Понятие эргономика. Эргономические требования к рабочему месту и техническим средствам деятельности. Почему эргономика, это важный шаг при создании продукта

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Грамотно организованное, продуманное пространство, максимально адаптированное под поставленные перед человеком задачи - это целиком и полностью выполненные эргономические требования. Организовать такое рабочее место необходимо хотя бы потому, что это повысит производительность. Но самая главная цель, которую преследуют эргономические требования, - это сохранение здоровья.

На промышленных предприятиях

Рабочие места на промышленных предприятиях должны быть организованы рационально, это обеспечивается многими нормами и законами, в их числе и эргономические требования. Эргономика как наука изучает все закономерности при деятельности человека на производстве, его взаимодействие с производственной средой и орудиями труда. Практически все предприятия пользуются разработанной учеными системой "человек-машина-среда". Суть ее в следующем.

Надежность и эффективность трудового процесса появляются только при выполнении условия согласованности организационной оснастки, параметров машин, окружающей среды с психофизическими данными рабочего. Чтобы полностью выполнить эргономические требования, необходимо создать удобство рабочей позы, выверить оптимальные нагрузки на мышцы, а также и их чередование на протяжении смены. Нужно обеспечить соответствие оргоснастки и оборудования человеческому телу, что требует хорошего знания антропометрических характеристик.

Методы

Эргономические исследования рабочих мест должны учитывать физиологические особенности работника, а также оценивать траектории рабочих движений и прилагаемые усилия. Физиологи рекомендуют рационализировать каждое рабочее место, что можно осуществить различными методами.

  1. Эмпирическое совершенствование, при котором проводятся эксперименты и выверяется наиболее удачный вариант обустройства рабочего места с позиций физиологии. Во главу угла нужно ставить эргономическую безопасность.
  2. Характерным в для сидячей работы является выбор сидения. Нужно обязательно скорректировать его высоту, чтобы было удобно всему телу, особенно ногам. В офис очень важно поставить
  3. Третий путь - организация и совершенствование рабочих мест на основе Если трудиться приходится стоя, стол для работы должен тоже соответствовать росту человека по высоте. Во внимание принимается все, что присутствует на рабочем месте: столы и стулья, техника и так далее, оно должно быть соразмерным, обращается особое внимание на размеры зон деятельности рук трудящегося.

Совершенствование условий труда

Очень много помогают эргономическим показателям рабочих мест данные биомеханики, когда исследуется равновесие тела или рук по отношению к полю силы тяжести. Каждый элемент должен быть преобразован так, чтобы это вело к уменьшению момента приложения силы мышц. То есть либо уменьшается расстояние между центрами тяжести и сочленения, либо нужно уменьшение нагрузки (веса), удерживаемой в руках.

Данные о физиологических процессах, протекающих во время работы, тоже помогают совершенствовать условия труда. Эргономические требования к рабочему месту включают в себя и высокую степень рациональности позы человека при выполнении тех или иных операций. Так можно вычислить величину затрачиваемой энергии для поддержания позы. О рабочей мебели уже было сказано, есть смысл добавить, что выбор ее должен происходить на основании ощущаемого комфорта. Таков должен быть и стул, и стол для работы, и все, что находится в пределах досягаемости.

Предпосылки для совершенствования

Чтобы принимать оптимальные решения относительно выбора того или иного предмета обстановки рабочего места, широко используется метод опроса. Здесь важно уточнить данные о самочувствии работающих при том или ином варианте организации труда. Так значительно легче улучшить эргономические показатели, поскольку будут выбраны самые приемлемые условия. Если у рабочего есть выбор относительно рабочей позы, рекомендации и советы можно давать только после проведения соответствующих исследований.

В противном случае лучше полагаться на удобство рабочего. Казалось бы, поза сидя значительно преимущественнее позы стоя, но на самом деле это абсолютно индивидуально. Даже эргономичное кресло иногда не станет удобнее для человека с некоторыми заболеваниями, при которых стоя работать комфортнее. Физиологические данные и производственные условия должны оптимально сочетаться. В этом и состоит главная цель эргономических требований к рабочему месту.

Эстетика

Эстетические требования также необходимо учитывать при организации рабочих мест. Нужно, чтобы человека окружала гармоничная производственная среда, потому что не только удобно сконструированное рабочее место, но и весь интерьер очень влияет на производительность труда. Если человек удовлетворил свои духовные и материальные потребности, она непременно вырастет. Цвет в оформлении производственного помещения значит очень много. Он должен быть соотнесен с характером трудового процесса, тогда психофизиологические функции работника будут в норме.

Размеры, форма, яркость, цвет, контрастность, расположение в пространстве каждого элемента - все это отражается на особенностях организма, что и ощущает человек. Машина в этом плане равнодушна, но пока на производстве людей еще не заменили роботы, нужно учитывать, что буквально все на рабочем месте должно позитивно отвечать осязательным, слуховым, зрительным и прочим особенностям психофизиологии живого организма. Для правильной организации рабочего места в первую очередь, конечно, необходимо выполнить все эргономические требования к оборудованию.

В офисе

Даже рабочие, стоящие смену за станками, не болеют так часто и специфически, как офисные работники. Это и быстро развивающаяся близорукость, и сухость в глазах, и переутомление мышц шеи и спины, и еще хуже - туннельный синдром. А все потому, что рабочие места заставляют человека проводить много времени в неудобной позе, в неестественном положении, пользоваться неудобными инструментами.

