Первые летательные аппараты. Самые необычные летательные аппараты Необычный летательный аппарат

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:


Самолеты и вертолеты - это не единственные летательные аппараты, которые можно увидеть в небе. И в нашем сегодняшнем обзоре можно собраны 7 самых лучших и необычных воздушных суден, которые действительно были созданы на нашей планете в разное время.

1. Космический летательный аппарат - НАСА «М2-F1»


НАСА «М2-F1» - это необычный летательный аппарат, который был сконструирован специально для эксплуатации астронавтами в космических исследованиях. Свой первый полет данное воздушное судно совершило еще в августе далеком 1963 году.

2. Американский истребитель - Northrop XP-79B

Northrop XP-79B - это американский истребитель, который был изготовлен компанией Northrop еще в далеком 1945 году. К сожалению, данная модель поднялась в воздух всего лишь раз и смогла удержаться в небе в течение 15 минут, после чего потерпела крушение.

3. Футуристический летательный аппарат - Hyper III


Hyper III является, пожалуй, самым необычным летательным аппаратом, который был сконструирован исследовательским космическим центром National Aeronautics and Space Administration еще в 1969 году.

4. Испытательный самолёт - Vought V-173


Vought V-173 - это американский испытательный самолёт, сконструированный инженером Чарльзом Циммерманом. Главной особенностью этой модели является вертикальный взлет и укороченная посадка. Стоит отметить, что за свою необычную внешность воздушное судно получило название Летающий Блин.

5. Летательный модуль, часть проекта Аполлон


Данный летательный модуль является частью проекта Аполлон, который был предназначен специально для первой высадки на Луну. Стоит отметить, что эта модель оснащалась одним реактивным двигателем, тем не менее смогла успешно выполнить свою миссию.

6. Летающая тарелка - VZ-9-AV Avrocar


VZ-9-AV Avrocar - это необычная летающая тарелка, изготовленная в Канаде компанией производителем Avro Aircraft Ltd. Свой первый полёт воздушное судно совершило в 1961 году, но к сожалению проект не оправдал ожидания создателей и в скором времени был закрыт.

7. Первое воздушное судно - Boeing Vertol VZ-2


Boeing Vertol VZ-2 – это первое воздушное судно, которое использует вертикальный, укороченный взлет и посадку. Свой первый полет данный экземпляр совершил еще в средине 1957 года, а после того как он успешно прошел все тестирования, был передан в научный центр NASA.

А любителям военной авиации, обязательно стоит взглянуть на

9:14 29/10/2017

0 👁 1 065

Турбовинтовой космолет Rotary Rocket Roton ATV

Именно таким вот экзотическим образом компания Rotary Rocket пыталась в 90-е годы прошлого века преодолеть базовые ограничения , существенно повысив КПД их движителей. А то, прямо, какая-то беда: одноступенчатые ракеты на химическом топливе не могут выйти на … Сущее разорение. Но, как было сказано в одном хорошем фильме: “тот кто нам мешает – тот нам и поможет!”. А кто нам мешает, кроме конечно? Воздух!

Опирались они на ту идею, что турбовинтовые двигатели имеют существенно больший КПД, чем чисто реактивные и турбореактивные. А поскольку один из самых энергозатратных участков – именно протыкание плотных слоев , – то нельзя ли на этом этапе схитрить?

Суть хитрости состояла в том, что на макушке пирамидального аппарата размещался винт, типа вертолетного (на прототипе – именно от вертолета, для простоты), который приводился в действие (глубоко вздохнул) от кольцевой вращающейся системы из 72 жидкостных (керосин+кислород) двигателей, находящейся на традиционном для ракет месте – снизу.

В смысле, сквозь весь аппарат проходил вал от двигательной системы, крутившейся на 720 оборотов в минуту (12 в секунду, на минуточку) к редуктору НВ.

Ну, не считая привода НВ – конструкторы решили таким образом резко сэкономить на массе турбонагнетателей (подача компонентов топлива осуществляется за счет центробежной силы) и системы стабилизации – само кольцо двигателей работает гироскопом.

