Профессия и ее роль в жизни человека. Значение правильного выбора профессии Важность выбора профессии в жизни человека лекция

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение. Это выбор жизненного пути, выбор судьбы. Это выбор, который делает каждый в юношеском возрасте. Он имеет громадное значение для самого человека и важен для общества. Работа - это главная составляющая человеческой жизни. Работа дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни. Выбор профессии - та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание личных и общих интересов.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает. Удачный выбор профессии человеком - одно из решающих условий всестороннего развития личности, что имеет громадное значение для общества в целом, в том числе и экономическое: труд высоко и многосторонне развитого человека производительнее и качественнее, чем малоразвитого. Итак, правильный выбор профессии - один из краеугольных камней личного человеческого счастья, без которого не может быть и счастья общего.

Целью данной работы было актуализация внимания на такой важной составляющей нашей жизни как профессия.

Задачей данного реферата является рассмотрение данной темы с двух позиций: позиции изначального выбора и позиции деформации внутренних и физических качеств человека под действием профессии.

Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

Впервые серьезно задумываться над выбором профессии мы начинаем в школе. В целом по итогам развития ребенка в школе его самоопределением должна быть готовность к выбору профессии, обдумывание, придумывание, проектирование вариантов профессиональных жизненных путей. В большинстве случаев мотивами выбора профессии становятся:

· Советы друзей (25% учащихся)

· Советы родителей (17% учащихся)

· Влияние СМИ (10% учащихся)

· Случайные факторы, например близость учебного заведения к дому (9% учащихся)

· Интерес к профессии (оставшиеся 39%)

По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ (англ. vocational orientation) система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. (БПС Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко)

Очень интенсивно она проводится в старших классах школы.

В профориентацию входят несколько пунктов это:

· Профессиональное просвещение -- ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными и актуальными видами трудовой деятельности, возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей части они формируются учащимся из самостоятельного анализа своих физико-психологических и социально-экономических потребностей и возможностей.

· Профессиональное развитие. Это помощь в возможном перевыборе профессии и профессиональной переподготовки. По большей части в ней нуждаются студенты первых курсов или более зрелые личности.

· Профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, ответственности, развитие способностей и склонностей.

· Профессиональное консультирование -- оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Обычно проводится в виде беседы с психологом. Но может происходить и в виде поступления дополнительной информации по профессиям или в виде советов более взрослых и опытных людей (родителей или преподавателей).

В Российской Федерации разработаны и разрабатываются различные системы профориентационных тестов, опросников, игр, компьютерных программ и систем.

Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап - получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.). На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление - социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

1. Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

2. Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

3. Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

4. Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

5. Способности и таланты.

6. Потребность в общественном признании.

7. Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

8. Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

Профессиональная жизнь человека

Профессия (лат. professio -- официально указанное занятие, специальность, от profiteer -- объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда. В связи с этим в рамках профессии, установленных по производственному признаку, -- металлург, горняк, строитель и т.д. -- выделяются специализированные профессии: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых профессий и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется профессия землекопа и получает распространение новая -- машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы профессии зарубщика, забойщика, навальщика.

Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии - не исключение. На него также влияет множество факторов, которые представлены на рис. 9.

Рис. 9.

· «хочу» это фактор, который показывает чего человек желает, его притязания;

· «могу» это фактор возможностей человека, который отражает действия и процессы, которые под силу выполнить данному человеку;

· «надо»- фактор, показывающий что человеку необходимо для осуществления данной конкретной задачи.

Главная задача выбирающего при этом - тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение.

Неотъемлемой частью профессиональной жизни человека является профессиональное самоопределения. Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончании школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

По мере освоения профессии личность все больше «погружается» в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от индивидуально-психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяются следующие стадии, представленные в табл. 1:

Таблица 1 Стадии профессионального становления

Название стадии

Описание

Формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально- психологических особенностей.

Профессиональная подготовка

Формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач.

Профессиональная адаптация

Вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности.

