Расскажи как ты помогаешь птицам. Как можно помочь птицам в зимнее время. Скворечник - надежный дом для птичек

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

МОУ «Розовская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока в 1-ом классе

DIV_ADBLOCK562">


ІІІ. Объявление темы урока.

(На фоне птичьего пения.) - Сегодня у нас необычный урок. На нем мы отправимся в гости к птицам – нашим пернатым друзьям. И неважно, что одни из них живут в лесу, другие – в поле, а третьи – на болоте или в горах. Птицы – существа, которых мы знаем лучше других. И это не удивительно: их можно увидеть и услышать повсюду. Даже в большом городе и в деревне птицы живут рядом с нами, радуя своим красивым внешним видом и прекрасным пением. Птицы – это песнь и полет! Их голоса звучат на земле круглый год, голоса их звучат и днем, и ночью.

ІV. Выявление отличительных признаков птиц.

Давайте вспомним отличительные признаки птиц. Проведем игру «Да – нет». Я перечисляю признаки животных, если этот признак характеризует птицу, вы хлопаете в ладоши. - Тело покрыто шерстью.- Тело покрыто перьями. - Есть зубы. - Есть клюв. - Крылья заменяют передние конечности. - Отыскивают пищу с помощью клюва и лап. - Две пары ног. - Есть клыки. - Длинный пушистый хвост. - Перья на хвосте отличаются особой длиной. - Эти животные плавают, летают, издают звуки, бегают, зимуют с нами, улетают зимой в теплые края.

V. Беседа на основе уже имеющихся знаний ребят.

Ребята, а почему вы хлопали тогда, когда говорилось о том, что эти животные улетают от нас зимой в теплые края, и тогда, когда говорилось, что зимуют с нами. (есть птицы, которые улетают в теплые края, и есть птицы, которые зимуют у нас)

Как называют птиц, улетающих в теплые края?

Перелетные.

Назовите причины, по которым они улетают?

Дни становятся короче;

Остается мало кормов;

Становится очень холодно.

А как называют тех птиц, которым не страшны морозы?

Зимующие. Их еще называют оседлые.

VІ. Знакомство с новым словом. Постановка цели.

Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих птицах. Существует наука, которая изучает птиц, называется орнитология, а ученые, которые изучают эту науку, называются орнитологами. Запомните, пожалуйста, это слово. Итак, мы с вами сегодня будем такими учёными – орнитологами: будем наблюдать за зимующими птицами, которые живут в нашем районе, прилетают к нашим кормушкам.

А вот и первая птица на горизонте появилась, кто она, узнаете, отгадав загадку. Кстати, в названии этой птицы спряталось «снежное слово».

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

А за что птица получили такое название? (на доске висит картинка кормушки, к ней прикрепляем картинку снегиря). Дети заранее получили задание, подготовить небольшое сообщение о зимующих птицах.

VІІ. Сообщения ребят.

Ученик: «Снегирь получил свое название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север. Снегирь родственник воробью, только имеет ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина снегиря – хвойные леса, здесь снегирь устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой снегири часто появляется в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает семена трав. Особенно любит рябину и дичку. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики».


Ученик: «В хрестоматии я прочитала интересный рассказ о том, как снегири разговаривают пятнышками. Если внимательно наблюдать за ними, то можно увидеть, как они необычно разговаривают. Когда снегири хотят перелететь с одного дерева на другое, дается сигнал: «Готовься к полету!». Сигналом служит белое пятнышко на пояснице у птичек, которое не увидишь, когда они просто сидят. Но перед тем как взлететь, эти пятна становятся хорошо видны, даже издалека. А чтобы их увидели все, снегири несколько раз поворачиваются в разные стороны».

Учитель: Народная примета гласит: «Снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра снег пойдет».

Как красив, удивителен мир с высоты птичьего полета. Вот бы и нам посмотреть! (имитация полета птицы).

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

А вот и следующий гость пожаловал. Звучит запись: стук дятла.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (дятел)

Ученик: «Дятел имеет пеструю окраску. Он хорошо лазает по деревьям, в этом ему помогают короткие ноги с цепкими когтями, хвост, похожий на клинышек, который служит опорой. Клюв у дятла прямой и острый. Дятел очень полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Каждый год делает себе новое дупло, а старое оставляет другим».

А как еще называют дятла?

Санитаром леса.

Он лечит деревья, находит больное дерево и начинает искать в нем вредных насекомых.

Учитель: Действительно, дятел – полезная птица. Он уничтожает много насекомых. Язык у птицы очень длинный: 10-15 см, покрыт клейкой слюной и мелкими зубчиками, которыми он накалывает насекомых. Он может засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке. Зимой дятел питается семенами хвойных деревьев. Ночью дятлы отдыхают в вертикальном положении, прицепившись когтями к стволу дерева или к стенкам дупла. По дереву передвигаются дятлы по спирали и постоянно постукивают, долбя кору.

Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица)

Ученик: «Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала».

Учитель: С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из – под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от значительного количества вредителей.

Дополнения учеников: Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками . В них птицы ночуют и укрываются от непогоды. Все синицы – друзья человека и заслуживают самого заботливого к ним отношения.

А эту птичку знают все.

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей)

Ученик: «Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых».

Учитель: Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

А это что за большая серая птица прилетела к кормушке? Она тоже любит зерно.

- «Вор она! Вор она!» - кричат ей люди вслед. Отсюда и – ворона.

Да, не повезло с названиями воробью и вороне. Как вы думаете, ребята, нужно ли их считать ворами? Почему?