Нужно прежде всего обеспечить каждое рабочее место мебелью, имеющей эргономические свойства, параметры которой регулируются, чтобы можно было самостоятельно подобрать высоту столешницы, положение спинки кресла, расстояние до монитора и тому подобное. Тогда легко можно превратить типовое рабочее место в индивидуальное, которое будет отвечать всем требованиям организма конкретного человека.

Все под рукой

Вторым важным эргономическим принципом является доступность каждого нужного для работы предмета, когда специалист точно знает, где нужная канцелярия, где офисная техника. Он делает минимум движений, экономится время и усилия, растет и становится качественнее производительность труда. Работоспособность повышается, скорость действий, согласно исследованиям, вырастает на двадцать процентов. Затрат не было, а качество работы повысилось.

Гораздо реже сотрудники болеют, и это тоже благодаря благоприятным условиям труда. Это, безусловно, выгодно и самим работникам, и работодателю. Профессиональные заболевания вообще сводятся к минимуму. Почти исчезают на предприятии производственные травмы и несчастные случаи. Значительно уменьшается текучка кадров, поскольку люди остаются там, где им комфортно, даже если в соседней компании предлагают немного больше денег. Таким образом удается сохранить ценных работников благодаря эргономике рабочих помещений. Главное - это недорого, никаких значительных капиталовложений эти действия за собой не повлекут.

Если эргономику игнорируют

Не брать во внимание человеческий фактор, особенно когда проектируются сложные производства, не только невыгодно, но и чрезвычайно опасно. Например, при исследованиях причин чернобыльской катастрофы эксперты в числе прочих выделили тот факт, что именно неправильная организация рабочего места повлияла на решения обслуживавшего четвертый блок персонала.

Самый важный параметр, который свидетельствует о состоянии ядра, а конкретно - о числе стержней в защитной и контрольной системах, отображался на панели в виде, который не был подходящим для понимания и восприятия. Сейчас эргономике уделяется самое серьезное внимание, и не только на атомных электростанциях заботятся об условиях, в которых работать комфортно, но и в каждом, даже самом маленьком офисе.

Рабочее пространство

Общие требования, применяемые к обустройству производственного пространства, содержатся в статье 209 ТК РФ, где говорится о безопасности труда, о соответствии рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим параметрам. И, конечно же, о том, насколько важен тип работы.

При проектировании производства по отношению к каждому рабочему месту учитывается: рабочая поза, пространство размещения, возможность видеть все элементы рабочего места и далее пространство за пределами его, возможность с удобством вести записи, документацию, а также быстро и легко доставать любые материалы, которые необходимы для работы.

Организация и защита

Организовано должно быть так, чтобы работнику было удобно перемещаться и совершать все необходимые движения по обслуживанию оборудования. Необходимо добиться хорошего восприятия любой зрительной и звуковой информации.

Также необходимо защищать сотрудников от любого воздействия вредных и опасных факторов. Должна быть спецодежда и, когда это полагается, средства индивидуальной защиты. Однако если это используется, ничто не должно мешать работе. Работник в любой момент должен иметь возможность покинуть помещение, если случается аварийная ситуация.

Правила и нормы

В зависимости от положения, в котором человек осуществляет деятельность, различают рабочие места, и это тоже учитывается производственной эргономикой. Оптимально организованное пространство обеспечивает свободное совершение всех необходимых для трудового процесса действий. При выполнении работ сидя регулируется высота рабочей поверхности, пространство для ног и сидение. Если высота сидения не регулируется, необходима подставка для ног. Все это подбирается оптимально соответственно росту рабочего.

При выполнении работы стоя регулируется высота рабочей поверхности. Здесь необходимыми бывают подставки для ног, если поверхность стола не регулируется. Все должно сопутствовать тому, чтобы во время работы было обеспечено свободное и прямое положение корпуса, наклон вперед допускается не более пятнадцати градусов. Подставка для ног должна быть с рифленой поверхностью и бортиком по переднему краю не менее десяти миллиметров высотой. Также рассчитаны нормы относительно ширины и длины поверхностей, подставок и пространства для стоп, если нужно подходить близко к рабочей поверхности. Если появляется необходимость, на нее устанавливаются подлокотники.

Технические средства

Правильным распределением функций работника и безусловно, можно влиять на эффективность труда в приятную для работодателя сторону. Чтобы сделать трудовую деятельность комфортной, нужно экономить физическую силу и равномерно распределять нагрузку.

Все сигналы - визуальные, акустические и тому подобные - должны опознаваться легко, органы управления - перемещаться без приложения усилий, инструменты - обладать удобством, все элементы на рабочем месте располагаться логично в соответствии с действиями работника.

Особо нужно отметить, что документацию, в которой деятельность сотрудника регламентируется, нужно сделать доступной восприятию и исключительно наглядной. Условия труда должны быть такими, чтобы работники имели возможность взаимодействия.

Основные понятия эргономики.

Эргономика – ergo (работа) + nomos (закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых и бытовых процессах, выявляющая закономерности создания оптимальных условий высокоэффективной жизнедеятельности и высокопроизводительного труда.

Предметом эргономики является изучение системных закономерностей взаимодействия человека с техническими средствами, объектом деятельности и средой в процессе достижения цели деятельности.