Но и это еще не все – при посадке вместо традиционной термозащиты предполагалось использовать хитрую схему с подачей воды(!) под днище корабля, с тем, чтобы существенно снизить температуру за счет паровой подушки и сэкономить на массе термозащиты (честно говоря, я не уверен в том, что это работоспособная идея – неочевидно, что будет легче: традиционная теплозащита или вся эта система подачи воды вместе с запасом оной).

Они рассчитывали, что 180-тонная транспортная система будет выводить на низкие от 2700 до 3200 кг полезной нагрузки – и возвращаться в целости и сохранности. Да-да, это все планировалось многоразовым.

Несущий винт – работал, помимо роли парашюта, на финальном участке полета еще и системой мягкой посадки “по вертолетному”, в этом режиме, конечно, основные реактивные двигатели уже не работали (топливо и окислитель выгорели при взлете), а раскрутку лопастей должны были обеспечить небольшие реактивные двигатели на перекиси водорода на концах лопастей.

Планируемое конструкторами конкурентное преимущество перед “самолетными” многоразовыми системами состояло в том, что никаких особых условий, как шаттлам, способным приземляться только на трех (если память не изменяет) аэродромах в мире – системе не требовалось – для посадки годилась любая ровная площадка, на котором помещался аппарат.

Кстати, и для взлета тоже – никаких особых хитрых конструкций не предполагалось, ведь никакие опорные системы не нужны (аппарат стоит на собственных опорах) – нужно просто яма для отвода выхлопа (относительно небольшого при отрыве, основная тяга создается несущим винтом) – и все, собственно.

Всего компанией Rotary Rocket было построено несколько макетов и один летающий прототип, Roton С-9. Причем, прототип был в масштабе 1:1 – высотой около 20 метров и 6,6 метров диаметром у основания. Пропеллер, правда, подкачал – взяли от разбитого S-58, но поскольку первоначальные испытания планировались в “посадочном” режиме, без заправки топливом и без полезной нагрузки – то четырехлопастного винта с пероксидными двигателями на лопастях должно было хватить на полет. Зато – в 20 раз дешевле, чем оценивалась стоимость специального “космического” ротора. И вертолетного винта хватило, надо сказать.

Всего было проведено три полета пепелаца, которые показали что (а) летать оно может, но (б) плохо. Никакой обзор, настолько что летать просто небезопасно (по высоте пилоты ориентировались только по высотомеру) и управляемость ниже плинтуса.

А потом компания разорилась…. Инвесторы решили, что перспектив нет, и 33 миллиона долларов были списаны в убытки. В настоящее время Rotary Rocket Roton C-9 экспонируется в музее авиации, но без вертолетного винта.

Необычные летательные аппараты

Изобретение искусно построенных летательных аппаратов для путешествий в атмосфере Земли занимает место среди величайших инноваций человечества. Область авиации определяется бросанием вызова ограничениям и изобретением новых смелых идей, но эти летательные аппараты просто полностью игнорируют понятия нормальности.

10. Convair V2 Sea Dart

Для пилотов доступно множество интересных комбинированных машин в дополнение к стандартным самолётам. Тем не менее, истребитель, спроектированный для посадки прямо в океане, добавляет совершенно новое определение к должности, превращая пилотов в водителей гидроциклов. «Convair Sea Dart» был экспериментальным американским истребителем, построенным в 1951 году в качестве прототипа сверхзвукового гидросамолёта, с водонепроницаемым корпусом и двумя подводными крыльями. Концепция «Sea Dart» была отклонена после аварии со смертельным исходом, но не раньше, чем он стал первым - и пока единственным - гидросамолётом, преодолевшим звуковой барьер, с Эдом Шенноном за штурвалом.

9. Inflatoplane от компании Goodyear


Когда компания, выпускающая шины, пытается выйти на рынок самолётов, можно ожидать странных результатов. В 1959 году компания «Goodyear Tire» ответила на потребности рынка в удобном самолёте просто потрясающим образом. «Inflatoplane» с открытой кабиной был построен полностью из резины за исключением двигателей и контрольных кабелей. Самолёт можно было собрать в ящик длиной в 1 метр, и он мог быть полностью надут с помощью велосипедного насоса всего за 15 минут. Машина была аэродинамическим успехом, так как она с лёгкостью поднялась в небо. Тем не менее, «Goodyear» столкнулся с некоторыми проблемами в том, чтобы убедить военных купить самолёт, когда они указали, что самолёт мог быть сбит с помощью одной пули, или даже меткой рогатки.

