Транспортный риск пример. Методы снижения транспортно-логистических рисков. по природе возникновения

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Транспортный риск

Особый интерес представляют так называемые транспортные риски. Их классификация впервые была приведена Международной торго­вой палатой в Париже (1919 г.) и унифицирована в 1936 г., когда бы­ли обнародованы первые правила ИНКОТЕРМС. После последних коррекций (1990 г.) различные транспортные риски классифицируют­ся по степени и по ответственности в четырех группах E, F, С и D.

Группа Е включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (Ex Works). Риски прини­мают на себя поставщик и его банк до момента принятия товара по­купателем. Риск транспортировки от помещений продавца до конеч­ного пункта уже принимается покупателем и его банком.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответст­венности и рисков:

a) FCA (Free Carrier /named place), это означает, что риск и ответ­ственность продавца (и его банка) переносятся на покупателя (посредника) в момент передачи товара в условленном месте;

6) FAS (Free Along Side Ship / named port of deshuation), это оз­начает, что ответственность и риск за товар переходят от по­ставщика (и его банка) к покупателю в определенном договором порту;

в) FOB (Free On Board ./ named of Shipment) означает, что прода­вец и его банк

снимают с себя ответственность после выгрузки товара с борта корабля.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец, его банк заключают с покупателем договор на транспортировку, но не прини­мают на себя никакого риска. Они включают следующие конкретные ситуации:

a) CFR (Cost and Freight ./ named port of deshuation). Продавец и его банк оплачивают стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохран­ность товара и дополнительные затраты берут на себя покупатель и его банк. Перенос рисков и ответственности происходит в мо­мент загрузки корабля;

6) CIF (Cost, Insurance, Freight ./ named port of deshuation) означа­ет, что, кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец и его банк должны обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;

в) CPT (Carriage Paid То / named place of deshuation), т.е. прода­вец и покупатель (и их банки) делят между собой риски и ответст­венность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточ­ный пункт транспортировки) риски полностью переходят от про­давца и его банка к покупателю и его банку;

г) CIP (Carriage And Insuranse Paid To / named place of deshuation) означает, что риски переходят от продавца к покупателю в опре­деленном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме то­го, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

a) DAF (Delivered At Frontier / named place), т.е. продавец прини­мает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимают на себя покупатель и его банк;

6) DES (Delivered Ex Ship /named port of deshuation) означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;

в) DEQ (Delivered Ex Quay (Duty Paid) / named port of deshua­tion) - передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

г) DDU (Delivered Duty Unpaid ./ named place of deshuation) - продавец принимает на себя транспортные риски за порчу, поте­ри, хищения и пр. товара до определенного договором места (ча­ще всего это склад) на территории покупателя;

д) DDP (Delivered Duty Paid ./named place ofdishuation) -прода­вец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но последний оплачивает их.

Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести опла­ту в договорной срок, риски могут перейти от продавца к нему рань­ше.

Лизинговый и факторинговый риски

Уровень банковских рисков может возникать также при осуществле­нии лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринго­вых сделок.

Лизинг - это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и пр.

Лизинг считается в настоящее время операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществ­лять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка.

В зависимости от формы отношений между субъектами, осуще­ствляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, фи­нансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечис­ленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.

Клиринг - это взаимная оплата между двумя банками, районами, экономическими единицами, государствами, при которой произво­дится обмен товаров без перевода денег (валюты). Сущность клирин­га выражается в следующем: за определенный календарный период, обычно один год, суммы взаимной торговли обращаются на конкрет­ных банковских счетах различных торгующих стран на основании специального клирингового договора. Осуществляя клиринг, каждая сторона-экспортер получает сумму экспортируемого товара от свое­го банка. Банк, со своей стороны, не ждет перевода из банка-импор­тера, дебетует клиринговый счет и высылает дебетовое авизо соот­ветствующему банку, связанному с импортером./

Бартерные сделки - это форма компенсации, когда товар опла­чивается не деньгами, а товаром. Бартерные сделки могут быть меж­фирменными и межгосударственными. Чаще всего межфирменные бартерные сделки осуществляются с помощью различных посредников.

