План финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения. План финансово-хозяйственной деятельности Порядок составления плана фхд бюджетного учреждения

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

План ФХД бюджетного учреждения — это ключевой документ, в котором отражаются показатели финансово-хозяйственной деятельности организации: доходы и расходы за отчетный год и плановый период. Экономическая активность любой госорганизации ведется на основании утвержденного ПФХД. Только после этого можно планировать госзакупки.

Изменения в планировании на 2020

В 2020 действовали два системообразующих документа, отражающих состояние финансово-экономической и закупочной активности организации, — это план ФХД и план закупок по 44-ФЗ. Опубликовав оба плана, госучреждение приступало к формированию плана-графика. Это детализация закупочной деятельности на календарный год.

С 2020 вступают в силу положения Федерального закона № 71-ФЗ от 01.05.2019, которым чиновники решили упразднить обязательное ведение плана закупок. Требование о соответствии ПФХД и плана закупок отменяют, как работать по новым правилам? Порядок для бюджетников на 2020 следующий:

  1. и объемы финансирования на финансовый период.
  2. Распределяем доходы и расходы в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
  3. Утверждаем ПФХД по новой форме (приказ Минфина № 186н в редакции 2020 года).
  4. Срок и порядок утверждения ПФХД устанавливает учредитель или ГРБС.
  5. В течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД учреждение обязано утвердить план-график на финансовый период.
  6. Опубликуйте план-график 2020 в ЕИС.

В формировании, выгрузке и корреляции показателей планирования финансово-хозяйственной деятельности и закупок ответственным лицам организации поможет специальная автоматизированная система управления — АСУ ПФХД.

В связи с отменой ПЗ вопрос, когда должен быть размещен план закупок после утверждения ПФХД в 2020, отпадает сам собой. План закупок отменен, его заполнять в 2020 г. не придется. Но не забывайте про план-график. Его утвердите в течение 10 рабочих дней после утверждения ПФХД.

Новый ПФХД на 2020 год

С 01.04.2020 вступил в силу новый приказ Минфина РФ № 17н. Этот норматив скорректировал положения приказа Минфина № 186н, которым чиновники ввели новый ПФХД 2020.

Все бюджетные организации, разрабатывая план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 и плановый период 2021-2022 гг., руководствуются новыми правилами. В течение 2020 г. учреждения готовились к переходу на новый приказ.

Для бюджетников все требования к ПФХД устанавливает учредитель в рамках параметров, определенных Министерством финансов РФ. Учредители ответственны за определение сроков и порядка составления планового проекта, утверждения и внесения изменений.

По требованиям Минфина, ПФХД составляется кассовым методом. Те документы, которые содержат сведения, представляющие государственную тайну, необходимо составлять и утверждать в соответствии с действующим законодательством РФ о защите государственной тайны.

Теперь ПФХД формируют не только на отчетный год и плановый период, но и на куда больший срок в случае наличия у организации долгосрочных обязательств и если это не противоречит решению учредителя. Эти сведения будут отражаться в ПФХД в специальной графе 8 «за пределами планового периода».

Структура плана ФХД с 2020 года

Новая форма документа значительно отличается от старого бланка. Текстовая часть в новом формуляре отсутствует, а табличная часть подразделяется на:

  • раздел 1. Поступления и выплаты;
  • раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

По новым требованиям финансовые показатели на отчетный год и плановый период надлежит отразить в одном разделе.

Что изменилось в структуре ПФХД: таблица

Новая форма, введенная в действие с 01.01.2020

Прежняя форма, действующая до 31.12.2019

Текстовая (описательная) часть

Таблица 1. Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)

Раздел 1. Поступления и выплаты

Таблица 2. Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

Таблица 2.1. Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)

Таблица 3. Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)

Таблица 4. Справочная информация

Обоснования (расчеты) плановых показателей по поступлениям

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам

Расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам

Нововведения с 01.04.2020

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить ПФХД уже в новой форме. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Что меняется в разделе № 1:

  1. Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грантов. Вносите суммы с учетом новых требований:
    • код 613 — если грант получен бюджетным учреждением;
    • код 623 — автономным;
    • код 634 — гранты для иных некоммерческих организаций.
  2. В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нужно указывать расходы на иные выплаты населению.
  3. Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Вот что изменится в разделе № 2:

  1. Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.
  2. Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно — по закону № 223-ФЗ.

Правила составления

  1. Графа «Аналитический код» для КОСГУ заполняется только по требованию учредителя.
  2. Разбивки по источникам финансового обеспечения в обновленном ПФХД тоже нет. Поступления по источникам будут указываться построчно.
  3. Специалистам придется обосновывать не только выплаты, но и поступления. Формальный вид для таких обоснований Минфин не предусмотрел. Используйте старые формы обоснований, закрепленные в упраздненном приказе Минфина № 81н. Всего их 95 шаблонов.
  4. Расчеты показателей поступлений будут формироваться на основании исчисленных доходов по источникам с учетом задолженности по доходам и полученным авансам на начало отчетного года.
  5. Минфин закрепил правила обоснования доходной части прибыли по долям в уставных капиталах хозяйственных товариществ, обществ и дивидендов по акциям и прочим ЦБ, находящимся в собственности учреждения.
  6. Полный перечень требований по формированию ПФХД на 2020 г. представлен в приказе Минфина № 186н, в редакции 2020 года (приказ Минфина 17н).

