Упражнения и игры повышение уровня стрессоустойчивости. Как тренинг по борьбе со стрессом может помочь успокоиться? Ароматические средства: свечи, масла, лосьоны

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Стресс давно стал частью жизни современного человека. Его провоцируют интенсивная и напряженная работа, пробки на дорогах, возможные межличностные и семейные конфликты, частая нехватка времени. А управлять своими эмоциями умеет далеко не каждый человек. На помощь приходит тренинг на стрессоустойчивость, который позволяет эффективно управлять стрессом. Научиться это делать может каждый человек.

Что подразумевает тренинг и зачем он проводится

Психологические тренинги на стрессоустойчивость подразумевают под собой форму обучения, которая объединяет теорию и практику. При этом важное значение имеет именно практическая часть, она позволяет человеку отработать определенные приемы, тренировать навыки и желаемую модель поведения, которые помогут в обычной жизни справиться со стрессом.

Их можно подразделить на групповые и индивидуальные. Классифицируются они и по направленности на определенные сферы жизни человека, отношений. Также тренинги по стрессоустойчивости бывают открытые и закрытые.

На открытых занятиях обсуждаются вопросы широкого спектра. На закрытых тренингах проводятся обсуждения конкретной направленности, например, развитие бизнеса.

В отличие от семинаров, на тренингах гораздо меньше народа, что позволяет лучше проработать конкретные проблемы с каждым его участником. Основная задача любого тренинга заключается в том, чтобы на практике научиться применять теоретические знания, достичь определенных целей.

Для правильного выбора тренинга человеку необходимо задаться вопросом, в чем источник дискомфорта, который приводит к проблеме. Это может быть или усталость, которая вызвана постоянной нехваткой времени и длительной интенсивной работой.

Виды тренинга

Психологический тренинг на стрессоустойчивость имеет различную направленность. Чаще всего психокоррекционные программы вызывают способность человека изменить поведение и самосознание. В зависимости от задач, которые преследуются, различают следующие виды тренингов:

  • Психотерапевтический. Задача этих занятий — коррекция эмоций и сферы жизни, которых они касаются. Выполняя определенные упражнения, человек вызывает искусственно переживания, которые позволяют ему лучше понять себя, найти пути решения проблем, выйти из сложных ситуаций;
  • Психологический тренинг на стрессоустойчивость. Его задача — изменение психической сферы, поведенческих моделей, совершенствование сознания. Он включает в себя упражнения и игры, которые позволяют с успехом решить поставленную задачу;
  • Для личностного роста . В процессе занятий совершенствуются личные данные, укрепляются определенные качества, которые позволяют повысить уверенность в себе, компетентность в психологических аспектах;
  • Обучающий . Его целью является получение необходимых знаний и навыков, которые помогут в сложных ситуациях перенести или избежать стресс. Он является некоей разновидностью психокоррекционного тренинга;
  • Организационный . На этом тренинге участники одной организации учатся работать в коллективе, стараются повысить уровень психологического комфорта. это приводит к совершенствованию совместной деятельности и повышению организационного эффекта. Разновидностью этого тренинга являются корпоративные занятия.

Естественно, разграничения по задачам весьма условное, поскольку каждый из видов включает в себя упражнения, направленные на поиск оптимальных решений проблем, касающихся всех сфер человеческой жизни. Близки задачи психологических занятий и упражнений по личностному росту. Формирование личных качеств важно и для обучающих тренингов.

Тренинг по стрессоустойчивости направлен не только на коррекцию поведения, но и на личное развитие, повышение психологической составляющей и уверенности в своих силах и знаниях.

