Открытый урок по основам предпринимательства. личностные качества, интересы и склонности. Тема: Технология создания предприятия

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Запуск нового бизнеса всегда сопряжен с большой ответственностью, тяжелым и каждодневным трудом, а иногда и с опасностью поражения. От начинающего предпринимателя потребуется много сил, чтобы достичь успеха. В общем, бизнес – тяжелая работа.

Но конечные результаты решения по созданию собственного бизнеса, труда и риска могут быть по-настоящему большие. И речь здесь может идти не только и не столько о деньгах.

Важную роль здесь играет удовлетворение и о той гордости, которую испытывает человек, который достигает успеха. Это по-настоящему несравнимое чувство. Это чувство победы, чувство успеха и собственной значимости.

Для того чтобы на старте не наделать много ошибок и добиться в итоге всего того чего хочет начинающий предприниматель мы предлагаем 25 внешне простых но очень важных советов:

  • Мечтайте. Не бойтесь мечтать о большом. Мечтайте, что именно вы и ваша бизнес-идея покорит мир. Только тот достигает успеха кто в малом мечтает о большом;
  • Подкрепляйте мечты действием. Только тот достигает успеха, кто не только мечтает, но и действует. Доводите всегда результаты своих действий до конца. Не становитесь Маниловами и вечно «мечтающими». Начинайте сейчас. Прямо сейчас;
  • Верьте в себя и свой бизнес. Вас будут отговаривать. Многие если не все. Знакомый, родственники, друзья. Слушайте себя. Стремитесь быть спокойными и уверенными в своем выборе и решении. Дискутируйте и защищайте свой выбор спокойно и с достоинством. Будьте уверенными в своем продукте или услуге. Вы должны быть первыми кто верит в успех, и вы станете первыми в бизнесе;
  • Ваш бизнес должен быть нужным. Добивайтесь того чтобы ваш бизнес был важным и нужным не только вам, вашим друзьям, инвесторам и акционерам. Ваш бизнес должен быть нужным как можно большему количеству людей;
  • Не бойтесь ошибок. Жизни и бизнеса без ошибок не бывает. Не бойтесь делать ошибки, но не повторяйте их. Учитесь на ошибках. Делайте выводы и на основании этих выводов вносите коррективы в бизнес. Читайте много и учитесь на чужих ошибках. Это дешевле;
  • Открывайте возможности. В себе, в людях, в ситуации и т.д. Возможности есть всегда. Многие просто не видят их или не хотят видеть. Не бойтесь трудностей отсутствия возможностей. Думайте, ищите и находите возможности. Уверяю вас, они есть всегда. Их действительно много;
  • Единого для всех пути нет. Есть много способов заработать миллион долларов. Но не существует единого и подходящего для всех рецепта. Все очень индивидуально и многое зависит от личных качеств, особенностей характера и воспитания того кто зарабатывает миллион или мечтает о нем. Подгоняйте ситуацию под свои особенности, а не наоборот. Даже если ваш первоначальный план не сработал, это совершенно не означает, что не сработает второй, третий…, десятый;
  • Составляете и выполняйте планы. Очень важно составлять четкие и реальные планы, особенно на старте бизнеса. Имейте на руках четкую картину того что вы будете делать сегодня, завтра, послезавтра, через месяц и т.д. Знайте чего вы хотите достичь и как вы этого достигнете. Но знайте и понимайте, что реализовать в жизни то, что написано «на бумаге» не всегда получается, как говорится: «пункт в пункт». Это не реально, да и, наверное, не нужно. Главное здесь чтобы внесенные изменения в осуществление плана не меняли и не ломали его кардинально;
  • Понимайте свой бизнес. Понятно, что начинать бизнес, в котором совершенно не разбираетесь – это ошибка, которая может дорого обойтись. Но даже если вы начинаете бизнес, в котором хорошо разбираетесь, не останавливайтесь. Постоянно учитесь, узнавайте больше о своем бизнесе и о смежных областях. Знайте, что вызывает спрос и предложения в вашем бизнесе и контролируйте эти процессы. Контролируйте расходы и управление. Контролируйте все главное, что может как-то повлиять на ваш бизнес. Общайтесь и разговаривайте с другими владельцами бизнеса похожего на ваш бизнес. Не замыкайтесь в своем бизнесе;
  • Понимайте финансовые вопросы. Понимайте и контролируйте. Контролируйте доходы и расходы своей компании. Понимайте как, когда и сколько вы будете лично зарабатывать, и сколько будет зарабатывать ваша компания. Сделайте все возможное, чтобы лично понимать финансовые показатели своего бизнеса несмотря, но то, что в компании работает бухгалтер или даже несколько бухгалтеров. Зная реальные показатели и цифры, вы будете знать, где сейчас находится ваш бизнес и куда придет в будущем, а значит, сможете оперативно повлиять на его путь в случае необходимости;
  • Знайте и уважайте своих клиентов. Ваш бизнес будет существовать и развиваться, если у него будут клиенты, покупатели, потребители ваших предложений. И обязательно – довольные клиенты. Другого не дано. Если вы не в состоянии организовать работу вашей компании, при которой у вас будет много удовлетворенных клиентов, вы не сможете достигнуть успеха. Если вы не будете понимать, чего же хотят ваши и потенциальные клиенты, вы также потерпите неудачу. Узнавайте постоянно, чего хотят ваши клиенты, какие у них проблемы и думайте, как эти проблемы решить. Понимайте, почему потребителей не устраивают услуги или продукты ваших конкурентов? Узнайте, почему устраивают? Предложите дешевле и качественнее. Держите постоянную обратную связь со своими клиентами и получайте отклик у них о работе вашей компании. Когда они разочаруются, будет поздно. Беседуйте, при первой возможности лично с каждым клиентом. Берегите и уважайте их всех. Даже тех, кто не очень приятен или раздражает вас. Помните: в бизнесе нет друзей и личных предпочтений. В бизнесе есть клиент и прибыль;
  • Выходите из зоны комфорта. Предпринимательство – это вызов. Вызов вашему сложившемуся комфорту, стройному и размеренному ритму жизни. Предпринимательство – это всегда потеря сложившегося комфорта и риск, так как с риском не бывает комфортной и спокойной жизни. Важно это понимать. Достигает успеха в бизнесе только смелый предприниматель и рискующий с умом!;