Международные бартерные сделки, так же как и клиринг, связа­ны с прайс-листами, техническим кредитом, валютой для пересчета стоимости товаров, но они не связаны с определенным временным периодом, и продолжительность бартерных договоров зависит от количества и стоимости товаров, указанных в конкретных прайс-ли­стах.

Факторинг - разновидность торгово-комиссионных операций, в которых специализированная ком­пания кредитует продавца при про­ведении им отгрузки товара по сделке купли-продажи, приобретая дебиторскую задолженность клиен­та и взыскивая ее самостоятельно.

Риски, связанные со спецификой клиента банка

По своей сути банк - это коммерческое предприятие. Основным принципом взаимоотношений "банк - клиент" является принцип по­лучения прибыли банком при меньших затратах и принцип минимиза­ции всех видов риска. Банк на самом деле может рисковать (и он ри­скует ежедневно в процессе своей деятельности) своим собственным капиталом, но не капиталом клиента, его прибылью. С целью минимизации риска банк должен:

* диверсифицировать портфель своих клиентов, что ведет к дивер­сификации всех видов риска, т.е. его рассредоточению;

* стараться предоставлять кредиты в виде более мелких сумм боль­шему количеству клиентов;

* предоставлять большие суммы клиентам на консорциональной основе и пр.

Транспортные риски - это риски, которые возникают в процессе перевозок грузов различными видами транспорта . Этот вид рисков присущ практически всем видам и всем этапам предпринимательской деятельности.

Классификация транспортных рисков осуществляется в соответствии с международными стандартами, разработанными Международной Торговой палатой в Париже в 1919 году и унифицированными в 1936 . Согласно этому стандарту транспортные риски разделяют на четыре группы по степени ответственности (E, F, С и D).

Группа Е содержит риски, связанные с ситуацией, когда предприятие-поставщик держит товар, предназначенный для наружного применения (например, продажи), на собственных складах и берет на себя риск, связанный с хранением товара до момента его принятия покупателем (даже если деньги за товар уже поступили). С этого момента и до конца процесса транспортировки до пункта назначения риск принимает покупатель.

Группа F включает три подгруппы в зависимости от специфики момента передачи товара от продавца к покупателю:

- FCA (Free Carrier А - name of the place) - риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в предварительно установленном месте;

- FAS (Free Along Side Ship) - риск и ответственность продавца за товар переносятся на покупателя в момент передачи товара в предварительно установленном порту;

- FOB (Free on Board) - риск и ответственность продавца за товар переносятся на покупателя в момент отгрузки товара с борта корабля.

Группа С охватывает ситуации, когда продавец и покупатель заключают договор на транспортировку товара, но не берут на себя никакого риска.

В эту группу входят следующие подгруппы:

- CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность и целостность товара и дополнительные расходы принимает покупатель; переход ответственности и рисков происходит в момент загрузки корабля;

- CIF (Cost, Insurance and Freight) - предполагает, что, кроме CFR, дополнительно продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;

- СРТ (Carrier Paid То) - продавец и покупатель распределяют между собой риски и ответственность, не обязательно в равных долях;

- СИР (Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, при этом продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Группа D охватывает ситуации, когда все риски, связанные с транспортировкой товара, берет на себя продавец:

- DAF (Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до определенного государственной границы, после чего они переходят к покупателю

- DES (DAF (Delivered Ex Ship) - передача рисков от продавца к покупателю происходит на борту корабля;

- DEQ (Delivered Ex Quay) - передача рисков от продавца к покупателю происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

- DDU (Delivered Duty Unpaid) - продавец принимает на себя все риски, связанные с транспортировкой, до момента отгрузки товара на склад покупателя;

- DAF (Delivered Duty Paid) - продавец несет ответственность за риски до определенного (оговоренного в контракте) места на территории покупателя, но последний оплачивает их страховку.