Плановые показатели разрешено корректировать в течение финансового года, если:

  • учреждению необходимо использовать оставшиеся на начало отчетного периода средства;
  • предприятие подлежит реорганизации;
  • изменятся объемы поступлений, направления расходов, объемы платных услуг и доходы от них, безвозмездные поступления от населения или юридических лиц, дебиторская задолженность прошлых лет и проч.

Поменялись правила, в какой срок разместить план закупок после изменения плана ФХД: в 2020 опубликуйте ПЗ в течение 10 дней с момента утверждения новой редакции ПФХД, а в 2020 ПЗ вести не обязательно, не требуется и вносить изменения в плановый документ.

План-график закупок на 2020 год

Составленный на основе показателей финансово-хозяйственной деятельности документ планирования закупочной деятельности включает информацию обо всех грядущих заказах, в том числе данные о приобретении технически сложных товаров, работ, услуг и, при необходимости, сведения об общественном обсуждении.

Утвержденный план-график в обязательном порядке размещается в ЕИС. Правила формирования регламентируются постановлением правительства РФ от 30.09.2019 № 1279.

Правила составления плана-графика в 2020 скорректированы. Что отразить в ключевом плановом документе:

  • идентификационный код закупочной позиции;
  • наименование закупаемого объекта;
  • код закупаемого объекта по ОКПД2 и наименование такого кода;
  • объем финансового обеспечения, в том числе на текущий финансовый год, на плановый период и последующие годы;
  • сроки (периодичность) проведения закупок — год, в котором планируется осуществить закупку (в том числе разместить извещение, направить приглашения принять участие);
  • информацию об обязательном общественном обсуждении. Для этого проставьте значение «Да» или «Нет». Разрешается не указывать в отношении закупок, которые планируется провести в плановом периоде;
  • наименование уполномоченного органа (учреждения) — для централизованной закупки;
  • наименование организатора закупки — для совместной закупки.

Утвердите ПГ в течение 10 рабочих дней с момента доведения ЛБО или утверждения ПФХД. Для этого достаточно подписать электронный документ усиленной цифровой подписью. Если руководитель не утвердит плановый документ в срок, то ему грозит штраф от 5000 до 300 000 рублей (ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Обратите внимание на требование: должен ли план закупок соответствовать плану ФХД. Да, должен. Требование актуально на 2020. В 2020 ПЗ вести не нужно. Но соответствие закупочного плана-графика и ПФХД никто не отменял. В части планируемых закупок и финансирования, направленного на ведение закупочной деятельности на финансовый год и плановый период, позиции идентичны.

План финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД или ПФХД) образовательного учреждения (ОУ) – это базовая нормативная документация, отражающая в себе формирование показателей о доходах и расходах каждой отдельной организации, а так же стабильность внутреннего и внешнего обеспечения.

Кто составляет план ФХД образовательного учреждения

План финансово-хозяйственной деятельности уполномочен составлять особый орган, организация деятельности которого соблюдается в рамках бюджетных и муниципальных организаций. Период составления документа обусловлен нормативно-правовой законодательной базой:

  • один финансовый год, если бюджетный ОУ рассчитан на идентичный период;
  • один финансовый год в рамках планового периода, если это предусматривают финансирование и бюджет.

В любом случае, план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения должен составляться на основе шаблона, который соответствует всем параметрам и требованиям учредителей. Участники составления ПФХД образовательной организации имеют право вносить поправки и корректировать содержание плана в специальном программном обеспечении («Электронный бюджет», «АКЦ-планирование» и их аналоги), однако ПО должно быть разработан и допущен к использованию учредительным органом.

Требования и изменения в 2018 году

Формирование и разработка отчетного плана ОУ, в соответствии с которым будет осуществляться организационная, хозяйственная и финансовая деятельность, должны происходить в соответствии с Федеральным законом N7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 3.3, подпункт 6).

Требования к составлению ПФХД были расширены и дополнены на основании Приказа Минфина No81н:

  • поправка терминов на основе изменения Бюджетного Кодекса РФ;
  • дополнительные правила в отражении расходов ОУ;
  • предоставление отчётности о производимых строительных работах на отдельных объектах.

Ввиду новых дополнений, датируемых 2018 годом, в плане финансово-хозяйственной деятельности ОУ требуется указать:

  • обоснование расходов по всем видам финансового обеспечения;
  • перечень закупок, необходимых для реализации организационной и хозяйственной деятельности ОУ в заданный период времени;
  • данные о зарезервированных под строительство целевых средств.

Вышеперечисленные указания являются обязательными для исполнения, а отраслевые государственные органы, в случае необходимости, имеют право вносить дополнительные поправки и требования к последовательности составления и содержанию плана ФХД.

При необходимости, учредительный орган ОУ имеет право корректировать структуру финансового плана, для производства оценки заблаговременно до начала следующего отчетного периода.

Состав нормативных документов

Документационный прогноз финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации должен отражать в себе порядок и сферы применения всех видов финансирования:

  1. Средства, полученные для реализации муниципальных (государственных) заданий
  2. Средства, полученные для исполнения перспективных образовательных целей задач.
  3. Средства, полученные ОУ в результате оказания учащимся платных услуг.
  4. Средства, полученные из других источников финансирования, не противоречащих действующему законодательству РФ: гранты, благотворительность и прочее.

Особое внимание при составлении плана ФХД образовательного учреждения следует уделить остатку денежных средств из бюджета за прошлый отчетный период, если таковой имеется. Необходимо указать причины неиспользования данных средств, а так же их дальнейшее применение в рамках нового финансового плана.