Продолжение Часть №2 >>>

Аникеева Ольга Николаевна

Место работы

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» Отделение строительства

Должность

Преподаватель

Основы предпринимательской деятельности

Тема урока

Сущность предпринимательства и его виды

Базовый учебник

В.Д.Симоненко, Основы предпринимательства: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2013.

Цель урока: Формирование предметных знаний и интеллектуальных умений, необходимых для успешной социализации обучающихся через изучение темы «Предпринимательская деятельность».

Задачи:

- обучающие: выявить роль и значение предпринимательства, сформировать знания о сущности предпринимательской деятельности, уметь выявить и обрабатывать информацию, необходимую для развития бизнеса.

- развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, дальнейшему развитию познавательного интереса, умения оперировать полученными знаниями в повседневной жизни.

- воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и профессиональных качеств, воспитывать личность в каждом обучающемся, умение понимать других через групповые формы работы, уважение к представителям различных профессий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: мозговой штурм, дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в малых группах с текстом учебника, с ЭОР

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, ПК преподавателя, обучающихся с выходом в Интернет.

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

Актуализация опорных знаний обучающихся:

Вводная беседа, проведение «мозгового штурма»

Цель этапа: настрой студентов на обучение

«Мозговой штурм» по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни» (учебник)

Участие в мозговом штурме

Изучение нового учебного материала

Цель этапа: формулирование темы занятия, вызвать интерес к изучению новой темы

Объявление темы урока. Заострить внимание обучающихся на эпиграфе урока: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять». Но вот почему-то никто из них не уточняет, сколько раз для этого нужно было нагнуться».

Постановка цели урока. Рассказ преподавателя о роли свободного предпринимательства в рыночной экономической системе

Дает задание по заполнению таблицы «Функции предпринимательской деятельности»

Преподаватель подводит обучающихся к пониманию того, что деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма; дает задание малым группам, при необходимости консультирует обучающихся.

Во время отчета 2 группы заостряет внимание обучающихся на том, что целью фирмы являются не только узкие цели - получение прибыли и рост, но и более широкие социальные цели

Рассказывает обучающимся о малом предпринимательстве, его существенных характеристиках, обращает внимание обучающихся на преимущества малых фирм, подчеркивает и раскрывает для обучающихся значимость этого типа хозяйственных структур в улучшении социально-экономической ситуации в России. Выводит обучающихся на дискуссию по вопросам: «Государство - помощник или помеха малому бизнесу?»,

Записывают тему урока в тетрадь. Работа с ЭОР № 2: найти и выписать в словарь определение термина «Предпринимательство»

Заполнение таблицы «Функции предпринимательской деятельности» - (с/работа с учебником) и обсуждение полученных результатов

После рассказа преподавателя малые группы выполняют задания, используя ЭОР и материал учебника:

1 группа - выясняет, что такое фирма (ЭОР № 3)

2 группа - выясняет цели фирмы (ЭОР

3 группа - выясняет основные организационно-правовые формы фирм (текст учебника)

4 группа - выясняет характерные черты индивидуального частного предприятия (текст учебника)

5 группа - выясняет характерные черты товарищества (текст учебника)

6 группа - выясняет характерные черты акционерного общества (текст учебника)

Отчет групп о проделанной работе, отправление полученных данных на ПК преподавателя для создания буклета «Предпринимательская деятельность»

7 группа - получает данные и досоздает буклет «Предпринимательская деятельность» (совместно с преподавателем заранее создана заготовка буклета)

Участие в дискуссии по вопросам: «Государство - помощник или помеха малому бизнесу?»,

«Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?»