Если по каким-то причинам покупатель не может осуществить оплату товара в срок, определенный в договоре, риски могут перейти к нему ранее указанных в классификации терминов. Наличие международного стандарта классификации предусматривает возможность распределения транспортных рисков между продавцом и покупателем при заключении договора и по другим сценариям, приведенных в данном классификаторе.

Транспортные риски тесно связаны со снабженческими, сбытовыми и другими рисками. Уровень транспортных рисков не всегда предсказуемым из-за возможности возникновения форс-мажорных обстоятельств. Снижение транспортных рисков достигается прежде всего путем правильного выбора перевозчика с учетом специфики транспортируемого товара .

В процессе своей деятельности предприниматель может столкнуться с различными видами рисков: производственным, финансовым, рыночным и т.д. Для удобства анализа риски принято классифицировать.

Так, в зависимости от фактора возникновения риски делятся на три большие группы:

  • природно-климатические;
  • хозяйственные.

Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К ним относятся:

  • невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране;
  • национализация предприятий;
  • конфискация товаров или предприятий;
  • введение эмбарго, т.е. запрещение государством ввоза или вывоза каких-либо товаров или валюты, отказ нового правительства выполнять принятые предшественниками обязательства;
  • введение моратория (отсрочки исполнения обязательств) по внешним платежам на определенный срок ввиду наступления каких-либо чрезвычайных событий;
  • изменение налоговой политики государства и т.п. Природно-климатические и политические риски, как правило, отражаются одновременно на деятельности большого количества предприятий.

Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:

  • риск случайной гибели имущества;
  • риск невыполнения договорных обязательств;
  • экономический риск;
  • ценовой риск;
  • маркетинговый риск;
  • инфляционный риск;
  • инвестиционный риск;
  • риск неплатежеспособности;
  • транспортный риск.

Риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества предприятия (зданий, сооружений, оборудования, запасов товаров и др.) в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида риска в общем перечне возможных хозяйственных рисков.

Риск невыполнения договорных обязательств обусловлен недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявлением этого вида риска.

Экономический риск возникает в результате нарушения процесса экономической деятельности предприятия и недостижения запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может быть связан с изменением ситуации на рынке, а также с экономическими просчетами менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия.

Ценовой риск - один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени связан с опасностью потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышении цен и тарифов на услуги других организаций (например, на энергоносители, транспортные тарифы, арендная плата и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия.

Маркетинговый риск представляет собой опасность выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это могут быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.

Валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. Импортируя товар, предприятие проигрывает при повышении обменного курса соответствующей иностранной валюты но отношению к национальной. Наоборот, снижение этого курса ведет к потерям при экспорте товаров.

Процентный риск состоит в непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит.

Инфляционный риск - это опасность того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия.

Инвестиционный риск представляет собой опасность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или псрсоснащснис собственного предприятия или в покупку ценных бумаг).

Выделяют два вида инвестиционного риска: риск реального инвестирования и риск финансового инвестирования. Первый может возникнуть в результате нарушения календарного плана и низкого качества работ, несоблюдения проектной документации, превышения размеров запланированного бюджета. Второй вид инвестиционного риска обусловлен снижением курсовой стоимости акций, банкротством или неплатежеспособностью организаций, чьи акции или другие ценные бумаги имеются у коммерсанта. Эти риски связаны с опасностью потери части капитала, поэтому они также входят в группу наиболее опасных рисков.

Риск неплатежеспособности выражается в том, что предприятие окажется в такой ситуации, что будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. Финансовыми последствиями такого риска может стать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным.

Транспортный риск - это опасность потери или порчи товаров во время их транспортировки.

Кроме перечисленных, существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относятся: риск потери товаров в магазинах, связанный с хищениями со стороны покупателей; риск потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения; финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка; риск подделки финансовых документов сотрудниками и др.