Где можно пройти тренинг: содержание программ

Пройти тренинги можно в специализированных компаниях, где специалисты подберут оптимальный вариант программы с учетом индивидуальных особенностей обратившихся людей. Существуют следующие программы тренинга, которые могут быть предложены вниманию человека:

  • Методический. На нем выполняется обучение специалистов, которые в дальнейшем смогут работать тренерами по стрессоустойчивости. Основные этапы этих занятий: получение теоретических знаний, участие непосредственно в работе, обсуждение задачей и целей, знакомство с работой тренера. На конечном этапе человек под руководством тренера самостоятельно ведет группу людей;
  • Психотерапевтический. Теоретическая часть, направленная на ознакомление с работой, получение знаний по психическим изменениям, которые способны разрешить внутренний конфликт. Практическая часть включает в себя упражнения и игры, они способствуют выходу из кризисного состояния. В процессе ведется разъяснительная работа;
  • Организационный. На этих занятиях идет работа по совершенствованию деятельности группы людей, на основе формирования в процессе обучения копинг-стратегий.

Упражнения для тренинга

Каждый тренинг включает в себя набор определенных упражнений, которые направлены на снижение психологического дискомфорта. Могут использоваться различные меры воздействия, включая гипнотические занятия, самогипноз, упражнения на восстановление правильного дыхания, арт-терапия, воздействие музыкой и танцами.


Хорошие результаты показывают идеомоторные приемы, которые позволяют человека. К ним можно отнести работу руками:

  • «Полет» — подъем рук без напряжения из положения стоя с закрытыми глазами;
  • «Левитация» — настрой на руки, которые под воздействием мыслей обретают легкость и поднимаются сами собой.

Все упражнения имеют ментальную направленность, которая способна привести сознание в спокойное состояние. Впоследствии эти простые движения будут способствовать возврату покоя при повторном их выполнении, когда потребуется успокоиться и отвлечься от стрессовой ситуации. Поэтому столь важно подобрать для себя оптимальный вариант упражнения.

Отличный эффект дает упражнение на растягивание шеи. Для его выполнения следует удобно сесть, расслабиться и настроить свободное дыхание. На вдохе голова отклоняется назад, на выдохе — вперед. При этом тело не должно наклоняться или двигаться. Действия повторяются 3-4 раза.

Это упражнение дает сразу несколько преимуществ. Его важно выполнять и в повседневной жизни, поскольку мало кто замечает напряжение в мышцах шеи и спины. Две минуты занятий снимут не только мышечное напряжение, но и психологическое, контролируемое осознанное дыхание поспособствует осознанному отношению к себе.

Упражнения для тренинга на стрессоустойчивость выполнять желательно с закрытыми глазами, это позволит лучше сконцентрироваться на задаче.

Существует еще немало способов и упражнений, которые позволяют снизить напряжение и избежать стресса. Прекрасные показатели имеют медитация, концентрация на движении, стряхивание напряжения и другие методики.

Кому нужен тренинг стрессоустойчивости и его польза

Тренинг повышение стрессоустойчивости принесет пользу следующим категориям людей:

  • Руководящий состав. Он поможет наладить в коллективе рабочую атмосферу, в которой сотрудники будут чувствововать себя комфортно;
  • Работники. Многие фирмы прибегают у услугам специалистов, чтобы сократить количество конфликтных ситуаций между сотрудниками;
  • Молодежи, которая закончила учебные заведения. Тренинги способствуют борьбе с волнением при устройстве взрослой жизни. Полезны они студентам перед экзаменами, они позволяют снизить эмоциональные перегрузки у подростков;
  • Семьям занятия помогут избегать конфликтных ситуаций, правильно разрешать спорные вопросы, повысить самооценку супругов, осуществлять контроль над эмоциями.

Тренинги направлены не только на снижение ежедневного стресса, но и для его профилактики. С их помощью можно повысить стрессоустойчивость, научиться быстро восстанавливаться после напряжения, повысить эмоциональное состояние, работоспособность, выносливость, а также раскрыть свои потенциальные возможности.


Важно обращаться в профессиональные компании, где опытные тренеры помогут человеку познать себя, избавиться от комплексов и привычек, которые мешают жить, научат анализировать проблемы. Кроме того, на таких занятиях можно провести время интересно и с пользой.