Закрепление учебного материала

Цель этапа: развитие умения анализировать, сравнивать

Организует выполнение обучающимися учебно-познавательных заданий

Выполняют учебно-познавательные задания:

Выделите социально-значимые личностные характеристики предпринимателя

Перечислите экономические права свободного предпринимателя

Предприятие за год изготовило 125 тыс.руб. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 д.е. за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д.е.?

Подведение итогов, выставление оценок

Цель этапа: анализ студентами собственной деятельности на уроке

Подводит итоги, выставляет оценки за работу на уроке, учитывая активность обучающихся на уроке, оценки, выставленные обучающимися.

Оценивают работу однокурсников в группах

Задание на дом

Цель этапа: отработка знаний, полученных на уроке

Выдает домашнее задание: выполнить задания № 1,2 из рубрики «В кабинете и дома»

Записывают д/з

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Типы экономических систем

ЭОР контрольного типа

Предпринимательство

ЭОР информационного типа

презентация

Причины создания фирм (фирма, цели фирмы)

ЭОР информационного типа

презентация


Основные экономические понятия:

Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».

Предприниматель - 1. «Человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «Решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек - тот, кто способен к принятию решений, новому делу».

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности; свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ СПОСОБНОСТИ К РИСКУ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тест для начинающего миллионера)

Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.

Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из «Анны Карениной»;
в) Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».

Представьте себе, что вы заработали миллион. Что вы дальше будете делать?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты;
б) вложу в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу в солидный банк.

Что могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.

Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
в) обо мне и так иногда пишут.

Какая из трех групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.

При создании своей формы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших с вами в дружбе?
а) да;
б) нет;
в) требуется основательно продумать.

Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы сели себя?
а) изменились бы лишь мои квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я бы больше путешествовал;
в) я бы кардинально изменил свой образ жизни.

Представьте себе, что вы только что стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определил бы основные направления работы формы;
в) занялся бы подбором надежных помощников.

Какое из приведенных утверждений вы считаете более правильным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения по сравнению с профессионально-техническими;
в) изменились требования ко всем качествам личности.

В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное разрешение конфликта поручить бригадиру;
в) сделать все, чтобы малый конфликт не перерос в большой.

Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) редко.

Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую вы бы предпочли?
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.

Ключ к тесту

Номер вопроса

Баллы за ответ

Сложите все набранные вами баллы и определите по десятибалльной шкале уровень своей способности к риску в коммерческой деятельности.

От 0 до 11 баллов - первый, очень низкий уровень.
От 12 до 19 баллов - второй, низкий уровень.
От 20 до 27 баллов - третий, значительно ниже среднего уровень.
От 28 до 35 баллов - четвертый, чуть ниже среднего уровень.
От 36 до 43 баллов - пятый, средний уровень.
От 44 до 51 балла - шестой, чуть выше среднего уровень.
От 52 до 59 баллов - седьмой, выше среднего уровень.
От 60 до 67 баллов - восьмой, высокий уровень.
От 68 до 78 баллов - девятый, очень высокий уровень.

Если вы определили, что ваши способности к риску в коммерческой деятельности находятся на первом, втором или третьем уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас - это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.

Если вы находитесь на четвертом, пятом или шестом уровнях, то вам надо много работать, избегая карьеры менеджера, руководителя и активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.

Если вы находитесь на седьмом, восьмом уровнях, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.

А если вы набрали от 68 до 78 баллов, т.е. находитесь на девятом уровне, то у вас все шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • организаторские способности;
  • руководящие и лидерские способности;
  • высокий уровень понятийного мышления;
  • хорошие аналитические способности;
  • вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
  • коммуникативность
  • навыки межличностного взаимодействия
  • способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
  • способность к саморегуляции чувств.

личностные качества, интересы и склонности:

  • низкая самооценка;
  • стремление творчески работать, создавать капитал;
  • боязнь неудачи, неуверенность в себе;
  • конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);
  • стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
  • потребность реализовать свой личностный потенциал;
  • безынициативность;
  • готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);
  • инициативность;
  • неспособность принимать решения;
  • целеустремленность, амбициозность;
  • надежность, обязательность;
  • косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;
  • эрудированность;
  • склонность перекладывать ответственность на других;
  • умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
  • деловая хватка.

