Управление туризмом. Структура индустрии туризма Особенности формирования туристского рынка Свердловской области

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Туристическое бюро

Формы собственности

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и их рыночные функции от этого не меняются.

Несмотря на то, что многие фирмы, особенно функционирующие на слабо развитых рынках туристических услуг, одновременно выполняют обе функции, т.е. бывают агенты, берущиеся за организацию путешествия, и туроператоры, в том или ином объеме самостоятельно реализующие розничную продажу, следует различать эти две группы хозяйствующих субъектов, поскольку агент розничной продажи является розничным продавцом, а туроператор производителем туристического продукта.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности бюро классифицируются на занимающиеся туризмом: внутренним, международным, выездами и приездами, обслуживанием в пути.

Наиболее распространенная модель бюро это:

· малые (до 6 человек),

· организует собственные заграничные поездки в определенную страну или местность,

· посредничает в продаже предложений больших бюро путешествий,

· организует собственные выезды внутри страны,

· посредничает в продаже туристических пакетов внутреннего туризма иных бюро или владельцев гостиничной базы,

· посредничает в продаже автобусных билетов международного сообщения,

· посредничает в продаже билетов на различные спортивные, культурные, увеселительные и т.п. мероприятия,

· от имени клиента занимается оформлением паспортно-визовых формальностей,

· осуществляет страхование.

Тема 2.2. Управление туризмом в Республике Беларусь

Проблемами туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. в республике сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Деятельность Министерства спорта и туризма РБ

Главная роль принадлежит министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется совету министров Республики Беларусь. На министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь.



Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу основных задач относятся решение проблем, связанных с осуществлением единой политики государства в области туризма, разработки концепций, направленных на совершенствование этой сферы, контроль за организацией кадровой политики, осуществлением научно-исследовательской деятельности и инноваций в сфере туруслуг.

Министерству предоставлено право издавать постановления, приказы и инструкции, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами; оно имеет право представлять республику на международной арене, подписывать договора и соглашения в области туризма.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Качан Олег Леонидович.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, а также других работников министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается советом министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи - создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Шульга Чеслав Казимирович – заместитель министра спорта и туризма, курирующий вопросы туризма.

Унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму Республики Беларусь» было создано министерством спорта и туризма в сентябре 2001 года и призвано обеспечивать сервисное обслуживание участников туристического рынка. Сегодня в команде агентства работает 36 человек, оно представлено главным офисом в Минске и 5 филиалами в областных центрах.

Совместно с бюро Юнеско в Москве национальное агентство по туризму поддерживает информационный проект «Молодежный культурно-познавательный туризм в Беларуси».

Агентство выступает партнером в совместном проекте Tempus ib-jep-23015-2002 «создание центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов туристической индустрии Республики Беларусь».

Структура туризма состоит из звеньев, уровней и связей. Звеньями являются отделы и другие подразделения, это могут быть и отдельные специалисты.

Все они управляют компанией или ее частями. Менеджеры тоже относятся сюда, так как они связывают и координируют несколько звеньев. Все связи между ними осуществляются по горизонтали. Звенья объединяются в уровни в зависимости от решаемых задач. У разных уровней разные ступени в иерархии, поэтому нижестоящие подчиняются вышестоящим. Руководители всех уровней не только руководят нижестоящими, но и сами выполняют какие-нибудь функции.

Структура туризма может быть линейной, когда у каждого исполнителя только один руководитель. Распоряжения отдаются сверху вниз по цепочке, при этом не допускается перескакивание отдельных звеньев. Функциональная структура более гибкая, поэтому применяется гораздо чаще. Начиная со среднего уровня, специалисты объединяются для выполнения конкретной узконаправленной задачи. Вторая структура применяется чаще как крупными предприятиями туризма, так и предприятиями мелкими.

