Слайд 1
Возрастные особенности подростков
Дети такие же, как мы, только
немного другие
Слайд 2
Особенности физического развития детей
9-11 лет
*рост девочек опережает рост мальчиков
*в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем
мальчики становятся сильнее
12-14 лет
Девочки обычно выше мальчиков
Половое созревание
Быстрый рост мускулатуры
Переутомление опасно
Девочки менее активны
Слайд 3
Возрастные особенности детей 11-12 лет
«Если бы дети росли в соответствии с нашими
ожиданиями, у нас вырастали бы
только гении».
Иоганн Вольфганг Гёте
Слайд 4
*Подражание старшим,
копирование их поведения.
Считают себя взрослыми.
«Детский психолог начинает с изучения своих детских комплексов,
а кончает изучением детских комплексов своих родителей и их
родителей».
Лоренс Питер
Слайд 5
*Нравится отличаться от других, иметь
какую-нибудь отличительную
«феньку- фишку» не как у всех.
Стремление завоевать в глазах
сверстников авторитет.
Занять достойное место в коллективе.
Слайд 6
*Нравится быть командой,
быть лучше всех.
«Если не знаешь, каковы твои
дети, посмотри на их друзей».
Сюнь- Цзы
*Стремление к сплочению
Слайд 7
*Стремление к самостоятельности
и независимости.
*Развито желание лидерства.
« У людских достоинств, как и у плодов,
есть своя пора».
Ф.Ларошфуко
Слайд 8
*Возникает интерес к собственной
личности.
*Возникает некоторое сознание
пофигизма (не хочу, не буду).
«Всякая форма есть выражение
какого-то внутреннего содержания».
Р.Роллан
Слайд 9
*Мальчиков и девочек тянет друг
к другу. Но они не умеют друг с другом
общаться. Боятся сделать первый шаг.
Боятся неудач и подшучиваний товарищей.
Семь НЕ:
*не подозревать в любви дурного
*не запрещать общения
*не подслеживать
*не выспрашивать специально
*не высмеивать
*не растравлять сочувствием
*не подсказывать без крайней
необходимости
Слайд 10
*Склонны к творческим и
спортивным играм.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться».
Демокрит
Слайд 11
Особенности поведения в 12-14 лет
Дети испытывают внутреннее беспокойство
Сопротивляются критике
Мальчики склонны к групповому поведению
Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
Мнение группы сверстников более важно, чем мнение
взрослых
Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы
мнению команды
Антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг
друга
Появляется интерес к заработку
Слайд 12
Феномен подростковой лжи
«Это случается, говорят слабые родители о проступках
своих детей. Нет, это не случается –это развивается».
Мария - Эбнер Эшенбах
Слайд 13
«Каждый человек всегда чей-нибудь ребёнок»
Пьер-Огюст Бомарше
Какая?
бессознательная
из потребности в самосохранении
(нет выгоды)
(страх)
хвастовство
(быть в центре внимания)
корпоративная
ложь
Слайд 14
Ребёнок
Родители + родственники
*ложь во имя вежливости
*провокация лжи(невыполнимые барьеры)
*самозащита от вмешательства взрослых в их личную жизнь
*пример воспитателей
*страх наказания, лишения, унижения и т.п.
*ложь из-за непонимания, недоверия
*из-за желания самоутвердиться, получить похвалу, одобрение
* ложь для проверки силы собственного влияния
Слайд 15
ЧТО ДЕЛАТЬ?
«Первые слёзы детей- их просьбы; если не остеречься, они вскоре
становятся приказаниями, они начинают с того, что заставляют себе
помогать, а кончают тем, что заставляют себе служить».