Исходя из иных оснований классификации, риски подразделяют:

по длительности воздействия:

  • временные;
  • постоянные;

по природе возникновения:

  • связанные с хозяйственной деятельностью;
  • связанные с личностью предпринимателя;
  • связанные с недостатком информации о внешней среде;

по сфере возникновения:

  • внутренние;
  • внешние;

по возможности страхования :

  • страхуемые;
  • нестрахуемые.

по масштабам :

  • локальные;
  • глобальные;

по ожидаемым результатам:

  • статистические (простые);
  • динамические (спекулятивные);

по степени допустимости:

  • допустимые;
  • критические;
  • катастрофические;

по степени обоснованности:

  • правомерные;
  • неправомерные.

В зависимости от возможного результата все риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски - это риски получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков.

Спекулятивные риски - это риски получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции).

В зависимости от источников возникновения все хозяйственные риски также могут быть разделены на две группы:

  • зависящие от хозяйственной деятельности предприятия;
  • не зависящие от хозяйственной деятельности предприятия.

Риски, не зависящие от деятельности предприятия , называются систематическими , или рыночными. Они связаны с такими факторами, действие которых невозможно изменить или ограничить (природно-климатические условия, общественные отношения, социальные условия, законодательство и др.). Этим рискам подвержены все участники рынка. Они могут быть обусловлены сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменением конъюнктуры рынка и т.п. К рискам данной группы относятся валютный, процентный, инфляционный и (частично) инвестиционный риски.

Риски, зависящие от деятельности предприятия , принято называть несистематическими (специфическими). Они зависят от принимаемых управленческих решений, от практического опыта и квалификации менеджеров предприятия, их приверженности к рисковым хозяйственным операциям, которые имеют высокую норму прибыли, но и большую вероятность потерь. Негативные последствия подобных рисков можно предотвратить за счет эффективного управления.

В зависимости от этапа решения проблемы различают риски:

  • в области принятия решений;
  • в области реализации решения.
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Транспортные риски
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Цель работы: изучение рисков по “Инкотермс–2000”.

Стоит сказать, что для нормативного распределœения рисков ВЭО между продавцами и покупателями, возникающих при передаче товара от одного к другому сторонами междугородных договоров купли-продажи, целœесообразно пользоваться правилами “Инкотермс–2000” согласно которым всœе транспортные риски классифицируется по четырем группам E, F, C и D.

Учитывая зависимость отпринятых в договоре условий поставки риски между сторонами распределяются по разному (рисунки 8.1, 8.2, 8.3, 8.4).

Примечание:

– риск переходит от продавца к покупателю с момента получения груза в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента получения груза в распоряжение покупателя

Рисунок 8.1 - Условия поставки – класс Е.

На рисунках наглядно для каждого из 13 условий риски продавца представлены левой частью ленточной диаграммы, а риски покупателя – правой. Разделœены они вертикальной чертой, показывающей местоположение решающего пункта передачи товара.

Следует иметь в виду, что здесь речь идет не обо всœей совокупности рисков, а лишь по одной, весьма важной составляющей – об утрате или повреждении. Это означает фактическую утрату или повреждение товара и не включает никаких иных рисков (просрочки, невыполнение условий договора и т.п.).

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель или продавец от имени покупателя;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен перевозчику в указанное место;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен перевозчику в указанное место.

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен перевозчику в указанном порту;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен перевозчику в указанном порту.

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз пересекает границу борта судна.

Рисунок 8.2 - Условия поставки – класс F.

Примечание:

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз пересекает границу борта судна;

Примечание:

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз пересекает границу борта судна;

– затраты переходят в порту назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счёт продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

Примечание:

– перевозку и страховку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен перевозчику;

– затраты переходят в месте назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счёт продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Рисунок 8.3 - Условия поставки – класс С

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен до границы;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был доставлен до границы.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в его распоряжение на борту судна;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в его распоряжение на борту судна.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в его распоряжение на причале;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в его распоряжение на причале.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз был передан в распоряжение покупателя.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента͵ когда груз передан в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента͵ когда груз передан в распоряжение покупателя.