Цель эргономики – повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек – машина – объект деятельности – среда» при сохранении здоровья и развития личности.

Объект исследования – система «человек – машина – среда». Взаимосвязь человека с предметным миром в процессе трудовой и других видах деятельности.

Задачи эргономики – проектирование и совершенствование процессов выполнения деятельности и способов специальной подготовки к ней, а также характеристики средств и условий.

Эргономические требования – требования, предъявляемые к системе «человек – машина – среда» в целях оптимизации деятельности человека-оператора с учётом его социально-психологических, психофизиологических, психологических, антропологических, физиологических и других возможностей.

Человек-оператор – человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с предметом труда, машиной и внешней средой через посредство информационной модели и органов управления.

Эргономические свойства – свойства машин или предметов, которые проявляются в системе «человек – машина – среда» в результате реализации эргономических требований.

Эргодизайн – совокупность научных эргономических исследованиями с проектными дизайнерскими разработками.

Факторы, определяющие эргономические требования.

Социально-психологические факторы предполагают соответствие конструкции машины (оборудования, оснащения) и организации рабочих мест характеру и степени группового взаимодействия, а также устанавливают характер межличностных отношений.

Антропометрические факторы обуславливает соответствие структуры, размеров оборудования, оснащения и их элементов в в структуре, форме, размерами массе человеческого тела, соответствие характера форм изделия анатомической пластике человеческого тела.

Психологические факторы предопределяют соответствие оборудования, технологических процессов и среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики навыков работающего человека.

Психофизиологические факторы обуславливают соответствие оборудования зрительным, слуховым и другим возможностям человека, условиям визуального комфорта и ориентирования в предметной среде.

Физиологические факторы обеспечивают соответствие оборудования физическим свойствам человека, его силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям.

Гигиенические факторы (приносящие здоровье) предопределяют требования к освещённости, газовому составу воздушной среды, влажности, температуре, давлению, запылённости, вентилируемости, токсичности, напряжённости электромагнитных полей, различным видам излучения, шуму, ультразвуку, вибрациям, гравитационной перегрузке и ускорению.

Комфортное пребывание человека в искусственной среде определяется следующими блоками данных, определяющих её микроклимат:

Гигиенические характеристики;

Психофизиологические факторы;

Пространственно-антропометрические параметры.

Каждый блок формируется проектировщиком специфическими средствами и методами. Первый – инженерно-техническим оборудованием и специальными приёмами непосредственного использования природных ресурсов в среде обитания. В открытых пространствах – планировочные решения обеспечивающие их аэрацию и инсоляцмю, обводнение, озеленение… В закрытых помещениях – поддержка кондиционирования, температуры, влажности, чистоты…

Два других блока связаны с состоянием комфортности за счёт усиления или ослабления прямых контактов с природной основой, цветовыми раздражителями, пространственными ассоциациями…

Освещение как объект комплексного эргономического анализа.

Более 80% информации об окружающей среде человек получает визуально. Свет – возбудитель органа зрения, первичного чувствительного канала для получения информации.

Пространство и формы объектов среды жизнедеятельности воспринимаются человеком через освещение.

В эргономике обычно пользуются следующими фотометрическими понятиями: световой поток, измеряемый в люменах (лм); освещенность; яркость;

Основные цели организации освещения в помещениях:

Обеспечение оптимальных зрительных условий для различных видов деятельности;

Содействие достижению целостности восприятия среды и эмоциональной выразительности интерьеров.

Освещение может быть общим, местным и комбинированным, а также рассеянным, направленным, отраженным.

Независимо от способа освещения уровень необходимой освещенности определяется следующими параметрами:

Точность зрительной работы – наивысшая, очень высокая, средняя… - наименьший размер объекта различения в мм – от 0,15 до 5; - разряд зрительной работы от 1-го до 9-го;- контраст объекта различения с фоном – малый, средний, большой; - характеристика фона – темный, средний, светлый.

На рабочих местах освещение играет следующие роли: - физиологическую (дает возможность человеку видеть, работать);- эксплуатационную (позволяет считывать, распознавать визуальную информацию всевозможного вида);- психологическую (создает благоприятные стимулы и настроение);

Обеспечение безопасности (создает предпосылки к большей безопасности работы);- гигиеническую, стимулирует поддержание чистоты.

Расчет необходимого количества светильников общего освещения в помещениях производится по формуле:

Светотехническое оборудование – изделия, предназначенные для освещения помещений, открытых пространств, отдельных зон и предметов в них, а также создания светоцветовых эффектов.Типы освещения: общее или фоновое, рабочее освещение, декоративное освещение или световой акцент.

Светильники подразделяются на:

Потолочные (подвесные, утопленные, передвижные); - настенные (пристроенные, подвесные, передвижные);- настольные (переносные, пристроенные);- напольные (переносные);- встроенные в оборудование.

Цвет и жизнедеятельность человека в архитектурной среде.

Задачи, решаемые с помощью цвета можно разделить на три группы: - цвет как фактор психофизиологического комфорта; - цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия; - цвет в системе средств визуальной информации.

Цвет - визуальное свойство, присущее любой форме. Мы окружены цветом. Однако источником цветов, которыми мы характеризуем предметы, является свет, освещающий и наполняющий форму и пространство. Цвета без света не существует.

