительно такого порядка. Имеются и другие трудности практического характера.

Итак, филиалы и представительства являются субъектами предпринимательства. Однако мы не разделяем мнение о том, что внутренние структурные подразделения (цех, отдел) коммерческой организации можно также отнести к субъектам предпринимательской деятельности.

Публичные образования , равно как органы государственной и местной власти, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данное утверждение иногда оспаривается в юридической литературе. Так, С. Э. Жилинский рассматривает публичные образования в качестве субъектов гражданского права и субъектов предпринимательской деятельности.

По его мнению, существует три направления предпринимательской деятельности с участием публичных образований:

  1. участие в предпринимательстве через создаваемые коммерческие и некоммерческие организации (например, унитарные предприятия);
  2. участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества;
  3. занятие предпринимательской деятельностью непосредственно самих органов государства и местного самоуправления.

В последнем случае приводится пример: в силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 12Э-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федерации» орган по управлению государственным имуществом от имении Российской Федерации является учредителем открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. Мы не можем согласиться с такими выводами.

Здесь наблюдается смешение двух разных, но пересекающихся понятий - «субъекты гражданского права» и «субъекты предпринимательской деятельности». Публичные образования действительно являются субъектами гражданского права (гл. 5 ГК). В соответствии сп. 2 ст. 124 ГК на публичные образования распространяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. При этом от имени публичных образований выступают соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 125 ГК).

Быть субъектом предпринимательской деятельности - это означает то, что государство, субъекты Федерации и муниципальные образования должны заниматься предпринимательской деятельностью на профессиональной и постоянной основе в целях систематического получения прибыли от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг). Участие публичных образований в экономической деятельности посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций (равным образом участие в делах приватизированного государственного и муниципального имущества) нельзя, на наш взгляд, оценивать как участие в предпринимательстве.

Акционеры, участвуя в общем собрании общества и получая дивиденды по акциям, непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность. Статус акционера, его права и обязанности определены в Законе об акционерных обществах.

Сказанное в равной степени относится и к учредителям (участникам) обществ с ограниченной ответственности (ООО). Участник ООО и предприниматель - это не одно и то же.

Вывод о невозможности публичных образований заниматься предпринимательской деятельностью вытекает из положений Конституции РФ. Так, в определении Конституционного Суда РФ от 1 октября 1998 г. № 145-0 «По запросу Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности части первой статьи 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях» сформулирована следующая правовая позиция: «По смыслу Конституции Российской Федерации (статья 34, часть 1) одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли».

В определении также отмечается, что конституционные нормы предопределяют специальный характер правоспособности публично-правовых образований: Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их публично-право- вой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц.

Поэтому они (публичные образования) не могут, по мнению Конституционного Суда РФ, выступать и в качестве доверительных управляющих, поскольку такая деятельность предполагает получение вознаграждения, представление отчетов учредителю доверительного управления (ст. 1018 и 1023 ГК), что противоречит публично-правовой природе этих образований.

О публично-правовой природе государства, субъектов Федерации и муниципальных образований говорится в определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. № 139-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона «О переводном и простом векселе».

Указанное конституционное положение получило развитие в текущем законодательстве. В частности, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п. 3 ст. 15) запрещает совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Российское законодательство запрещает органам государственной власти и органам местного самоуправления заниматься предпринимательской деятельностью, т. е. быть субъектами предпринимательской деятельности. Более того, ряд федеральных законов о субъектах предпринимательской деятельности содержит запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в качестве учредителей общества, если иное не установлено федеральными законами.

Существует запрет на совмещение предпринимательства с функциями государственных служащих. Закон РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (ст. 11) предусматривает, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Соответствующие правовые запреты содержатся, например, в федеральных законах от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (ст. 18) (в ред. от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ст. 20) (в ред. от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) и др.

И в заключение несколько слов о соотношении понятий «субъекты предпринимательской деятельности» и «хозяйствующие субъекты». На наш взгляд, это - не совпадающие понятия. Они соотносятся между собой точно так же, как соотносятся экономическая (хозяйственная) и предпринимательская деятельность. Хозяйствующие субъекты не всегда приобретают статус предпринимателей. Например, некоммерческие организации, как правило, не занимаются предпринимательством, хотя осуществляют хозяйственную деятельность.

Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социально-культурной и т. д. Поэтому здесь следует использовать термин «хозяйственная деятельность».

  • 6. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
  • 7. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
  • 8. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития рф.
  • 9. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
  • 12. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификации.
  • 13. Способы и этапы создания коммерческих организаций.
  • 14. Государственная регистрация коммерческих организаций.
  • 15. Лицензирование предпринимательской деятельности: понятие, принципы, лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия.
  • 16. Понятие лицензии. Порядок получения, приостановления, аннулирования.
  • 17. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц.
  • 18. Понятие органа юридического лица; структура органов и разграничение компетенции. Ответственность.
  • 19. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
  • 20. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
  • 22. Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.
  • 23. Понятие должника для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). Понятие, виды, правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
  • 24. Понятие и виды арбитражных управляющих. Обязательные условия членства в сро, требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность арбитражного управляющего.
  • 25. Наблюдение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 26. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 27. Внешнее управление как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 28. Конкурсное производство как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 29. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве.
  • 30. Упрощенные процедуры, применяемые в деле о банкротстве.
  • 31. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
  • 32. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 33. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 34. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 35. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 36. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 37. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
  • 38. Правовое положение бирж.
  • 39. Общества с ограниченной ответственностью как субъекты предпринимательской деятельности.
  • 40. Правовое положение страховых организаций.
  • 41. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда.
  • 42. Паевой инвестиционный фонд: понятие, типы. Возникновение и прекращение, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 43. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
  • 44. Субъекты малого и среднего предпринимательства: критерии отнесения, государственная поддержка.
  • 45. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
  • 46. Понятие учетной политики организации.
  • 47. Правовой режим основных средств организации.
  • 48. Правовой режим оборотных активов организации.
  • 49. Правовой режим нематериальных активов организации.
  • 50. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
  • 51. Понятие и виды денежных средств организации. Правила хранения, учета и использования наличных денежных средств.
  • 52. Правовой режим акций. Порядок выпуска и продажи акций. Контрольный пакет.
  • 53. Правовой режим прибыли коммерческой организации.
  • 54. Понятие, содержание и пределы осуществления права хозяйственного ведения и оперативного управления унитарным предприятием.
  • 55. Обращение взыскания на имущество организации (индивидуального предпринимателя): основания, этапы, очередность.
  • 56. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации.
  • 57. Этапы и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 58. Понятие и сфера применения антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством.
  • 59. Государственный антимонопольный орган, его функции и полномочия.
  • 60. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
  • 63. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 64. Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
  • 65. Понятие конкуренции, понятие и формы недобросовестной конкуренции.
  • 66. Понятие и порядок предоставления государственных и муниципальных преференций в соответствии с антимонопольным законодательством.
  • 67. Понятие и принципы технического регулирования. Законодательство о техническом регулировании.
  • 68. Технические регламенты: понятие, цели, содержание и применение.
  • 69. Понятие, цели, принципы стандартизации. Документы в области стандартизации.
  • 70. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы.
  • 71. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
  • 72. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
  • 73. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
  • 74. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции.
  • 75. Особенности заключения предпринимательского договора.
  • 76. Заключение договора на торгах.
  • 77. Особенности ответственности за нарушение предпринимательского договора.
  • 78. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности: право на защиту и правовой порядок его реализации.
  • 79. Способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности. Самозащита.
  • 80. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров.
  • 10. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.

    Субъекты предпринимательской деятельности – лица, непосредственно осуществляющие предпринимательскую деятельность на постоянной профессиональной основе, к ним относятся коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

    Субъекты предпринимательской деятельности являются носителями предусмотренных законном прав и обязанностей, наделены определённой хозяйственной компетенцией, обладают обособленным имуществом, на базе которого ведут предпринимательскую деятельность, зарегистрированы в установленном порядке, приобретают права и обязанности от своего имени и несут самостоятельную имущественную ответственность.

