Перспективы применения своих способностей и возможности карьерного роста. Карьерный и профессиональный рост: в чем разница? Что значит профессиональный рост

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

  • Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
  • Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его , авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.

Существует крылатая фраза: «Самое трудное - это борьба с самим собой». Она же, как нельзя больше, подходит и в качестве объяснения тому факту, что как профессиональный, так и личностный рост представляют собой, если не борьбу, то постоянную тяжелую работу над самим собой... При этом, начало этой работы является самой настоящей битвой со своими сложившимися установками и стереотипами, сложившимися в обществе, а логическое завершение, по сути, отсутствует, так как «нет предела совершенству». Давайте попробуем вместе подробнее разобраться в том, что же все-таки, на самом деле, означают понятия: «личностный рост» и «профессиональный рост», а также с какими сложностями чаще всего приходится сталкиваться на пути саморазвития.

Ошибочное мнение о том, что необходимо для профессионального и личностного роста.

Одним из самых известных пожеланий является: « Здоровья, успехов в карьере и счастья в личной жизни!». Что наглядно объясняет, что для достижения удовлетворенности жизнью, кроме здоровья, - финансовое благополучие и состояние гармонии с самим собой и своими близкими - это одни из самых необходимых условий.

Сами определения понятий «профессиональный рост» и «личностный рост», расшифровываются, как: постоянное развитие человека и накопление им разнообразного опыта и знаний в течение жизни.

Естественное накопление жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, зачастую, приводит к ситуации, когда все уже ясно и понятно, но, увы, уже слишком поздно (см. ).

Кажется вполне логичным, что для развития и накопления большего количества опыта, за меньшее количество времени, необходимо больше времени посвятить изучению информации по интересующим вопросам. То есть, для активного профессионального роста : как минимум - постоянно повышать свою квалификацию, а, как максимум – получить дополнительное образование, быть в курсе всех изменений и нововведений в той профессиональной области, которая вас интересует.

Соответственно, для личностного роста : изучать психологическую литературу, узнавать механизмы и тактики поведения в той или иной ситуации и пр. Понятно, что образование требует определенного количества времени, усидчивости и трудолюбия, но вот, пресловутой «самой высочайшей степени сложности» пока вроде не наблюдается, правда?

«В чем же непосильная трудность?», - спросите вы. А за плечами у вас наверняка уже школа, ВУЗ или колледж, а возможно, и не одни курсы повышения квалификации. Так что опыт изучения и накопления информации, скорее всего - довольно обширный. Да и определенный житейский опыт тоже, безусловно, присутствует, а, быть может, вы уже давно интересуетесь всякого рода психологической литературой.

С чего в реальности начинается профессиональный и личностный рост.

Начнем, как обычно, с теории. Выделяют основные элементы, определяющие личность:

  • Познание себя.
  • Побуждение себя.
  • Продвижение профессионального и личностного роста.
  • Самореализация.

«Профессиональный и личностный рост – это не только количество прочитанной в книгах или прослушанной на специальных курсах профессиональной и психологической информации. Рост личности происходит только тогда, когда человек может эти знания применить с пользой для своей жизни. Плюс, каким бы образованным не был человек, в узкоспециализированной области своей профессиональной деятельности, без навыков ответственности, общения и взаимодействия, ему вряд ли удастся достичь весомых карьерных высот.

Это формирование абсолютно нового взгляда на свою жизнь и возможные перспективы (как профессиональные, так и личные)». Можно прочитать неимоверное количество литературы, сходить не к одному психологу, посетить приличное количество тренингов личностного и профессионального роста. Но пока все полученные вами знания лежат «мертвым грузом» исключительной теории, ни о профессиональном, ни о личностном росте и речи быть не может. А вот начать внедрять полученные знания в жизнь – это действительно куда сложнее, поскольку именно с этого момента вы начинаете меняться и, соответственно, сталкиваться с ответными реакциями, как собственной психики, так и окружающего мира.
Ответная реакция собственного организма на начальные этапы вашего развития личности и профессионального роста: страх и попытка вернуть ситуацию в привычное русло .
Итак, вы перелопатили большое количество литературы, основательно покопались в себе, возможно, сходили к психологу, или на , осознали возможные проблемы с самооценкой, неуверенность в себе и негативные установки, которые мешают вашей жизни и успешному воплощению ваших планов и желаний. Теоретически, понимаете «откуда ноги растут» и что именно хотели бы поменять, но, в первую очередь, вас терзает безумный страх навредить и сделать все только хуже, чем есть на данный момент.