Цвет как свойство света - предмет изучения физики. Он определяется длиной волны в пределах спектра видимого света. Самая длинная волна у красного цвета, затем идут оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и, наконец, фиолетовый, имеющий самую короткую видимую волну. Когда источник света излучает волны всех этих цветов приблизительно в равных количествах, то их сочетание дает белый свет, который на вид бесцветен.

Влияние цвета и света на восприятие объема в пространстве.

Визуальные изменения цвета объекта может также произойти, если поменять освещение, расположить рядом с объектом предметы других цветов или изменить цвет фона. Эти факторы очень важны для дизайнера по интерьеру. Для освещения редко используют свет разных оттенков, обычно - просто белый. Однако не все источники белого света хорошо сбалансированы. Лампы накаливания дают теплый свет, а многие люминесцентные лампы - холодный. Дневной свет тоже может быть теплым или холодным, в зависимости от времени дня и направления его проникновения. Вызвать изменение оттенка освещения интерьера может даже цвет большой отражающей поверхности.

Теплый свет подчеркивает теплые цвета и нейтрализует холодные, а холодный цвет усиливает холодные оттенки и ослабляет теплые. Если свет тонирован каким-либо оттенком, то он повышает насыщенность цветов, имеющих этот оттенок, и нейтрализует цвета с противоположным оттенком.

Яркость цвета можно также изменить путем изменения количества света. Уменьшение уровня освещенности понижает яркость цветов и нейтрализует их оттенки, а его увеличение делает цвета более светлыми и повышает их насыщенность. Однако слишком высокий уровень освещенности может привести к уменьшению насыщенности цветов или к их размыванию.

Поскольку естественные потоки света часто меняют цвета по-разному, лучше всего тестировать их в том окружении, где они будут использоваться, причем как при дневном свете, так и в условиях вечернего освещения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ НИЯУ МИФИ: ЛУЧШЕЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ?

    ✪ Почему эргономика не работает

    ✪ ФКН ВШЭ: 298 БАЛЛОВ, 45% ОТЧИСЛИЛИ, ВОЕННАЯ КАФЕДРА, САЙТ С ОЛИМПИАДАМИ

    ✪ ЛИНГВИСТИКА ВШЭ: БОЛЬШАЯ НАГРУЗКА, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОФЕСИИ, ВЫСТАВКИ И МАЙНОР "ГАРАЖА"

    ✪ МИЭМ ВШЭ И КАК ДЕЛАТЬ НЕ НАДО

    Субтитры

История

Термин в написании «ergonomia» (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе «План эргономики, т. е. науки о труде, основанной на истинах, взятых из естественных наук» (польск. «Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody» ).

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники , которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР , Великобритании , США и Японии .

В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью .

Разделы эргономики

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

Виды совместимости среды «человек-машина»

  • Антропометрическая совместимость - учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость - учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость - учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость - учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Подходы

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем , в современной эргономике наиболее часто применяется системный подход (также называемый «системо-центрическим»). Ранее использовались антропо-центрический, машино-центрический и др. Новым является средо-ориентированный подход .

Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии , физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии , культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах .

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например, человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве , но также в быту , в спорте и даже в искусстве .

Организация рабочего места

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная компоновка рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

  • выполнение трудовых операций «очень часто» (2 и более операций в минуту) и часто (менее 1 операции в минуту) должно производиться в пределах зоны легкой досягаемости и оптимальной зоны моторного поля;
  • выполнение редких трудовых операций допускается в пределах зоны досягаемости моторного поля.

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
  • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
  • пространства для ног.

Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

Взаимное расположение рабочих мест

Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, - справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться ниже менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим процессом

Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.