За горсточку зерна, похищенного у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Особенно интересно наблюдать за птицами в зимнем лесу. Глубокая зима. Снег метровым покровом нападал на почву и сравнял на ней ямки и канавки, бугорки и кочки. В густом лесу хлопья снега висят на стволах и пнях деревьев, пушистыми шапками опускаются с ветвей берез и тополей. Лес молчит. Проследите и прислушайтесь! Безмолвие леса только кажущееся. Временами в тишине слышится тихий щебет и легкие посвисты. Это стайки синиц, но здесь они не одни. Где – то слышен дробный стук дятла. На кустах рябины, калины кормятся стайки снегирей. Зимами эти птички образуют смешанные стаи, собираются они по нескольку видов вместе и так все сообща летают до наступления ранней весны. Физминутка.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку, почесала клювом грудку.

И с дорожки – на плетень, тира-тира, тень-тень-тень!

Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке. А кормушка-то пустая?! Кто из вас хочет покормить птиц? Почему надо помогать птицам зимой?

Дело в том, что птицы могут иногда перенести больше холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из – под снега. Вот здесь – то и нужна наша помощь тем птичкам, которые остаются без корма. Какой корм будем подсыпать в кормушки? Подсказкой вам послужат картинки в учебнике на странице 38.

(составление «Меню для птичьей столовой»).

– Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашей роще.

Вот в этот самый трудный час спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу, а то и манной каши…

И оживут бедняжки! По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья и пропоют, чирикая:

« Спасибо вам великое!».

А теперь внимательно посмотрите на разнообразие кормушек в учебнике. Оказывается, кормушки можно сделать из материала, который находится у нас под рукой. Это и пластмассовые бутылки, и пакеты из-под молочных продуктов. На уроках труда мы с вами сделаем посильные для нас кормушки для птиц.

У нас при школе открыт «Клуб помощи птицам ». Каждую суровую зиму ребята развешивают на деревьях простые и сложные кормушки из картона, с фанеры, молочных пакетов, пластмассовых бутылок, постоянно подкармливают птиц. Много налетает сюда синиц, дятлов и снегирей… Весной к прилету пернатых друзей развешивают скворечники, сажают деревья, кустарники, регулярно проводят субботники по очистке территорий. Я думаю, что мы с вами можем смело стать полноправными членами этого «Клуба» и будем оказывать посильную помощь в этом важном и благородном деле.

Многообразен мир птиц. И каждая – особенная, со своими повадками, окраской, но все птицы прекрасны!

VІІІ. Релаксация. - А как красиво звучат голоса птиц! Положите голову на парту, закройте глаза и послушайте голоса птиц. Каких птиц вы узнали?

Послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы. (стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Ребята, а я хочу раскрыть одну из «тайн» жизни птиц. Найдя крошку хлеба, воробьи начинают громко чирикать, созывая всю стаю. Люди долго не могли понять, почему воробей кричит о своей находке. Поведение воробьев на первый взгляд кажется неразумным. Но так уж повелось испокон веков. И возможно, поэтому они и существуют на земле. Птицам, как правило, очень трудно прокормиться. Аппетит у них огромный, а еды, особенно зимой, мало. От холода и голода из каждой сотни мелких птичек гибнет приблизительно девяносто. Возможно, их гибло бы и больше, если бы им не помогал «разговор о еде». Весь день птички шныряют в поисках еды. День зимний короткий. Но вот одной птичке повезло – нашла еду. Если она съест одна, остальным придется плохо. Но среди птиц нет «эгоистов». Нашла еду и сразу сообщает остальным. Ну, а если еды мало, она все равно позовет остальных, потому что птицы не могут сообразить, хватит тут еды или нет».

ІХ. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги.

Какие птицы остаются зимовать в наших краях?

Как люди помогают птицам зимой?

Почему они это делают?

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим. И, спасая их, мы спасаем самих себя.

На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: «Мир прекрасен!». Прочитав дополнительный материал в хрестоматии рассказ «Тайны рябинового пира», вы узнаете, почему рябину называют природной кладовой для птиц. На следующем уроке поговорим об этом. Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Во многих промышленно развитых странах Европы под угрозой оказались даже достаточно многочисленные у нас и неприхотливые виды пернатых. Так, в Германии катастрофически снизилась численность вертишейки, варакушки, лугового чекана, черной и речной крачки, снеговой ласточки. Даже грач, и тот оказался в тяжелом положении. А обыкновенный пока еще у нас белый аист вообще на грани исчезновения. Многие из этих птиц уже наверняка остались бы лишь в книгах да зоопарках, если бы не своевременная помощь человека. Везде стали возникать общественные организации по охране животных. Они занимаются расселением редких видов там, где они уже исчезли, разведением животных в специальных питомниках и выпуском их в природу, практически ми мерами помощи животным, которые находятся под угрозой.

Каких успехов может достичь общественность в борьбе за сохранение богатства и разнообразия животного мира, может показать такой красноречивый пример. В Швейцарии в 1949 г. погиб последний белый аист. Так бы и осталась эта страна без прекрасных черно-белых птиц, если б не нашлись энтузиасты. Макс Блеш организовал группу орнитологов-любителей, которые и занялись возвращением птицы на его потерянную родину. Была создана целая сеть специальных станций, где аистов удерживали 4-5 лет до наступления половой зрелости, а потом выпускали в природу. Значительная часть селилась в окрестностях этих станций. В пригодных местах строились искусственные гнездовья. Новые гнезда, которых с каждым годом появлялось все больше, брались под строгую охрану. Люди желали, чтобы птицы вернулись к их жилищам, и аисты снова закружились над домами. Благодаря более чем тридцатилетней работа Макса Блеша и его друзей за будущее аистов в Швейцарии можно уже не волноваться.