Структура туризма включает в себя организаторов, которые разрабатывают продукт, продвигают его на рынке и реализовывают, организаций, размещающих туристов, предприятий питания, транспорта, бюро экскурсий, производственных предприятий, торговых, учебных и научных. Формирование продукта предусматривает согласование сроков перевозок, проживания, проведения экскурсий, посещения выставок, организации питания, и так далее. Время, цели, стоимость и качество всех услуг систематизируются и увязываются между собой в единый продукт. Затем туристическими операторами размещается реклама во всех доступных средствах массовой информации, проводятся выставки с рекламными целями для ознакомления как можно большего количества населения с продуктом. Они издают каталоги, выпускают брошюры, участвуют в ярмарках.

Для структуры туризма туроператоры являются одним из важнейших звеньев. Реализуют продукт они либо сами, либо через посредников, которые называются туристическими агентами. Туроператоры заключают множество контрактов с компаниями по перевозкам, гостиничными комплексами, экскурсоводами, предприятиями питания, культурно-развлекательными центрами, и многими другими участниками процесса туризма. Они могут арендовать самолеты, поезда, автобусы, гостиницы и теплоходы для получения значительных скидок. Клиентам они предоставляют в таком случае гораздо более дешевые продукты. Это способствует увеличению конкурентоспособности.

Национальная политика туризма регламентируется во всех странах туристскими администрациями национальными. Они сотрудничают с государственными органами управления, как на уровне правительств, так и на местных уровнях. В Испании эта структура входит в Министерство экономики. В Соединенных Штатах она отсутствует совсем, но это исключение. Во Франции данная структура подчиняется Министерству транспорта и общественных работ. Этот орган призван разрабатывать планы по развитию туризма, проводить маркетинг продукта национального, создавать представительства за рубежом для продвижения продукта.

Система организации управления туризмом в России на федеральном и региональном уровнях.

Туризм, как и любая отрасль, требует регулирования: управление туризмом – это важная сфера деятельности, которая помогает достичь наилучшего результата.

Основная цель - это, прежде всего, экономический эффект, не только для составляющих сферы, но и для региона в целом.

Российское управление туризмом выглядит следующим образом:

1) Во главе любой сферы и отрасли стоит президент.

2) Он осуществляет прямое взаимодействие с Советом по культуре и искусству при Президенте РФ, и косвенные связи – с Правительством РФ и законодательными органами.

3) Вышеуказанный Совет напрямую связан с Министерством культуры РФ. Косвенно с ним связано и Правительство РФ, и Комитеты государственной думы по культуре и законодательству в сфере туризма.

4) Министерство Культуры РФ, регулирующее туристскую деятельность, имеет косвенные или методические связи с государственным, социальным и частным сектором.

5) В государственном секторе есть Комитеты по туризму администраций субъектов РФ, которые напрямую связаны с туристскими организациями регионов.

6) Комитеты по туризму администраций субъектов РФ имеют прямые связи с комитетами и комиссиями в законодательных органах субъектов РФ.

В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами. Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

В России существуют:

Российская ассоциация, объединяющая туристские агентства;

Всероссийское народное туристское общество

Российская гостиничная ассоциация и др.

Главные задачи, которые призваны решить любые органы управления туризмом - это поддержка стабильности экономики, рост показателей индустрии туризма, увеличение количества поступающей иностранной валюты.

Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме.

Поскольку регулирование является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру.

В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

По масштабам международного туризма, федеральному устройству и способу организации туристской отрасли для России наиболее приемлема третья модель управления.

Туризм в РФ подчиняется государственному регулированию и управлению, государство формирует политику туризма. Основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в сфере туризма определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (1996 г.), а также в Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 г. (2008 г.). Связь между политикой и туризмом заключается в том, что государство регулирует развитие туризма, а туристская активность требует вмешательства со стороны государства с позиций нормативно-правового регулирования. Политическая власть аналогично экономическим факторам имеет возможности непосредственного (издавая регулирующие отношения в сфере туризма правовые акты) и опосредованного (политический курс страны, решения, принимаемые властями на международной политической арене, государственная идеология) воздействия на туризм.

