Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока.
Обучающая
- Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;
Развивающие
- развивать умение анализировать художественный текст;
- развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
- развивать ассоциативное мышление;
- развивать функциональную грамотность;
Воспитательная
- воспитание гуманизма.
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности : мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Ход урока
I. Стадия вызова.
В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)
Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.
Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)
Учитель :
– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?
– Кто для вас является добрым человеком?
Составить акростих на тему: «Добро».
Учитель : Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно
Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)
Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).
Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.
1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.
1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.
Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.
2 ученик : Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.
Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи
3 ученик читает стихотворение :
Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.
Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.
В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.
Словарь – урока – слайд
И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Да и нет (блиц-задание на знание биографии)
- писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
- детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
- закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
- в начале 60-х годов появились его первые рассказы
- в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
- этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
- его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
- фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
- этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
- Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)
II. Стадия осмысления .
- Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
- Проблема : персонаж, человек, повествователь.
Компонент мира художественной литературы
– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?
– от какого лица ведется повествование? (от первого)
– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).
Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)
- Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
- Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
- упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.
- Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
- я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками
– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.
Составить синквейн:
- Автор – мальчик
- Автор – взрослый
III. Переходим к работе над композицией рассказа .
Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Учитель : Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?
Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.
Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)
- Составляет кластер.
- Написать эссе (история героя)
IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).
Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.
Прием «Узнавание адресата»
Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)
Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.
Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).
Докажите.
Лабораторная работа. (слайд)
Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.
Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.
Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.
Сколько игр было на деньги (2).
Как назывались? (чика замеряшка).
Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).
Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.
Мозговой штурм.
– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
– как герой догадался что посылку отправляла не мать?
– почему он перестал бояться уроков французского?
– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?
– как в этих играх описано мастерство и плутовство?
Как играет герой?
Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?
Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
– сколько посылок пришло мальчику?
Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.
Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
«Прием пластилиновый герой»
Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.
– ребята. А ваши учителя добрые?
– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими
Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)
Защита своих поделок.
V. Стадия рефлексии .
– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?
Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.
Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.
Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)
В. Г. Распутин «Уроки французского» МОУ СОШ № 93, г. Красноярск Урок – презентация в 6 классе. Подготовила Самусева Наталья Ивановна, учитель высшей категории. Тема:
Смысл названия
рассказа В. Распутина
"УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО"
Цель урока:
- проанализировать проблематику рассказа,
- выяснить, какие уроки он несёт;
- раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина.
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки
лягут на душу как маленького,
так и взрослого читателя.
Из истории создания рассказа « Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой». Лидия Михайловна Молокова -прототип героини Распутина
- "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
- Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
- Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
.
Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в последнее время в Нижнем Новгороде.
Кадр из фильма Евгения Ташкова «Уроки французского» 1978 г. Лидия Михайловна (актриса Т. Ташкова) кадр из фильма Е.Ташкова Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
- Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
- Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
- Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
- Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Валентин Григорьевич Распутин (1937 - 2015)
- Является продолжателем традиций русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Безумию и суетному существованию противопоставляет мудрость, бережное отношение к миру, к человеку, к природе.
- Главные слова в его творчестве - совесть и память.
Влияние места
Писатель говорил, что его детство и его творчество немыслимы без влияния Сибири, тайги и, особенно, Ангары: «Я верю, что и в моём писательском деле она сыграла не последнюю роль; когда-то в неотъемлемую минуту вышел я к Ангаре и обомлел - и от вошедшей в меня красоты, а также от явившегося из неё сознательного и материального чувства Родины».
Рассказ «Уроки французского»
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.
История создания
«Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жесткого выражения, для которого вроде уже настала пора. Рассказ был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
История создания
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начапьной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это - пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Г. Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
- " Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение...
- Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества.
- Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
История создания
- Автобиография - это последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
- «Там мне ничего не пришлось выдумывать, - говорил Распутин. Всё это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Словарная работа
- Полуторка - (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
- Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
- Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный заём).
Вопросы
- О чем говорит название рассказа?
- От чьего лица ведется повествование? Почему?
- О каком времени пишет автор?
- Как жилось в деревне?
- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
- Какие испытания ожидали его?
Вопросы
- Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
- Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
- Почему Вадик и Птаха избили его?
- Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Вопросы
- Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
- Как учительница выясняет, что случилось с героем?
- Какие чувства испытывает герой?
- Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
Вопросы
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
- Какой приём применяет автор в описании учительницы?
- Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков?
- Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно?
- Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы?
- Какие черты характера проявляет герой?
Лидия Михайловна
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде своей, и в своей молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё….; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде…»
- О чём мы можем судить по портрету героини?
- Для чего Распутин поместил этот портрет?
- Что было бы, если бы портретная характеристика не существовала?
Поразмышляем…
- Какими чертами обладала Лидия Михайловна? Приведите цитаты из текста.
- Что бы вы выбрали: иметь деньги, но не иметь друзей или иметь друзей, но при этом мало денег? Почему?
- Хотели бы вы помочь герою, как помогла ему Лидия Михайловна?
Главный герой
Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
Вопросы
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
- Чем закончилась игра? Как ведёт себя Лидия Михайловна в разговоре с директором? Почему не объяснила свой поступок директору?
Характеристика главных героев
Мальчик
Лидия Михайловна
- нравственная стойкость;
- жажда знаний;
- чувство собственного достоинства.
- «учительница загадочного французского языка»;
- умная и красивая;
- «особенное какое-то сказочное существо…»;
- «человек необыкновенный, не похожий на всех остальных».