Самый важный документ, отражающий направление воспитательно-образовательной деятельности организации, должен состоять из трех разделов:

  1. Заглавный раздел «карта-визитка»: включает в себя общие данные о действующей организации, реквизиты, контакты для обратной связи и прочее.
  2. Содержательный раздел: включает в себя информационные, справочные и пояснительные блоки в соответствии с установленным форматом повествования.
  3. Оформляющий раздел: включает в себя данные о составителях и учредителях данного документа.

Шаблон, отражающий базовую структура плана ФХД ОУ согласно Требованиям No81н:

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
ЗАГОЛОВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Титульный лист
1. Полное наименование бюджетного (муниципального) образовательного учреждения, ИНН, КПП.

2. Наименование учредительного органа, на который возложены функции контроля и управления организацией.

3. Наименование органа, который несет ответственность за состоянием лицевого счета организации.

4. Суммы денежных средств, указанные в ответном документе с точностью до двух знаков после запятой.

5. Фактический адрес образовательной организации.

6. Данные о лицах, исполняющих обязанности директора, бухгалтера, составителя документа, а также других должностных лиц, с личными подписями каждого.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Текстовая часть. Содержание.
1. Цели и задачи образовательного учреждения: направление деятельности на удовлетворение личностных, культурных, нравственных, духовных и интеллектуальных потребностей общества; развитие у детей активной жизненной позиции, сохранение и приумножение культурных и интеллектуальных ценностей.

2. Виды деятельности ОУ: реализация стандартных общеобразовательных и дополнительных углубленных программ обучения.

3. Перечень услуг, предоставляемых платно.

4. Стоимость балансового имущества ОУ: закрепленного за учреждением в рамках государственного обеспечения; приобретенного на государственные средства с целью расширения материальной базы и улучшения инфраструктуры организации; купленного на средства, полученные в результате оказания платных услуг.

5. Стоимость движимого имущества, которое находится на балансе.

Таблица 1 «Состояние финансового счета ОУ»
Отражение материальных ценностей:

· нефинансовые активы (ценное государственное имущество, недвижимость на балансе);

· финансовые активы (все виды дебиторской задолженности в рамках деятельности организации);

· кредитные обязательства.

Таблица 2 «Показатели расходов и поступления финансирования»
Данный раздел ПФХД является прогнозом трат и денежных поступлений, который составляется с учётом прошлого опыта (на основе финплана ОУ за прошедший финансовый год или плановый период). Особое значение при прогнозировании имеют следующие показатели:

· остаток денежных средств на балансе на начало нового отчетного периода;

· общая сумма финансовых поступлений на основе субсидий, финансирования на решение госзаданий, дополнительных инвестиций, прибыли от оказания платных образовательных услуг, выручки от реализации активов и ценных бумаг;

· общая сумма выплат: оплата коммунальных услуг и аренды помещения, выплата заработной платы сотрудниках, уплата налогов, пользование транспортными услугами и услугами связи и прочее;

· остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Таблица 2.1 «Показатели расходов на оплату необходимых товаров, услуг и работ»
Показатели по данной категории трат указываются в виде общей суммы, основанной на перечне данных по расходам, с указанием суммы, которая была зарезервирована на удовлетворение данных нужд при составлении плана ФХД за указанный отчетный период.

Расчёты производятся за основной плановый период, включая финансовый год в соответствии с нормативными актами;

· ФЗ No44 «О контрактной основе в сфере закупок товаров, работ, услуг…»

· ФЗ No223 «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц»

Таблицы 3 и 4 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение ОУ»
К данному виду финансирования относятся денежные средства, которые идут на обеспечение контрактных обязательств. В таблицах необходимо указать:

1. Размер денежного остатка на начало текущего отчетного периода.

2. Прогноз ожидаемых поступлений (на основе прошлого опыта).

При этом необходимо сделать сноску в Таблице 4 о сроках и объёме выполняемых контрактных обязательств.

СПРАВОЧНАЯ ЧАСТЬ
Приложение No1 «Сведения о применении субсидий, направленных на возмещение нормативных трат»
Приложение оформляется в виде таблицы, в которой необходимо указать:

· полное наименование образовательного учреждения;

· наименования бюджетов;

· наименование государственного органа, уполномоченного правом учредителя;

· наименование органа, ведущего отчётность за состояние лицевого счета организации.

Приложение No2 «Обоснование по выплатам»
Приложение включает в себя расчёты, выполненные в виде таблиц с пояснениями

Альтернативная форма главного финансового документа

Чтобы руководящий состав ОУ имел полное и раскрытое представление о материальном состоянии организации и грамотно и рационально производил расход финансирования, в последние несколько лет широко практикуется видоизменение структуры плана ФХД. Для бюджетных (муниципальных) организаций автономного типа приемлема несколько иная структура главного отчетного документа:

Разделы плана ФХД Содержание разделов
Краткое содержание документа Помещается после «шапки» в виде оглавления с указанием страниц
Учетная карта образовательного учреждения Составляется в виде таблицы с указанием следующих данных:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Юридический адрес организации с указанием почтового индекса.

3. Дата и место прохождения государственной регистрации.

4. Контактные данные.

5. ФИО руководителя организации и главного бухгалтера.

7. Коды, значимые за организацией в результате их присвоения Росстатом и другими органами контроля.

8. Размер уставного капитала и муниципальной доли организации.