  • 2.5.4. Моделирование систем "человек-машина" в эргономике
  • Глава III
  • 3.3.3. Преодоление альтернативы между концепциями открытого и закрытого контуров управления движениями
  • 3.4.1. Характеристика зрительных образов
  • 3.4.3. Микроструктурный анализ когнитивных процессов
  • Глава IV
  • 4.1.2. Система организации производства и труда ф.Тейлора и формирование предпосылок возникновения эргономики
  • 4.1.3. Новые подходы к изучению человека и малых групп на производстве в начале XX века
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики
  • 4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации
  • 4.2.2. Формирование исследований человеческих факторов в технике в сша
  • 4.2.3. Организационное оформление эргономического движения в европейских и других странах мира
  • Глава V
  • 5.1. Является ли Россия родиной эргономики?
  • 5.1.1. Духовная и интеллектуальная атмосфера возникновения эргономики в России в 20-е годы
  • 5.1.2. Концепции проектной культуры 20-х годов - предвестники эргономики
  • 5.1.3. Формирование предпосылок возникновения эргономики в России на рубеже конца XIX-начала XX века
  • 5.1.4. Зарождение эргономики в России в 20-30-х годах
  • 5.2. Общая характеристика начального этапа развития инженерной психологии
  • 5.3. Возрождение эргономики
  • 5.4. Эргономические исследования и разработки вниитэ и его филиалов
  • 5.5. Почему два содерджательных этапа формирования эргономики в 20-30-е и 60-80-е годы не привели к нормальному ее развитию в нашей стране?
  • Глава VI
  • 6.1. Эргономика в промышленности
  • 6.2. Эргономика в сельском и лесном хозяйстве
  • 6.3. Эргономика в строительстве, архитектуре и дизайне оборудования зданий и помещений
  • 6.4. Авиационная эргономика
  • 6.5. Эргономика наземных средств транспорта и среды движения
  • 6.6. Эргономика технически сложных потребительских изделий
  • 6.7. Эргономика для инвалидов и пожилых людей
  • 6.8. Космическая эргономика
  • 6.9. Военная эргономика
  • 6.9.1. Общая характеристика военной эргономики на примере сша
  • 6.9.2. Эргономика в нато
  • 6.10. Стандартизация в эргономике
  • 6.11. Подготовка кадров в области эргономики
  • Глава VII
  • 7.1. Понятие "рабочая система" и эргономические принципы ее проектирования
  • 7.2. Распределение функций
  • 7.3. Проектирование рабочих задач
  • 7.4. Проектирование работ
  • 7.5 . Проектирование рабочего пространства и рабочего места
  • 7.5.1. Общие положения
  • 7.5.2. Рабочие положения, позы и движения
  • 7.5.3. Расчет параметров рабочего места и его элементов
  • 7.5.4.Рабочая поверхность
  • 7.5.5.Рабочие сиденья
  • 7.6. Рабочий инструмент
  • 7.7. Проектирование интерфейса
  • 7.7.1. Построение информационных моделей
  • 7.7.2. Кодирование информации
  • 7.7.3. Средства отображения информации
  • 7.7.4. Органы управления
  • 7.8. Проектирование рабочей (производственной) среды
  • 7.9. Специфика оценки проекта рабочей системы и его реализации
  • Глава VIII
  • 8.1. Эргономика аппаратных и программных средств вычислительной техники
  • 8.2. Эргономические исследования и разработки средств ввода информации
  • 8.3. Работа с дисплеями и требования к ним
  • 8.4. Организация компьютеризованных рабочих мест и планировка помещений
  • 8.5. Организация диалога человека и эвм
  • 8.5.1. Основные принципы проектирования диалога "человек-эвм"
  • 8.5.2. Требования к интерфейсу пользователя
  • 8.5.3. Рекомендации по созданию графических интерфейсов пользователя
  • Глава IX
  • 9.2. Социально-гуманитарные основания изменения инженерного проектирования систем "человек-машина"
  • 9.3. Формирование человекоориентированного проектирования
  • 9.3.1. Как умерить крайности технико-центрированного проектирования?
  • 9.3.2. Новый тип проектирования
  • 9.4. Исследования духовного роста человека - зона ближайшего развития человекоориентированного проектирования
  • 9.4.1. Метафора духовного роста и развития человека
  • 9.4.2. Вертикаль духовного развития
  • 9.4.3. Геном (двойная спираль) духовного развития
  • 1. Органы зрения
  • 2. Органы слуха
  • 3. Другие органы чувств
  • 4. Приборы, средства индикации
  • 4.2. Зарождение и формирование эргономики

    Термин "эргономия" предложен в 1857 г. поль­ским естествоиспытателем Войтехом Ястшембов- ски, который опубликовал в еженедельнике "Природа и промышленность" статью "Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе".

    В 1920 г. в России разработан проект создания Эргологического института: в 20 -30-е годы формиру­ется концепция эргонологии (греч. ergon - работа, nomos - закон, logos - учение) и проводятся первые эргономические исследования.

    В 1921 г. японский ученый И.Танака издал книгу "Человеческая инженерия" и тем самым ввел в Японии этот термин. С 1925 г. исследования в указанной области достаточно интенсивно развиваются в различных воен­ных организациях.

    Неформальные группы специалистов, обсуждавших проблемы человеческих факторов, возникли в США на­кануне второй мировой войны. В 1938 г. лаборатория по изучению человеческих факторов была создана в компании "Белл Телефон Лабороториес" (Bell Tele­phone Laboratories).

    Эргономические исследования получают разви­тие в годы второй мировой войны. Однако для их названия использовались термины "человеческая инже­нерия", "инженерная психология", "исследования лично­го состава" и др. Для проведения исследований, связан­ных с проектированием радарных установок, сложного приборного оснащения военных самолетов и других не менее сложных систем, в которых человек выполнял функции контроля и управления, больше всего подходи­ли специалисты, имевшие подготовку в области экспери­ментальной психологии. Ее методы и результаты явились исходным пунктом становления инженерной психологии, которую иногда называли экспериментальной психоло­гией середины XX века. В это же время был дан импульс междисциплинарным исследованиям по выявлению оп­тимальных условий деятельности человека, а также его предельных возможностей. Физиологи, психологи, анато­мы, инженеры и дизайнеры все чаще работали вместе и с взаимной пользой.

    4.2.1. Возникновение эргономики в Англии и создание Международной эргономической ассоциации

    В годы второй мировой войны в Англии комплексные исследования и разработки, в которых принимали учас­тие представители наук о человеке и инженерно-техни­ческие специалисты, осуществлялись под эгидой Комите­та по исследованиям личного состава. Под "исследовани­ем личного состава" понималось, с одной стороны, выяв­ление наилучших средств повышения эффективности боевой деятельности, безопасности и комфорта солдат,

    матросов и летчиков в различных условиях окружающей среды, а с другой - приспособление кораблей, боевых транспортных средств, самолетов и вооружения к воз­можностям и особенностям тех, кто должен их исполь­зовать. Английские ученые О.Едхолм и К.Ф.Х.Маррелл отмечали, что подобная направленность исследований личного состава, если отвлечься от военных задач, мало чем отличается от целевых установок Эргономического исследовательского общества .