Наиболее существенной причиной снижения численности многих видов птиц у нас является изменение среды их обитания. Те, которые не могут приспособиться к новым условиям, попадают в самое тяжелое положение. Вместе с остатками целинных степей почти исчезли степной орел, стрепет, кречетка, очень мало осталось дроф, степных журавлей. Вырубка старых лесов навредила в первую очередь большим птицам, которые устраивают свои гнезда на ветвях деревьев и в дуплах: дневным хищникам и совам, черному аисту, клинтуху и т.п. Осушение болот привело к значительному сокращению численности серого журавля. Когда-то он был широко распространен в лесостепи и даже в степи. Теперь же за пределами Полесья встречается очень редко. Для более многочисленных и менее ущемляемых птиц эти изменения не стали катастрофическими, но тоже имели негативное влияние. Везде в лесах проводятся санитарные рубки, изымается сухостой, расчищаются кустарниковые заросли и т.п. Из-за этого многим птицам, которые гнездятся в дуплах и зарослях, все труднее найти для себя жилище, уютное убежище, <кормушку> на ягодных кустах. Многочисленным видам пернатых изменение условий существования не угрожает исчезновением, но гнездится их меньше, чем могло бы. Наши леса и луга становятся беднее на разноголосое щебетание. Чаще случаются вспышки опасных вредителей сельского и лесного хозяйства, так как нарушено нормальное функционирование природных экосистем.

Эти неблагоприятные изменения возникли благодаря человеческой деятельности, человек же может в некоторой степени и исправить их. Многое зависит от нас с вами, дорогие юные читатели. Помощь пернатым - весьма доступное и благородное задание для юных любителей природы. Прежде всего, это может быть постройка искусственных гнездовий, защита существующих мест гнездования, подкормка птиц и т.п.

Чуть ли не самый распространенный способ такой помощи птицам - искусственные гнездовья. Скворечники у нас стали развешивать еще много столетий назад. Нередко сельские мастера изготавливали их в виде человеческих фигур, домиков, украшали резными узорами. Такие гнездовья были настоящими произведе ниями искусства, сейчас их можно увидеть в некоторых музеях. С давних времен селяне на Украине привлекали к своим жилищам аистов, устанавливая на соломенных крышах старые колеса от телег. Эти народные традиции прошли через века. Во второй половине XIX столетия привлечение птиц становится на научную основу.

Что такое искусственное гнездовье? Это место, где находится гнездо птицы, изготовленное человеком для ее привлечения. Как правило, они имитируют природные места размещения гнезд: скворечники, синичники, дуплянки - дупла деревьев, полудуплян ки - различные ниши и пустоты в стволах, гнездовья для аистов - широкую основу для гнезда на сломанной верхушке дерева, строении. Устраивать искусственные гнездовья можно как с целью компенсации недостатка природных мест гнездования, так и для привлечения птиц в определенные места - к жилищам, на поля, на охраняемые территории. Можно и наоборот, при помощи гнездовий отвлекать птиц от гнездования в нежелательных местах, например, аистов на электрических столбах или памятниках. Как говорят ученые, это экологическая система управления поведением птиц.

Воробьиные птицы

Лучше всего разработаны и наиболее широко используются меры по привлечению мелких птиц-дуплогнездников. Нет необходимости рассказывать, как выглядит скворечник, ибо каждый его видел. Ученые проводили исследования численности скворцов в бывшем СССР путем анкетного опроса населения. Оказалось, что в сельской местности они занимали 22,5 миллиона скворечников! На 100 дворов на юге Европейской части страны приходилось в среднем 60 скворечни ков, а в Сибири - 91. Общая численность скворцов в Советском Союзе тогда оценивалась в 200 миллионов.

Простейший скворечник в развернутом виде.

Гнездовье из утиля для воробьев: слева - из цветочного горшка, справа - из обрезка водосточной трубы, внизу - из ящика.

Видно, какое важное значение для вида имеет развешивание искусственных гнездовий, если в них гнездится около десятой части всех птиц. Но скворец, как говорят ученые, вид пластичный, то есть может легко приспосабливаться к изменению условий проживания. Он устраивает гнезда и в дуплах, и в норках, и в щелях строений. А вот многие лесные птицы гнездятся только в дуплах, и если их не хватает, не могут выводить потомство. Поэтому так важно своевременное развешивание искусственных гнездовий в молодых лесных насаждениях. Интересно, что при их помощи можно даже <переселять> птиц на значительное расстояние. На биостанции Харьковского пединститута были проведены опыты по перемещению скворечников в глубь леса и из леса на поляну. Орнитологи предложили использовать приближение гнезд с птенцами к местам массового размножения вредителей леса для борьбы с ними.

Гнездовья для мелких птиц, которые устраивают гнезда в закрытых местах, можно разделить на два главных типа; такие, которые имитируют природное дупло - скворечник синичник, дуплянка, и различные пустоты в стволах, под корой, на строениях - полудуплянка, домики для стрижей, трясогузок и др.

Существует множество различных вариантов искусственных гнездовий для дуплогнездников. Некоторые наиболее распространен ные из них вы видите на рисунках. Конкретный вид домика зависит от возможностей, наличного материала и вашей фантазии. Мы не будем детально описывать каждое из гнездовий, остановимся лишь на некоторых общих принципах их построения и особенностях определенных видов птиц.

Кизячное гнездовье, форма для изготовления кизячного или саманного скворечника.


Синичник (а) и скворечник (б) из соломенных или камышовых матов (pазмеры в см).

Наилучший материал для гнездовья - деревянные доски. По толщине они должны быть не меньше 1,5 см, а лучше - 2-2,5 см, чтобы стенки домика хорошо удерживали тепло в холодную погоду.