Рисунок 8.4 - Условия поставки – класс D

При наступлении риска, о котором говорится в “Инкотермс–2000”, покупатель обязан уплатить цену товара даже при получении последнего в состоянии, не соответствующем условиям договора, или при полной утрате. В этом и состоит “цена риска”. В случае если же повреждение не обусловлено транспортным риском (надлежащая упаковка, некачественный товар и т.п.), то покупатель вправе не только уклониться от оплаты товара, но и считать продавца ответственным за нарушение договора.

Необходимо отметить, что, в случае если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договоренный срок, то риски могут перейти от продавца к нему раньше. Основной ошибкой, влекущей финансовые убытки субъекта ВЭД - ϶ᴛᴏ неправильное определœение в контракте момента перехода риска (ответственности за товар) от продавца к покупателю.

Сторонам договора следует учитывать различия между условиями группы C и D. В случае утраты товара в период перевозки продавец при условиях группы C, считается исполнившим свое обязательство по поставке, а при условиях группы D продавец может нести ответственность за нарушение договора. По этой причине продавец, продавший товар на условиях группы D должен внимательно отнестись к крайне важно сти защитить себя от рисков нарушения или неисполнения договора путем включения в договор купли-продажи соответствующих форс-мажорной или иной оговорки об освобождении от ответственности, а покупатель при этом – внимательным к таким оговоркам.

Вместе с тем, существуют риски, связанные с выбором наиболее подходящего вида транспорта. С этой точки зрения полезной является таблица У. Стонтана и особенно ее последняя строка “надежность доставки”. С помощью этой таблицы можно, производя выбор вида транспорта͵ решать также и задачу оптимизации рисков при доставке товара в экспортно-импортных операциях.

Учётом и управлением рисков данного типа занимаются, как правило, страховые компании, в задачи которых входит определœение вероятностей возникновения рисков и степени их значимости, установление соответствующих страховых тарифов.

Транспортные риски - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Транспортные риски" 2017, 2018.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА»

Кафедра «Предпринимательства и права»

Реферат

на тему:

«Производственные и отраслевые риски»

Выполнила: студентка 441 гр.

Козлова А.М.

Проверил: Кадыкова О.Ф.

Пенза, 2009 г.

Введение

1. Производственные риски

1.1. Риски НИОКР

1.2. непосредственно производственные риски

1.3. Транспортные риски

1.4. Реализационные риски

2. Отраслевые риски

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях рыночной экономики риск - ключевой элемент предпринимательства. Предприниматель, умею­щий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознаграж­денным.

Производственный риск связан с производством продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями.

Целью данного реферата является рассмотрение производственного и отраслевого рисков.

1. Производственные риски

Производственные риски - это такой вид рисков, которые возникают в процессе научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), производства, реализации и послереализационного обслуживания продукции (услуг).
В соответствии со своим определением, производственные риски могут быть подразделены на следующие категории:
1) риски НИОКР. Часто эта группа производственных рисков называется техническими рисками;
2) непосредственно производственные риски;
3) транспортные риски;
4) реализационные риски. Данная группа рисков часто называется маркетинговыми или коммерческими рисками.