1. Организационный момент

Знакомство с целью, задачами тренингового занятия, изготовление бейджиков четырех цветов.

2. Игра «ССВУ (сильные, слабые, возможности, угрозы)»

Цель: анализ положительных сторон участия в конкурсе.

Инструкция. Каждое мероприятие для каждого участника может характеризоваться с четырех сторон. Сильная сторона - то, что помогает участнику достичь успеха в мероприятии. Слабая сторона - то, что может помешать. Возможности - то, что можно получить хорошего, полезного в ходе и по результатам мероприятия. Угрозы - какие неприятные для нас последствия могут быть.

Разбейтесь на четыре подгруппы по цвету бейджиков. Возьмите лист с одной «стороной» (сильная, слабая, угрозы, возможности) и раскройте свою сторону относительно участия в конкурсе «Воспитатель года».

Обсуждение результатов в последовательности: сильная, слабая, угрозы, возможности.

3. Упражнение «Мыльные пузыри»

Цель: формирование навыка замены негативных мыслей на позитивные; повышение самоуважения.

Инструкция. Возьмите карандаш и бумагу. Проанализируйте свои мысли о том, что вас беспокоит. Сравните, как слова соотносятся с вашими чувствами. Если вы скажете: «Я себя плохо чувствую», - вы действительно себя почувствуете плохо. Скажите себе: «Я вздремну и буду чувствовать себя лучше».

На чистом листе бумаги нарисуйте голову, из которой вылетают мыльные пузыри ваших мыслей вправо и влево. На пузырях слева напишите ваши негативные мысли, а на пузырях справа - позитивные.

Это будет выглядеть так:

4. Упражнение «Шаги к успеху»

Цель: овладение методом устранения напряжения, вызванного подготовкой к открытому мероприятию; отработка навыка решения проблемы.

Инструкция

1. На левой стороне листа нарисуйте лестницу. На каждой ступеньке напишите действие, которое приведет вас к успеху (на вершину лестницы). Например, ваша цель - подготовка к открытому занятию, тогда пять шагов будут какими?

Выбор темы,

Составление необходимых этапов занятия,

Составление плана занятия,

Написание работы по плану,

Редактирование окончательного варианта.

2. Закройте глаза и представьте себе каждый шаг. Вы увидите слова и образы, которые им соответствуют, например: «пишу за столом». Не открывайте глаза, пока отчетливо не увидите каждый шаг.

3. Составьте список всего, что вам мешает. Например, вас отвлекают мысли о телевизионной программе или о чьих-то неприятных словах; страх и волнение. Глубоко вдохните и «выдохните» отвлекающие мысли.

5. Упражнение «Радуга»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция

1. Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу - цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство. Вы видите то, что описываю я, или то, что захотите сами.

2. Первый цвет - голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

3. Следующий цвет - красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

4. Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

5. Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.

Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

6. Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

Каковы были последствия?

Примеры «советов»

1. Жить только работой. Завидовать лошади, что она может спать стоя. Спит стоя - значит, голова все время работает.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением. Это позволит скорее дойти до предела.

3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Все, что доставляет удовольствие, стараться закончить как можно быстрее. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда - только в землю.

7. Упражнение «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: обмен позитивным опытом регуляции нервно-психического состояния.

Инструкция. Мы все разные, и способы снятия напряжения у нас у всех разные. Вспомните и расскажите коллегам о своем способе выхода из стресса.

Чей способ вам показался наиболее необычным и интересным?

Какой из способов вы хотели бы взять на вооружение?

8. Упражнение «Снежки»

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация.

Инструкция. Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков».

(После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».)

Запомните с каким воодушевлением вы сражались до последнего. Пусть этот боевой задор сопровождает вас все время участия в конкурсе.

Какие ваши ощущения до и после упражнения?

Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

9. Упражнение «Итоги дня»

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Что принес вам сегодняшний день?

Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?

Какие открытия вы сделали для себя?

Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?

Продолжите фразу: «Было бы лучше, если бы в ходе тренинга…»

Множество людей изо дня в день занимается далеко не самыми любимыми вещами. Далеко не каждый способен с уверенностью сказать, что его работа приносит ему истинное удовольствие. А если еще и начальник слишком самоуверен и резок, а коллектив – не дружный и далеко не доброжелательный, то стресса избежать совершено невозможно.

Специалисты говорят о том, что постоянное воздействие негативных нервных ситуаций и неумение с ними справляться – это прямой путь к психологическим и даже физическим проблемам. Загнанный вовнутрь стресс часто становится причиной самых разных болезней. Поэтом информацией о том, как повысить устойчивость к стрессу, должны владеть практически все. Поговорим про стрессоустойчивость, упражнения на стрессоустойчивость, что это такое вообще за понятие.

Выход из стресса

Специалисты по психоаналитике говорят, что для того чтобы устранить стрессовую ситуацию нужно придерживаться трех основных правил. Первым делом стоит поменять свое отношение к ситуации, постараться посмотреть на возникшие проблемы под новым углом и, возможно, найти новые пути решения.

Второе правило – обучиться управлять физиологией, а именно – обучиться расслаблению либо наоборот концентрации. Третий шаг – решить проблему.

Упражнения по стрессоустойчивости подразумевают как раз обучение управлению физиологией. Они помогают обнаружить в организме скрытые резервы, позволяющие абстрагироваться от стресса и переживать его с наименьшими потерями. Такие упражнения не занимают много времени и сил, но результаты от их выполнения совершенно потрясающие. Они помогают обучиться быстрому и эффективному восстановлению сил, а также приводят нервную систему в нормальное состояние равновесия. Умение делать это на автомате и является стрессоустойчивостью.

Упражнения

В то время, когда вам кажется, что голова может взорваться, а нужно еще больше сконцентрироваться и довести дело до конца, вам поможет именно это упражнения. Оно поможет прийти в себя также после особенно сильного эмоционального напряжения, серьезных деловых встреч, а также подойдет для совершения своеобразной умственной перезагрузки.

Совершите вдох сквозь нос, задержите на секунду дыхание, после чего выдохните также сквозь нос. Все три элемента совершаются с равным счетом, вдох на пять счетов, задержка также на пять и выдох на пять счетов. В это время нужно сидеть, соединив кончики пальцев – это отлично уравновешивает правое с левым полушария. Повторите на протяжении 2х минут.

2. Быстрый сон либо расслабление

Это упражнение поможет вам как можно быстрее уснуть либо расслабиться, чтобы достичь максимально быстрого расслабления.

Закройте свою правую ноздрю большим либо указательным пальцем правой руки и проводите дыхание левой ноздрей. При этом лучше всего развернуться на правую сторону, а голову можно просто положить так, чтобы правую ноздрю прикрывала подушка. Продолжайте три-пять минут и вы, скорее всего, сможете легко и крепко уснуть.

Такое упражнение подойдет также в том случае, если вы внезапно проснулись посреди ночи и просто не можете уснуть дальше.

3. Быстрое очищение

Как известно, стресс сопровождается накоплением кортизола – гормона стресса в крови. Чтобы немного очистить от него кровоток в сжатые временные сроки можно выполнить следующее упражнение. Сделайте медленный вдох, считая в это время до трех. После медленно выдохните, считая с нуля до шести. Повторите несколько раз.

4. Мгновенное блаженство

Для того чтобы быстро расслабиться и найти энергию для дальнейшей деятельности можно выполнить следующее упражнение.

Расслабьте зону около глаз, после перенесите расслабление на корпус и опустите плечи. Сделайте максимально глубокий вдох. Дайте своему телу условно стечь вниз и максимально расслабиться. После того, как вам удастся достичь такого состояния, повторяйте максимально глубокие вдохи и выдохи на протяжении одной-трех минут, а в конце сделайте энергичный вдох. После пополнения запасов энергии вы будете готовы вновь рваться в бой.