При отсутствии больших досок гнездовье можно сделать и из тарного ящика, необходимо лишь плотно подгонять дощечки, чтобы не было щелей в стенках. Поверхность доски, которая пойдет внутрь, строгать нельзя ни в коем случае, потому что птицы вылезают из домика, цепляясь коготками за стенки жилища, кормят птенцов, повиснув на них. По гладкой же поверхности лапки скользят, и птицы избегают селиться в таких гнездовьях. Сколачивать домик необходимо так, чтобы не было щелей между стенками. Крышку лучше делать съемной для наблюдения и очистки гнездовья. Для этого к нижней части крышки прибивают втулку таких размеров как дно, на которой крышка будет держаться. Втулку можно делать и не сплошную, а из двух планок, размещенных либо параллельно возле противоположных стенок, либо под прямым углом возле соседних. Прибивая планки, необходимо разместить их так, чтобы крышка не смещалась туда-сюда. Желательно ее также прикрепить чем-нибудь к стенкам. Проще всего сделать это при помощи проволочных петель. Для этого сверху одной из боковых стенок и на соответствующем ребре крышки забиваются по два гвоздика. Их загибают, чтобы образовались ушки, и соединяют гибкой проволокой - медной или алюминиевой. Одна или две пары таких ушек делаются и на противоположной стороне. Дальше из плотной стальной проволоки делают крючки. Сверху их прикручивают к ушкам, а снизу загибают и вставляют в нижние ушки. Образуются своеобраз ные крючки, которые крепко удерживают крышку и легко открываются. Можно сделать и боковую стенку, которая открывается, но это сложнее, Да и труднее избежать щелей.

Домик, сделанный из свежих досок, будет висеть без капитального ремонта лет 10-15. Продлить его жизнь поможет покраска снаружи. Яркие цвета нежелательны, лучше красить в грязно-зеленый или буроватый цвет. Самих птиц яркая окраска может и не пугать, но в лесу такие гнездовья в первую очередь привлекут внимание различных хищников.

Класс: 1

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи деятельности учителя: создать условия для закрепления знаний о зимующих птицах; рассмотреть виды кормушек и виды корма для зимующих птиц; способствовать развитию речевых умений; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научаться называть признаки птиц, представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки, готовить корм); обобщать жизненные наблюдения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем.

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие номы речевого этикета; работать в паре.

Личностные: осознают ценность и умений, приобретенных при изучении предмета “Окружающий мир”.

Оборудование: презентация, различные виды кормушек, корм для птиц.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Посмотрите внимательно на слайд и составьте слова (слайд 2.)

  • НИЦАСИ
  • БЕЙРОВО
  • КАРОСО
  • НАВОРО
  • ЗЕНЬПОЛПО
  • СЛЁКТ

(синица, воробей, сорока, ворона, поползень, клест)

Сформулируйте тему урока (Тема:“Как помочь птицам зимой”) (слайд 3.)

Ребята, что общего у всех этих птиц?

Для чего нам нужны птицы?

Поставьте цели урока.

Открытие нового знания.

1. Слайд 4.

- Кто такие “Братья наши меньшие” и как мы можем им помочь зимой?

Это птицы и другие животные. По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц.

Так кто же, как не мы, позаботимся о братьях наших меньших – о зимующих птицах.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!

Зима - особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях.

В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им должен каждый, ведь из 10 синиц до весны доживает только 1-2, а остальные гибнут от голода.

Когда за окном по ночам трещат от мороза деревья, когда кажется, что всё живое замёрзло, заледенело, мы должны помочь маленьким птичкам пережить это тяжёлое время. Им трудно прокормиться самостоятельно. Птицы нуждаются в нашей помощи.

Наступившее похолодание застаёт врасплох не только людей, но и птиц. Замёрзшие и нахохлившиеся птахи словно напомнили нам о необходимости зимней подкормки. Занятые своими делами, в повседневной суете, мы нередко забываем о своих пернатых друзьях, бескорыстно помогавших нам бороться с вредными сорняками и насекомыми летом. А много ли мы видели кормушек в нашем городе? А помни ли мы, когда последний раз кормили птиц? А ведь кормушка может стать настоящим спасением для птиц.

2. - Где зимуют птицы? (слайд 5)

Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносят зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправляться в дальнее путешествие. Не все птицы улетают на зиму в тёплые края. Остаются те, которые могут зимой находить себе пропитание.

Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всем лесу. Но если прислушаться, то можно услышать пение птиц. Это поют птички, которые остались зимовать.

Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях.

Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Эту группу составляют все оседлые и прикочевавшие в данную местность на зимовку.

Зимующие птицы делятся на 2 вида:

Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере, и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом (белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник).

Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева).

Птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается.

Загляните в лес птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела.

Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Это синичка.

На зиму эти птицы не улетают в теплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своем саду. Птички заметили нас и улетают. Но если мы остановимся и не будем двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернутся на то же дерево. Что за беспокойные птички? Ни минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду.

Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы? За один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть, и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц.

3. Викторина “Знаешь ли ты зимующих птиц?” (слайд7)

Послушайте загадку. Кто это?
Рук нет, а строить умеет.

Чёрный жилет, красный берет,
Нос - как топор, хвост - как упор. (Дятел)

А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему? (Санитаром или лесным доктором)

Кто знает, какую пользу он приносит? (Сообщение уч-ся)

Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)

А кто из вас знает, почему так называется птичка? (Сообщение уч-ся)

Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.

По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос! Люди давно заметили: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются.

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

А какую пользу приносят синицы, кто знает? (Сообщение уч-ся)

Они сад стерегут от насекомых – вредителей. А имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Эти юркие птахи летают очень быстро, и при этом они невероятно редко взмахивают крылышками. Зимой, особенно долгой и холодной, многие синицы откочёвывают в город, где легче найти еду. Синицы охотно берут еду с ладони.