1.1. Риски НИОКР (технические риски)
Риски НИОКР (технические риски) базируются на том, что в ходе проведения данных работ всегда существует вероятность недостижения желаемых (запланированных ранее) результатов (потерь).
Большинство специалистов считает, что данная группа рисков может быть вызвана двумя основными группами факторов: объективными и субъективными.
К объективным факторам , влияющим на возможные потери при проведении НИОКР, относятся те факторы, решение которых находится в компетенции фирмы (например, проблемы с финансированием лабораторных исследований, превышение сметы затрат в ходе исследования), недостаточно новое опытное оборудование и т.д.)
Субъективные факторы присутствия технического риска обусловлены причинами, не зависящими от предприятия. В наиболее общем виде причины их возникновения могут быть следующими:
1) получение отрицательных результатов после проведения научно-исследовательских работ, запланированных и профинансированных заинтересованной фирмой. Возникновение данной ситуации может повлечь за собой отказ фирмы заниматься запланированным ранее направлением предпринимательской деятельности. В таком случае должны быть сделаны значительные коррективы в стратегических планах данного предприятия, а в некоторых случаях и пересмотрены приоритеты;
2) недостижение запланированных предварительно технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок инноваций. Это представляет значительный риск для фирмы, но следует отметить, что уровень ее потерь при таком исходе будет ниже, чем если бы был получен отрицательный результат. В этом случае можно говорить об относительных потерях, которые будут равны разнице потерь между отрицательным и полученным результатом;
3) полученные результаты опережают технические и технологические возможности производства (включая уровень подготовки и переподготовки кадров) необходимые для их освоения, т.е. уровень результатов выше уровня современного состояния производства. При таком исходе потери могут быть аналогичны потерям при отрицательном результате в том случае, если реализация результатов невозможна в максимально допустимые сроки, или, по аналогии со второй причиной, будут составлять разницу между нулевым и полученным результатом;
4) полученные результаты опережают технические и технологические возможности прогнозируемых потребителей новых продуктов;
5) возникновение при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных по времени проявлений проблем, которые не могут быть решены на современном уровне развития науки и техники (например, проблем взаимодействия с окружающей средой и человеком).
Степень технических рисков может быть оценена, в основном экспертным методом. Данное заключение основывается на том, что специфика их прогнозирования состоит в недостаточном количестве информации и, как правило, отсутствии аналогичных разработок.
Уровень технических рисков может быть уменьшен, главным образом, за счет привлечения к инновационным проектам максимального внешнего информационного потенциала, контрагентов из числа лучших научно-технических центров, наиболее передовых производственных, инженеринговых, сервисных и консалтинговых фирм, за счет интернационализации технически рискованных проектов, а также подключения к ним правительственных и межправительственных организаций, контролирующих сферы науки, техники, образования, экологии и др.
Основным ограничением для снижения уровня технических рисков являются финансовые и информационные ограничения. Кроме того, важным является и ограниченность контактов фирмы, что позволило бы ей снизить риск. Последнее ограничение довольно актуально особенно для небольших и средних фирм, что является довольно большим тормозом для их участия в таких работах.

1.2.Непосредственно производственные риски
Непосредственно производственные риски представляют собой основную группу производственных рисков, состоят из:
* рисков в процессе разработки стратегии;
* снабженческих рисков;
* рисков нарушения плановых сроков;
* рисков конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности фирмы и других ее направлений.

Группа рисков, возникающих в процессе разработки стратегии фирмы , состоит из таких:
* риски необоснованного определения приоритетов общей экономической и рыночной стратегии фирмы;
* риски неправильного прогноза конъюнктуры на всех или отдельных рынках капитальных закупок и снабжения;
* риски неадекватной оценки потребности сферы потребления и собственного производства.

Снабженческие риски состоят из рисков :
* ненахождения поставщиков уникальных ресурсов, требуемых для проведения данного направления предпринимательской деятельности;
* ненахождения поставщиков при проектируемых ценах закупок; отказа планировавшихся поставщиков от заключения контрактов на поставку;
* необходимости заключения контрактов на условиях, которые отличаются от наиболее приемлемых либо обычных для фирмы и отрасли;
* затягивания кампании по организации закупок;
* заключения контрактов на объемы текущего снабжения производства, не обеспеченные сбытом готовой продукции.

Группа рисков нарушения плановых сроков состоит из рисков:
* несоблюдения запланированного графика расходов;
* невыдерживания намечавшегося графика доходов.
Риски, связанные с конфликтами интересов поддержания текущей деятельности фирмы и ее других направлений.