Обобщенное описание финансовой и хозяйственной ситуации Указание направления деятельности ОУ, наличие лицензий и других свидетельств установленного образца, позволяющих осуществлять вышеуказанную деятельность. Подробное описание деятельности управляющего состава.
Анализ состояния бюджета и перспектив развития В данном разделе отражены показатели в динамике следующих данных:

· количество учащихся;

· численность управляющего состава, педагогов и обслуживающего персонала;

· доходу образовательной организации;

· выплаты заработной платы (в том числе и задержки выплат по причине нехватки средств);

· материально-техническое обеспечение;

· оценка качества образовательных услуг.

Маркетинг Расходование финансирования с целью поддержания имиджа учебного заведения, реклама и распространение образовательных услуг на платной основе. Привлечение абитуриентов и инвесторов.
Описание образовательных услуг и учебного процесса Актуальность и качество образования, проходящего на платной основе.
Направления деятельности ОУ Информация о деятельности образовательного учреждения за последние несколько лет, для отслеживания соответствия в динамике
План доходов Прогноз возможных доходов по следующим направлениям:

· бюджетное финансирование;

· внебюджетные доходы;

· иные источники получения дохода (инвестиции субсидии, гранты благотворительность).

Материально-техническая база В данном разделе необходимо указать в денежном эквиваленте совокупность всех объектов, находящихся на балансе (зданий, подобных помещений, предметов мебели и прочее), а также указать сумму недостающих средств, для улучшения материально-технического обеспечения.

Здесь же необходимо уточнить возможные источники дополнительного финансирования и график его получения.

Состояние кадров Указать, есть ли необходимость в организации новых рабочих мест:

· количество вакантных мест;

· усредненная заработная плата работника на замещение;

· общие показатели начислений в фонд оплаты труда.

Оценка риска Здесь отображаются возможные ситуации образования дефицита средств и способы его устранения.
Полный финансовый план ОУ на один финансовый год В форме таблиц указываются все возможные траты средств из бюджета ОУ (заработная плата, налоги, услуги транспорта и связи, коммунальные платежи, оплата работ сторонних учреждений и прочее).
Источники финансирования Перечисление всех возможных источников дополнительного финансирования:

· собственные средства организации, полученные в рамках законной деятельности ОУ;

· бюджетные средства, направленные на осуществление госзадания.

Комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОУ Производится учредительными органами и управляющим составом, в рамках реализации основной деятельности учебного заведения.

При условии получения субсидий, необходимо отразить в плане ФХД способ освоения данных средств учебным заверением.

Утверждение плана ФХД образовательной организации

Утвержденный план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения проводится в следующей последовательности:

  1. Проект плана и его дубликат заверяются подписями руководителя учебного заведения, бухгалтера и составителя документа, а также гербовой печатью ОУ.
  2. Проект плана ФХД в двух экземплярах предоставляется в департамент государственного органа, выполняющего учредительные функции. Документ проверяется и утверждается в течение 5 рабочих дней.
  3. План проверяется комитатами по управлению инвестициями, представителями планово-экономических разделов и органами бухгалтерского учёта. В случае одобрения, уполномоченный орган визирует экземпляры документа и передаёт их заместителю главы отдела по согласованию. Если план необходимо доработать, он возвращается руководителю учебного заведения, который обязаны внести поправки в течение 2 рабочих дней.
  4. Если замечаний к составу документа нет, — заместитель передаёт оба экземпляра для дальнейшего утверждения директору департамента.
  5. В течение следующих 30 дней разрабатывается бюджет организации, и, в случае необходимости, в план могут вноситься поправки и коррективы. После формирования бюджета, подписанный и утверждённых план ФХД ОУ возвращается директору учебного заведения.

Согласно Требованиям No81н (пункты 21 и 22), директор учебного заведения сам может утвердить план финансово-хозяйственной деятельности в случае, если учредительный орган дал такое право. Такой метод практикуется в ОУ автономного типа.

Законодательством предусмотрен механизм свечения поправок в уже утверждённый план финансово-хозяйственной деятельности, который осуществляется в следующих случаях:

  • изменение размера бюджетного финансирования;
  • увеличение объёма внутренней прибыли организации;
  • фиксирование трат, не предусмотренных в плане ФХД.

В будущем ожидаются и другие поправки к нормативной документации, так как существующий шаблон имеет ряд недоработок, касающихся средств, поступающих в распоряжение ОУ на временной основе.

Чиновники из Министерства финансов РФ обновили рекомендуемую форму плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Правки вступают в силу с 01.04.2020. А это значит, что федеральные учреждения, подведомственные Минфину, должны заполнить документ уже в новой форме и по новым правилам Минфина для плана ФХД на 2020 год. В отношении остальных бюджетников учредители обязаны привести формуляры в соответствие с новыми положениями приказа Минфина России от 07.02.2020 № 17н и довести до учреждений соответствующими распоряжениями.

Структура документа

Что изменилось в ПФХД

Раздел № 1

Обновлены коды для безвозмездных поступлений раздела № 1 ПФХД. Теперь целевые субсидии и капвложения отражайте по статье 150, а статью 180 используйте для отражения прочих поступлений.

Обновлены коды, по которым отражаются безвозмездные поступления грандов. Вносите суммы с учетом новых требований:

  • код 613 — если гранд получен бюджетным учреждением;
  • код 623 — автономным;
  • код 634 — гранды для иных некоммерческих организаций.

В строке 2240 вместо затрат на соцобеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывайте расходы на иные выплаты населению.