8. Эймес АД-1 от НАСА (NASA A1 Pivot-Wing)


Эймес АД-1 от НАСА вывел стандарт для странных воздушных судов на совершенно новый уровень. Длинные, тонкие крылья реактивного самолёта, разработанного в начале 1980-х годов, чтобы протестировать концепцию поворотного крыла, поворачивались под углом до точки, где кончик правого крыла мог находиться в положении параллельно кабине. Идея, стоявшая за этим оригинальным и полностью новым дизайном, состояла в том, чтобы нивелировать влияние турбулентности и увеличить обтекаемость. Странный самолёт выполнил целый ряд полётов, и показал на удивление хорошие результаты, но они не были достаточно убедительными, чтобы оправдать массовое производство. Тем не менее, в настоящее время на стадии разработки находятся современные беспилотники, который смоделированы на основе этой конструкции самолёта.

7. Воут V-173 (Vought V-173)


Воут V-173 был разработан в 1942 году как прототип воздушного судна с вертикальным взлётом и посадкой, способного перехватывать вражеские истребители с авианосца. Странная конструкция самолёта по прозвищу «летающий блин» данному ему его летчиками-испытателями, состояла из почти идеально круглого фюзеляжа, который также функционировал в качестве крыльев воздушного судна. Два двигателя поддерживали огромные пропеллеры, которые могли не касаться земли только при помощи преувеличенных стоек шасси, в то время как энергетическая система располагалась на концах крыльев, в отличие от любого другого самолета из когда-либо сделанных. Ограниченный спрос и авария помогли решить судьбу проекта, но он начал родословную, которая привела к появлению знаменитого реактивного самолёта вертикального взлёта и посадки Хэрриер (Harrier Jet).

6. Белл P-39 Аэрокобра (Bell P -39 Aircobra)


Иногда экспертам лучше придерживаться того, в чём они хорошо разбираются. Во время Второй мировой войны компания Вертолёты Белл (Bell Helicopters) создала мощный, маневренный истребитель с превосходной способностью нанесения ударов по наземным целям и навыками воздушного боя. У большинства самолётов двигатели были впереди, но Белл, будучи вертолетной компанией, создали корпус самолёта с двигателем, располагавшимся позади кабины. Длинный вал вращал пропеллер впереди, но, несмотря на то, что дизайн давал удивительную мощь, строительство корпуса вокруг источника питания как у вертолетов привело к необычному центру тяжести. С помощью этой «небесной кобры» было сбито больше самолётов противника, чем с помощью любого другого самолёта-истребителя американского дизайна, используемого советскими ВВС, однако некоторые Воздушные Кобры разбивались даже без единого выстрела врага.

5. «Чёрный дрозд» (SR 71 Blackbird)


Ещё до рассвета эры универсальной спутниковой технологии, технические характеристики дизайна для первоклассного разведывательного самолета с беспрецедентной скоростью, выносливостью и способностью достигать края пространства породили SR 71 Blackbird. Страшный, почти инопланетный корабль, SR 71 обладал дьявольскими рабочими характеристиками. Однако по странной иронии, из специальных проницаемых баков СР 71 сочилось взрывное реактивное топливо пока жар (482 градуса Цельсия) вызванный трением, не запечатывал их. Когда самолёт взлетал на высоту более 9,65 километра, его скорость превышала 3000 километров в час, в результате чего поверхность самолёта светилась ярко-красным. Адское зрелище снаружи самолёта не было утешением для пилота, сидевшего в кабине с асбестовой изоляцией, которому приходилось ждать до получаса после приземления, чтобы избежать расплавленных ног при выходе. Даже фонарь кабины достигал температуры в 300 градусов по Цельсию.