    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

    Можно назвать следующие виды субъектов предпринимательской деятельности:

    1)индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

    2) хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом;

    3) акционерные общества признается общества, уставный капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций;

    4) унитарные предприятием признается коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

    11. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.

    Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

    В РФ ведутся государственные реестры, содержащие сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей и т.п.

    При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

    1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

    2) копия основного документа физического лица;

    3) копия свидетельства о рождении физического лица;

    4) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица;

    5) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, в случае, если лицо является несовершеннолетним;

    6) документ об уплате государственной пошлины.

    Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту жительства гражданина.

    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган вышеуказанных документов.

    Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган сведений о государственной регистрации смерти данного лица.

    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом).

    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке по решению суда осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган копии решения суда о прекращении деятельности данного лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с вступлением в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации о вступлении в силу указанного приговора суда.

    Государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с аннулированием документа, подтверждающего право данного лица временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган информации об аннулировании указанного документа или на основании окончания срока его действия.

    Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    "

    Понятие субъекта предпринимательской деятельности

    Субъектами предпринимательской деятельности являются лица, которые непосредственно осуществляют профессиональную предпринимательскую деятельность на постоянной основе.

    Определение 1

    Субъект предпринимательской деятельности – это лицо официально зарегистрированное, обладающее имуществом, на основе которого ведет предпринимательскую деятельность, является носителем прав, установленных законом, и несет самостоятельную имущественную ответственность. Также некоторыми видами деятельности субъект предпринимательской деятельности может заниматься только при наличии лицензии.

    Как и любые другие экономические единицы субъект предпринимательской деятельности, характеризуется рядом ключевых элементов, характеристика которых дана непосредственно в определении: обособленное имущество, регистрация, произведенная в установленном порядке, непосредственное руководство деятельностью, хозяйственная компетентность, имущественная ответственность, носящая самостоятельный характер.

    Виды субъектов - индивидуальные предприниматели и юридические лица

    Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Информация о приобретении или прекращении статуса индивидуального предпринимателя фиксируется в специальном государственном реестре. Для регистрации физическому лицу необходимо предоставить в специальный регистрирующий орган определенный перечень документов и заявление. Регистрация производится в течение 5 дней с момента обращения и предоставления заявления.

    Юридическими лицами являются организации, обладающие обособленным имуществом, которые могут приобретать от своего имени гражданские права и обязанности, а также выступать истцом либо ответчиком в арбитражном суде. Юридические лица в свою очередь делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

    Деятельность коммерческих организаций направлена на получение прибыли и ее распределение, в то время как некоммерческие организации такой цели не преследуют. Некоммерческие организации делятся на благотворительные, общественные и религиозные организации, а также потребительские кооперативы.

    Виды коммерческих организаций

    Коммерческие организации делятся на:

      Хозяйственные товарищества – делятся на полные и командные товарищества, чей уставный капитал разделен между участниками на доли.

      Участники полных товариществ занимаются предпринимательской деятельностью на основе заключенного между ними договора и несут полную ответственность по обязательствам товарищества принадлежащим им имуществом.

      Командные товарищества (на вере) помимо участников, занимающихся предпринимательской деятельностью и несущих полную ответственность своим имуществом, включают так называемых вкладчиков, которые не осуществляют деятельность и несут ответственность только в размере внесенных ими кладов.

      Хозяйственные общества – делятся на акционерные, с ограниченной, а также дополнительной ответственностью.

      Учредительный (уставный капитал) обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью разделен между участниками на доли (размер определен учредительным документом). Разница заключается в том, что дополнительная ответственность подразумевает собой понесение ответственности по рискам предприятия в размере, кратном стоимости внесенного вклада.

      Уставный капитал акционерных обществ разделен между участниками на определенное число акций, при этом сами участники не отвечают по обязательствам общества и несут убыточный риск только в пределах стоимости принадлежащих акций.

      Производственные кооперативы – добровольные объединения граждан для совместной деятельности (производственной или иной хозяйственной), основанные на их личном трудовом участии и объединении их имущественных паевых взносов;

    • Государственные и муниципальные предприятия – делятся на унитарные и казенные предприятия. Унитарные предприятия – организации, которые не наделены правом собственности за закрепленным за ними имуществом.