    В Англии в военное время эргономические экспери­ментальные исследования проводились в лабораториях Оксфордского, Кембриджского и других университетов, а также в ряде военных организаций и учреждений под руководством Совета медицинских исследований. Иссле­дования, которые до 1939 г. выполнял Совет по изучению здоровья промышленных рабочих, имели много общего с "исследованиями личного состава" и были направлены на решение проблем учета возможностей и особенностей человека и групп людей в промышленности. В каждом из исследований реализовывался принцип приспособления работы к человеку или человека к работе с целью улуч­шения человеческой деятельности. Тем самым предвосхи­щался девиз: "Приспособление работы к работающему".

    Исследования, проводимые под руководством Коми­тета по исследованию личного состава, были ориентиро­ваны на решение практических вопросов в предельно сжатые сроки. Тем не менее выявились фундаменталь­ные проблемы и были инициированы программы иссле­дований на перспективу, которые выполнялись уже после окончания войны.

    Изучение возможностей и особенностей военного персонала, от которых существенно зависят эффектив­ность и надежность функционирования техники и систем в экстремальных условиях военных действий, междис­циплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой явились предтечей эргономики. Од­нако нет оснований жестко связывать ее возникновение со второй мировой войной.

    После войны в Англии остро ощущались разобщен­ность и различия интересов ученых, в особенности пси­хологов и физиологов, которые замкнулись в своих лабо­раториях и встречались от случая к случаю на заседаниях различных комиссий. Ослабли связи, и прежде всего информационные, между научными дисциплинами, пред­метом которых являются различные аспекты поведения человека в труде. В это время ведутся поиски организа­ционных форм, которые позволили бы представлять и обсуждать научные доклады не в обществе исключитель­но физиологов, психологов или анатомов, а при участии всех названных ученых. Все явственнее становится стремление к совместной деятельности, тесному обще­нию ученых разных специальностей друг с другом. При изучении человека в трудовой деятельности стали осоз­наваться определенные ограничения, накладываемые традиционными дисциплинами.

    В целях координации усилий различных специалистов и преодоления односторонности решения проблем раци­ональной организации труда отдельными научными дис­циплинами, 12 ученых, встретившись летом 1949 г. В лаборатории К.Ф.Х.Маррелла, решили организовать группу для регулярного обмена научной информацией. В этом же году группа приступила к организации эргономического исследовательского общества, пер­воначально названного "Общество человеческих исследо­ваний", но сразу же было решено найти более подходя­щее название. Примечателен тот факт, что все организа­торы нового научного общества принимали участие в исследованиях личного состава во время войны или после ее окончания.

    Второе заседание Общества человеческих ис­следований состоялось в 1950 г. в Психологической лаборатории Ф.Бартлетта Кембриджского универ­ситета. В Обществе к этому времени было уже 50 человек, возраст подавляющего большинства которых был до 40 лет. На заседаниях обсуждались доклады, по­священные главным образом военной тематике. Вновь был поднят вопрос о названии общества. Для обсуждения предложены были названия: Общество человеческой эко­логии (Человеческое экологическое общество), Общество изучения человеческой окружающей среды и др. В ходе дискуссии К.Ф.Х.Маррелл предложил для названия об­щества слово "эргономика". 25 членов отдали предпочте­ние названию "Эргономическое исследовательское об­щество", а 24 - названию "Общество человеческих ис­следований". В результате с 16 февраля 1950 г. обще­ство стало называться "Эргономическое исследова­тельское общество". Это совершенно исключительный в истории науки случай, когда не только точно датируется время и место возникновения новой дисциплины, но и вопрос о ее названии решается вполне демократичес­ки - простым большинством голосов.

    Термин "эргономика" выбран потому, что новая область исследований не принадлежит ни к одной из наук, на стыке которых она образовалась; термин ней­трален и не содержит намека на приоритет физиологии, психологии или анатомии; кроме того, каквсякий термин, он краток, однозначен, определенен и мог получить рас­пространение в других странах.

    Первоначально Эргономическое исследовательское общество представляло, как официально подчеркивалось, "объединение людей, работающих в сфере научных ис­следований". Вопрос о создании прикладной науки эрго­номики в это время не рассматривался. Инициаторы создания общества, среди которых называют К.Ф.Х.Мар­релла, О.Едхолма, П.Рэндла, У.Флойда, У.Хика и др., были единодушны в том, что объединение ученых смежных научных дисциплин для совместного решения общих проблем позволит добиваться лучших результатов, кото­рые в принципе не могут быть получены в рамках какой-либо одной из дисциплин. В этом их убеждал опыт успешной совместной работы физиологов, психологов*, анатомов, инженеров и дизайнеров в годы второй миро­вой войны.

    Возникновение эргономики содействовало сближе­нию ученых разных специальностей, которые в Англии в то время были настроены подозрительно и даже враж­дебно друг к другу. Когда Эргономическое исследователь­ское общество собралось впервые, были назначены два

    ученых секретаря - психолог и физиолог, так как ни одна из сторон не доверяла другой; по той же причине не был избран президент. Теперь в обществе один пре­зидент и ученый секретарь.