Риски конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности фирмы и других ее направлений Основным источником возникновения рисков конфликтов с интересами поддержания текущей деятельности фирмы и других ее направлений является вероятность того, что в процессе хозяйственной деятельности, несмотря на наличие приоритетных направлений, в силу ряда причин может произойти перераспределение средств на финансирование текущих операций фирмы, покрытие текущих дефицитов, финансирование других видов деятельности.

Таким образом, данная группа рисков является в основном несистемной, а следовательно, у фирмы есть возможности вообще избежать их в процессе проведения своей хозяйственной деятельности.

1.3.Транспортные риски
Транспортные риски представляют собой особенный интерес из-за их присутствия практически во всех видах и на всех этапах предпринимательской деятельности. Существует международный стандарт их классификации по ответственности, который был разработан Международной Торговой палатой в Париже в 1919 году и унифицирован в 1936 г., последние изменения и добавления в классификацию были внесены в 1990 г.
Первая группа транспортных рисков - это группа Е. Риски, относящиеся к данной группе, предполагают наличие такой ситуации, когда фирма-поставщик держит товар, предназначенный для внешнего использования (например, продажи), на своих собственных складах. В этом случае риски, связанные с хранением товара (даже после того момента, когда деньги за него уже поступили), несет продавец (поставщик). После этого, когда товар находится в процессе транспортировки от поставщика до конечного пункта, риск принимает на себя покупатель.
Вторая группа транспортных рисков (F) подразделяется на три подгруппы (FCA, FAS, FOB), которые выделяются в соответствии со спецификой момента передачи товара от продавца к покупателю:

* FCA (Free Carrier A - name of the place) - риск и ответственность
продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в
предварительно установленном месте; » FAS (Free Along Side Ship) - риск и ответственность продавца за
товар переносятся на покупателя в момент передачи товара в
предварительно установленном порту;
* FOB (Free On Board) - риск и ответственность продавца за товар переносятся на покупателя в момент выгрузки товара с борта корабля.
Третья группа (С) включает ситуации, когда продавец и покупатель заключают договор на транспортировку товара, но при этом не принимают на себя никакого риска. Эта группа включает в себя четыре подгруппы (CFR, GIF, CPT, CIP):
* CFR (Cost and Freight) - продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель, при этом перенос рисков и ответственности за них происходит в момент загрузки корабля;
* CIF (Cost, Insurance, Freight) - этот вид риска означает, что к обязанностям из случая CFR продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
* CPT (Carriage Paid To) - продавец и покупатель делят между собой (не обязательно в равных долях) возможные риски;
* CIP (Carriage and Insurance Paid To) - риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, и при этом продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.
Четвертая группа транспортных рисков (D) предусматривает такие ситуации, в которых все риски, связанные с транспортировкой товара, ложатся на продавца. Данная группа подразделяется на пять подгрупп (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP):
* DAF (Delivered At Frontier) - продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы, после этого они переходят на покупателя;
* DES (Delivered Ex Ship) - передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
* DEQ (Delivered Ex Quay) - передача рисков происходит от продавца к покупателю в момент прибытия товара в порт загрузки;
* DDU (Delivered Duty Unpaid) - продавец принимает на себя все риски, связанные с транспортировкой до момента отгружения товара на склад покупателя;
* DDP (Delivered Duty Paid) - продавец несет ответственность за риски до определенного (оговоренного ранее в контракте) места на территории покупателя, но последний оплачивает их страховку.
В том случае, если по каким-либо причинам покупатель не может произвести оплату товара в сроки, указанные в договоре, то риски могут перейти к нему ранее указанных в данной классификации сроков.
Следует отметить, что наличие международного стандарта классификации транспортных рисков не означает, что при заключении договора (контракта) между продавцом и покупателем риски распределяются по одному из возможных сценариев, описанных в данном классификаторе.
Транспортные риски тесно связаны со снабженческими и сбытовыми рисками из-за того, что могут стать их источниками. Степень транспортных рисков может быть значительно снижена при правильном выборе вида транспорта в зависимости от специфики транспортируемого товара.
Уровень транспортных рисков в значительной степени зависит от вероятности возникновения форс-мажорных обстоятельств в тех регионах, в которые (или через которые) транспортируется товар.