- чувство собственного достоинства;
- доброта;
- смелость;
- милосердие;
- чуткость;
- щедрость;
- отзывчивость.
Выводы
- Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнила, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами….Но, поразмыслив, я понял, что удивительного тут в сущности нет ничего: истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает…
- Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Выводы
Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
- Какую роль играет послесловие?
Понятие «УРОК»
- Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок.
- Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить урок. Учить уроки.
- Учебное занятие по какому-либо предмету, а также отведенное для него время. Урок литературы.
- То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее. Жизненный урок.
- Перен. Устар. Поучения, наставления. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я.
Тема и идея рассказа
- Тема произведения - жизнь в послевоенные годы.
- Идея рассказа «Уроки французского»: самоотверженная и бескорыстная доброта - вечная человеческая ценность.
- Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает: «Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка… в ней лежали макароны и три красных яблока…Раньше я видел их только на картинке, но догадался, что это они».
Смысл названия
- Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, … перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».
- Нравственное значение рассказа - в воспевании вечных ценностей - доброты и человеколюбия.
Итоги
В рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице. Герой один в чужой стороне, он постоянно голоден, но все равно ни за что не склонится ни перед Вадиком, ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике сочетаются светлая веселая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей и недетские серьезные размышления о бедах, принесенных войной.
Создаем синквейн
- Доброта
- Душевная, искренняя
- Направляет, наставляет, учит.
- Доброе отношение к людям - смысл жизни.
Слайд 1
В. Г. Распутин
«Уроки французского».
Урок литературы
в 6 классе
Слайд 2
Заполнить таблицу
Даты Факты биографии
Родился в селе Усть-Уда Иркутской области
Окончил Иркутский университет, историко-филологический факультет
1961
Повесть «Последний срок»
Впервые опубликован рассказ «Уроки французского
Слайд 3
Распутин Валентин Григорьевич (р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Окончив университет в 1959, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве. Красноярской ГЭС и магистрали Абакан- Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники "Костровые новых городов" и «Край возле самого неба". Писать художественную прозу начал в 1961, в основном рассказы. В 1970 выходит повесть "Последний срок", ставшая классикой "деревенской прозы", рассказавшая о последних днях ровесницы века старухе Анне, перебирающей как четки свои воспоминания, подводя итог своей праведной жизни.
Слайд 4
Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без его повестей и рассказов. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.
Слайд 5
Сам Распутин отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.
Слайд 6
Автобиографичность рассказа «Уроки французского»
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения. После окончания начальной школы в родной деревне Распутин хотел продолжать учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – пятьдесят километров от дома. Надо перебираться туда жить одному, без родителей, без семьи. Это была очень серьёзная перемена в жизни. К тому же, как напишет потом В.Распутин, «до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым».
И.Глазунов. Портрет
В.Г. Распутина.
Слайд 7
Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
«Там мне ничего не пришлось
выдумывать, – говорил Распутин. – Всё это происходило со мной.
За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в своё время они сделали для меня».
Слайд 8
Слайд 9
Самый популярный из ранних рассказов писателя “Уроки французского” автобиографичен. Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Он впервые оторван от семьи, от родной деревни. Не удивительны его неодолимая тоска и тяга домой. Однако, маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, “самой природой призван быть ученым человеком”. Это мнение земляков подтверждается и в новой школе, в новом кругу общения. Но время было тяжелое - послевоенное и полуголодное. Мальчик начинает играть на деньги, единственно только для того, чтобы иметь возможность ежедневно купить баночку молока “от малокровия”. И учительница французского языка идет на рискованный шаг: тайком, у себя дома, играет с учеником, просто из легко объяснимого человеческого сострадания: “Мальчик крайне истощен, а в долг брать отказывается”. Позднее по этому рассказу был поставлен кинофильм.
Слайд 10
Уроки доброты
«...Мне кажется, что профессию человека можно узнать по его лицу. По какому-то очень усталому, строгому, почти лишенному надежды взгляду нередко угадывал я учителей. Угадывал и думал, что учителя иссушает его работа, что очень трудно ему сохранить живой интерес к детям, душевную мягкость и теплоту. Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице - Анастасии Прокопьевне Копыловой. Когда я узнал ее, она уже проработала в школе долгие годы, но ни тогда, ни позже не видел я в ее глазах того жестокого выражения, для которого вроде уже настала пора.
Рассказ „Уроки французского" был впервые опубликован в 1973 году в нашей иркутской комсомольской газете „Советская молодежь" в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна - его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщины, не старевшей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой» .
Слайд 11
Словарная работа:
Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны.
Райцентр. Город или село – центр административного района внутри области.
Облигации. Билет государственного займа. (Государственный выигрышный
заём).
Слайд 12
О чем говорит название рассказа?
-От чьего лица ведется повествование? Почему?
-О каком времени пишет автор?
-Как жилось в деревне?
-Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь?
-Какие испытания ожидали его?
Слайд 13
Почему герой рассказа начал играть в «чику»?
-Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Найдите слова, передающие его состояние в этот момент.
Слайд 14
Как ведёт себя герой на следующий день после драки?
-Как учительница выясняет, что случилось с героем?
-Какие чувства испытывает герой?
-Какие качества героя проявляются в этом эпизоде?
Слайд 15
Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? -Какой приём применяет автор в описании учительницы? -Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? -Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? - Какие черты характера проявляет герой?