Жан-Жак Руссо
В семье
*атмосфера доверия, доброжелательности
*открытость взаимоотношений
*уменьшить количество запретов(оставить разумные и контролировать)
*стараться реально воспринимать возможности ребёнка, не ставить
завышенных планок
*помнить, что любое физическое наказание может повлечь за собой попытки
его избежать с помощью лжи
*ощущение защищённости в семье
Слайд 16
Ложь-фантазия
*Фантазирование с целью выглядеть интересным человеком,
завладеть вниманием.
*Так хочется видеть действительность.
*Желание изменить свой мир, который
чем-то ребёнка не устраивает.
Это бессознательная защита от конфликтов
и тревожащих ситуаций.
Слайд 17
Презентацию подготовила Хвалько Елена Васильевна –учитель
русского языка и литературы МОУ СОШ №75 г.Черноголовка.
Источники: 1) «Витражи мудрости»- Минск. «Полымя»,1987г.
2)Левашова Е.А.- Выступление на 5 Международной научно-
практической конференции. «Феномен детской лжи».
3)summercamp.ru-советы воспитателю
4) info-alt.ru- работы художника Екатерины Дудник
Гигиена мальчика, подростка, юноши.
МОУ «Тимшерская средняя общеобразовательная школа»
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img1.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img2.jpg)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img3.jpg)
- Половое развитие начинается с того что гипофиз (небольшая железа в головном мозге, которая управляет всеми хим. процессами в организме) организует выработку половых гормонов.
- В этот период происходит усиление потоотделения, и пот при этом приобретает характерный запах. Пот задерживается на отрастающих волосах и затем разлагается.
Помимо того, что это ведет к неприятному, порою весьма интенсивному запаху, это самым непосредственным образом способствует и ухудшению здоровья.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img4.jpg)
Для предотвращения всего этого необходимо ежедневно соблюдать личную гигиену
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
подростка
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
Гигиена ротовой полости
Гигиена мужских половых
органов
Правила личной гигиены
в течение дня
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img5.jpg)
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
Правильный уход за кожей необходим для предотвращения её воспалительных заболеваний, преждевременного старения.
Для этого необходимо кожу открытых частей тела мыть водой с мылом ежедневно, закрытых – не реже одного раза в неделю.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img6.jpg)
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
Хорошие волосы на голове являются важным достоинством человека, и правильный уход за ними полностью себя оправдывает.
ПРОБЛЕМЫ С ВОЛОСАМИ :
- ОЧЕНЬ ЖИРНЫЕ
- ПЕРХОТЬ
Следует испробовать несколько разных сортов шампуни и подобрать тот, при котором волосы лучше промываются и не происходит раздражения кожи головы, признаками которого являются зуд и перхоть.
В борьбе с проблемами средство – Чистота и еще раз чистота!
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img7.jpg)
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
Кстати, РАСЧЕСКИ – это отдельная тема!
Заведи себе отдельные расчески (можно не одну), так как иногда перхоть носит инфекционный характер, то есть вызывается грибком.
Расчесывать волосы следует от поверхности кожи кнаружи, и лишь длинные – начиная с концов.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img8.jpg)
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
ПОЙДУТ ЛИ ТЕБЕ УСЫ?
Первая растительность на лице – мягкая и почти бесцветная. Она не бросается в глаза и не мешает жить.
А вот если ты начнешь её сбривать, тебе придется делать это регулярно – сбритые волоски становятся жестче и темнее.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img9.jpg)
УХОД ЗА КОЖЕЙ И ВОЛОСАМИ
Где еще пригодится бритва?
Юноши и мужчины просто обязаны сбривать или хотя бы подстригать волосы под мышками.
Соблюдать чистоту в этой части тела, пользоваться дезодорантами и следить, чтобы запах пота не появился.
Девушкам приятно, когда от их кавалеров хорошо пахнет.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img10.jpg)
НЕ следует пренебрегать и уходом за ногтями.
Прежде всего, их следует регулярно стричь.
Скорость роста ногтей на руках составляет примерно 1мм в неделю, на ногах – в 3-4 раза меньше.