(Урок в 8 классе по курсу «Обществознание», учебник А. И. Кравченко)

Цель: создать представление о том, кто такой предприниматель, о роли предпринимательства в экономике, его функция и формах, способствовать формированию умений работать с учебником, с документом, анализировать, обобщать материал, использовать его для выработки новых идей, научить правилам поведения в экономической сфере.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Предметные результаты:

1)формулировать определение понятий «предпринимательство», «предприниматель»;

2)характеризовать качества, которыми должен обладать предприниматель;

3)называть функции предпринимателя, виды предпринимательства;

4)указывать отличия предпринимателя от менеджера и изобретателя;

5) формулировать собственное определение понятия «риск», приводить примеры предпринимательских рисков.

Метапредметные результаты:

1) используя исторические факты, а так же информацию из различных источников (СМИ, интернет), приводить конкретные примеры предпринимательской деятельности, рассказывать о российских предпринимателях.

Личностные результаты:

1)обосновывать собственное мнение, может ли любой человек стать предпринимателем;

2) оценивать свои предпринимательские способности;

3) иллюстрировать конкретными примерами проявления предпринимательской этики;

4)участвовать в групповой работе по выработке предпринимательского нововведения.

Основные понятия:

  • предпринимательство;
  • предприниматель;
  • функции предпринимателя;
  • формы предпринимательства;
  • предпринимательская идея, предпринимательское нововведение;
  • принципы предпринимательства

План урока

а) Предприниматель. Качества предпринимателя.

б) Функции предпринимателя.

в) Формы предпринимательства.

г) Предпринимательский риск.

д) Предпринимательское нововведение.

е) Этика предпринимателя.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование:

  • Учебник «Обществознание» 8 кл. под ред. А.И. Кравченко, параграф 13.
  • Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И Кравченко «Обществознание» 8 класс, параграф 13.
  • Презентация «Предпринимательство в истории».
  • Материалы для проведения игры «Заработать на жизнь».
  • Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Х.Л. Сугяне и его бизнесе «Хлебная усадьба».

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи.

Беседа с классом.

Учитель: Назовите основные факторы производства. (Ответ: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательство).

Что является платой за использование ресурсов? (Ответ: рента, зарплата, процент, прибыль).

Сегодня мы познакомимся с четвертым фактором производства — предпринимательством. Учащиеся записывают тему урока в тетради и вместе с учителем формулируют учебную задачу: выяснить, кто такой предприниматель, каковы его качества, в каких формах существует предпринимательство, каким образом регулируется деятельность предпринимателя, каждый ли может быть предпринимателем?

Вниманию учащихся предлагается РР презентация (подготовлена учащимися), в которой рассказывается о предпринимателях России и западных стран (Б.Франклин, братья Макдональды, С.Морозов, С. Мамонтов, П.Третьяков, Елисеевы, Рябушинские).

Учитель: Кто такой предприниматель? Ученики предлагают свои определения. Для одних это человек, открывающий собственное дело, для других - спекулянт, рискующий своими и чужими деньгами. Для третьих — это управляющий, координирующий дело.

Учащиеся сопоставляют свои ответы с учебником и записывают определение в тетрадь: «Предприниматель - человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую- то потребность и приносящее прибыль»

Вопрос: Какими качествами обладает предприниматель?

Ученики отмечают такие качества как инициативность, умение решать встающие проблемы, свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решений, легкую адаптацию к ситуации, умение принять ответственность на себя, способность к установлению деловых связей, проведению переговоров, планированию, организации и оказанию личного влияния. Предприниматели — это люди, живущие по принципу «можешь — сделай». Психологи утверждают, что они обладают чувством внутреннего контроля. Они готовы взять на себя ответственность за допущенные ошибки, равно как и вознаграждение за достигнутые успехи. Они никогда не относятся к неудаче как к финалу, но лишь как к пережитому опыту.

Работа в парах. Учащимся предлагается подумать над вопросами:

1 вопрос: «Как соотносится понятие «предприниматель» и «изобретатель»? Можно ли сказать, что это одно и то же? Учащиеся должны отметить, что изобретатель придумывает, создает нечто новое, но часто не может реализовать продукт, а предприниматель продвигает товары и услуги, доводит их до покупателя, потребителя.

2 вопрос: «Как соотносится понятие « предприниматель» и «менеджер»? Учащиеся с помощью учебника (С.86-87) отмечают, что в мелком бизнесе это практически одно лицо, а в среднем и крупном бизнесе, как правило, разные, т. к. предприниматель - собственник компании, а менеджер - наемный управляющий, специалист по управлению.

Вопрос: А что такое предпринимательство?

Учащиеся предлагают свои версии.

Запись в тетради. Предпринимательство — это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. (Учебник, с.85)

Вопрос: Что такое прибыль? Как ее получить?

Запись в тетради: «Прибыль - обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию».

Для лучшего понимания роли предпринимателя учащимся предлагается принять участие в игре «Заработать на жизнь».

1.Класс делится на две группы: представителей фирм (предпринимателей) и потребителей. Представители фирм получают по10 фишек по 1000 рублей и значки «Предприниматель», а потребители по 15 потребительских карточек, независимо от типа (15 карточек на природные ресурсы или 10 на людские и 5 на капитальные и т. п.), важно только, чтобы общее количество распределенных карточек разного типа было приблизительно равным.