    На заседании общества в 1950 г. обсуждался вопрос об укреплении связей с промышленностью. Решено было организовать конференцию "Человеческие факторы в проектировании оборудования" с участием представите­лей промышленности. Эта первая конференция общества состоялась 18 апреля 1951 г. в Бирмингеме. В ее работе приняли участие 145 ученых и специалистов. Среди них были четыре участника из Швеции, пять - из США, по одному - из Голландии и Дании. На конференции были представлены доклады по антропометрии, проблемам си­денья и позы, средствам отображения информации и органов управления, мышечной силы и анализу работы.

    Состав общества увеличился в 1951 г. до 80 чле­нов, 14 ученых и специалистов были гражданами США, Голландии и Швеции. Успех конференции в Бир­мингеме означал, что общество прочно стало на ноги. Установлены были деловые контакты с промышленнос­тью. Однако одной из важнейших оставалась задача доведения до предпринимателей, инженеров, конструк­торов, технологов целей и задач исследований общества, как это делалось "исследователями личного состава" во взаимоотношениях с офицерами во время войны. Укреп­ляя деловые контакты ученых разных специальностей, об­щество начало выполнять в какой-то мере функцию их взаимообучения.

    Вторая ежегодная конференция общества по меж­дисциплинарной проблеме "Утомление" состоялась в Кренфилде 24 - 27 марта 1952 г., тема третьей конферен­ции - "Измерение человеческой деятельности" (Окс­форд, 13-16 апреля 1953 г.), а в 1954 г. участники четвер­той конференции обсуждали в местечке Эсхорне Хилл проблему "Научное изучение человеческой деятельности в промышленности". Третью часть участников четвертой конференции составляли представители промышленнос­ти. Пятая конференция на тему "Человеческие факторы на транспорте" состоялась в апреле 1956 г., некоторые сделанные на ней доклады были опубликованы в первом номере журнала "Эргономика", который начал выхо­дить в 1957 г.

    В 1960 г. был образован факультет эргономики и кибернетики в технологическом колледже в Лавбро, первоначально готовивший эргономистов из числа дип­ломированных специалистов. В настоящее время этот факультет, переименованный в факультет наук о челове­ке, является ведущим национальным и международным подразделением высшего учебного заведения по подго­товке специалистов в области эргономики. При факуль­тете создан Институт эргономики потребительских товаров (рис. 4-3). Несколько позже эргономистов стали готовить на факультете прикладной психологии Астон-ского университета в Бирмингеме и факультете промыш­ленного производства Бирмингемского университета, а также в некоторых других высших учебных заведениях.

    Начиная с 1962 г. в Англии издается серия бро­шюр для работников промышленности, посвященныхметодическим вопросам использования данных эргоно­мики на практике. В 1969 г. был основан информаци­онный центр по эргономике, одна из задач которого - удовлетворение запросов английской промышленности в области применения данных эргономики.

    В 1963- 1964 гг. формируются исходные положения системного подхода в эргономике; впоследствии они ин­тенсивно разрабатываются У.Синглтоном и другими анг­лийскими учеными. В 1965 г. К.Ф.Х.Маррелл издает мо­нографию "Эргономика".

    Публикуя в 1954 г. статью "Человеческие факторы в проектировании оборудования", английские ученые У.Флойд и А.Вэлфорд вряд ли могли предвидеть будущее международное развитие эргономики, существенный вклад в которое внесли Эргономическое исследова­тельское общество и Европейское агентство по про­изводительности труда. Обе эти организации положи­ли начало формированию эргономики как междисципли­нарной науки и подняли ее на международный уровень.

    В 1955 г. названное выше агентство поручило изуче­ние эргономических проблем специальной группе. Инте­ресна следующая деталь: европейские правительствен­ные эксперты в области производительности труда про­явили осторожность по отношению к термину "эргоно­мика" и попросили дать его операциональное определе­ние. В результате Европейское агентство по производитель­ности труда вместо термина "эргономика" приняло опреде­ление "соответствие работы работающему" и приступило к реализации программы по этому направлению .

    Деятельность английского Эргономического иссле­довательского общества с самого начала привлекла вни­мание ученых различных стран. В 1951 г. в обществе, как уже отмечалось, насчитывалось 14 ученых из других стран, в их числе В.Акерблом, Дж.М.Кристенсен (Шве­ция), П.Фиттс, Л.Мид, К.Морган (США), а к 1957 г. их число составляло одну треть. В обществе появилось 16 коллективных членов, которые представляли круп­ные фирмы, включая корпорацию "Дженерал Моторс" (США, Детройт).

    Начав с налаживания информационных связей между учеными, изучавшими различные аспекты поведе­ния человека в труде, члены Эргономического исследо­вательского общества впоследствии стали искать пути преодоления неизбежной в рамках отдельных научных дисциплин односторонности решения проблем рацио­нальной организации труда. В 1976 г. общество стало называться Эргономическим обществом, что отража­ло существенные изменения, связанные с явной ориен­тацией его членов на эргономическую практику. "Появ­ление эргономики, - констатирует К.Ф.Х.Маррелл, - можно рассматривать как одно из следствий интереса исследователей с широким диапазоном знаний в различ­ных областях к комплексному изучению трудовой дея­тельности человека, и в этом смысле существование эргономики вполне оправдано" .