1.4.Реализационные риски

Реализационные риски возника­ют на стадии продажи продукции. Подразумевается возможность по­нести убытки либо недополучить прибыль под влиянием таких фак­торов, как усиление конкурентной борьбы, изменение соотношения спроса и предложения, повышение тарифов на транспортировку и зат­рат на хранение продукции, сни­жение качества товара. Кроме того, реализационные риски связаны и с наличием многочисленных по­средников, которые, закупая про­дукцию по искусственно занижен­ным ценам, затем продают ее в не­сколько раз дороже. Пример реа­лизационного риска - ситуация с рынком семян подсолнечника. Сельхозтоваропроизводители, прив­леченные в 1999 г. высокой ценой их реализации, увеличили объемы производства семян подсолнечника. В результате произошло перенасы­щение рынка данным видом продук­ции и цены снизились с 4,5 тыс. руб. за 1 т в 1999 г. до 2,5 тыс. руб. в 2000 г., или в 1,8 раза.

2. Отраслевые риски

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степенью этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы:
> деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;
> насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;
> каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное расхождение в результатах.
С работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:
> степень ценовой и неценовой конкуренции;
> легкость или сложность вхождения организации в отрасль;
> наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;
> рыночная способность покупателей;
> рыночная способность поставщиков;
> политическое и социальное окружение.
Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить,что будущее отечественной экономики, которое сейчас во многом является неопределенным, “зависит не лишь от продуманности, обоснованности общей стратегии развития и согласованности действий разных уровней управления, но и от организационных мер, уменьшающих отрицательные последствия риска, компенсирующих вероятные издержки”. Неизбежность рисков в любой деятельности обусловлена действием объективных законов рыночного механизма. Таковой взор основан на том, то риск - это опасность неудачи, непредвиденных утрат в условиях неопределенности экономической ситуации.

Список литературы

    Альгин, А.П. Грани экономического риска / А.П. Альгин. - М., 2001 г

    Кадыкова, О.Ф. Управление рисками: учебное пособие / О.Ф. Кадыкова.- Пенза: РИО ПГСХА, 2007.

    Королев, Ю.Б. Менеджмент в АПК / Ю.Б. Королев, В.Д. Коротнев, Г.Н. Кочетова и др.; под ред. Ю.Б. Королева. – М.: КолосС, 2003.

    Производственный Коммерческий Страховой Политический Отраслевой Технический Инновационный 5 ... обязательств. Важную составляющую кредитного риска представляет отраслевой риск , который вытекает из неопределенности...

  1. Риск в деятельности предпринимателя

    Реферат >> Экономика

    ... РИСКА . 3. ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА . 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ . 4.1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК . 4.2. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСК . 4.3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РИСК . 4.4. КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК . 4.5. ФИНАНСОВЫЙ РИСК . 4.6. ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК .4.7. ОТРАСЛЕВОЙ РИСК ...

  2. Риск в деятельности предприятия (2)

    Реферат >> Экономика

    Экономике. Усиление компьютеризации и автоматизации производственно -хозяйственной деятельности предпринимательских организаций приводит... не совпадают, риска инфляции, валютных рисков , рисков форс-мажорных обстоятельств. Отраслевой риск связан с экономической...

  3. Риски и методы их снижения

    Курсовая работа >> Экономика

    И пр. Технико-производственные риски - риск нанесения ущерба окружающей среде (экологический риск ); риск возникновения аварий, пожаров... в условиях рынка (спрос, предложение, цены). Отраслевой риск характеризует особенности отрасли, в которой осуществляется...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»