Страх показаться глупым и смешным, боязнь наворотить ошибок, которые невозможно будет исправить. Плюс, личностный и профессиональный рост на начальном этапе нельзя ощутить и измерить, чтобы убедиться в верности своего пути.

К примеру, если вы решили похудеть и накачать определенные мышцы, то отражение в зеркале, весы и свободно болтающаяся одежда, которая раньше сидела в обтяжку, уже буквально через считанные недели подскажут Вам, что вы все делаете правильно, или о том, что где-то надо что-то поменять. Плюс, эйфория от первых достигнутых результатов будут подбадривать на покорение новых вершин. В случае с саморазвитием все происходит несколько иначе и дорога значительно длиннее и тернистее.

Возможно, на каком-либо тренинге, вы даже с успехом выполнили определенные упражнения, и это подзарядило вас энергией на некоторое время. Но одно дело игровая ситуация, а совсем другое – реальная жизнь. В реальной жизни гораздо тяжелее сказать «нет» близким людям или коллегам на работе, которые нагружают вас лишними, мешающими вашему развитию просьбами, или пытаются использовать вас и ваше время в своих корыстных целях.

Сложнее взять на себя ответственность за выполнение конкретного задания по работе или за принятие решения о том, что больше не намерены терпеть пренебрежительное отношение от коллег или знакомых. Так что в мечтах, конечно, полетать приятно, но реальность пугает и шипит, призывая не покидать свою уютную норку, в которой «тепло и сыро».

Страх и неуверенность могут сильно помешать даже самой сильной мотивации, лишить покоя и сна и даже спровоцировать панические атаки и психосоматические заболевания, как ответную реакцию организма, при помощи которой он старается защитить свой сложившийся внутренний мир от серьезных изменений.
Ответная реакция общества на начальные этапы вашего личностного и профессионального роста: непонимание и агрессия.
Представьте себе замкнутую систему, населенную некими организмами. Каждый из них занимает определенное место и выполняет определенные обязанности. Кто-то занял более удобные ниши, кому-то досталось что-то попроще, но все привыкли и всех более-менее все устраивает. И вдруг, один из организмов выбивается из привычного ритма и начинает вести себя совсем иначе, нежели раньше. Как вы думаете, системе это понравится? Примерно так же происходит и в том случае, когда вы начинаете менять свою, привычную для общества, линию поведения и систему реагирования. Одно дело, когда вы просто изучаете что-то непонятное. На это обычно реагируют в духе: «Тратит время на, черт знает что, лучше бы отдохнул, телек посмотрел, да пивка попил с нами. Ну да и фиг с ним!». Это банальное непонимание.

А вот, когда вы переходите от теории к действиям, начинается реальная ответная агрессия, ибо всех устраивал незаметный «Вася Пупкин» или «Маша Иванова», которые тихо сидели и корпели за весь отдел, даже не намекая о премии/повышении, или тихий муж/жена, кладущие свою жизнь, на благо родных и близких. А пресловутые «Вася» или «Маша» вдруг возомнили себя достойными стать руководителями, отказываются выполнять чужие обязанности.

Или тихая жена и мать семейства вспомнила о себе, не позволяет задвигать свои потребности на последнее место, придумывает новые обязанности для членов семьи и пр. В подобной ситуации даже самые близкие люди начинают борьбу за «возвращение блудного попугая» на привычную жердочку и в ход идут, в первую очередь, призывы опомниться, не страдать фигней из которой, по любому, ничего путного не выйдет (по их мнению, разумеется).
Выход есть: не ставьте глобальных целей, не корите себя и продолжайте гнуть свою линию!
Подводя промежуточные итоги, можно подумать, что задачи личностного и профессионального роста действительно непомерно сложны и лучше даже и не пытаться «высунуть нос» за рамки обыденного, предоставив жизни идти своим чередом. Ведь в то время, когда и так безумно сложно и страшно сделать первые шаги, вместо малейшей поддержки на пути будет встречаться лишь отторжение и агрессия. Проще всего все забросить и продолжить жить так, как раньше: иногда мечтая, о большем, но сразу одергивая себя, что воплотить эти мечты в реальность непосильно сложно, и вы уже было попытались раз или два, да не вышло.

Выход есть!

Но выход действительно есть, и он заключается:

  1. В разбивании каждой крупной цели на несколько мелких.
  2. В поощрении любых своих достижений (даже самых минимальных).
  3. В грамотном анализе возможных промахов. Ведь, как известно: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Все это, в совокупности, поможет личности сначала адаптироваться к начавшимся переменам, сформировать адекватную самооценку, а впоследствии к формированию адекватного и трезвого взгляда на вещи, для приобретения более удобных форм поведения, которые, в свою очередь, помогут выдержать ответную реакцию общества более уверенно и независимо и не свернуть с намеченных целей.