Раздел № 2

Строчку для выплат по госконтрактам, заключенным до начала текущего года, детализировали. Теперь суммы придется дробить по видам НПА: отдельно указывайте суммы контрактов по закону № 44-ФЗ и отдельно по закону № 223-ФЗ.

Дополнительная детализация добавлена в отношении сумм контактов по 44-ФЗ. Придется выделять закупки, осуществляемые по национальным и региональным проектам. Правки коснулись строк, расшифровывающих уже заключенные госконтракты и ожидаемые к заключению.

Для чего нужен ПФХД

План финансово-хозяйственной деятельности является одним из основных документов, которые определяют финансирование государственных (муниципальных) учреждений. Он составляется ежегодно на один финансовый год либо на один год и плановый двухлетний период, в зависимости от того, на какой период утвержден бюджет, из которого финансируется бюджетное учреждение.

Шаблон и особенности формирования ПФХД для подведомственных организаций устанавливает учредитель в отдельном распорядительном документе. В 2020 году вступили в силу новые правила (приказ Минфина России № 186н от 31.08.2018). Приказ закрепляет требования к составлению плана, особенности формирования расчетов обоснований, порядок утверждения и рекомендуемый образец документа. Типовые бланки расчетов обоснований представлены в приказе Минфина России от 28.07.2010 № 81н, он действителен до 01.01.2019.

Документ составляется на основании:

  1. Утвержденного государственного или муниципального задания и показателей, характеризующих качество или объем государственных (муниципальных) услуг.
  2. Доведенной суммы финансирования, рассчитанной по действующим нормативным затратам.
  3. Прогнозируемой суммы поступлений от осуществления предпринимательской и иной. приносящей доход, деятельности.
  4. Планируемых расходов и потребностей, необходимых для выполнения государственного (муниципального) задания и обеспечения жизнедеятельности учреждения.
  5. Экономических обоснований потребности в планируемых доходах и расходах.

Что меняется в правилах заполнения ПФХД на 2020 год

С 2020 требования к составлению ПФХД изменились: приказ № 81н перестанет действовать с 01.01.2019. Законодатели определили, что необходимо составлять план ФХД на 2020 год по новым правилам. Они утверждены приказом Минфина № 186н. Ключевые изменения представлены в таблице.

ПФХД на 2020 по приказу № 81н ПФХД на 2020 по приказу № 186н
Текстовая часть заполняется в обязательном порядке Текстовая часть отсутствует
Формируется таблица 1 «Показатели финансового состояния учреждения» Таблицу 1 убрали из формы, заполнять ее не нужно
Составляется таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» Расчетная информация указывается в разделе 1 «Поступления и выплаты»
Вносятся сведения в таблицу 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения» Заполняется раздел 2 «Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг»
Готовится таблица 3 «Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения» Не заполняется
Заполняется таблица 4 «Справочная информация» (о публичных обязательствах, бюджетных инвестициях, средствах во временном распоряжении) Не заполняется
Подробное обоснование доходов не предусмотрено Готовится обоснование доходов по всем источникам финансирования
Формируются расчеты обоснования всех видов расходов

Законодатель установил необходимость приложения обоснования (расчетов) по всем показателям в части расходов. Рекомендуемый образец установлен в приложении № 2 к приказу 81н. Требование (ч. III приказа № 186н) предусматривает заполнение 18 форм, на усмотрение учреждения формы дополняются.

Кто и когда составляет план ФХД

Составлением проекта плана финансово-хозяйственной деятельности занимается подведомственное бюджетное учреждение. Бюджетные и автономные организации готовят проекты и внесение изменений в ПФХД.

Федеральные учреждения обязаны разместить плановый документ в государственной системе «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование».

Срок предоставления ПФХД назначает учредитель. Документ готовится в декабре, после формирования и доведения до подведомственных учреждений бюджета на следующий год и двухлетний плановый период.

Как правильно заполнить на 2020 год

Новая форма представлена двумя разделами: «Поступления и выплаты» и «Сведения по выплатам». Представим порядок составления и утверждения плана ФХД бюджетного учреждения в форме пошаговой инструкции:

  1. Заполняем поступления. В первой таблице приведены все возможные источники доходов. Исполнитель указывает расчетные показатели на следующий год и плановый период. Включаем расходы. В этой части расходная составляющая обобщается. Расшифровка — в следующем разделе. Равенство доходной и расходной частей обязательно.
  2. В графе 3 первой таблицы проставляем КБК для доходов (аналитический код) и расходов (КВР) соответственно. Все сведения берутся из приказа Минфина № 132н.
  3. В графе 4 указываем КОСГУ для отражения экономического значения планируемой операции.
  4. Разносим расчетные значения доходов и расходов по финансовым периодам. Для актуального ПФХД это 2020 и 2021-2022 годы.
  5. Детализируем расходы. Исполнитель вносит расшифровку выплат на каждый плановый период по КОСГУ.
  6. Заполняем второй раздел «Сведения по выплатам». Разбиваем расходные суммы на контракты, которые планируется заключить по 44-ФЗ и по 223-ФЗ. Разбивка делается и по датам заключения. Отдельно указываются соглашения, которые необходимо заключить до начала отчетного периода. В другую строку вносятся контракты, которые планируются к заключению в следующем году.
  7. Проверяем расчеты. После заполнения всех необходимых строк документ подписывает руководитель и ответственный исполнитель. Указываем дату составления.

