Оперативное планирование в таможенной деятельности. Планирование в таможенных органах. Сущность методики планирования

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Федеральное министерство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Таможенное дело»

Тема: Планирование в таможенных органах

Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ………….3
1 ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ………………………… …………………....4
2 ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………………………………………………..... ..6
3 ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ПРОЕКТ ПЛАНА…10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..15

ВВЕДЕНИЕ
Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им. "Отдельный скрипач, - писал К. Маркс, - сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере".
Планирование является необходимым элементом организации
управленческой деятельности таможенных органов.
Правильная организация этой работы позволит обеспечить
своевременное принятие управленческих решений, качественную
подготовку документов, повседневный контроль за подчиненными
сотрудниками и нижестоящими таможенными органами, а также подведение итогов. Планирование придает повседневной работе целенаправленный и конкретный характер, позволяет сосредотачивать основные усилия на решении наиболее актуальных проблем, стоящих перед таможенными органами региона, способствует своевременному решению поставленных задач.
В работе рассматривается планирование в таможенных органах на примере системы планирования в деятельности региональных таможенных органов.

1 ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование – это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое носит преимущественно индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля, ориентировано на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления организацией.
В настоящее время стратегическое планирование заняло своё место в ряду функций управления предприятием. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Формулирование стратегии нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.
Уже в процессе стратегического анализа руководство организации склоняется к выбору одного из возможных вариантов стратегии - того, который в наибольшей степени соответствует условиям внешней и внутренней среды, а также выбранным целям деятельности.
Процесс формирования стратегии заключает в себе три этапа:
формирование общей стратегии организации;
формирование конкурентной стратегии;
определение функциональных стратегий фирмы.
Общая стратегия организации формируется высшим руководством. Разработка общей стратегии решает две главные задачи:
- должны быть отобраны и развернуты основные элементы общей стратегии фирмы;
- необходимо установить конкретную роль каждого из подразделений фирмы при осуществлении стратегии и определить способы определения ресурсов между ними.
Организация может выбрать один из нескольких видов стратегий или применять определенные сочетания различных типов (что обычно бывает характерно для крупных, диверсифицированных компаний).

2 ПЛАНИРОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Для более глубокого понимания сущности планирования в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому планированию. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность планирования на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного планирования; допустимость разумного риска в процессе планирования; динамичность процессов планирования в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется планирование.
Планирование в таможенных органах опирается как на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью планирования является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности.
Под планированием понимается деятельность по определению целей
и задач на предстоящий период работы, способов их достижения,
последовательность их решения и сроков выполнения. Основу системы планирования составляют стратегические, организационные и разовые планы.
1) Стратегические планы разрабатываются на региональном уровне и включают в себя, в основном, долгосрочные целевые программы решения наиболее актуальных проблем развития таможенной службы (например, Программа развития РТУ в рамках Федеральной целевой программы развития таможенной службы РФ).
2) Организационные планы включают в себя годовые, полугодовые, квартальные и месячные планы работы таможенного органа, его структурных подразделений. Основным документом является план работы таможенного органа на год. К организационным планам относятся также полугодовые планы работы коллегии РТУ, ежемесячные планы основных мероприятий РТУ, планы профессионального обучения, графики инспекторских проверок, планы служебных командировок сотрудников таможенных органов.
3) Разовые планы составляются по мере необходимости. К ним относятся:
- планы, разрабатываемые РТУ и таможенными органами региона по выполнению решений федеральных органов представительной и исполнительной власти (например, календарный план реализации Межведомственного плана по пополнению доходной части федерального бюджета);
- планы, предусматривающие комплексное участие ряда подразделений в решении отдельных задач (например, комплексный план по укреплению служебной дисциплины);
- планы по проведению оперативно-поисковых мероприятий и широкомасштабных специальных операций;
- планы проведения семинаров, совещаний.
Исходными документами для планирования деятельности РТУ являются:
- Таможенный кодекс РФ;
- указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (в части, касающейся деятельности таможенных органов);
- Закон Российской Федерации "О службе в таможенных органах РФ";
- нормативные и иные документы вышестоящих таможенных органов;
- аналитические материалы, сформированные по методике анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ.
Планирование деятельности подразделения включает в себя:
- оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;
- оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;
- определение основных направлений и задач таможенного органа (подразделения) на планируемый период;
- определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное
распределение и использование имеющихся сил и средств;
- определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;
- установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.
Все мероприятия плана должны соответствовать целевой установке вводной части и содержать практические меры, направленные на безусловное выполнение заданий ФТС России по пополнению доходной части федерального бюджета, совершенствованию процедур таможенного оформления и таможенного контроля, усилению правоохранительной деятельности таможенных органов, укреплению кадрового состава подразделений таможенных органов, наращиванию материально - технической базы и т.д. Основное место в плане необходимо уделять решению проблемных и ключевых вопросов, требующих проведения комплекса мероприятий. План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам (месяцам), предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов. При планировании работы необходимо особое внимание обращать на тесную взаимосвязь всех мероприятий и четкую расстановку всего личного состава подразделения (определение конкретной задачи каждому сотруднику).
Планирование не должно носить эпизодический характер. После утверждения плана работы и начала его реализации сбор предложений на перспективное планирование должен продолжаться. Подготовка планов работы РТУ возлагается на организационно - инспекторский отдел РТУ, а в структурных подразделениях аппарата управления - на руководителей подразделений.