Постепенно появятся и первые положительные результаты, а с ними и азарт на новые свершения. На работе вас будут воспринимать совсем иначе, да и вы будете получать от рабочего процесса гораздо более положительные эмоции.

Со временем, может прийти в голову идея сменить сферу деятельности или открыть свое дело, и если, по-прежнему, продолжать двигаться небольшими, но уверенными шагами к новым и новым целям, то рано или поздно вы осознаете, что между мечтой и реальностью вовсе не пропасть, а четкая стратегия.

Родные и близкие постепенно не только примут ситуацию, но и начнут вами гордиться. Круг общения, возможно, изменится, но в лучшую сторону и по вашему же, непосредственно, желанию.
Удачи и терпения вам в этих непростых начинаниях на пути личностного и профессионального роста, ведь благодаря самореализации жизнь способна заиграть новыми яркими красками и обрести совершенно иные перспективы!

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Личностный и карьерный рост - это два, казалось бы, разных понятия, которые, тем не менее, психологи всегда рассматривают в неразрывной связке. Часто у людей появляется гнетущее ощущение, что их профессиональная деятельность застряла на месте, и ни занимаемая должность, ни положение больше не удовлетворяют их амбиций. Осознание данного факта - это признак того, что вам пора задуматься о своем карьерном росте. О нем говорят много, но чаще на поверхностном уровне, не до конца вникая в сложную суть этого понятия.

Отправить заявку на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм


Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций


Выбор места проведения консультации

Виды и цели карьерного роста

Стандартное понимание этого явления сводится к метафоре карьерной лестницы: начать с низов и достичь руководящих должностей. Но это лишь одна из сторон многогранного понятия. Современные психологи выделяют три вида карьерного роста, каждый из которых имеет свои цели:

Должностной рост

Его суть как раз наиболее точно отражает та самая метафора карьерной лестницы, когда человек продвигается вверх по должностной иерархии с целью получения более высокой заработной платы и повышения своей социальной важности. Смена должностей может происходить размеренно и поэтапно, а также, наоборот, скачкообразно или стремительно.

Профессиональный карьерный рост

Он предполагает совершенствование (углубление и расширение) имеющихся навыков и знаний, получение нового опыта, ценного с профессиональной точки зрения. Как правило, такое карьерное продвижение сопровождается увеличением зарплаты, но это не является приоритетной и мотивирующей целью.

Социальный карьерный рост

Желание занимать такие должности, которые позволят в том числе принадлежать к определенной социальной группе. Для таких людей перспективы карьерного роста неразрывно связаны с социализацией и поиском своего места в общественной жизни.

Таким образом, можно понять, для чего разным людям нужен карьерный рост. Для кого-то основным мотивирующим фактором выступают деньги, для кого-то совершенствование себя как специалиста в конкретной сфере, а кто-то рассматривает успешную карьеру как возможность получить значимый социальный статус и найти свое место в жизни.

Новые статьи на сайте

Личностные качества, необходимые для карьерного роста

Люди, планирующие построить успешную должностную карьеру, должны не только демонстрировать бескомпромиссный профессионализм в своей области, но и отличаться рядом важных личностных черт.

  • Иметь универсальные коммуникативные задатки, т.е. уметь налаживать эффективное межличностное общение с коллегами, вне зависимости от их места в должностной иерархии.
  • Умение оказывать влияние на других людей, активность и целеустремленность - это также важные личностные черты, для тех, кто строит карьеру.
  • Достичь самого верха невозможно без высокого самоуважения (реалистично сопоставленного с вашими возможностями и способностями), надлежащего уровня самоконтроля и умения с холодной головой решать наиболее нестандартные проблемы.

Если к должностному росту (вертикальному) больше тяготеют люди с системным и аналитическим мышлением, то профессиональный карьерный рост (горизонтальный) больше присущ творческим личностям. Людей добивающихся успехов в этом направлении отличают такие личностные черты как дипломатичность, неконфликтность, постоянная открытость к новым знаниям, отсутствие заносчивости.

Консультация онлайн: задать вопрос психологу

Планирование карьерного роста всегда должно включать в себя работу с личностными качествами. Выстраивание грамотной стратегии начинается с понимания сильных и слабых сторон своего характера. Сформулировать задачи карьерного роста, стоящие перед вами, четко продумать стратегию и проработать свои личностные качества на соответствие своим планам, вы обязательно удовлетворите свои амбиции и достигнете успеха.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»