Исполнитель готовит не только ПФХД, но и расчеты обоснования планируемых доходов и расходов. В новых требованиях Минфина № 186н подробно указано, какие виды расходов учитываются при составлении расчетов (обоснований), какими нормами и стандартами надлежит руководствоваться при их формировании. При расчете страховых взносов во внебюджетные фонды необходимо учитывать тарифы по указанным взносам.

В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

Для планирования на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов нужно применять новый порядок для плана ФХД.

Что изменилось в составлении плана ФХД на 2020 год

При подготовке планов ФХД на 2020 год руководствуйтесь новыми Требованиями, которые утвердил Минфин приказом от 31 августа 2018 г. № 186н (Требования №186н).

Новые Требования № 186н изменили форму плана, а также увеличили количество расчетов и обоснований. Также внесли коррективы в правила, по которым учреждения заполняют план ФХД. В частности, в показателях плана вместо КОСГУ отражают:

  • по строкам планируемых поступлений от доходов – коды аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • строкам планируемых выплат по возврату в бюджет остатков субсидий прошлых лет – коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Кроме того учреждения теперь могут составлять план не только на три года, но и на более длительный срок. Это правило действует, если возникают обязательства, срок исполнения которых превышает три года. В форме плана для таких обязательств добавили колонку «за пределами планового периода».

По новым правилам план ФХД бюджетного учреждения вправе утверждать уполномоченное лицо учреждения, если учредитель не решит иначе. Прежний порядок такое право давал только руководителю учреждения. Для автономных учреждений правила, как утверждать ФХД, не изменили.

Порядок заполнения показателей в плане ФХД

Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности утверждены приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. № 186н. Также при составлении плана ориентируйтесь на Порядок, который установил учредитель. Он должен прописать сроки и правила, как составить проект Плана, утвердить План и внести в него изменения. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет» (письмо Минфина от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Но в некоторых ведомствах для работы с предварительным планом устанавливают специальный программный комплекс. Через него учреждения представляют все расчеты-обоснования, а учредитель проверяет их и согласовывает план. Например, так работает Минздрав (приказ от 09.12.2016 № 951н).

Региональные и муниципальные учреждения формируют План ФХД в региональных и муниципальных информационных системах.

Как заполнить показатели плана

План ФХД составляйте после того, как учредитель утвердит проект плана. При необходимости скорректируйте обоснования плановых показателей по поступлениям и выплатам и на их основе заполните План.

План ФХД состоит из двух разделов:

  1. Поступления и выплаты.
  2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг.

Раздел 1. Поступления и выплаты

В разделе укажите остатки средств на начало и конец года, поступления от доходов и возвратов средств, выплаты по расходам, выплаты, уменьшающие доход, и выплаты по возвратам.

По кодам КОСГУ или другим аналитическим кодам распределяйте показатели Плана, только если такую детализацию предусмотрел учредитель.

По кодам бюджетной классификации показатели распределяйте так:

  • поступления от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • выплаты по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • возвраты в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • уплата налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Раздел 2. Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг

В разделе раскройте общую сумму расходов на закупки из раздела 1. Укажите суммы контрактов, которые заключили или планируете заключить: по правилам Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ и без применения этих законов. Дополнительно раскройте суммы выплат по контрактам:

  • в разрезе источников финансирования – субсидии или другие источники, например, платная деятельность;
  • по годам начала закупки.

Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

К плану ФХД на 2020 год приложите обоснования (расчеты) плановых показателей, на основании которых он составляется. Учтите, что такие расчеты нужно приготовить не только по выплатам, но и по поступлениям.

Обоснования по доходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей поступлений формируйте на основании расчетов предстоящих доходов от платной деятельности, средств ОМС, возмещений ущербов и других. Учитывайте задолженность перед учреждением на начало года по доходам и суммы полученных авансов по договорам, контрактам и соглашениям.

Важно запомнить! Не формируйте обоснования для доходов от субсидий на госзадание, на иные цели, на капвложения, грантов в форме субсидий. Данные по ним доводит учредитель

В обоснованиях формируйте плановые поступления:

  • от доходов – по коду аналитической группы подвида доходов бюджетов;
  • от возврата дебиторской задолженности прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.

Формы обоснований по доходам или требования к ним вправе установить. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

Примеры обоснований по доходам с подсказками по заполнению:

Обоснования по расходам

Обоснования (расчеты) плановых показателей по выплатам формируйте на основании расчетов расходов. Учитывайте суммы, которые сложились на начало года:

  • по перечисленным авансам;
  • излишне уплаченным или излишне взысканным налогам, пеням, штрафам;
  • принятым и неисполненным обязательствам.

Формы обоснований по расходам или требования к ним доводит учредитель. Например, он может установить, что обоснования составляются раздельно по каждому источнику финобеспечения. Если формы вам не довели, разработайте их самостоятельно.

В обоснованиях формируйте плановые выплаты:

  • по расходам – по коду видов расходов (КВР);
  • по возвратам в бюджет остатков субсидий прошлых лет – по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • по уплате налогов с доходов или прибыли – по коду аналитической группы подвида доходов.

Также используйте дополнительную детализацию, если ее ввел учредитель, – по кодам КОСГУ или другим аналитическим показателям.

Расчеты делайте по видам расходов с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, которые используете для оказания услуг или выполнения работ. Учитывайте требования порядков, регламентов, паспортов оказания госуслуг, работ, а также требования ГОСТов, СНиПов, СанПиНов, стандартов.

Величину расходов на выполнение госзадания можете рассчитать с превышением нормативных затрат, которые определил учредитель. Главное, чтобы расходы не превысили общий объем субсидии.