2.Положить на одну из парт лист с надписью «Фабрика». Здесь будет осуществляться обмен потребительских карточек на карточки с надписью «Эконо». Эти карточки будут обозначать произведенные товары и услуги. Учитель занимает это место на время игры.

3.Предупредить учащихся, что когда треть или четверть участников продаст все свои карточки, через 5 минут игра будет закончена. Во время игры потребители продают свои карточки ресурсов за деньги и используют деньги для покупки «Эконо», предприниматели расплачиваются деньгами за ресурсы и получает их за «Эконо». Сделка заключается на основе свободных рыночных цен.

4.После окончания игры участники подсчитывают количество карточек (потребители - «Эконо», а производители - деньги). Выяснить, кто из предпринимателей оказались банкротами (накопили меньше 10000 рублей). Объяснить, что они понесли убытки. Отметить производителей и потребителей, добившихся наилучших результатов.

Игра поможет понять, что предприниматели объединяют разные виды ресурсов, чтобы произвести товар, полезный для потребителей, реализовать его и получить прибыль.

2.Функции предпринимателя.

Учитель: какую роль играет предприниматель в обществе?

(Ученики предлагают свои версии, выделяют главное и делают краткие записи)

Предприниматель выносит на рынок новые товары или услуги. Стоит только бросить беглый взгляд на любой дом, чтобы увидеть в нем холодильник и телевизор, пылесос и компьютер, блендер и миксер. За каждым из этих предметов стоят люди, понявшие нужду потребителя, которая не могла быть удовлетворена и изыскавшие способы к ее удовлетворению. Они изыскали все ресурсы и взяли на себя смелость предложить эти товары на потребительский рынок.

Предприниматели открывают новые ресурсы или используют старые на новый лад. Например, отходы производства или обновленные источники энергии. Предприниматели способствуют развитию новых технологий (например, наукоемкие, ресурсосберегающие, безотходные технологии).

Предприниматели открывают новые рынки. Новые рынки появляются в области здравоохранения и финансовых служб. Предприниматели умеют разглядеть новые рынки там, где они еще не существуют (ОСАГО, туризм).

Предприниматели реорганизуют существующие предприятия. Любое предприятие, остающееся неизменным, вскоре непременно становится отстающим. Предприниматели умеют найти наилучшие способы такой реорганизации с помощью снижения себестоимости и усиления эффективности. Г.Форд реорганизовал автомобильную промышленность, Э.Карнеги — производство стали.

3. Формы предпринимательства .

Учитель: Предпринимательство может воплощаться в трех формах (в зависимости от области применения)

а) Рискованное начинание. Рискованное начинание - это открытие нового бизнеса. Учитель предлагает учащимся привести примеры. Например, космический туризм.

б) Внутреннее предпринимательство. Это предпринимательство в рамках существующего уже дела. Учитель предлагает ученикам привести примеры. Например, предприниматель может найти способы реорганизации управления и производства или уменьшения расходов, или увеличения эффективности путем внедрения новой системы ведения бухгалтерского отчета или обработки информации.

в) Социальное предпринимательство. В обществе есть сотни проблем требующих своего решения. Многие из этих решений могут исходить от правительства или неприбыльного сектора нашей экономики. Учащиеся приводят свои примеры (борьба с наркоманией, бездомностью, преступностью).

В зависимости от количества участников выделяют три формы предпринимательства:

(учащиеся работают со схемой на странице 87 учебника).

Индивидуальное (фирмы, предприятия розничной торговли);

Партнерское (товарищество, принадлежащее нескольким собственникам);

Корпорации (хозяйственное общество, объединение лиц и капиталов для производства товаров и услуг)

Вопрос: определите, в чем проявляются преимущества и недостатки каждой формы.

Учащиеся отвечают на вопрос, используя учебник.

Физкультминутка. Ученики выполняют зарядку:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте),

Круг почета пробежать (бег на месте)

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),

Сделать вдох и сделать выдох (вдох - выдох),

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох).

Будь атлет всегда готов (аплодисменты).

4.Предпринимательский риск.

Учитель:

Отличительные особенности предпринимателя:

а) стремление к независимости;

б) повышенное стремление к достижению цели;

в) склонность к риску.

Сообщение ученика о бегуницком предпринимателе Сугяне Х.Л. («Хлебная усадьба).

Вопрос: Какие риски преодолевает предприниматель на пути к успеху?

Учащиеся отмечают следующее: недостаток инвестиций, необходимость постоянно усовершенствовать производство, жесткая конкуренция, текучесть кадров, необходимость повышать квалификацию, кризис, опасность разорения.

  1. Предпринимательское нововведение.