Чёрные птицы
На ворону похожи,
На грача тоже.
Дружат с людьми,
Кто они? (Галка)

Всеядны, едят насекомых (уничтожают многих вредителей), червей, семена некоторых растений, пищевые отходы человека. Легко приручаются, если взять еще слепого птенца и вырастить в неволе, выросшая птица даже не считают других галок своими сородичами и стремится к общению только с человеком. Иногда галки садятся на спины овец и выщипывают оттуда шерсть, которую затем используют для обустройства гнезда.

Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

Ребята, а что вы знаете об этой птице? (Сообщение уч-ся)

Совы – хищные птицы. Совы питаются большим разнообразием добычи, включая млекопитающих, других птиц, насекомых и рептилий. Многие виды сов имеют специальные перья, приспособленные для бесшумного полета. Это помогает им свести к минимуму звук, издаваемый крыльями.

На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!" (Ворона)

Встречается ли вам эта птица? (Сообщение уч-ся)

Вороны – это птицы, которые всем нам хорошо известны. Они практически не боятся людей, скорее, наоборот, могут нападать, когда летают стаями. Вороны очень легко уживаются с человеком в одном помещении, их можно приручить. Сегодня многие содержат этих птиц у себя в жилых помещениях, приручают, дрессируют их.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая! (Сорока)

Какая поговорка вам известна про эту птицу? (Сообщение уч-ся)

Сороки очень сообразительны, наблюдательны и любопытны. Они внимательно отслеживают обстановку вокруг, чутко реагируют на ее изменения и немедленно оповещают об этом своих сородичей. Крики разных видов сильно отличаются: стрекот, писк, пронзительное “кья-кья”, флейтовый напев, карканье. Интересно, что на голос этих птиц реагируют не только представители своего вида, но и другие птицы и звери. Для обитателей леса эти сигналы означают близость хищника или человека, и при звуках сорочьего голоса все стараются скрыться. Поэтому поговорка о том, что “сорока известие на хвосте принесла” вполне справедлива.

Известно с давних нам времен,
Что эта птица - почтальон. (Голубь)

Где вы встречали этих птиц? (Сообщение уч-ся)

Человек приручил дикого сизого голубя более 5000 лет тому назад. С тех пор голубеводы вывели более 800 пород домашних голубей, различных по цвету, форме тела и назначению. В России имеется около 200 пород голубей отечественного происхождения. Голубиная почта долгое время являлась одним из основных способов почтовой связи. Что любят поклевать голуби? Зерно, конечно. Прекрасный корм и семечки подсолнуха.

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым
– Клё! клё! клё – поет со свистом. (Клёст)

Ребята, послушайте внимательно про эту птицу. (Сообщение уч-ся)

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 ученика, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.

Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)

Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

В какое время года мы можем увидеть снегирей на улицах нашего города? А на каких деревьях они чаще встречаются? (Сообщение уч-ся)

На территории России снегири гнездятся в хвойных лесах. С наступлением снегопадов начинают кочевать по всей территории страны. Снегирь – очень красивая и интересная птица. Самцы снегирей довольно нарядны: красная грудка, голубоватая спинка и чёрная шапочка. У самочек грудка буровато-серая. Поют у снегирей и самцы, и самки.

4. Физкультминутка.

А теперь проверим, какие вы внимательные. Если я ошибусь, вы должны встать и помахать руками, как птички крыльями.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Белки и ежи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки.
И спасибо шутке!

5. – Прочитайте загадку. (Слайд 18)

Здесь и гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшено.
Отгадайте, это что? (Кормушка)

Как помочь птицам зимой? (Слайд 19)

Февраль - самый трудный для птиц месяц. Месяц лютого холода и голода. Зима чувствует, что скоро ей придется уступить свои права, вот она и злится: то морозом ударит, то заметет поземкой. Хуже всего, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и сразу заморозит снег сверху. Такая ледяная корка на снегу - наст - крепкая, жесткая, скользкая. Ее не разбить ни слабыми лапками, ни клювом. Как птицам достать подо льдом пищу - травку, зернышки? У кого нет силы пробить стекло ледяной корки, тот голодает.

Но хорошо известно: кто сыт, тому холод не страшен, поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Мы можем устраивать для птиц маленькие бесплатные столовые во дворах и прямо у себя на балконах. Можем вывешивать из окна кусочки хлеба на ниточке или устанавливать во дворе кормушки с зерном и хлебом. Воробьи и другие наши зимние гости целыми стайками будут с радостью посещать их. (Слайд 20)

Закрепление изученного материала.

Сейчас вы поработаете в группах и составите памятку “Чем можно кормить птиц зимой?”

Пшеном, просом, овсом, пшеницей. Семенами подсолнечника (нежареными!). Салом, мясом (нежареным и несолёным!). Для сухопутных птиц соль в любом количестве – смертельный яд. Сушеной рябиной и боярышником. Семенами клена и ясеня. Шишками. Желудями. Орехами.

Кормление птиц - дело не только важное, но и ответственное.

Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Сегодня вы все принесли кормушки, которые сделали вместе с родителями. МОЛОДЦЫ! (Слайд 21-22). Кормушку можно повесить на ветку дерева. Важно, выбрать такое место, чтобы оно было недоступно для кошек и закрыто от ветра.

Где вы предлагаете повесить свои кормушки?

На деревьях в школьном парке, чтобы самим птиц кормить. Во дворе дома, где живём.

Хорошо, мы так и сделаем-повесим ваши кормушки на деревья.

После занятия мы все оденемся и пойдём на улицу. Там мы повесим кормушки, насыплем корм и будем ежедневно, во время прогулки, подкармливать наших друзей.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите зимующих птиц. Какой корм им необходим?

Почему надо помогать зимующим птицам?

Молодцы! (Чтение подготовленным учеником стихотворения)

“Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми...
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А.Яшин

Об этом мы должны помнить всегда!

Спасибо за урок! (Слайд 23)

Содержание

Введение.