5. Медитация

Как известно, медитация – это то состояние, при котором все внимание направляется вовнутрь. Существует несколько техник, позволяющих добиться подобного состояния, и они пользуются особенной популярностью, так что стали на сегодняшний день буквально явлением массовой культуры. Существуют данные, что многие компании активно внедряют их в свои программы по совершенствованию персонала.

Есть виды медитации, которые помогают достичь максимальной ясности ума, эффективно концентрируя внимание и оптимизируя деятельность лобных долей мозга, которые несут ответственность за принятие решений, а также за процессы мышления. Есть также вариант такого состояния, при котором можно получить контроль над своими эмоциями, заменяя свое внутреннее состояние другим. Также существуем медитация, направленная на достижение ясного сознания при помощи мантр, которые могут выглядеть как отдельные слоги либо звуки, и подлежат повторению.

Для обучения медиативным практикам нужно обратиться к специалистам, например, записаться в центр йоги.

Все перечисленные техники помогут вам обнаружить вашу индивидуальную кнопку, выключающую стресс. Они могут занять у вас достаточно немного времени, в зависимости от типа выбранных упражнений. Регулярное выполнение таких рекомендаций поможет вам защитить свое психологическое и физическое здоровье от вредного влияния стресса.

Стрессы сопровождают жизнь современного человека постоянно: в общественном транспорте, на улице, за рулем в пробке, при общении с руководителем или недоброжелателями и т.д. Атмосфера на работе также может стать его причиной. Да и дома постоянные заботы о детях, близких и бытовые проблемы добавляют масла в огонь.

Чтобы учиться справляться с ними, нужно учиться контролировать свои эмоции и управлять своим состоянием. Научиться этим вещам можно на тренинге стрессоустойчивости или стресс-менеджмента. Но сначала важно понять, что же это такое? Стрессоустойчивостью называется умение человека справляться со стрессом и выходить из сложных ситуаций без эмоциональных перегрузок.

Именно методам контроля над эмоциями и формирования позитивного отношения к жизни обучают на тренинге по стресс-менеджменту. Если пройти подобный тренинг, устойчивость к стрессам перестанет быть для вас лишь непонятным, а обязательным пунктом в резюме.

Эти обучающие программы относятся к психокоррекционным тренингам , поскольку способствует изменениям в поведении человека и его самосознании. Их можно различать в зависимости от конкретных задач, поставленных перед группой:

  • Психотерапевтический тренинг , целью которого является коррекция эмоциональной сферы. С помощью определенных упражнений люди через эмоциональные переживания лучше понимают себя, самостоятельно находят пути выхода из сложных ситуаций.
  • Тренинг для личностного роста , на котором совершенствуются некоторые личностные качества участников: формируется уверенность в себе и повышается психологическая компетентность.
  • Обучающий тренинг , в ходе которого люди приобретают навыки, умения, знания, которые повышают их уровень стрессоустойчивости.
  • Организационный тренинг , в котором принимает участие определенная организация для улучшения психологического климата в коллективе. Посмотрите еще .

Естественно, разграничивать эти виды тренингов следует лишь условно, так как в каждом конкретном тренинге присутствуют и упражнения для поиска оптимальных решений, и обучающие мини-лекции, и задания на формирование личностных качеств.


Какая польза от этих обучающих программ?