Вопрос: Как возникают предпринимательские нововведения? (Рассказ учителя)

Нововведение — это процесс развития нового производства, внедрения новых технологий. Результат нововведения всегда один и тот же: повышение возможных инвестиций в экономику. Нововведения, стимулируя рост инвестиций, повышают общий спрос, тем самым поднимая как количество продукции, так и уровень занятости. Предприниматель является носителем нововведения, создающим возможности инвестиций в экономику, которые усиливают ее рост.. Нововведение может рассматриваться как целая серия шагов, в результате которых товары и услуги, уже существующие, усовершенствуются и тем самым больше соответствуют запросам покупателей.

Процесс нововведения включает в себя три стадии:

а) выработка концепции. Сводится к определению новых потребностей общества и выработке идей в области производства, услуг и технологий.

б) Усовершенствование. Выработанная идея должна быть развита и проверена на осуществимость. Это самый длительный и трудный этап.

в) Коммерциализация. Идея должна быть претворена в товар или услугу, вынесена на рынок и эффективно продана.

Учащиеся делают записи о стадиях предпринимательского нововведения.

Работа в группах.

Класс разбивается на группы по 3-4 человека. Каждая группа предлагает и обосновывает по 1 предпринимательской идее для нашего района, поселка, школы. В процессе обсуждения вырисовываются наиболее интересные идеи.

Учащиеся получают задание на дом разработать бизнес-план для наиболее перспективной из идей. Учитель дает пояснения для составления бизнес-плана.

Бизнес-план — это документ, в котором отражаются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяются способы решения этих проблем.

  1. Главное в бизнес- плане - разъяснить, что необходимо сделать, чтобы получить прибыль.
  2. За счет чего вы надеетесь обойти конкурентов, чтобы ваш будущий продукт привлекал покупателей, и продажи постоянно росли.
  3. Каких финансовых результатов вы ожидаете в будущем.

Опыт показывает, что учащиеся с интересом выполняют это задание, которое помогает им представить себя в роли предпринимателя, учесть свои интересы и запросы потребителей. Разброс тем очень широкий (авторемонтная мастерская, ветеринарная лечебница, косметический салон, интернет-кафе, пивзавод и т.д.)

Рефлексия

Учащиеся самостоятельно оценивают результаты своей учебной деятельности, прикрепляя на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды - урок прошел полезно, плодотворно;

Цветок - неплохо;

Зеленый листок - не совсем удовлетворен;

Желтый листок - «пропащий день», неудовлетворенность.

Домашние задание:

Рабочая тетрадь, п. 13, задание 2, сформулировать правила предпринимательской этики, оценить свои предпринимательские возможности.

Составить бизнес-план какого-либо предприятия (для учащихся, успевающих на «4» и «5»).

Учитель МОУ «Бегуницкая СОШ» Симонова Л.А.

В последние годы для реформирования системы образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной системе, так и вне её. Инновационный поиск непременно отталкивается от запросов современного общества. Рыночная система глубоко вошла в нашу жизнь, экономика присутствует во всех сферах деятельности каждого из нас. Поэтому задачей экономического образования является оказание помощи школьнику глубже усвоить основные понятия и положения теории, научится применять полученные знания при решении практических задач в домашнем хозяйстве, на производстве, в бизнесе, в повседневной жизни. Реальная жизнь многообразна, она требует от человека принятия быстрых и обоснованных решений в нестандартных ситуациях. Тема по предпринимательству способствует решению этой задачи.

Это занятие я решила провести в нетрадиционной форме, в виде ток-шоу, где героями являются настоящие предприниматели из родственников и знакомых учащихся данного класса. Участники обсуждения и зрители - ученики класса.

Главной целью таких типов уроков является создание модели нового “нескучного” урока, на котором ученики могут раскрыть все свои потенциалы, как умственные, так и творческие. Методами данного урока являются: интерактивная беседа между героями и зрителями, информационные технологии ( презентация).

Экономика, 11 класс.

Тема урока: Легко ли быть предпринимателем?

  • познакомиться с участниками предпринимательской деятельности, способствовать формированию знаний по предпринимательству и навыков предпринимательской деятельности, необходимых в жизненных ситуациях;
  • выявить особенности правовой грамотности предпринимательства;
  • содействовать пониманию необходимости знаний по предпринимательству в современных условиях экономики.

Знать термины: предприниматель, предпринимательство, юридическое лицо, формы предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности, цели предпринимательства, субъекты предпринимательства, предпринимательское право, права и обязанности предпринимательства.

Уметь: различать формы и признаки предпринимательской деятельности.

Оборудование: учебное пособие, раздаточный материал, карты настроения для рефлексии.

Формы учебной деятельности: беседа по подготовленным вопросам с предпринимателями, выступления учащихся по вопросам основного содержания темы, дискуссия, ответы на вопросы учителя, запись основных положений в тетрадь.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Форма урока: урок-игра (ток-шоу).