Первичная и вторичная профессионализация

Формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности.

Профессиональное мастерство

Полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Занятие по профориентации для 9 класса.

Если человек не знает,
к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер
не будет попутным.
Сенека
Древнеримский философ

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся в современных социально-экономических условиях.

    Сформировать представление учащихся об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.

    Способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии.

    Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.

Развивать представление о саморазвитии и самореализации.
Содействовать воспитанию трудолюбия, стремления к выбору будущей профессии.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный – объяснение, демонстрация, работа с инструкционными картами; частично-поисковый

Дидактические материалы: инструкционные карты, презентация
Теоретическая часть: основные характеристики профессий
Тип урока: деловая игра

Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть
Приветствие, контроль посещаемости
(Можно, чтобы каждый ученик представился,называя свое имя, произнес профессияю на туже букву, что и первая буква имени)

2.Повторение пройденного материала:
-Сколько профессий существует в мире?
(В мире более 10 тысяч профессий, а включая специальности, специализации и квалификации – свыше 50 тысяч.)
-Почему существует такое многообразие профессий?
современном обществе человек может найти приложение всем своим силам, реализовать себя. Нет такого вида общественно полезной деятельности, в которой человек был бы лишен возможности проявить свои личностные способности, инициативу и тем самым заслужить уважение окружающих, обеспечить себе благополучную жизнь и процветание общества. А так как общество образуют люди, то и многообразие сфер деятельности определяется человеческими запросами, потребностями и способностями. Значит, многообразие мира профессий и является мерой человеческих возможностей.)
-Кто такой профессионал?
(Профессионал – это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно с учетом тонкостей и «секретов» своего дела.)
-Что нужно для того, чтобы стать первоклассным профессионалом?
(Для того чтобы стать первоклассным профессионалом человеку необходимо быть разносторонне развитым, образованным, не замыкающимся в узкой области своих интересов.)
-Что значит сквозные, редкие и свободные и необычные профессии?
(Сквозные(когда профессия востребована в любой отрасли и предприятии) -бухгалтер, экономист, отдел кадров
редкие(очень единичные профессии) - сурдопереводчик, дегустатор, энолог
свободные(хочет работает, хочет нет, свободный график) - фрилансер, художник, писатель
необычные - нюхатель освежителей, дегустатор кошачьего корма, ловец шаров

Или, наиболее массовые профессии принято называть сквозными, т.к. они пригодны для многих отраслей народного хозяйства. Это практически все рабочие специальности, а также профессии: инженер, экономист, исследователь, конструктор, юрист.К особой группе относятся сравнительно редкие, специфические профессии: ювелир-огранщик драгоценных камней, монтировщик, лингвист, эмбриолог и т.д. Особую часть составляют люди, так называемых свободных профессий, которые не числятся на какой-либо определённой должности. Это литераторы, художники, скульпторы, композиторы. Обычно они выполняют отдельные заказы по договорам и живут на гонорары.
- Как влияет профессиональный труд на человека?
(в профессиональной деятельности, в труде происходит самовыражение личности – проявление своего «Я», своей индивидуальности. В процессе труда накапливаются знания, опыт, повышается квалификация, совершенствуется сам человек, повышается уровень его благосостояния.)

3. Актуализация знаний учащихся.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора учебного заведения и будущей профессии во многом зависит будущая судьба. Неправильно выбрать профессию - значит расстроить жизненные устремления, сделаться несчастным.

Записать в тетради: Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется - профессиографией.
Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм – одним из важнейших источников инфориации.

Профессиограмма – характеристика профессии, в которой описаны её особенности, содержание и характер труда.
Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
Название профессии
Предмет труда
Цели труда
Условия работы
Вид труда
Знания и умения, необходимые для выполнения работы
Медицинские противопоказания
Требования к человеку
Пути получения профессии
-Некоторые из вас определились с выбором профессии,поэтому я прошу ответить на вопросы анкеты «Что повлияло на твой выбор »

Анкета
Что повлияло на твой выбор (нужное обвести):

    Внимание к тому, насколько доходной является профессия.