Тренинг стрессоустойчивости будет полезен разным категориям людей :

  • руководителям: с помощью подобного тренинга можно научиться создавать в коллективе здоровую атмосферу и решать даже сложные задачи, не срываясь на подчиненных; к такому руководителю испытывают уважение, а не страх;
  • сотрудникам компании: тренинг необходим в фирмах, где коллеги постоянно ссорятся между собой или возникают конфликты между клиентом и сотрудником;
  • выпускникам школ, училищ, студентам: тренинги полезны, так как учат саморегуляции и способам борьбы с волнением, что пригодится ребятам на экзаменах, а также поможет при эмоциональных перегрузках во время интенсивной учебы;
  • женщинам, стремящимся избегать конфликтов в семье и правильно их разрешать; также они необходимы для формирования уверенности в себе и контроля над своими эмоциями. (какие еще бывают тренинги для женщин?)

Любой тренинг полезен не только для людей, в жизни которых уже наблюдается ежедневный стресс, но и для профилактики его появления. С помощью тренинга можно достичь следующих результатов :

  • научиться самостоятельно справляться со стрессом с помощью восстановительных методик,
  • улучшить свое эмоциональное состояние,
  • повысить выносливость и работоспособность,
  • раскрыть скрытые в каждом возможности.

Упражнения для повышения стрессоустойчивости

В тренинге стрессоустойчивости могут использоваться упражнения из различных направлений психологической коррекции и специальные восточные практики : гипноз и самогипноз, медитативные практики, дыхательные упражнения, упражнения из психодрамы, арт-терапии, музыкальные и танцевальные упражнения, идеомоторные приемы, упражнения из телесно-ориентированной терапии и т.д.

Основные упражнения для стрессоустойчивости , с помощью которых можно диагностировать уровень стрессоустойчивости каждого, представляют собой идеомоторные приемы, например, разведения, сведения и подъема рук:

  1. Прием «Полет»: Встаньте, опустив руки вдоль корпуса, и закройте глаза. Мысленно сосредотачивайтесь на своих руках и «заставляйте» их подняться вверх, но без малейшего напряжения. Представляйте, что вы парите в воздухе.
  2. Прием «Левитация рук»: Встаньте с опущенными руками и настройтесь на ваши руки. Чувствуйте их легкость, которая заставляет руки словно «всплывать», подниматься выше.

Есть и другие упражнения, которые помогают человеку прийти в определенное психоэмоциональное состояние. Нужно будет подобрать оптимальное упражнение для себя. Основным моментом в этих упражнениях являются ментальные процессы, приводящие сознание в спокойное состояние.

Когда вам удастся выполнить эти упражнения и действительно достичь нужного результата, вы сможете контролировать свои эмоции в сложных ситуациях, просто вернувшись в прошлое спокойное состояние путем выполнения тех же действий.

Автор: Аверина Лина Валерьевна, педагог-психолог ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж», г. Тула
Описание материала: программа психологического тренинга «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса» может быть полезна педагогам-психологам в групповой коррекционной работе с подростками и обучающимися юношеского возраста в среде общежития, а также воспитателям общежитий учреждений СПО.
Психологический тренинг «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса»
Цель тренинга: повысить стрессоустойчивость студентов, проживающих в общежитии, путем получения знаний и развития навыков для сопротивления краудинг-стрессу в микросреде общежития;
Задачи:
- развить устойчивость к стрессовым ситуациям,
- увеличить выносливость и работоспособность,
- раскрыть скрытые возможности,
- самостоятельно справиться со стрессом благодаря различным восстановительным техникам,
- контролировать свое физическое и эмоциональное состояние,
- улучшить свое эмоциональное состояние.
Вид тренинга: Тренинг личностного развития, Обучающий тренинг
Содержание:
- психотерапевтический эффект;
- эффект обучения, обучение общим эффективным приемам социального поведения;
- вооружение конкретными знаниями;
Продолжительность:1 час
1. Представление
Тренер представляется участникам семинара, знакомит с темой тренинга, сообщает о режиме работы.
2. Правила группы
Группа вырабатывает правила, в соответствии с которыми проходит дальнейшая работа семинара-тренинга. Среди принятых правил могут быть как общепринятые позиции, так и пункты, касающиеся работы конкретной группы.
3. Упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: Прояснение явных и неявных правил, действующих в данной
группе.
Содержание: после принятия групповых правил участникам предлагается написать по два варианта окончания для каждого предложения:
В этой группе нежелательно...
В этой группе опасно...
Из этой группы будет исключен тот, кто...
В этой группе можно...
В нашей группе получит поощрение тот...
Обсуждение. После проведенной работы участники отвечают на
вопросы:
В какой степени действующие правила ясны участникам?
Насколько широк спектр негласных норм?
Какие из них полезны, а какие обременительны?
Какие правила и нормы могут вызвать дискомфорт и стрессовое
состояние?
Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные
правила?