Структура урока.

1) Организационный момент.

3) Повторение изученного материала:

1. Понятие предпринимательства.
2. Субъекты предпринимательской деятельности.
3. Формы предпринимательской деятельности
4. Предпринимательское право
5. Как организовать свое дело (тренинг).

4) Итог урока.

5) Рефлексия.

Эпиграф урока (записан на доске):

“Мудр тот, кто знает нужное, а не многое”. (Эсхил)

Ход урока

1) Организационный момент.

Подготовка участников игры (герои ток-шоу и зрители).

2) Вступительное слово учителя.

С того момента, когда Россия перешла на рыночные отношения, когда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями. Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается. Наша задача разобраться в этой проблеме, найти пути ее решения. Ответить на вопрос – легко ли быть предпринимателем?

Выступление героев программы.

(рассказ приглашенных гостей, занимающихся предпринимательской деятельностью. С чего они начинали, с какими проблемами встречаются до сих пор.).

Вопросы участников ток-шоу (зрителей-учащихся) к героям программы.

(учащиеся задают вопросы, приготовленные ранее по предпринимательской деятельности).

3) Повторение изученного материала: Выявление основных понятий по предпринимательству:

1. Предпринимательская деятельность – это одна из форм участия граждан в предпринимательских отношениях. В соответствии со ст.2. Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…

Владимир Даль в своем словаре дает следующее объяснение понятия предприниматель. “Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек”.

2. Субъекты предпринимательства:

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, в хозяйственном видении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическими лицами являются коммерческие организации и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации и др.)

Гражданин имеет право заниматься предпринимательской без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. (ст.23 ГК РФ).

Отдельно выделен в п.2. ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского права, как глава крестьянского(фермерского хозяйства), осуществляющий деятельность без образования юридического лица.

3. Формы предпринимательской деятельности.

К формам предпринимательской деятельности относят: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, государственные. и муниципальные унитарные предприятия; предпринимательские организации – ассоциации (союзы), холдинги, финансово-промышленные группы.

4. Предпринимательское право.

Права предпринимателя:

Каждый предприниматель имеет право: самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливает на нее цены в пределах, определяемых законодательством РФ, и договорами, оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Обязанности предпринимателя:

Выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФИ и заключенных им договоров; своевременно предоставлять декларацию о доходах и выплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ.

5. Как организовать свое дело? (тренинг)

Задание:

  1. Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть?
  2. Выберите юридическую форму предприятия (обоснуйте свой выбор).
  3. Подготовьте проект трудового договора с работниками (режим работы, условия оплаты, ответственность).
  4. Составьте схематично план бизнеса.

Обобщение (дискуссия).

  1. Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока?
  2. Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?
  3. Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью?
  4. С какими новыми понятиями Вы познакомились?
  5. В каких вопросах расширили знания?

4) Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

Подготовить доклады по темам (на выбор):

- “Некоммерческие организации и предпринимательская деятельность”

- “Приватизация и, ее роль в предпринимательской деятельности в РФ”

Разработать проект собственной предпринимательской деятельности.

Рефлексия.

Ребята, с помощью карт настроения покажите свое отношение к сегодняшнему уроку:

  • Красный цвет - урок понравился, было интересно.
  • Зеленый цвет - урок не понравился.
  • Серый цвет - мне было все равно

Литература

1. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н.Экономика. Сборник задач. – М.:Аирис-Пресс, 2002

2. Гусева Т.А. Предпринимательское право. Учебное пособие.- М.:РИОР,2005

Хотите создать собственный бизнес или расширить имеющийся? Обязательно изучите «Пятнадцать базовых уроков» от основателя и главы компании Subway Фреда Де Люка. В своей книге «Начни с малого» он рассказывает о том, как небольшие стартапы превращаются в гигантов индустрии. Этот опыт и лег в основу «Пятнадцати заповедей» бизнесмена.

Урок первый. Начните с малого

Некоторые люди думают: если малый бизнес не приносит ощутимого дохода или не расширяется до международной компании, то от него нет никакой пользы. Я не согласен. С одной стороны, из малого всегда может вырасти большое, а с другой стороны, пока предприятие невелико, у вас есть время выучить уроки, необходимые для будущего успеха. Поэтому, если вы хотите создать в итоге большой бизнес, то лучше всего начать с малого. В настоящем маленьком деле представлены все основы предпринимательства, и благодаря ему вы получаете очень большой опыт.

Урок второй. Заработайте несколько копеек

Как в детстве вы зарабатывали карманные деньги? Может быть собирали пустые бутылки из-под лимонада и сдавали их за несколько копеек? Вы получили важный урок, который гласит: неважно, сколько ты зарабатываешь вначале, пусть и несколько копеек, но ты учишься зарабатывать. Вот они - первые уроки экономики.