Плановые показатели по каждому виду расходов считайте по правилам, установленным в пунктах 24–43 Требований к Плану ФХД. Например, расходы на повышение квалификации сотрудников определяйте исходя из цены обучения на одного сотрудника и количества обучаемых.

Примеры обоснований по расходам с подсказками по заполнению:

Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

Готовый План согласуйте с учредителем, если он предусмотрел такое правило (п. 4 Требований №186н).

План ФХД бюджетного учреждения утверждает уполномоченное лицо учреждения. Например, руководитель. Учредитель может предусмотреть другой порядок утверждения. Об этом сказано в пункте 46 Требований №186н.

Если у учреждения есть обособленные подразделения, на основе общего Плана оно утверждает План ФХД:

  • головного учреждения без учета обособленных подразделений;
  • каждого из обособленных подразделений.

Планы должны включать в себя показатели расчетов между головным учреждением и подразделениями.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации является важной частью аналитической работы, обусловливающей возможность грамотного управления ресурсами для обеспечения учебно-воспитательного процесса. Новый план ФХД - документ, который ежегодно составляется школьным бухгалтером или другим уполномоченным сотрудником в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями, закрепленными в:

  • п. 3.3, пп. 6 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.12.1996 г.;
  • приказе Минфина РФ № 81н от 28.07.2012 (далее - Требования № 81н, актуальные для учреждений государственной (муниципальной) формы собственности);
  • приказе Минфина РФ № 186н от 31.08.2018 (далее - Требования № 186н, разработанные для автономных ОУ).

Заполнение нового плана ФХД на 2020 год: основные требования

Проектирование финансово-хозяйственной деятельности школ на 2020 календарный год связано с вступлением в силу обновленных нормативов, разработанных для организаций автономного типа. От учредителей последних ожидается составление порядка проектирования и оформления документов по планированию - регламента, не противоречащего содержанию Требований № 186н. Что касается государственных (муниципальных) образовательных организаций, то в их стенах заполнение нового плана ФХД на 2020 год выполняется в штатном режиме - по прошлогоднему шаблону (если иное не предусмотрено учредителем и локальными органами управления) с актуализацией всех групп данных.

Составление обновленного плана ФХД необходимо осуществлять, опираясь на следующие группы данных:

  1. Объем государственного задания или предоставляемых учебно-воспитательных услуг.
  2. Установленными нормативами расходов и расчетной суммой, получаемой от учредителя в установленном порядке.
  3. Количества запланированных поступлений и выплат, обеспечивающих возможность нормальной организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Прогнозируемого дохода от предоставления образовательных услуг на платной основе, ведения иных видов предпринимательской деятельности (передача помещений, имущества ОУ в аренду).
  5. Возможность экономического обоснования представленных расходов.

По мнению экспертов, отличительной чертой нового плана ФХД на 2020 год должна стать конкретика значений, демонстрирующая практический переход от формализма к прикладной аналитической работе в имеющихся образовательных условиях. Это достигается двумя путями: с одной стороны, из документа по планированию необходимо исключить информацию, дублируемую в других бумагах (Устав школы, баланс), с другой, следует подтвердить все цифровые значения ожидаемых доходов и расходов подробными обоснованиями, тем самым обеспечивая конкретику работы по направлению.

Составление плана ФХД целесообразно выполнять параллельно с процессом разработки бюджета соответствующего уровня. Изначально определяют временные рамки плана (традиционно - финансовый год или плановый период, если есть распоряжение), что соответствует Требованиям № 186н. Для автономных ОУ с 2018 года предусмотрена возможность проектирования финансово-хозяйственной деятельности на более длительный срок при необходимости исполнения взятых обязательств (например, обеспечении деятельности инновационной образовательной площадки). В числе основных требований, предъявляемых к новому плану ФХД на 2020 год, наиболее значимы следующие:

  1. Расчеты плановых финансовых показателей необходимо осуществлять не только по выплачиваемым денежным средствам, но и зачисляемым на баланс. Указание значение ведется исключительно в рублях, фиксация всех финансовых операций осуществляется с точностью до двух знаков после запятой.
  2. Пять обязательных таблиц в плане ФХД заменят два раздела: «Поступления и выплаты», «Сведения по выплатам за закупки товаров, работ, услуг». Напомним, что ранее основная (вторая) таблица заполнялась трижды (на минувший, текущий и будущий годы), теперь все данные можно внести в один раздел.
  3. Регулятор разрешает внести изменения в план ФХД в случае решения использовать остатки неосвоенных средств в начале текущего планового года, а также при реорганизации школы или изменении объема поступлений и выплат, обусловленном реалиями учебно-воспитательного процесса.
  4. План ФХД школ, находящихся на обеспечении федерального бюджета, в обязательном порядке предоставляется на утверждение в уполномоченные органы власти.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- О расходовании средств, выделенных на выполнение государственного задания (рекомендации экспертов)
- Что проверить директору в плане ФХД (эффективные организационные решения)

План ФХД бюджетного учреждения на 2020 год

При планировании финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения на новый отчетный период необходимо позаботиться о том, чтобы в плане ФХД бюджетного учреждения на 2020 год содержались данные обо всех деньгах, имеющихся в распоряжении ОУ, а именно:

  • целевых средства на обеспечение муниципальных заданий;
  • остаток за предыдущий период, включая обоснование неиспользования средств;
  • доходы от реализации платных учебных услуг;
  • финансовые средства, полученные по грантам, в рамках благотворительной деятельности и из иных источников.