    В 1961 г. создается Международная эргономи­ческая ассоциация (МЭА), согласно решению, принято­му в 1959 г. на ежегодной конференции Эргономического исследовательского общества в Оксфорде. Цель МЭА -

    способствовать развитию эргономического знания и практики, инициируя и поддерживая международную деятельность и кооперацию в распространении знания, обмене информацией и передаче технологии. Раз в три года проводятся конгрессы МЭА, которые представляют наиболее значительные события в деятельности этой организации. В 1996 г. членами ассоциации были уче­ные и специалисты 45 стран, в нее вошли националь­ные и несколько международных ассоциаций. К числу последних относятся Скандинавское эргономическое об­щество (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция); Эргоно­мическое общество Юго-Восточной Азии (Бруней, Индо­незия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд) и Эргономическая ассоциация, объединяющая ученых и специалистов, говорящих на французском языке. Членом МЭА стало Европейское общество эргономики в стома­тологии. Образованная в 1986 г. Европейская ассоциация когнитивной эргономики, однако, не входит в состав МЭА. Кроме журнала "Эргономика", ставшего официаль­ным органом Международной эргономической ассоциации, в Англии издаются международные журналы "Прикладная эргономика" (с 1969 г.), "Поведение и информационная технология" (с 1981 г.) и "Реферативный журнал по эргоно­мике" (с 1969 г.). Многие национальные и некоторые меж­дународные ассоциации, входящие в МЭА, издают специа­лизированные журналы по эргономике.

    МЭА уделяет большое внимание подготовке кадров по эргономике. В третьем издании справочника об образовательных программах в области эргономики (человеческих факторов), который создан при поддержке МЭА и опубликован в 1994 г., содержатся сведения о 223 программах из 32 стран мира .

    Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949 г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин «эргология», а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - «исследование человеческих факторов» (Human Factors (HF) - американское название европейской Ergonomics), в ФРГ - «антропотехника».

    Юридически оформившись в 1949 г., эргономика претерпела существенные изменения за эти десятилетия. Так, если 20 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в область безопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса «человек-компьютер». Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.

    Brian Shakel характеризует развитие эргономики по десятилетиям как:

    • 1950-е - военная эргономика,
    • 1960-е - промышленная эргономика,
    • 1970-е - эргономика товаров широкого потребления,
    • 1980-е - интерфейс «человек-компьютер» и эргономика программного обеспечения,
    • 1990-е - когнитивная и организационная эргономика.

    К концу ХХ века выделились три главных направления внутри эргономики:

    • 1. Эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье.
    • 2. Когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социотехнической системы.
    • 3. Организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социотехнических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

    Эргономика - наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.

    Эргономика - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту. Эргономика - результат синтеза гигиены, психологии, анатомии и целого ряда других наук.

    Эргономика - эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.

    Эргономика - отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики - системы человек-машина, в т.ч. и т.н. эргатические системы; метод исследования - системный подход. (энциклопедия «Кирилл и Мефодий»).

    Эргономика - научно-практическая дисциплина, изучающая деятельность человека, орудия и средства его деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфортности жизнедеятельности человека.

    Эргономика - дисциплина, изучающая движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика исследует не только анатомические и физиологические, но также и психические изменения, которым подвергается человек во время работы. Результаты эргономических исследований используются при организации рабочих мест, а также в промышленном дизайне. (Е.В. Савицкая, О.В. Евсеев)

    Эргономика занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства. Ее предметом является трудовая деятельность, а объектом исследования - системы «человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда». Эргономика относится к тем наукам, которые можно различать по предмету и специфическому сочетанию методов, применяемых в них. Она в значительной мере использует методы исследований, сложившиеся в психологии, физиологии и гигиене труда. Проблема состоит в координации различных методических приемов при решении той или иной эргономической задачи, в последующем обобщении и синтезировании полученных с их помощью результатов. В ряде случаев этот процесс приводит к созданию новых методов исследований в эргономике, отличных от методов тех дисциплин, на которые она возникла.

    Эргономика - отрасль междисциплинарная, черпающая знания, методы исследования и технологии проектирования из следующих отраслей человеческого знания и практики:

    • 1. Инженерная психология
    • 2. Психология труда, теория групповой деятельности, когнитивная психология
    • 3. Конструирование
    • 4. Гигиена и охрана труда, научная организация труда
    • 5. Антропология, антропометрия
    • 6. Медицина, анатомия и физиология человека
    • 7. Теория проектирования
    • 8. Теория управления.

    Мидиэргономика - исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив - организация». Миди-эргономика исследует взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. В сферу интересов миди-эргономики входят:

    • 1. проектирование организаций
    • 2. планирование работ
    • 3. обитаемость рабочих помещений
    • 4. гигиена труда
    • 5. проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов

    Это - исследование и проектирование систем «человек - рабочая группа, коллектив, экипаж, организация», «коллектив - машина», «человек-сеть, сетевое сообщество», «коллектив - организация», Сюда входит и проектирование организаций, и планирование работ, и обитаемость рабочих помещений, и гигиена труда, и проектирование АРМ залов с дисплеями общего пользования, проектирование интерфейсов сетевых программных продуктов, и многое, многое другое. Исследуется взаимодействие на уровне рабочих мест и производственных задач.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»