Обстригать лучше после мытья рук и ног: от воды с мылом ногти размягчаются и при обстригании обрезаются легче. Не трескаясь.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img11.jpg)
- Чистить зубы зубной щеткой и зубной пастой не менее двух раз в день.
- Приводить ротовую полость в порядок после каждого приема пищи
- Беспокоиться о промежутках между зубов, используя зубную нить
- Регулярно посещать стоматолога
Правильная гигиена ротовой полости обеспечивает здоровье зубам на 85-90 %, и таким образом, это сокращает потребность лечения зубов на 75-80 % в будущем.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img12.jpg)
Гигиена мужских половых органов
2-3 раза в неделю стоит устроить «генеральную уборку»
- Избегать попадания капель мочи на трусы
- Чаще менять нижнее белье
- Не пользуясь бельем из синтетики – оно плотно обтягивает тело и затрудняет теплообмен, что вызывает появление сыпи.
Выполняя элементарные правила по гигиене гарантированно будешь избавлен от неприятных запахов, раздражения кожи и других неприятностей.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img13.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
Главная функция одежды – защита тела от метеорологических воздействий (холод, тепло, дождь и т.д.) и загрязнений.
Одежда должна быть достаточно пористой, обладать способностью быстро поглощать и отдавать влагу, легко очищаться от загрязнений.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img14.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
Летняя одежда
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img15.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
- На холодный период
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img16.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
- Нательное белье служит своеобразной "промокашкой"; поглощает пот, жир, минеральные соли, освобождает кожу от омертвевших клеток. Все это помогает кожному дыханию.
- В настоящее время в ткани добавляют синтетическое волокно, отчего они меньше мнутся, выглядят наряднее, но хуже очищают кожу
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img17.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
- Обувь должна быть удобной, соответствовать ноге, ее размеру. конфигурации, должна соответствовать роду деятельности человека, климату, погоде.
- Узкая, не удобная обувь может быть причиной образования на ногах болезненных мозолей, трещин.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img18.jpg)
ГИГИЕНА ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
- Одежду необходимо регулярно стирать, подвергать химической чистке; обувь – дезинфицировать, сушить.
- Недопустимо пользование чужой одеждой и обувью .
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img19.jpg)
Правила личной гигиены
в течение дня
Утро :
умойся,
почисти зубы,
причешись.
День :
в течение дня мой
руки перед - едой,
после уборки комнаты,
туалета,
игр, прогулки,
общения с животными,
работы на огороде,
поездки в транспорте.
Вечер :
перед сном
вымой руки,
лицо, шею,
почисти зубы,
прими теплый
и обязательно
вымой ноги.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img20.jpg)
В период полового созревания у тебя есть все шансы сделать свое тело красивым и спортивным.
Дело в том, что интенсивные физические нагрузки замедляют выработку женских гормонов, но стимулируют выработку мужских!
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/b/9/4/b9421ad95bdae115b33f2eed7e6c1fe4ecb6199a/img21.jpg)
- Интернет ресурсы.
- В семье сын и дочь.
А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов; Москва 1995.
- Лучшая книга про тебя и твое тело.
В.В.Голувина; Санкт-Петербург 2010.
Спасибо за внимание.