4. Convair Pogo


«Grumman X203» или «Пого», представляет собой радикальный отход от нормы авиационной конструкции, пролёт мимо эксцентричности в полномасштабный абсурд. Корпус Pogo был сформирован примерно как у обычного самолёта, за исключением ротора, прикрепленного к носовому обтекателю который поднимал его вертикально в воздух. В отличие от большинства воздушных суден «вертикального взлёта и посадки», Pogo взлетал носом вверх как ракета с колёсами, прикрепленными к её хвостовому килю. Фонарь был сконструирован в положении 90 градусов наружу, в результате чего пилоту приходилось лежать перпендикулярно земле, когда машина поднималась в воздух. «Пого2» должен был затем лететь вперёд по воздуху, как только он стабилизировался. Было проведено несколько успешных испытательных полётов, но, как и многие другие воздушные маргиналы, проект так и не оторвался далеко от земли.

3. Макдоннел Дуглас X-15 (McDonnell Douglas X-15)


X-15 представляет собой более старый дизайн. Тем не менее, он был настолько значительным и необычным прыжком вперёд, что он остаётся непревзойденным в области лётных характеристик воздушного судна. Первые испытания ракеты-самолёта Х-15, длина которого составляла 15,5 метров, и который был оснащён двумя крошечными 2,7-метровыми крыльями на каждой стороне, прошли в 1959 году. Серия испытаний показала, что самолёт достигал высоты в 30480 метров и два его полёта квалифицировались как космические. Во время прохождения самолёта через атмосферу, небольшой самолёт, напоминающий ракету, достиг скорости, превышавшей скорость звука в шесть раз. X-15 был покрыт специальным сплавом никеля, аналогичным тому, который присутствует в природных метеоритах. Сплав защищал самую быструю в историю машину планеты Земля от сгорания в атмосфере. X-15 определил нишу экстремальных характеристик благодаря своему большому весу, высокой мощности и низкому давлению.

2. «Бломм-унд-Фосс BV 141» (Blohm und Voss BV 141)


В природном мире симметрия является правилом во всём, от глаз до крыльев. В принципах обратной инженерии, которая вдохновлена природой, это правило одинаково справедливо для двигателей, плавников и хвостов. Однако во время Второй мировой войны, в ходе заметного отклонения от нормы, инженеры немецкой авиации в компании Dornier задумали создать разведывательный самолёт и легкий бомбардировщик с одним крылом, хвостовой балкой с двигателем на одной стороне, и прямо рядом с ним, кабину для лётчика. Хотя такая конструкция может показаться несбалансированной, размещение кабины на правой стороне пропеллера противодействует вращающему моменту и помогает самолёту лететь прямо. Таким образом, этот причудливый летательный аппарат не только взлетал с земли, но также стал вдохновением для современного спортивного самолёта с аналогичной конструкцией.

1. Caproni Ca.60 Noviplano


Представьте себе плавучий дом, совмещённый с самолётом. Именно эта идея стояла за Caproni Ca.60 Noviplano. Это воздушное судно, созданное в 1920 году, установило стандарт для странных самолётов с несколькими крыльями, причём настолько высокий, что даже Красный Фоккер Рихтгофена (Richtofen’s Red Fokker) определённо выглядел заурядным в сравнении с ним. Огромный плавучий летательный аппарат Капрони, длина которого достигала 21 метр, а вес колоссальных 55 тонн, был построен так, чтобы быть первым трансатлантическим лайнером в истории авиации. Позаимствовав из теории концепцию о том, что достаточное количество крыльев заставит взлететь что угодно корпус в форме корабля нёс скопление из трёх крыльев впереди, трёх в середине, и вместо хвоста - третий набор крыльев. Неземную машину можно было охарактеризовать исключительно, как тройной триплан и ничего подобного больше построено не было. Взлёт не был проблемой, но самолёт совершил аварийную посадку во время своего первого полёта, после того, как он поднялся на высоту 18 метров. Капрони объявил, что он его починит, но обломки самолёта были позже сожжены той ночью.

Удивительно, какие только летательные аппараты можно собрать, вложив массу усилий, креативности и много денег. Предлагаю вашему вниманию подборку необычных и порой довольно странных летательных аппаратов.

Проект НАСА «М2-F1» получил прозвище «летающая ванна». Главное его предназначение разработчики видели в использовании в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый полет этого бескрылого летательного аппарата состоялся 16 августа 1963 года, а ровно через три года в тот же день, состоялся последний.