Сложившаяся к настоящему времени система отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, базировавшейся на доминировании государственных форм собственности, к хозяйственному механизму, сочетающему различные формы собственности. Децентрализация в условиях рыночной экономики предполагает передачу права осуществления туристской деятельности любому предприятию независимо от форм собственности. Этот процесс сопровождается созданием различного рода ассоциаций, союзов и объединений. Управление туристским комплексом реализуется в рамках организационной структуры, включающей три уровня: макроэкономический, мезоэкономический и микроэкономический (рис. 1).

Рисунок 1. Организация управления индустрией туризма в России Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 52

Макроэкономический уровень

На этом - федеральном - уровне к субъектам управления туризмом относятся Президент РФ, Государственная дума РФ, Правительство РФ, Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

При Президенте РФ существует Совет по физической культуре и спорту, который должен обеспечивать:

Разработку основ государственной политики в сфере спортивного туризма;

Участие в разработке законодательства РФ по спортивному туризму;

Координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере спортивного туризма;

Анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Совета по физической культуре и спорту носят рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В высшем законодательном органе - Государственной думе РФ - в 2003 г. законодательное обеспечение туризма было отнесено к ведению Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а ранее осуществлялось специальной Комиссией по спорту и туризму. В структуре комитета функционирует подкомитет по развитию рынка туристских услуг, создан Экспертный совет, в который вошли ведущие представители турбизнеса и государственных органов.

Общее руководство туристским комплексом, проведение туристской политики осуществляет Правительство РФ.

Согласно статье 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», туризм и санаторно-курортная сфера являются частью социальной сферы России и представляют собой единый объект государственного регулирования. В Федеральном законе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995 г.) отмечается: «Правительство Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха». В соответствии с общераспространенной мировой практикой и международными правовыми актами санаторно-курортное лечение относится к категории лечебно-оздоровительного туризма, который в случае его субсидирования государством является также видом социального туризма.

Целью туристской политики является обеспечение конституционного права граждан России на отдых и досуг, свободу передвижения, охрану здоровья и иных прав при совершении путешествий посредством создания в Российской Федерации конкурентоспособной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей высокий уровень жизни россиян.

Туристская политика должна строиться на основе соблюдения Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации, а также социальных и экономических показателей и исследований российского и зарубежного туристских рынков.

Приоритетными направлениями туристской политики должны быть внутренний, въездной и социальный туризм, включая лечебно-оздоровительный, спортивный, этнокультурный, экологический.

Органы управления туристской отраслью РФ в период 1991-2004 гг. претерпевали постоянную реорганизацию (табл. 1).

Таблица 1. Хронология реорганизаций государственных органов управления туристской деятельности в Российской Федерации Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2007. - С. 53

Российская акционерная компания по иностранному туризму

Министерство культуры и туризма РФ Комитет РФ по туризму (Роскомтуризм)

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

Комитет РФ по физической культуре и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму

Российское агентство по физической культуре и туризму

Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

Департамент туризма в составе Министерства экономического развитая и торговли РФ

Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму в составе Министерства здравоохранения и социального развития

Федеральное агентство по туризму

18 ноября 2004 г. был принят Указ Президента РФ, утвержденный положением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 901, о создании Федерального агентства по туризму, напрямую подчиненного Правительству РФ.

Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся проведением государственной политики, нормативно-правовым регулированием, оказанием государственных услуг и управлением государственным имуществом в сфере туризма.

Центральные экономические ведомства, например Федеральная таможенная служба страны, выполняют важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области государственной экономики. На эту службу возложены организация таможенного и валютного контроля, издание нормативных актов по таможенным вопросам. Данные вопросы для развития туризма являются немаловажными.

Существенную роль в регулировании турбизнеса играют Министерство финансов и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования туристской деятельности, осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, издают нормативные документы по этим вопросам.

Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются:

Защита прав потребителей туристских услуг;

Создание правовых условий для эффективного функционирования туристского рынка, в том числе для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туристского показа, гостиниц, а также инфраструктуры, необходимой для развития туризма;

Поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере туризма; создание конкурентоспособной среды, не допускающей развития монополизма;

Продвижение российского туризма на международном рынке;

Сохранение и защита памятников культуры;

Сохранение культурной самобытности народов России;

Устойчивое развитие туризма.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»