РОСТ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА Анатомия - наука, изучающая строение и форму тела Физиология - наука, изучающая функции организма, саморегуляцию, все жизненные направления Возрастная физиология - наука, изучающая становление и развитие организма от оплодотворения в яйцеклетке до конца жизни. Методы, которые используются при изучении ВАФГ: 1. Наблюдения 2. Эксперимента (естественного и лабораторного) 3. Статистической обработки данных 4. Поперечных срезов 5. Лангитюдного наблюдения ОРГАНИЗМ КАК ЦЕЛОЕ. Существует 7 уровней организации организма: 1 уровень- молекулярныйотсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Органеллы- объединение молекул для выполнения общей функции. Отсутствие отличия живого от неживого 2 уровень- Клетка -объединение органелл для выполнения общей функции. Это низший, самостоятельно существующий уровень живого. 4 уровень- Ткани– это совокупность клеток и межклеточного вещества, которые объединены выполняемой функцией, общим планом строения и происхождения. Например: Эпителиальные Мышечные Соединительная Нервная лимфа кровь жировые клетки костные 5 уровень- Органы -объединение фрагментов тканей по принципу сходства функций. 6 уровень- Системы органов объединение органов для выполнения общей функции. 7 уровень- Организменный объединение систем в единое целое ПОНЯТИЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ Развитие - процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включает в себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование (приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Рост -количественный процесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма и сопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Организм человека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл – «онтогенез». Онтогенез (от греч. опtоs – сущее, особь; gеnеsis –происхождение, развитие) – процесс индивидуального развития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти. Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это пренатальный, онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти. Это постнатальный онтогенез. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965), созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовал схему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. Период 1. Внутриутробный эбриональный плодный М Возраст 0-8 нед 9 нед - 9 мес 2. Новорожденный 1-10 дней 3. Грудной возраст 10 дней - 1 год 4. Раннее детство 1-3 года 5. Первое детство 4-7 лет 6. Второе детство Ж 8-12 лет 8-11 лет 7. Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет 8. Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет 9. Зрелый возраст 1-й период 2-й период 10. Пожилой возраст 11 . Старческий возраст 12. Долгожители 22-35 лет 36-60 лет 21-35 лет 36-55 лет 61-74 года 56-74 года 75-90 лет 90 лет и старше РОСТ И ПРОПОРЦИИ ТЕЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ. Факторы, влияющие на онтогенез Наследственные (генетические) средовые (влияние внешней среды). усиливается от периода новорожденности ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам. Адаптация к экстремальным условиям вызывает столь глубокую перестройку функционирования всего организма, что не может не сказаться на процессах роста (срок менструации). Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Выделяют 2 скачка развития: ПЕРВЫЙ СКАЧЕК: Наибольшей интенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни при рождении рост ребенка в среднем = 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75-80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она равна в среднем 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг. В последующие годы до периода полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5-2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0-5,0 см. ВТОРОЙ СКАЧЕК: роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами сохраняется в течение всей жизни. Масса тела примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, а затем остается без изменений. После 60 лет масса тела, как правило, начинает постепенно уменьшаться, главным образом в результате атрофических изменений в тканях и уменьшения содержания в них воды. Пропорции тела зависят от возраста и пола человека. Длина тела и ее возрастные изменения, как правило, индивидуальны. Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный типу (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т.д.). брахиморфный типа (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У гиперстеников легкие более короткие и широкие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. долихоморфного типа (астеники) преобладают продольные размеры имеют более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально. Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища – в 3 раза, длина руки – в 4 раза, длина ноги – в 5 раз. Новорожденный отличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большим туловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины туловища, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет –1/6, 12 лет –1/7 и у взрослых – 1/8 С возрастом, рост головы замедляется, а рост конечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатный период) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период полового созревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, а туловище короче и таз уже, чем у девушек. БИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПАСПОРТНЫЙ ВОЗРАСТ Биологический возраст- возраст развития. Паспортный- календарный или хронологический Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); 4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; 1) Уровень полового созревания Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличение яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации в норме могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост яичек > рост пениса > увеличение гортани > лобковое оволосение > подмышечное оволосение > ростовой спурт (скачок роста длины тела) > рост волос на лице и теле. У девочек первым признаком пубертата является: увеличение половых желез > яичников > увеличением молочных желез > скачек роста длины тела (оно начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.) Наиболее важным маркером полового созревания у девочек полового созревания является начало менструирования (менархе). 2) Костный возраст, или скелетная зрелость служит хорошим показателем биологического возраста для всех периодом онтогенеза, начиная с утробного и кончая периодом старения. Основными показателями возрастной дифференцировки являются ядра окостенения и образования стенозов. Сроки окостенения скелета кисти и дистального отдела предплечья у детей и подростков по М. А. Жуковскому и А. И. Бухману. Точки окостенения и синостозы Головчатая и крючковатая кости Дистальный эпифиз лучевой кости Эпифизы основных фаланг и запястных костей Эпифизы средних и концевых фаланг Трехгранная кость Полулунная кость Многоугольная большая, малая и ладьевидная кости Дистальный эпифиз локтевой кости Шиловидный отросток локтевой кости Гороховидная кость Сесамовидные кости в I пястно-фаланговом суставе Синостоз в I пястной кости Синостозы в концевых фалангах Синостозы в основных фалангах Синостозы в средних фалангах Синостозы во II- V пястных костях Синостоз дистального эпифиза локтевой кости Синостоз дистального эпифиза лучевой кости Средний срок мальчики 3- 4 месяца 10- 12 месяца 15- 18 месяца 20- 24 месяца 3- 3,5 года 3,5- 4 года 5,5- 6 лет 7- 7,5 года 9,5- 10 лет 11- 12 лет 13,5- 14 лет 15,5- 16 лет 16- 16,5 года 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 16,5- 17 лет 17- 18 лет 18- 19 лет девочки 2- 3 месяца 8- 10 месяца 10- 12 месяца 12- 15 месяца 2- 2,5 года 2,5- 3 года 4- 4,5 года 6- 6,5 года 7,5- 8 лет 8,5- 9 лет 11- 11,5 года 12,5- 13 лет 13,5- 14 лет 14- 15 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 15,5- 16 лет 16,5- 17 лет 3) Зубной возраст, или зубная зрелость. Традиционный метод определения зубного возраста основан на учете числа (на данный момент и последовательности прорезавшихся зубов (как молочных, так и постоянных) и сопоставления этих данных с существующими стандартами. Используется в качестве показателя биологического возраста только до 13-14 лет, так как молочные зубы прорезываются с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные в среднем с 6 до 13 лет (за исключением третьих моляров). Половые различия в прорезывании молочных зубов практически отсутствуют, но по прорезыванию постоянных зубов, как и по достижению костной зрелости, девочки опережают мальчиков, при этом наибольшие различия отмечены в сроках прорезывания клыков. 4) До некоторой степени в качестве критериев биологического возраста могут использоваться возрастные изменения физиологических и биохимических показателей. Однако информативность этих критериев намного ниже. Часть из них непосредственно связана с изменениями физических параметров ребенка. 1. Например, частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается: от 100 ударов в минуту у 2-х летнего ребенка до 65-70 ударов у взрослого. Эта закономерность совпадает с общебиологическим явлением - более частыми сердцебиениями при меньших размерах тела. 2. Кровяное давление продолжает подниматься не только в течении всего периода роста, но и на протяжении жизни: систолическое давление 5-летнего ребенка составляет примерно 80-85 мм ртутного столба, у 18-летнего юноши - 120 мм. 3. Та же зависимость существует частоты дыхания: 40-45 в минуту - у новорожденного и в среднем 12-16 - у взрослого. 