    Существенное внимание к мнению родителей, авторитет других взрослых или друзей.

    Значение внешней атрибутики: « Хочу носить военную форму »

    «Полезность « профессии для самого человека: « Будешь поваром – голодным не останешься » . « В семье должен быть собственный доктор.. » и т.д.

    Анализ рынка труда. Знания о востребованности профессий.

    Информированность о профессиях через книги, интернет, общение со специалистами.

    Объективные знания о своих способностях, личных качествах и здоровье.

    Осознание собственных интересов. (презентация)

Минута отдыха.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)

2. Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(«Тише едешь - дальше будешь»)
3.Что должен знать каждый рыбак?
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда”
4.Что должен знать каждый ученик?
(«Ученье – Труд, а не ученье – Тьма»)

А теперь проверим, соответствует ли выбранная вами профессия вашему сладу характера
Классификация профессий по предмету труда (презентация)

У библиотекарей есть такая заповедь: поставить книгу не на свое место - это значит ее потерять. В библиотеке многие тысячи томов. Но любой из них можно найти за считанные минуты, если все в порядке с классификацией и описанием книжного фонда.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.
Педагог: в мире существует много различных профессий. И чтобы было легче ориентироваться в мире профессий, их условно разделили на 5 групп в зависимости от взаимоотношений человека и объекта действий (т.е. с кем или с чем работает человек определенной профессии)

    «Человек-техника»

Это профессии, которые ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это все разнообразие машин и механизмов, которые применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К этому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.

    «Человек – природа»

Выбирая профессию, связанную с преобразованием, природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условия. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.

    «Человек - человек»

Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например, учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.

Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим - качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.

Все многообразие профессий типа «человек-человек» можно разделить на несколько направлений:

    воспитание и обучение;

    здравоохранение;

    организация и управление;

    правовая защита;

    торгово-сервисное обслуживание;

    культурно-просветительская работа.

«Человек - знаковая система
Для производства любого продукта необходимы три компонента: вещество, энергия и информация. Знаки являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе жизнедеятельности. Условно тип профессий «человек - знаковая система» можно разделить на следующие направления.

    Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.

    Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение принимать нестандартные решения.

    Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот. Для таких работников необходимы наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как география, черчение, то эта работа для вас.

    Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии могут вас заинтересовать.

«Человек – художественный образ»
Данная группа включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для людей этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.

Среди этой группы можно выделить следующие направления:

    Организаторские (режиссер, балетмейстер);

    Собственно творческие, созидательные (писатель, живописец, актер, композитор);

    Исполнительские (кондитер, портной);

    Исследовательские (искусствовед, театровед, реставратор).

Диагностические методики

1. «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)

Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет - поставьте «-» . Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

    Легко знакомлюсь с людьми.

    Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить.

    Люблю ходить в музеи, театры, на выставки.

    Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными.

    Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить.

    С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами.

    С удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

    Обычно делаю мало ошибок в письменных работах.

    Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших.

    Люди считают, что у меня есть художественные способности.

    Охотно читаю о растениях, животных.

    Принимаю участие в спектаклях, концертах.

    Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы.

    Легко улаживаю разногласия между людьми

    Считают, что у меня есть способности к работе с техникой.

    Людям нравится мое художественное творчество/

    У меня есть способности к работе с растениями и животными.

    Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме.

    Я почти никогда ни с кем не ссорюсь.

    Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

    Без особого труда усваиваю иностранные языки.

    Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

    Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.

    Могу влиять на ход развития растений и животных.

    Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов.

    Мне обычно удается убедить людей в своей правоте.

    Охотно наблюдаю за растениями или животными.

    Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику.

    Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.

Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами:
П (природа),
Т (техника),
З (знак),
Х (художественный образ),
Ч (человек).
Максимальное число баллов в каждом столбце - 8 - говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда.
Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.

Упражнение «Найди профессию для сказочного героя»

Задача обучающихся – подобрать профессию для каждого из предложенных сказочных героев и обосновать выбор именно этой профессии.