Наступила снежная и морозная зима. Некоторые птицы (перелетные) улетели в теплые края пережить холодное время года. А как же зимующие птицы? Как им согреться? Ведь у них нет теплого меха. Чем они зимой будут питаться? Ведь они не могут сами себе заготовить на зиму пищу, да и все покрыто толстым слоем снегом. Трудно птицам зимой. А люди - это первые помощники пернатым!

Цель данной работы - изучить зимующих птиц нашей местности и способы оказания им помощи в трудное зимнее время.

Для осуществления цели необходимо выполнить ряд задач:

    Узнать больше о птицах;

    Сделать кормушки;

    Привлечь больше людей к заботе о птицах

    Ухаживать и наблюдать за птицами;

Объект исследования: птицы нашего края (город Калуга).

Гипотеза: если каждый человек будет много знать о птицах нашего края, знать особенности их обитания, заботиться и охранять их, то:

    станем относиться не только к пернатым добрее и внимательнее, но и друг к другу;

Методы исследования:

    Сбор информации;

    Экскурсии;

    Обработка полученной информации;

    Наблюдение;

    Творческий процесс.

Этапы нашей работы:

    Собираем информацию;

    Делаем корму

    Наблюдаем и делаем выводы.

Глава 1. Узнаем о птицах

    1. Роль птиц в природе и жизни человека.

Птицы приносят большую пользу природе. Одна из задач пернатых - это уничтожение различных жучков и гусениц, которые наносят вред нашему урожаю и большинству деревьев. Зима в России очень морозная и снежная и эти вредители прячутся очень глубоко, и не все птицы могут их достать. Человеку птицы приносят много радости своим пением. Ведь весна начинается именно с пения пернатых. И чтобы не пришлось нам встречать весну без щебетания, мы должны помогать птицам.

Много рассказов написано про живой мир нашей природы такими писателями как Бианки Виталием Валентиновичем, Коваль Юрий Иосифович.

1.2 Людская забота.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и шиповника не хватает на всех. Многие птицы погибают от лютого холода и голода. И только люди могут помочь птицам. Когда ночная температура падает до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека, чтобы подкрепиться и не замерзнуть.

Также, хочется напомнить о парках и заповедниках. Там обитают не только дикие птицы наших краёв, но ещё домашние и экзотические виды.

Чтобы больше узнать, мы посетили Парк птиц «ВОРОБЬИ». Там можно увидеть действительно людскую заботу о пернатых и узнать много интересного.

Рисунок 1. В парке можно узнать - какие птицы занесены в КРАСНУЮ КНИГУ РОССИИ.

Они находятся под постоянным присмотром людей и их заботой. Специально созданные условия для жизни экзотических птиц поддерживаются на протяжении всего года. Это необходимо для того, чтобы в суровую зиму пернатые не погибли, а могли порадовать любознательных гостей заповедника.

Рисунок 3. Кеклик (каменная куропактка) обитает на территории от

Восточной Европы до Китая включительно. Селится она на каменистых

склонах, а гнездится на земле. Питается зелеными частями растений и

семенами.

А вот ещё!

Рисунок 4. Эму обитает в Австралии. Может питается сухой

травой, но предпочитает плоды, семена и насекомых. Это вторая

по величине птица после страуса.

Есть птицы, которые вьют гнезда, а есть те, которые селятся только в дуплах.

Рисунок 5. Скворечник в парке.

Многие птицы - синицы, скворцы, воробьи, малиновки, стрижи- живут в дуплянках. И этих дупел для всех не хватает! Весной, когда птицы возвращаются с теплых краев, люди помогают птицам устроить гнездо в городе- это скворечник.

Глава 2. Птичья столовая.

2.1. Делаем вместе.

В суровых условиях зимы подкормка птиц- основная людская забота! Для этого люди сооружают кормушки.

Кормушки всякие нужны,

Кормушки всякие важны!

При создании кормушки ВАЖНО учитывать, что для разных птиц необходимы разные кормушки! Это мы узнали из прочитанной литературы.

2.2 Меню для птиц.

Все птицы любят полакомиться! Мы изучили множество литературы о птицах и узнали, что семена арбуза, подсолнечника, дыни и тыквы, несолёное сало и размолотый арахис, свежее мясом, хлебные крошками, просо и овес – вот птичье лакомство зимой!

Ещё нам стало известно… ВАЖНО! Птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит; это может даже убить птичку. Лесных птиц нельзя кормить чёрным хлебом. Также нельзя кормить пернатых зернами пшеницы, фасолью, горохом и сухим рисом.

Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:

    Во время подкормки не сорить.

    Очищать кормушку от снега.

    Подкармливать в одно и тоже время.

    Кормить регулярно - каждый день!

Если начал птиц кормит,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят нам, как дети.

Помни- ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Также сама природа позаботилась о пернатых. К зиме на ветках деревьев и кустарников остаются плоды рябины, шиповника и калины, которые предпочитают снегири (Рисунок 17). Сосновыми или елевыми шишками питаются только клесты. Личинками насекомых в коре деревьев и веток любит полакомиться дятел. Семена репейника, крапивы, лебеды и щавеля, которые можно заранее заготовить в конце лета, очень любит практически все птицы.

Так что разнообразие у птиц может быть. Все зависит от нас!

Рисунок 17. Рябина в Парке птиц.

Глава 3. Наблюдаем.

Сделав кормушки и развесив их на разных территориях (у школы, в парке, у дома) мы увидели, что к разным кормушкам прилетают разные птицы. Некоторые любят «трудные» кормушки (маленькие), а некоторые и «легкие» (большие и открытые). Отобразили мы это в таблице 1 .

птица

кормушка

Синичка

«Трудные» кормушки- с глубоким дном, на леске или из гнущегося материала – из картонной коробки и из пластиковой бутылки.