4. Игра-знакомство «Презентация и ожидания»
Цель. Знакомство участников друг с другом, развитие партнерских взаимоотношений.
Содержание. Группа делится на пары, каждая из которых, вы­
брав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.
Далее участники тренинга озвучивают свои ожидания по поводу предстоящего тренинга. Ожидания записываются на листе ватмана и откладываются в сторону до окончания тренинга.
5. Упражнение «Я и стресс»
Цель . Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостояния стрессовым ситуациям.
Содержание. Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (почислу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите». Участники рисуют в течение 4- 5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.
Вопросы, которые может задать тренер .
Посмотрите внимательно на свой рисунок.
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько - стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще?
ели вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке - дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия «Стресс», стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.
Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна
работа на тренинге.
5. Мини-лекция «Краудинг-стресс»
Методом мозгового штурма группа выводит определение стресса, после чего тренер знакомит слушателей с существующей в психологической науке информацией по поводу данного. Особое внимание уделяется проблеме причин и последствий подобного вида стресса, возможным профилактическим мерам. При рассмотрении причин стресса тренеру важно подвести участников группы к осознанию того, что все перечисленные причины стресса являются только потенциальными источниками негативного воздействия на человека. Все зависит от того, как сам человек воспринимает эти причины, считает ли он их стрессорами.
Текст лекции:
Концепцию стресса, как и само понятие, разработал и ввел в науку канадский физиолог Ганс Селье, обративший внимание на то, что у пациентов, страдающих различными заболеваниями, обнаруживается ряд общих симптомов – потеря аппетита, повышенная агрессивность, бессонница, снижение мотиваций и т.д.
Для современного человека, особенно горожанина, стресс стал повседневным состоянием. Горожанин – это, как правило, человек, одновременно принадлежащий к целому ряду малых и больших социальных групп – он член семьи, производственного или студенческого коллектива, спортивной команды, дружеской компании, общественной организации или политической партии и т.д. Нормы поведения и деятельность в этих группах и объединениях различны, и перемещение из одной группы в другую означает для человека необходимость быстро переключаться из одной нормативной системы на другую, от одних стереотипов деятельности и поведения переходить к другим. Социальные условия, информационные и интеллектуальные перегрузки, обострение межличностных взаимоотношений вызывают у современного городского жителя психическую усталость и эмоциональный стресс.
Всё вышесказанное особенно актуально в условиях студенческих общежитий: во-первых, соседей не выбирают, во-вторых, может развиться краудинг – стресс (англ. crowd – толпа) – это специальный термин, используемый для обозначения стресса, вызванного субъективным ощущением нехватки пространства, т.е. того, что вокруг находится больше людей, чем хотелось бы.
Существует такое понятие – «пространство взаимодействия». При пространственном взаимодействии происходит так называемый пространственный контакт - непосредственное осознание близости другого человека. Интенсивность контакта при общении регулируется дистанцией между людьми и их направленностью.
Э. Холл (Hall Е., 1966, 1970) - один из первых исследователей в проксемике, предложил следующую классификацию дистанций общения:
- интимная дистанция до 45 см - дистанция общения лишь самых близких людей, в общение включены все сенсорные каналы. Надо сказать, что в разных культурах можно ожидать довольно большого разброса в этих границах;
- персональная дистанция от 45 см до 120 см - нормальная дистанция, соблюдаемая при ежедневном общении между людьми;