Предлагается трудоустроить следующих героев:

    Дюймовочка;

    Незнайка;

    Конек-горбунок;

    Кощей Бессмертный;

    Царевна-лягушка;

    Змей Горыныч;

  • Чебурашка;

    Баба-яга;

    Василиса Прекрасная.

Домашнее задание. Каждому ученику подготовить по сообщению о любой редкой или новой профессии.

Предварительный просмотр:

Родительская Академия «Помоги себе сам»

«Профессия – важный выбор в жизни девятиклассника»

Повестка

  1. Петрученко Т.В. Директор МБОУ «СОШ» №13 Вступительное слово.
  2. Климова Л.А. Заместитель директора по предпрофильной подготовке. «Введение профильного обучения в МОСШ №13».
  3. Стрелкова И.В. Педагог-психолог «Как помочь ребёнку выбрать профессию»
  4. Иванова А.А. Ведущий специалист Службы занятости «Актуальные и востребованные профессии на рынке труда г. Нижневартовска.»
  5. Хохлова Е.В. Директор учебно-консультативного центра «Образование и карьера» Перспективные профессии и современная социальная ситуация».

Выступление педагога-психолога Стрелковой И.В.

«Как помочь ребёнку выбрать профессию»

Цель:

Помочь родителям учащихся в выборе будущей профессии и профиля обучения своих детей.

Задачи

  • Дать родителям представление об ориентациях и ценностях учащихся.
  • Скорректировать профессиональные предпочтения и учащихся, и родителей.
  • Показать, какие профессии являются перспективными в современном

Российском обществе.

Предварительная подготовка

С учащимися проводится предварительное анкетирование

Анкета

1.Выбрал ли ты профессию? Если «да», то какую? (если нет, переходи к вопросу № 5)

2. Почему выбрана именно эта профессия?

А) возможность трудоустройства Б) престижно В) высокая зарплата Г) мне это интересно

3. Что ты знаешь о своей будущей профессии?

А) предмет, содержание, условие труда Б) профессионально важные качества В) где можно получить эту профессию

Г) спрос на эту профессию Д) медицинские противопоказания

4. Что повлияло на твой выбор?

А) самостоятельно принял(а) решение Б) посоветовали родители В) посоветовали друзья

Г) влияние оказали занятия с профконсультантом Д) другое (укажите что)

5. Если не выбрал(а), то почему?

А) плохо знаю мир профессий Б) плохо знаю свои возможности В) не могу выбрать из нескольких вариантов

Г) не знаю, как выбрать профессию

6. Какой предмет труда тебя привлекает?

А) человек Б) информация В) финансы Г) техника Д) искусство Е) животные и растения

Ж) продукты и изделия З) природные ресурсы

7. Какой вид деятельности тебя привлекает?

А) управление Б) обслуживание В) образование Г) производство Д) конструирование Е) исследование Ж) защита З) контроль

8. Я считаю, что сегодня в нашей стране самые престижные профессии,

это - ... ……………………………………………………………………………..

9. Нравятся ли тебе профессии твоих родителей или родственников?

Ход собрания

Каждому человеку – свое дело,

И каждому делу – свое время

Эзоп

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Исследователи доказали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Безусловно, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Анализ результатов анкеты

Большинство ребят 51% не выбрал до сих пор профессию. 49% опрошенных ребят ответили, что профессию выбрали. Среди часто встречающихся профессия врача (там были названы различные специализации хирург, аллерголог и т.д.)