Ворона

Основное питание находит и без кормушек- на земле. Но к кормушке подлетает из дощечек - более открытой.

Голубь

«Легкие» кормушки – из дощечек. Это видно как в парке, так и возле дома. Также на земле находит пищу.

Воробей

Подлетает к кормушке из пластиковой бутылки и из дощечек.

Снегирь

Встречается в парке у деревянной кормушки.

Таблица 1.

Также изучив литературу о птичьем меню, мы составили таблицу 2. В ней мы указали именно тот корм, который давали птицам.

птица

корм

Синичка

Семена подсолнечника, тыквы, сырое несоленое мясо, хлебные крошки.

Ворона

Ест все что увидит. Иногда отбрасывает пищу- видимо не «по зубам» ей.

Голубь

Хлебные крошки, овсяная крупа, геркулесовые хлопья, размолотый арахис.

Воробей

Сырое несоленое сало и мясо, размолотый арахис, хлебные крошки.

Снегирь

Кусочки яблок, рябина на ветке в парке, семена подсолнечника.

Таблица 2.

Ещё мы заметили, что в разную погоду, при разной температуре к кормушкам прилетает разное количество птиц. Мы наблюдали в течении одной с 25.01.16 по 31.01.16 недели за птицами у кормушек. Отобразили это в таблице 3.

Таблица 3.

Наша акция «Люди! Покормите птиц!» дала свои результаты (Рисунок 21).


Рисунок 21. Мамы с младшим поколением.

В школе ребята заинтересовались пернатыми. И в помощь птицам соорудили кормушки (Рисунок 22 и 23).

Рисунок 22. Новые кормушки для птиц!

Выводы.

Исследуя данный проект мы узнали много интересного о птицах, об их жизни в холодное время года. Посетили Парк птиц, узнали как ухаживают люди за птицами не нашего климата. Сделав кормушки и развесив их в разных местах мы увидели, что разным птицам удобны разные кормушки (Таблица 1 ). Например, для воробья, вороны, снегиря и голубя подойдут «легкие» кормушки- с открытыми стенками, чтобы легко добраться до корма. Им трудно залезать в раскачивающиеся и гнущиеся кормушки. А вот юрким и ловким синичкам подойдут «трудные»- с глубоким дном, на леске или из гнущегося материала. Да и с каждым днем к кормушкам птиц стало прилетать больше. Также заметили, что любимое лакомство для птиц- это хлебные крошки и семена подсолнечника (Таблица 2 ). Некоторые птицы, например, синички прилетают к тем кормушкам, где мы оставляли несоленое сало и мясо. А вот голуби и воробьи подлетают к ко всем кормушкам. В разную погоду прилетает к кормушкам разное количество птиц. Например, в сильный мороз при ясной погоде, прилетают больше птиц, чтобы подкрепиться и не замерзнуть. А вот, в погоду с ветром – меньше птиц (Таблица 3 ).

Проведя акция «Люди! Покормите птиц!» , мы увидели, что люди обращают внимание на яркие плакаты. Мамы объясняют детям- что это такое, рассказывают о птицах и заботе о них. Вместе с детьми подсыпают хлебные крошки в кормушки.

Проведя такое исследование, мы выяснили, что наша гипотеза подтверждается:

    меньше птиц погибают от морозов, если их постоянно подкармливать;

    люди бережнее относятся к природе и ко всему живому на Земле.

Список используемой литературы.

    Бианки В.В. Рассказы о птицах - «Мастера без топора», «Синичкин календарь» .

    Коваль Ю.И. Рассказ «Капитан клюквин».

    Малеев В. «Птицы России» - 2013;

    Алфимова Н. «Наши друзья - птицы» - Минводы 1993;

    Электронные ресурсы: , .

Все птицы делятся на оседлых и перелетных. И если вторые перед суровыми зимними морозами улетают в теплые страны, то первые остаются в городах, радуя нас своим щебетом. Однако корм добыть с каждым днем становится все сложнее, постепенно пернатые склевывают урожай ягод и плодов и начинают голодать. В силах людей, даже самых маленьких детей, сделать жизнь воробьев, голубей и синиц проще. Познакомимся с тем, как зимой помочь птицам, что можно предложить им в качестве корма, как сделать кормушку своими руками.

Лучшие корма

В холодное время года птицы страдают от голода, поэтому необходимо подкармливать их, делать это могут и дети 1-2 класса, которые таким образом будут ближе знакомиться с миром живой природы. Как помочь птицам зимой, какой корм лучше выбрать для них?

Возможно несколько вариантов:

  • Для синиц, воробьев и поползней любимым зимним лакомством являются семена подсолнуха, обязательно сырые. Они очень калорийны и питательны.
  • Голуби и воробьи с удовольствием отведают сырое пшено, просо, пшеницу, овес, рис. Крупу можно также отварить, но без использования соли и специй.
  • Синицы любят зимой перекусить сырым мясом, поэтому им можно предложить небольшие его кусочки. Также эти пернатые неравнодушны к салу, его несложно обмотать нитками и повесить на ветку.
  • Для снегирей заранее следует подготовить сушеные ягоды рябины, которые помещаются в кормушки или же нанизываются на нитку и развешиваются на ветвях, словно бусы.

Мы рассмотрели, как помочь птицам зимой в 1 классе. Самостоятельно или с помощью родителей юные природолюбы могут подкармливать их полезными кормами.