    В результате освоения данной главы студент должен:

    знать

    • субъекты и объекты предпринимательства;
    • какими качествами должен обладать современный предприниматель;
    • организационно-правовые формы юридических лиц;

    уметь

    владеть

    Компетенциями по выбору вида деятельности при организации собственного предприятия.

    Физические и юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности

    Субъектами предпринимательской деятельности являются физические и юридические лица, которые осуществляют самостоятельную, связанную с определенным риском деятельность с целью получения прибыли. Все они являются предпринимателями и вступают в сложные экономические отношения с другими субъектами: государством, потребителями, наемными работниками. В данном случае под "предпринимателями" следует считать как индивидуальных, так и коллективных предпринимателей, т.е. предпринимательские организации.

    В современном значении предприниматель – это человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность, право на которую закреплено в ст. 34 Конституции РФ.

    Субъектами предпринимательской деятельности могут быть: граждане России, иностранные граждане, лида без гражданства и объединения граждан.

    В соответствии с действующим законодательством предприниматели обладают правами и обязанностями (табл. 2.1). Права предпринимателей, как правило, регламентируются законодательством и обычаями делового оборота.

    В соответствии со ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

    Таблица 2.1

    Права и обязанности предпринимателей

    Права предпринимателей

    Обязанности предпринимателей

    Заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью

    В установленные сроки встать на учет (переучет) в налоговом органе и зарегистрироваться в уполномоченных органах государственных внебюджетных социальных фондов

    Создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами

    Самостоятельно исполнять обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей и сборов в сроки и в размере, установленном законодательством

    Создавать собственное дело в любой организационно-правовой форме

    Своевременно предоставлять в налоговый орган декларацию о доходах, другие документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей

    Иметь в собственности (хозяйственном ведении) любое имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности

    Вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством и нормативными актами, обеспечивая их сохранность в течение четырех лет

    Совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах

    Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов

    Самостоятельно планировать свою деятельность, разрабатывать бизнес-план и осуществлять другие формы и виды планирования

    Выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

    Самостоятельно выбирать потребителей продукции, поставщиков всех факторов производства, заключать в соответствии с законодательством предпринимательские договоры

    Выполнять другие налоговые обязанности в соответствии с ПК РФ

    Привлекать к трудовой деятельности работников, заключая с ними договоры гражданско-правового характера, трудовые договоры (контракты) в соответствии с трудовым законодательством

    В установленном порядке получать лицензии на те виды деятельности, осуществление которых возможно только при наличии лицензии в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

    Самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда наемных работников, формы материального поощрения, не противоречащие трудовому законодательству, устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам и пр.

    Выпускать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в соответствии с действующими стандартами и (или) сертификатами

    Устанавливать дополнительные отпуска наемным работникам

    Не наносить своей деятельностью вреда окружающей среде, жизни и здоровью населения и потребителям товаров (работ и услуг)

    Заниматься внешнеэкономической, внешнеторговой деятельностью в соответствии с установленным порядком

    Создавать необходимые санитарно-гигиенические и безопасные условия труда для наемных работников

    Открывать счета в любых банках

    В установленные сроки и в полном объеме предоставлять в государственные органы статистическую отчетность о результатах хозяйственно-финансовой деятельности

    Пользоваться финансово-кредитной, имущественно-материальной и другими формами государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством

    В установленном порядке вести учет доходов и расходов, затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг)

    Получать государственный заказ на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг

    Совершать сделки, заключать и исполнять предпринимательские договоры в соответствии с гражданским законодательством и др.