Дистанционно управляемый. С середины 1979 г. до января 1983 г. на авиабазе НАСА проводились испытания двух дистанционно пилотируемых аппаратов HiMAT. Каждый самолет был приблизительно наполовину меньше размера F‑16, но имел почти вдвое превосходство в маневренности. При околозвуковой скорости звука на высоте 7500 м аппарат мог совершать разворот с перегрузкой 8 g, для сравнения, истребитель F‑16 на тех же высотах выдерживает перегрузку только 4,5 g. По окончании исследований оба аппарата были сохранены:

Бесхвостый. Прототип самолета McDonell Douglas X-36, построенный с одной целью: проверить летающие способности бесхвостых самолетов. Был построен в 1997 году и по задумке разработчиков мог управляться дистанционно с земли:

Кособокий. Ames AD-1 (Эймес АД-1) - экспериментальный и первый в мире самолёт с косым крылом Ames Research Center и Бёрта Рутана. Был построен в 1979 году и совершил первый полет 29 декабря того же года. Испытания проводились до начала 1982 года. За это время AD-1 освоили 17 летчиков. После закрытия программы самолёт поместили в музей города Сан-Карлос, где он находится до сих пор:

С вращающимися крыльями. Boeing Vertol VZ-2 - первый в мире летательный аппарат, использующий концепцию поворотного крыла, с вертикальным/укороченным взлетом и посадкой. Первый полет с вертикальным взлетом и зависанием в воздухе был совершен VZ-2 летом 1957 года. После серии успешных испытаний VZ-2 был передан в исследовательский центр NASA в начале 60-х:

Самый большой вертолет. В связи с потребностями советского народного хозяйства и вооруженных сил в конструкторском бюро им. М. Л. Миля в 1959 г. начались исследования сверхтяжелого вертолета. 6 августа 1969 года на вертолете МИ В-12 был установлен абсолютный мировой рекорд подъема груза - 40 тонн на высоту 2 250 метров, не превзойденный до настоящего времени; всего на вертолете В-12 было установлено 8 мировых рекордов. В 1971 году вертолет В-12 успешно демонстрировался на 29-м Международном авиакосмическом салоне в Париже, где был признан «звездой» салона, а затем в Копенгагене и Берлине. В-12 - самый тяжёлый и грузоподъёмный вертолёт, когда-либо построенный в мире:

Летающая тарелка. VZ-9-AV Avrocar - летательный аппарат вертикального взлёта и посадки разработки канадской компании Avro Aircraft Ltd. Разработка летательного аппарата началась в 1952 году в Канаде. 12 ноября 1959 года совершил первый полёт. В 1961 году проект был закрыт, как официально заявлено в связи с невозможностью «тарелки» оторваться от земли выше 1,5 метров. Всего было построено два аппарата «Аврокар»:

Истребитель в виде летающего крыла Northrop XP-79B, оснащенный двумя реактивными двигателями, был построен в 1945 году американской фирмой Northrop. Предполагалось, что он будет пикировать на вражеские бомбардировщики и разбивать их, отрубая хвостовую часть. 12 сентября 1945 года самолет совершил единственный полет, который закончился катастрофой через 15 минут полета:

Самолет-космический корабль. Боинг X-48 (Boeing X-48) - американский экспериментальный беспилотный летательный аппарат, созданный совместными усилиями компании Boeing и агентства NASA. Аппарат использует одну из разновидностей летающего крыла. 20 июля 2007 он первые поднялся на высоту 2 300 метров и приземлился спустя 31 минуту полёта. X-48B стал лучшим изобретением 2007 года по версии Times.

Футуристический. Еще один проект НАСА - NASA Hyper III - самолет, созданный в 1969 году:

Экспериментальный самолет Vought V-173. В 1940-х годах американский инженер Чарльз Циммерман создал самолет уникальной аэродинамической схемы, который до сих пор продолжает удивлять не только своим необычным видом, но и летными характеристиками. За свою неповторимую внешность он удостоился множества прозвищ, среди которых был «Летающий блин». Он стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки:

Спустившийся с небес. HL-10 - один из пяти летательных аппаратов летно-исследовательского центра НАСА, использовавшийся для изучения и проверки возможности безопасного маневрирования и посадки на аппарате с низким аэродинамическим качеством после его возвращения из космоса:

Обратная стреловидность. Су-47 «Беркут» - проект российского палубного истребителя, разработанный в ОКБ им. Сухого. Истребитель имеет крыло обратной стреловидности, в конструкции планера широко используются композитные материалы. В 1997 г. был построен первый летающий экземпляр Су-47, сейчас он является экспериментальным:

Полосатый. Grumman X-29 - самолёт-прототип с обратной стреловидностью крыла, разработки 1984 года корпорацией Grumman Aerospace (сейчас – Нортроп Грумман). Всего было построено два экземпляра по заказу Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США:

Вертикально взлетающий. LTV XC-142 - американский экспериментальный транспортный самолет вертикального взлета и посадки с поворотным крылом. Совершил первый полёт 29 сентября 1964 года. Построено пять самолетов. Программа прекращена в 1970 году. Единственный сохранившийся экземпляр самолёта находится в экспозиции Музея ВВС США:

Каспийский Монстр. «КМ» (Корабль-макет), за рубежом также известен как «Каспийский монстр» - экспериментальный экраноплан, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Испытания «Каспийского Монстра» проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. После чего операций по восстановлению или постройке нового экземпляра КМ не проводилось:

Воздушный кит. Super Guppy - транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полет - август 1965 года. Единственный летающий «воздушный кит» принадлежит NASA и эксплуатируется для доставки крупногабаритных изделий для МКС.

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. Так, в 1020 г. английский монах Эйлмер из Малмсбери, вдохновлённый греческим мифом об Икаре, сделал искусственные крылья и спрыгнул с башни местного аббатства. Пролетев небольшое расстояние, при приземлении монах сломал ноги и хотел, усовершенствовав конструкцию и добавив хвост, повторить полёт, но аббат запретил ему это. Большинство же «изобретателей» заканчивали куда хуже — разбивались насмерть. И всё же — какова история летательных аппаратов и когда появились первые удачные приспособления, позволявшие людям подняться в воздух?

Начинается история полётов в древнем Китае. Ещё в 3-4 веках до н. э. китайцы изобрели воздушный змей. Изначально это приспособление использовалось для развлечения народа на всяких праздниках.

китайский воздушный змей в форме дракона

Однако вскоре воздушным змеям нашли и другое применение. Например, рыбаки стали использовать воздушных змеев для ловли рыбы, привязывая к ним приманку, воздушные змеи применялись для обмена сигналами на больших расстояниях, с их помощью даже доставляли сообщения и разбрасывали листовки. Конечно же, китайцев посетила и мысль, что большой воздушный змей может поднять в воздух и человека. Полёт на воздушном змее был довольно рискованным, однако история сохранила свидетельства удачных полётов. Первое дошедшее до нас письменное упоминание о таком полёте относится к 559 году. В этом году жестокий император Ци Вэньсюаньди приказал запускать на больших воздушных змеях своих политических оппонентов, осуждённых на казнь. Одному из них удалось пролететь несколько километров и благополучно приземлиться за чертой города.

Удивительно, что прошли тысячи лет, прежде чем полёты на дельтапланах, т. е., фактически таких же простых летательных аппаратах без двигателя, как и китайский воздушный змей, стали популярными и получили распространение. Одним из энтузиастов таких полётов стал Отто Лилиенталь, совершивший конце 19 в. более 2000 успешных полётов на планерах собственной конструкции. Он использовал те же материалы, что и китайцы — деревянные прутья и шёлк.

фото — полёты Лилиенталя

К сожалению, один из полётов закончился несчастным случаем — порыв ветра опрокинул планер и Лилиенталь упал, сломав позвоночник. «Жертвы неизбежны» — сказал он по этому поводу. А современная история дельтапланеризма началась лишь в 70-е годы 20 в. Датой рождения современного дельтаплана считается 1971 год.

До появления самолётов и вертолётов самым простым способом совершить полёт было использование летательных аппаратов легче воздуха — воздушных шаров и дирижаблей. Что интересно, история здесь снова ведёт нас в Китай. Вероятно, ещё в 3м в. до н. э. в Китае были изобретены воздушные фонарики. Этот фонарик — простая конструкция из рисовой бумаги с небольшой горелкой внутри.

китайские воздушные фонарики

Китайцы использовали воздушные фонарики в церемониях и как средство сигнализации. Прошли тысячи лет, прежде чем на воздушных шарах начали летать люди.