Что еще любят птицы

Пернатые зимой очень часто не могут найти себе корм, поэтому люди должны поддерживать их в непростые времена, давать возможность получать любимые продукты. Решая, как помочь птицам зимой, следует подумать о том, как организовать для них получение любимого лакомства. Познакомимся с тем, какие еще корма любят различные птахи:

  • Семена клена, собранные с осени, с удовольствием отведают свиристели и снегири, сами добыть лакомство птицы не могут, поскольку «крылатки» скрыты толщей листвы и снегом.
  • Орехи и желуди любят сойки, дятлы и некоторые другие виды, лакомство обязательно должно быть свежим, предлагать птицам соленые орехи недопустимо.
  • Шишки обожают клесты, поэтому, чтобы порадовать красивых птиц, можно с осени подготовить немного шишек с различных хвойных деревьев и слегка подсушить их.
  • Тыквенные семечки с удовольствием съедят воробьи, синицы, снегири.

Всем, кто решает, как зимой помочь птицам, следует помнить, что их рацион в холодное время года должен быть калорийным, но не включать вредных продуктов (типа соленого сала или жареных семечек). Восполнить в организме пернатых нехватку кальция поможет подкормка измельченной яичной скорлупой, которую можно поместить в кормушку.

Под запретом

Решая, как зимой помочь птицам, важно помнить о том, что есть несколько продуктов, которые давать пернатым категорически запрещено, это будет очень вредно для их организмов. Рассмотрим, что же нельзя помещать в кормушки:

  • Черный хлеб. Для его изготовления используется ржаная мука, которая может вызвать у пернатых расстройство пищеварения и стать причиной их гибели. По этой же причине противопоказаны и изделия из ржаной муки.
  • Соленые продукты питания. Пищеварительный тракт птиц не способен вывести ее из организма или усвоить.
  • Жареное в любом виде, даже орехи и семечки. Содержащийся в них жир может вызвать проблемы с пищеварением, несварение желудка.
  • Острое и кислое.
  • Любые формы цитрусовых.
  • Молоко.

Попадание каждого из этих продуктов в зимний рацион птиц может вызвать непоправимые последствия и даже стать причиной смерти, поскольку именно в холодное время года пернатые ослаблены.

Правила установки кормушки

Продолжим разбираться, еще как помочь зимующим птицам зимой. Прежде чем поместить кормушку и насыпать в нее корм, следует узнать несколько несложных правил:

  • Не стоит вешать кормушку под окнами или на балконах, прилетевшие полакомиться птахи оставят после себя мусор, что будет очень неприятно жителям дома.
  • Самый лучший выбор для места кормушки - дерево, расположенное в городском парке или сквере. Высота должна быть достаточной, для того чтобы безответственные школьники не смогли до нее добраться, поэтому лучше всего попросить родителей прикрепить конструкцию к веткам.
  • Для изготовления кормушки можно использовать практически любой материал, главное - проявить фантазию и красиво украсить изделие, чтобы оно радовало глаз и призывало других людей досыпать корм. Не стоит делать «столовую» больших размеров, в противном случае в нее будут забираться вороны и воровать семена. Небольшой аккуратный домик с крышей для синички или воробья - наилучший вариант.
  • Не стоит насыпать сразу много пищи, поскольку птички нередко опорожняются во время еды и могут испортить корм. Оптимальное решение - периодически посещать кормушку и досыпать лакомства.

Родители могут помочь школьникам соорудить «столовую» и повесить ее на ветки деревьев. А следить за тем, чтобы в ней всегда были зерна или семечки, ученики начальной школы вполне в состоянии самостоятельно.

Изготовление кормушки: выбор материала

Решая, как зимой помочь птицам, следует сделать кормушку своими руками, это совсем не сложно и использовать можно практически любой подручный материал. Дети младшего школьного возраста с помощью родителей могут воспользоваться следующим:

  • Небольшие дощечки, из которых можно сколотить симпатичную столовую.
  • Листы фанеры.
  • Пластиковые бутылки.

Не стоит делать варианты из картона, поскольку из-за зимних снегопадов материал придет в негодность и все труды пропадут.

На следующем видео можно посмотреть необычные идеи оформления кормушек, изделия получились не только полезными, но и удивительно красивыми.

Как сделать

Рассмотрим, как помочь птицам зимой (2 класс), что надо знать, чтобы смастерить кормушку. Чтобы птички, желающие полакомиться, не порезались, в кормушке не должно быть острых деталей, также важно сделать достаточно большое отверстие, чтобы птичка смогла пробраться внутрь и полакомиться. В остальном фантазия не ограничена, вариантов множество:

  • Сколотить из фанеры и досок деревянную конструкцию.
  • В 5-литровой пластиковой бутылке прорезать отверстие для пернатых гостей.
  • Оформить коробку из-под молока или сока.

Даже самая простая конструкция, регулярно наполняемая кормом, принесет несомненную пользу.

Специфика кормушек

То, как помочь птицам зимой, во 2 классе дети изучают на уроках природоведения. Учитель рассказывает им, что насыпать в кормушку следует зерно: просо, пшеницу, кукурузу, овес, рис, а вот рябину лучше всего нанизать на веревки и поместить на ветки, тогда клестам будет удобнее угощаться. Это же касается и сала и кусочков мяса для синиц - пищу обвязывают нитками и развешивают на ветвях деревьев, в кормушку их лучше не помещать, птица не сможет «отщипнуть» кусок лакомства, возьмет его полностью и уронит в снежный сугроб.

Следует помнить, что птичкам обязательно надо наесться вечером, в противном случае они могут не дожить до утра, замерзнув из-за нехватки питательных веществ. Поэтому подсыпать корм для любимцев лучше всего вечером.

Мы рассмотрели, как дети помогают птицам зимой, как могут сами смастерить несложную конструкцию кормушки и периодически добавлять в нее корма. Родители нередко принимают самое активное участие в изучении мира, позволяя пернатым пережить голода и холода. Летом птицы обязательно отблагодарят своих спасителей тем, что будут уничтожать надоедливых насекомых и радовать своим веселым щебетанием.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»