4. Скорость основного обмена выше всего у новорожденного; за период от 6 до 20 лет она быстро снижается и продолжает снижаться на протяжении всей жизни. По некоторым данным, в пубертатном периоде она несколько повышается. АКСЕЛЕРАЦИЯ И РЕТРДАЦИЯ Акселерация– ускорение физического развития и функциональных систем детей и подростков. Термин был предложен в 1935 г. Е. Кохом, первоначально обозначал лишь ускорение роста детей и подростков в 20 в. по сравнению с 19 в. обозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями Физические показатели: Длина тела новорожденных увеличилась за последние 50 лет на 2-2,5 см, масса – на 0,5 кг; У 15-летних длина тела увеличилась на 6-10 см, масса – на 3-10 кг. Половое созревание – на 2 года раньше. Сократилась продолжительность роста: он заканчивается в 16-19 лет (50-60 лет назад – к 25-26 годам). Акселерация физических характеристик развития стимулировала и психическое развитие. Однако, поскольку психическое развитие определяется и социальными условиями, следует говорить о двух типах психической акселерации: а) обусловленных ранним созреванием морфофункциональной основы психики; б) обусловленных социальным прогрессом. – ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах. Такие дети составляют в среднем 13-20% от общего числа детей данного возраста. Они физически полностью созревают к 15-17 годам; быстрее наступает и их психическое созревание. Биологические механизмы акселерации не до конца выяснены. Основными возможными причинами её являются: 1. Эффект гетерозиса, связанного с широкой миграцией современного населения и увеличения количества смешанных браков. 2. Урбанизация населения и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития. 3. Увеличение уровня радиации на Земле в связи появлением и развитием новых технологий. 4. Улучшение социальных и социально-гигиенических условий жизни населения промышленно развитых стран. Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем. Число ретардированных детей составляет 13-20% от общего числа их в данной возрастной группе. Биологические механизмы ретардации недостаточно изучены; Считается, что большую роль здесь играют как биологические, так и социальные факторы.
Презентация на тему "Физиологическое и психологическое развитие подростков" по ОБЖ в формате powerpoint. В презентации рассказывается об особенностях физиологического и психологического подросткового развития, поднимается вопрос о том, как справится с повышенной нервной возбудимостью в этом возрасте.
Фрагменты из презентации
Подростковый и юношеский возраст
Завершается он у мальчиков к 18-19 годам, у девочек -к 16-17. К этому времени полностью формируются пропорции тела, заканчиваются окостенение скелета и рос тела в длину.
Внешние изменения организма
- В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но уже в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг). В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности грудной клетки (на 4,5 см). Однако к 14 годам все показатели физического развития становятся выше у мальчиков.
- Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечно-сосудистой. У подростков быстро растет сердце. Вес его с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, которое сердце выбрасывает в сосуды за 1 сокращение, увеличивается у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек - с 35 до 60 мл. В то же время частота сердечных сокращений в покое снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70 ударам в минуту, а у девочек - 72, к 18 годам частота пульса становится такой же, как у взрослых.
- У подростков 10-15 лет увеличивается окружность грудной клетки, за счет чего углубляется дыхание и увеличивается жизненная емкость легких: у мальчиков - от 1900 до 3380 см3, достигая к 18 годам 4500 см3, у девушек от 1650 до 2800 см3, а к 18 годам - до 3800 см3.
- В развивающейся системе кровообращения часто встречается несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и девочек в 10 лет артериальное давление равно 99/55 мм, то к 17 годам оно повышается до 120/65 мм у юношей и до 115/60 мм у девушек.
Как справиться с повышенной нервной возбудимостью в подростковом возрасте
- воспитывайте выдержку и волю;
- научитесь анализировать ситуацию: чем она вызвана, какие могут быть последствия, что зависит от вас для ее успешного разрешения; практика показывает, что не бывает безвыходных положений. Если вы не в состоянии справиться с конфликтной ситуацией, надо обратиться за помощью к родителям или друзьям;
- не давайте выхода отрицательным эмоциям и не выплескивайте их на окружающих, найдите способ снять стресс юмористическим подходом к проблеме, доверительной беседой с близким человеком;
- не совершайте импульсивных, непродуманных действий - это только осложнит ситуацию, а не поможет ее разрешить;
- будьте объективны в оценках поступков других людей. Прежде чем вынести кому-либо приговор, поставьте на их место себя и подумайте, как бы вы поступили;
- постарайтесь всегда быть в хорошем настроении - оно служит залогом успеха и крепкого здоровья, облегчает контакты с окружающими.