    Иметь иные имущественные и личные неимущественные права

    Предприниматели как налогоплательщики имеют следующие права (ст. 21 НК РФ):

    • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;
    • письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, нс соответствующие налоговому законодательству;
    • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
    • требовать соблюдения налоговой тайны;
    • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

    В соответствии с ГК РФ гражданские права и обязанности предпринимателей возникают в случае:

    • заключения договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также при заключении договоров и иных сделок, хотя и нс предусмотренных законом, но нс противоречащих ему;
    • подписания актов государственными органами и органами местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей;
    • судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
    • приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
    • создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
    • причинения вреда другому лицу;
    • необоснованного обогащения;
    • иных действий граждан и юридических лиц;
    • событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

    Осуществление предпринимательской деятельности является реализацией важнейшего права ее участников – права собственности на обладание имуществом, которое дает обладателям-собственникам определять содержание и направления использования принадлежащего им имущества, в том числе и права на продажу. Право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение собственным имуществом.

    Физические лица как индивидуальные предприниматели наряду с вышеперечисленными имеют следующие права:

    • быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере;
    • быть исполнительными органами (единоличными) акционерного общества (по заключенному договору с АО);
    • быть в установленном порядке арбитражным управляющим (внутренним, внешним, конкурсным);
    • выступать на организованном рынке ценных бумаг в качестве брокера;
    • заниматься аудиторской деятельностью.

    Физическое лицо – это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

    В соответствии со ст. 80 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности только с 18 лет. Следовательно, дееспособность с правовой точки зрения для занятия предпринимательской деятельностью приобретают физические лица, достигшие к моменту государственной регистрации своего дела 18 лет.

    Таким образом, физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в установленном законом порядке единолично, не принимая статуса юридического лица, или создавать юридические лица. По для занятия определенными видами предпринимательской деятельности гражданин должен иметь среднее или высшее образование и определенные профессиональные навыки, т.е. опыт, полученный ранее в течение некоторого срока. Для занятия отдельными видами деятельности гражданин должен иметь документ, подтверждающий необходимый уровень физического здоровья.

    В соответствии с гражданским законодательством отдельные категории дееспособных граждан не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью. К ним относятся: должностные лица органов государственной власти и государственного управления, военнослужащие, работники силовых министерств и служб, работники налоговых органов и другие категории граждан.

    В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. от 26.07.2006) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается:

    • заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью;
    • иметь в собственности предприятия;
    • самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, вкладов, паев, долей при принятии решений общим собранием хозяйствующего субъекта;
    • занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта.

    В соответствии с ГК РФ дееспособность может быть ограничена для граждан, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических средств и алкоголя.

    Таким образом, дееспособные лица могут заниматься в установленном законом порядке индивидуальной предпринимательской деятельностью, не создавая юридического лица, а также для этой цели учреждать юридические лица самостоятельно или с другими гражданами и юридическими лицами.

    Для занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин в установленном порядке должен пройти государственную регистрацию и получить свидетельство индивидуального предпринимателя.

    Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя представляет собой основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

    Юридическое лицо – это предприятие (организация, учреждение), которое выступает единым самостоятельным носителем гражданских прав, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

    В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая:

    • имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;
    • может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;
    • несет обязанности;
    • выступает в качестве истца и ответчика в суде;
    • имеет самостоятельный баланс или смету.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

    К юридическим лицам, в отношении которых их учредители не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

    Юридическое лицо облает правоспособностью, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

    Юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получить лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, ели иное не установлено законом или иными правовыми актами (ст. 49 ГК РФ).

    Юридическое лицо должно иметь наименование, содержащее указание на характер его деятельности и его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

    Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – иного органа или лица, действующего от имени юридического лица. Наименование и место нахождения юридического лица должны быть указаны в его учредительных документах.

    В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на два вида: коммерческие и некоммерческие организации.

    Коммерческой является организация, основная цель которой – извлечение прибыли из своей деятельности. В соответствии с порядком, установленным законом и учредительными документами, коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками).

    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    В соответствии с законом все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

    Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, при условии регистрации которого получает исключительное право его использования.

    Некоммерческой является организация, которая не имеет своей целью извлечение прибыли и соответственно не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных законом.

    Некоммерческие организации создаются:

    • для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
    • охраны здоровья граждан;
    • развития физической культуры и спорта;
    • удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
    • защиты прав, законных интересов граждан и организаций;
    • разрешения споров и конфликтов;
    • оказания юридической помощи;
    • достижения общественных благ и пр.

    Юридические организации могут создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

    Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

    Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту.

    Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»