Что касается разделов, то в соответствии с новыми требованиями целесообразно структурировать план ФХД 2020 по образцу следующим образом:

  1. Заглавный: содержит наименование, отчетный период, общие данные об учебном заведении и платежные реквизиты.
  2. Содержательный: текстовая информация, таблицы, графики расходов и доходов за отчетный период, балансовая стоимость имущества, произведенные затраты.
  3. Оформительский: содержит ФИО и должности сотрудников школы, ответственных за расходование средств и ведение отчетности.

Непосредственно составление плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год осуществляет, как уже было сказано ранее, бухгалтер, ориентируясь на типовые формы, шаблоны, требования регулятора и рекомендации экспертов. Если учредитель предоставил руководителю школы право на утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, то непосредственно перед подачей документа главному управленцу ОУ необходимо осуществить проверку разработки на предмет типичных ошибок, в числе которых хочется отметить следующие:

  1. Соответствие ожидаемых показателей по поступлениям и выплатам. При подсчете данных финансовых данных следует принять во внимание размер субсидий, предоставляемых на выполнение госзадания, средств целевого значения, грантов по результатам успешного выполнения конкурсной программы, доходы от предоставления платных образовательных услуг или иной деятельности, приносящей школе доход.
  2. Подсчет налогов на имущество школы должен быть выполнен по новым правилам. Напомним, что с 1.01.2019 г. к налогооблагаемым объектам не относится движимое имущество, что подтверждает ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, а значит следует проверить корректировку расходов на погашение налоговых трат, чтобы избежать расходования средств.
  3. Содержание плана ФХД бюджетного учреждения на 2020 год должно соответствовать сведениями из отчета об исполнении аналогичного документа за предыдущий отчетный период (форма 0503737). При выявлении расхождений необходимо осуществить корректировку, а также разработать на будущее порядок систематической передачи бухгалтерией информации о получении или выплате всех денежных поступлений.
  4. Кадастровую стоимость земельного участка рекомендуется уточнять каждый отчетный период ввиду возможного изменения значений.
  5. Расходы школы следует подтвердить конкретными данными, взятыми из локальной документации.

В случае отсутствия у руководителя ОУ права на утверждение нового плана ФХД на 2020 год, процедура проводится в несколько этапов:

  1. Бухгалтер составляет рабочий проект документа по планированию финансово-хозяйственной деятельности и передает его руководителю для анализа.
  2. В план вносят корректировки (при наличии), документ заверяется подписями ответственных лиц и печатью образовательного учреждения.
  3. Проект передается на проверку учредителю и представителям регионального комитета по управлению инвестициями.
  4. Директор департамента утверждает план при отсутствии изменений, при их наличии - после устранения неточностей. После этого осуществляется непосредственно планирование бюджета, утверждение плана и передача заверенного документа директору учебного заведения.

В соответствии с последними изменениями ОУ разрешается вносить изменения в утвержденный план ФХД в особых ситуациях - в случае изменения размера денежных поступлений в бюджет, возникновения не предусмотренных планом расходов или увеличения доходов от предоставления платных образовательных услуг.

Форма плана ФХД на 2020 год

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 186н с 1 января текущего года на учредителей образовательных организаций возлагаются обязанности по разработке формы плана ФХД 2020, который должен отражать все нововведения. В ходе разработки и составления плана необходимо предоставить данные о запланированном субсидировании учебного заведения, а также обосновать объемы затрат с приложением конкретных расчетов. Новая форма отчетной документации, составленная в соответствии с требованиями № 186н, предусматривает следующее:

  • ФХД составляется кассовым способом;
  • в плане необходимо фиксировать дополнительные показатели: данные по закупкам на отчетный период, информацию о целевых финансовых средствах по объектам капстроительства, расходы и доходы по типам финансирования;
  • при изменении подведомственности образовательного заведения на протяжении план необходимо привести в соответствие с рекомендациями нового учредителя;
  • план ФХД разрабатывается с учетом закона о государственной тайне РФ, так как содержит соответствующие данные.

Нововведения относятся только к деятельности автономных образовательных заведений, где план в обязательном порядке утверждается наблюдательным советом. Если структура школы предполагает наличие подразделений, то форма плана ФХД на 2020 год составляется для каждой организационной единицы ОУ.

Некоторые изменения претерпела и структура текстового и табличного блоков плана финансово-хозяйственной активности. Чтобы обеспечить выполнение требований регулятора, при планировании необходимо учитывать будущие доходы и выплаты:

  • Обоснование доходов в плане ФХД - запланированные денежные поступления, которые требуется обосновать с запасом на три года вперед, чтобы избежать проблем при проверках. Все данные (доходы от предоставления услуг, грантов, штрафов и т.д.) вносятся в таблицы, при этом дотации, полученные в рамках субсидирования, фиксируются единой суммой. Отдельная графа предусмотрена для источника дохода «Субсидия на финансовое обеспечение госзадания из ФФОМС» (таблица 2 Приказа 81н)».
  • Обоснование расходов - также выполняется на три вперед. Составляя обоснования к плану ФХД 2020, необходимо представить данные по каждому виду выплат в 19 блоках единой таблицы, которую можно расширить за счет четырех дополнительных таблиц. Благодаря такому подходу удается максимально детализировать запланированные расходы. К примеру, при планировании налоговых расходов требуется учесть ставки налога, предусмотренные льготы, налогооблагаемую базу и сроки выплат. При планировании выплат – нормативы по техническим, трудовым и материальным ресурсам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»