Изобретателями воздушного шара считаются братья Монгольфье из Франции. Руководствовались братья не совсем правильными идеями — им пришла в голову мысль сделать аналог облака и поместить его в мешок, чтобы оно могло поднять этот мешок в воздух. С этой целью они наполняли свои шары дымом от сожжения смеси соломы и мокрой шерсти. Тем не менее, их подход привёл к успеху. Сначала браться проводили эксперименты с небольшими шарами у себя дома, а затем устроили большую демонстрацию воздушного шара для жителей своего города Анноне. Это произошло 4 июня 1783 года. Вскоре о воздушном шаре узнали в Париже, и осенью того же года братья Монгольфье запускали свои шары уже в Версале. Впервые на воздушном шаре решили запустить пассажиров — ими стали овца, утка и петух. Наконец, убедившись, что полёт на воздушном шаре не повредит человеку, 19 октября 1783 года первый полёт на воздушном шаре совершили люди.

первый полёт на воздушном шаре

Воздушные шары имели существенный недостаток — их полёт зависел от направления ветра, поэтому в течение 19 в. не прекращались попытки создать управляемый летательный аппарат с двигателем. Пробовали как варианты с установкой двигателя на воздушный шар, так и с установкой двигателя на планер. Но несмотря на то, что идея управляемого полёта была высказана вскоре после полёта первого воздушного шара, прошло больше ста лет, прежде чем управляемый полёт стал реальностью. Лишь в 1884 году французы Шарль Ренар и Артур Кребс смогли построить дирижабль, способный свободно перемещаться в любом направлении. Их дирижабль имел удлинённую форму и был оснащён электрическим двигателем, работавшим на аккумуляторах.

дирижабль Ренара и Кребса

Попытки поставить двигатель на планер и изобрести, таким образом, самолёт, долгое время не приводили к особым успехам. Среди таких попыток был, например, самолёт Можайского. Можайский, контр-адмирал российского флота, стал изобретать самолёт ещё в 50-е годы 19 в. Начав с планеров, которые поднимали в воздух запряжённые лошади, Можайский перешёл к конструированию самолёта с двигателем. К сожалению, паровые двигатели, которыми он пробовал оснастить самолёт, были слишком тяжёлыми, и удержать его в воздухе не могли, хотя и имеются свидетельства, что самолёт Можайского был способен взлетать на короткое время.

самолёт Можайского (модель)

Можайский потратил на изобретательскую деятельность все свои деньги, продал имение и в конце концов умер от болезни в нищете. Тогдашние российские чиновники не заинтересовались идеями Можайского и не стали финансировать его работу, в результате общепризнанными изобретателями самолёта стали американцы братья Райт. Они совершили свой первый подтверждённый полёт в 1903 году, через 13 лет после смерти Можайского.

Первый документально зафиксированный полёт самолёта конструкции братьев Райт состоялся 17 декабря 1903 года. При этом самолёт запускался с помощью рельсовой катапульты, а расстояние, которое он пролетел, составило всего 30 метров.

первый полёт самолёта братьев Райт

Братья Райт изобрели не только сам самолёт, но и лёгкий бензиновый двигатель для него, что и стало настоящим прорывом в самолётостроении. Тем не менее от первого полёта до активного развития авиации прошло время. В следующем году братья Райт в присутствии журналистов не смогли повторить свой успех, самолёт отправился в ангар, а изобретатели занялись конструированием новой, более совершенной модели. Военное ведомство США не спешило заключать контракт с братьями Райт, сомневаясь в способности велосипедных механиков (именно такая специальность была у изобретателей) сконструировать что-то стоящее. В Европе же сообщения о полётах братьев Райт и вообще считали враньём. Лишь в 1908 г. после впечатляющих демонстрационных полётов, проведённых изобретателями как в США, так и в Европе, мнение изменилось, а братья Райт стали не только знаменитыми, но и богатыми.

В 1909 г. российское правительство, наконец, осознало важность изобретений в области авиации. Оно отказалось покупать самолёт братьев Райт и приняло решение создать собственный самолёт самостоятельно. Первый российский аэроплан построил и в 1910 году совершил на нём полёт профессор Александр Кудашев.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»