- социальная дистанция от 120 см до 4 м. Ее придерживаются при общении между чужими людьми, на официальных приемах, в случае различий в статусах;
- публичная дистанция больше 4 м удобна при выступлениях перед аудиторией.
Выбор дистанции человеком не осознается, но люди всегда реагируют, если реальная дистанция не соответствует их представлениям о норме.
Личное пространство человек считает своим, оно определенным образом
обозначено, и владелец регулирует поведение других в отношении данного места - это может быть рабочее место или пространство в доме (комната, угол).
В отношении данного места проявляются более или менее выраженные отношения собственности. И. Кон пишет, что потребность в личном пространстве менялась во времени. Жизнь средневекового человека проходила на виду у всех. Драмы и комедии семейной жизни, так же как и свадьбы и похороны, происходили открыто при участии всей общины. В новое время семья начинает ограждать свой быт от непрошеного общения, обзаводится замками, дверными молотками, колокольчиками, люди заранее договариваются о визитах. Одновременно появляется стремление к самоэкспозиции, к выражению, подчеркиванию своей индивидуальности, украшению жилья.
Именно поэтому часто происходят, на первый взгляд, казалось бы, беспочвенные конфликты, истинной причиной которых является нарушение личного пространства. Именно поэтому необходимо помнить об индивидуальности каждого человека и о возможных причинах недопонимания в микросреде общежития, в условиях учебной группы или в профессиональной деятельности.
После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию.
6. Упражнение «Выкинь свои проблемы» (Модификация упражнения Ньюстром, Сканнел )
Цель. Предоставление участникам возможности получить обратную связь по поводу своей проблемы, обменяться опытом.
Содержание. Тренер предлагает участникам группы написать на листе бумаги свою проблему, которую он хотел бы решить. Для того чтобы снять возможное сопротивление, тренер может сказать, например, о том, что с точки зрения позитивной психотерапии здоровый человек - это не тот, у кого нет проблем, а тот, кто имеет проблемы и старается их решить. Листы с описанием проблемы не подписываются, в процессе обсуждения» нельзя раскрывать авторство. Именно поэтому тренер просит участников писать разборчиво.
После того как участники описали свои ситуации, тренер предлагает им скомкать свои листы и бросить в пакет или мешок. После этого группа разбивается на подгруппы по 4-5 человек. Каждый участник подходит к ведущему и вынимает записки из мешка. На обсуждение каждой проблемы отводится 5 минут. Если кто-то из участников подгруппы догадался, чья эта проблема, он не должен делиться своей информацией или догадками с участниками. Если участник вытаскивает свою проблему, он не должен признаваться в своем авторстве. Обсуждение проводится методом мозгового штурма, то есть задача каждой подгруппы - найти как можно больше вариантов решений заявленной в записке проблемы. Для повышения эффективности этой процедуры мы предлагаем в каждой подгруппе выбрать секретаря, который записывал бы возможные варианты решений и следил за временем. После того как время истечет, каждая подгруппа зачитывает свои «проблемы» и варианты их решений. Тренер предлагает остальным участникам группы добавлять какие-либо предложения и варианты решений.
7. Подведение итогов.
Цель. обобщение знаний, умений и эмоций, полученных в ходе тренинга.
Содержание. Студенты садятся в круг, каждому предоставляется слово. Студенты делятся впечатлениями, дают свою оценку новой информации, отмечают, что нового узнали в ходе работы.
Список используемой литературы:
1. Аболин Л. М. О факторах устойчивости к стрессу // Психический стресс в спорте: Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1973. - С. 67-69.
2. Андреева А. Д. и др. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1994.
3. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости. – М., 1990.
4. Никифоров Г.С., Филимоненко Ю.И., Польшин А.К. Психологические аспекты саморегуляции состояния. – Л., 1986
5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М., 1960.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»