Почему выбрана та или иная профессия? Варианты ответов выглядят следующим образом. Мне это интересно – 56%, престижно- 25%, высокая зарплата – 16%, при этом меньше всего ребят интересуют вопросы трудоустройства

Что повлияло на твой выбор? 54% опрошенных ответили, что они самостоятельно приняли решение, 38% - посоветовали родители, 8% - посоветовали друзья

Не определившиеся с профессией ребята называют следующие причины: не могу выбрать из нескольких вариантов – 46%, плохо знаю свои возможности – 27%, не знаю как выбрать профессию – 19%

Информация для родителей «Качества профессионала и современная социальная ситуация»

Психолог Л.М. Митина выделяет следующие характеристики современной социальной ситуации, которые необходимо учитывать современному старшекласснику при выборе профессии:

  • Динамичность мира профессий. Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии «живут» сегодня лишь 5-15 лет, а затем либо «умирают», либо меняются до неузнаваемости.
  • Смена монопрофессионализма полипрофессионализмом. Это значит, что человеку нужно стремиться к овладению не одной какой-либо профессией, а несколькими смежными.

Следовательно, выпускнику школы, вступающему в жизнь, необходимо быть готовым к тому, что знаний и умений, полученных в период обучения, не хватит на все время трудовой жизни. Человеку в течение жизни не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием, самовоспитанием. Поэтому одной из главных целей современного профессионального обучения является развитие у учащихся заинтересованности и потребности в самоизменении.

Анализ результатов методики «Престижные профессии»

На сегодняшний день ребята называют следующие профессии престижными: экономисты, программисты, менеджеры, юристы, врачи, психологи

Позиции родителей, старших членов семьи

Ребенок живет в семье. Взрослые несут ответственность за жизнь ребенка, и их отношение к его профессиональному выбору имеет огромное значение. Условно можно обозначить следующие позиции взрослых:

  1. Позиция невмешательства. Предоставляя детям свободу выбора, взрослые, фактически, отказываются помочь в выборе профессии, оставляя детей в ситуации неопределенности.
  2. Позиция активного вмешательства предполагает «напористые» действия со стороны родителей в решении задачи выбора профессии. Родители так «организуют» выбор своего ребенка, что он, практически, лишен возможности, выбрать самостоятельно.
  3. Позиция противоречия. Как правило, родители демонстрируют эту позицию, когда на своем опыте знакомы с профессией, которой интересуется ребенок. Отсюда, готовы согласиться с каким угодно профессиональным выбором, лишь бы не с пройденным ими. Иногда, родители могут навязывать выбор, не зная особенностей той или иной профессиональной деятельности. Часто родители озабочены вопросами престижа, хорошей оплаты будущей профессии, ориентируясь на современное состояние рынка труда, а каким оно будет через 5-7 лет спорят даже специалисты... Это свидетельствует о неразвитой культуре отношений родителей к проблеме профессионального самоопределения детей.
  4. Позиция сотрудничества (наиболее результативная). Это такая позиция родителей, других старших членов семьи, когда они создают условия для организации активного, самостоятельного поиска детьми обоснованного ответа на вопрос «Кем быть?», а именно: «С кем быть?» (т.е. с какой профессиональной общностью людей), «Каким быть?» «Где дальше учиться?» «Что ты сможешь дать обществу, семье?»; т.е. обсуждаю с детьми их профессиональные планы, предлагают, а не указывают, практически приобщают к труду с последующим анализом «сильных» и «слабых» сторон личности ребенка в сравнении с требованиями обсуждаемых профессий и с семейными традициями.

Заключительное слово

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии обращайте внимание на информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях

Психолог обращает внимание родителей на списки учебных заведений (список профилей в школе, школ и колледжей), которые получил каждый родитель. Советует внимательно ознакомиться с этой информацией, познакомить с ней ребенка и принять совместное решение по поводу дальнейшего обучения подростка.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

  1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
  2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
  3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
  4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
  5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
  6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
  7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
  8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
  9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы занятия в кружках и т. д.
  10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

В свою очередь хочется сказать, что в нашей школе тоже ведется работа по профориентации учащихся в рамках элективных курсов, психодиагностических мероприятий. Обращаются ребята и в частном консультативном порядке. Поэтому если возникает такая необходимость, а судя по ответам ребят такая необходимость есть вы можете прибегнуть к помощи и представленных сегодня центров и школы.

Стрелкова Инна г. Нижневартовск

Владимировна МБОУ «СОШ» №13


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»