Урок третий. Старт - это идея

Оглянитесь по сторонам. Что можно улучшить? Где свободная ниша? Поинтересуйтесь мнением окружающих. Вы обязательно натолкнетесь на стоящую идею. Сейчас нам кажется, что все большие идеи связаны с новыми технологиями, интернетом. Некоторые из создателей интернет-проектов за ночь стали миллиардерами, но часто начинали они с простой идеи.

Урок четвертый. Будьте дальновидны

Одной идеи мало. Вы должны представлять себе, что за нею стоит. Скажем, вы внедрили идею, и что дальше? Это «что» действительно очень важно. Что произойдет после того, как мы запустим бизнес? Чем он может стать? Какую ценность может иметь? Какую эмоциональную и финансовую пользу я от этого получу? Что именно в моем бизнесе заставит меня действовать, вкладывая силы и средства? Ответы на эти вопросы помогут вам сформировать общую картину своего бизнеса. И, создавая ее, всегда думайте о большем! Дайте себе возможность испытать возбуждение от идеи и связанного с нею будущего.

Урок пятый. Верьте в себя

Создание бизнеса - это постоянное решение проблем, которые никогда не кончаются. Очень часто будущее вашего предприятия кажется весьма сомнительным. Вам не хватает денег, вы теряете клиентов, поставщики разочаровывают, сотрудники используют ваше дело в своих интересах. Многое идет не так. Тогда окружающие непременно посоветуют вам забыть «сумасшедшую затею» и заняться чем-нибудь другим, например найти работу! Но даже в эти моменты вы не должны терять веру в себя и свой бизнес.

Урок шестой. Готовьсь, огонь, целься!

Не бойтесь, если у вас мало опыта. Вы можете всю жизнь потратить на планы и мечты. Лучше сначала выстрелить, придерживаясь общего направления, а затем уточнить цель, чем совсем не стрелять. Начните. Двигайтесь в нужную сторону и по ходу движения корректируйте курс.

Урок седьмой. Прибыль или гибель

Можно продавать очень много, но при этом оставаться неприбыльным бизнесом. Существует лишь два способа делать деньги: повышать продажи и снижать затраты. Поверьте, это урок, который следует выучить как можно раньше.

Урок восьмой. Будьте позитивны

Перед вами препятствия, которые кажутся непреодолимыми? Плохое настроение не поможет выйти из ситуации, поэтому будьте позитивны.

Урок девятый. Постоянно совершенствуйте свой бизнес

Те, кто добивается успеха, постоянно улучшают свою работу. Требуется вводить новые продукты, новые способы обслуживания, искать новые выходы на рынок, новые способы обогнать остальных. Вы не можете сделать это раз и навсегда - процесс никогда не кончается.

Урок десятый. Доверяйте своим людям

Возможно, это дается нелегко. Но опыт успешных людей показывает: нужно больше доверять своим людям… или пенять на себя.

Урок одиннадцатый. Никогда не тратьте все деньги

Вы можете делать ошибки, у вас может быть плохой день, неделя или даже год. У вас может быть мало денег, но вы никогда не должны тратить все, что у вас есть.

Урок двенадцатый. Ежедневно привлекайте новых клиентов

Вы не сможете расти, если к вам не будут постоянно ходить новые люди. Важно донести информацию о вашем продукте, пригласить его попробовать, а затем превратить разового посетителя в постоянного. И ежедневно привлекать новых клиентов - ваша основная задача.

Урок тринадцатый. Будьте настойчивы: никогда не сдавайтесь

Именно настойчивость - то качество, которое позволяет людям двигаться и добиваться успеха. Если вы сдадитесь, то никогда не вырастете. Оставайтесь верными своему плану или цели несмотря на обстоятельства. В бизнесе вы должны решать вопросы независимо от того, насколько трудно это бывает. У людей, которые сдались, один выход: начать заново и предпринять еще одну попытку.

Урок четырнадцатый. Дайте бренду имя

Это факт: несмотря на более высокую цену, брендовые продукты продаются лучше.

Урок пятнадцатый. Возможности никого не ждут.

Когда вы сталкиваетесь с возможностью, очень важно быть готовым сказать «да», прежде чем эта возможность куда-нибудь уйдет. Это не значит, что вы должны хвататься за что попало. Но если вы хотите начать и построить бизнес, то на какое-то предложение вы должны ответить «да».

Почему эти уроки так ценны? Если вы будете следовать им, то повысите вероятность успеха своего бизнеса. Их выучивают и применяют все предприниматели. А если вы планируете расширить свой бизнес так, чтобы в нем работало больше двух человек, то, конечно, вам придется узнать и многое другое. Книга «Начни с малого» полна вдохновляющих историй предпринимателей и обращает внимание, что не нужно откладывать со стартом своего дела. Лучше начать с малого и постоянно улучшать свой бизнес, чем не начинать вовсе и откладывать на потом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»