3 ТРЕБОВАНИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ПРОЕКТ ПЛАНА
Исходя из изложенного разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:
1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций (функциональных обязанностей), а также требований нормативных и иных документов ФТС России.
2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений, а также включать мероприятия, предусмотренные другими планами и программами.
3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением актуальных задач, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.
и т.д.................

Формирование и реализация функций планирования в таможенных органах обеспечивается на основании Приказа ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации». Этот документ является основным при реализации планировании деятельности в таможенных органах.

Планирование деятельности таможенного органа включает в себя:

ѕ оценку оперативной обстановки в регионе деятельности, ее изменения и динамику;

ѕ оценку результатов ранее запланированных и проведенных мероприятий;

ѕ определение основных направлений и задач таможенного органа на планируемый период;

ѕ определение основных организационных, оперативных и иных мер, необходимых для решения основных задач, рациональное распределение и использование имеющихся сил и средств;

ѕ определение форм взаимодействия отдельных подразделений при выполнении планируемых мероприятий;

ѕ установление конкретных сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.

Исходя из представленного документа при разработке плана одним из основных критериев, которое должно соблюдаться это, прежде всего соответствие целевой установки. Одна из основных целей, которая на сегодняшний день ставит перед собой ФТС России остается пополнение доходной части. В настоящее время более 50% бюджета страны пополняются силами таможенных органов РФ.

План должен быть реальным, равномерно распределенным по полугодиям, кварталам, предусматривать резерв времени для решения внеплановых вопросов.

Планы таможенных органов должны охватывать все структурные подразделения и содержать следующие разделы :

ѕ организационные мероприятия;

ѕ мероприятия по обеспечению действенного таможенного контроля и исполнению доходной части Федерального бюджета;

ѕ правоохранительная деятельность;

ѕ кадровая работа и социальное обеспечение;

ѕ тыловое обеспечение.

Разработанный проект плана должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Обоснованность и реальность плана - это учет анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед таможенным органом, его структурным подразделением, конкретным сотрудником, вытекающих из особенностей основных функций, а также требований нормативных и иных документов ФТС России.

2. Преемственность или непрерывность. План должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений.

3. Стабильность плана. Устойчивость намечаемых мероприятий достигается, прежде всего, правильным определением задач установленных ФТС РФ, включающих необходимость разработки многочисленных планов и выполнение уже запланированных мероприятий. Отмена или перенос планового мероприятия является исключительной мерой. Корректировка плана может осуществляться только при наличии серьезных изменений обстановки в регионе деятельности или прямых предписаний вышестоящих таможенных органов.

4. Конкретность плана. В плане должны содержаться четкие и ясные формулировки с определением точных сроков и конкретных ответственных лиц. Нельзя включать в план мероприятия, которые носят "дежурный" характер и выполнение которых известно заранее, а также механически переносить требования приказов и указаний вышестоящих таможенных органов. Руководители таможенных органов и структурных подразделений несут персональную ответственность за обеспечение действенного контроля и проверку фактического исполнения предусмотренных мероприятий.

Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности таможни с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех ее подразделений. Таможни и таможенные посты планируют свою деятельность поквартально.

В целом система планов деятельности таможенных органов РФ приведена на рис. 1.

Рис. 1. Система планов деятельности таможенных органов Российской Федерации

Составления годового плана работы Регионального таможенного управления также определён Приказом ФТС России от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении положения о порядке планирования, организации и схеме материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации» .

Работа Регионального таможенного управления строится в соответствии с планом работы на календарный год.

Проект плана разрабатывается на основе предложений, поступающих от таможен и структурных подразделений аппарата управления, с учетом сложившейся обстановки во внешнеэкономической деятельности региона, результатов анализа и прогнозирования работы таможенных органов РТУ, на основе разработанных методик.

Предложения таможен, подразделений аппарата управления, согласованные с курирующими заместителями начальника управления, до 1 декабря предшествующего года представляются в Организационно-инспекторскую службу РТУ для обобщения, анализа и внесения в проект плана работы РТУ.

После письменного согласования заместителями начальника управления доработанный с учетом внесенных поправок и замечаний проект плана, не позднее 20 декабря предшествующего года, представляется на утверждение начальнику управления.

Общий контроль за выполнением плана работы РТУ возлагается на Организационно-инспекторскую службу РТУ, который информирует начальника управления о ходе выполнения пунктов плана с представлением своих предложений по итогам работы за квартал, полугодие и в целом за истекший год.

Изменения в годовой план вносятся по итогам квартала начальниками таможен и руководителями подразделений аппаратов управления в виде мотивированных письменных предложений, которые направляются для рассмотрения и оценки с точки зрения целесообразности и обоснованности в Организационно-инспекционную службу РТУ. После изучения Организационно-инспекторская служба направляет материалы на утверждение начальнику РТУ.

В основу формирования годового и квартальных планов деятельности таможенных органов положен индикативный подход. Его суть состоит в установлении перечня параметров, характеризующих управляемый процесс, установлении их плановых значений, достижение которых составляет цель деятельности таможенных органов в планируемый период и установления мер обеспечивающих достижение цели.

Основу каждого из планов работы таможенных органов составляют плановые значения контрольных показателей эффективности деятельности соответствующего таможенного органа .

В настоящее время система показателей эффективности деятельности таможенных органов введена Приказом ФТС России «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России», на соответствующий год.

Совокупность введенных этим приказом показателей целесообразно классифицировать согласно видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, выделяя показатели:

ѕ фискальной деятельности;

ѕ правоохранительной деятельности;

ѕ деятельности по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Результаты деятельности таможенных органов характеризуется совокупностью данных показателей. При этом эффективность определяется степенью достижения плановых значений этих показателей и, следовательно, в существенной степени зависит от точности установления их плановых значений.

Точный расчет эффективности фискальной деятельности таможенных органов - достаточно сложная задача. Сложность эта заключается в расчетах и установлении объемов планируемой величины таможенных платежей, о чем свидетельствует табл. 1.

Таблица 1. Данные о формировании доходной части федерального бюджета Дальневосточным таможенным управлением по состоянию на 01.04.2015

нарастающий итог сначала 2015 года

план по импорту, млн. руб.

перечислено при импорте, млн. руб.

план январь-март, по импорту, млн. руб.

перечислено в январе-марте, при импорте, млн. руб.

Биробиджанская

Благовещенская

Ванинская

Владивостокская

Камчатская

Магаданская

Находкинская

Сахалинская

Уссурийская

Хабаровская

Хасанская

ИТОГО по ДВТУ

Анализируя данные, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что в общем по ДВТУ план по формированию доходной части бюджета не выполнен, не смотря на то, что некоторые таможни, находящиеся в регионе деятельности ДВТУ перевыполнили свой план. Из них лидирующее место занимают Магаданская, Камчатская и Владивостокская таможни.

тФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление в таможенных органах РФ»

на тему:

Планирование в управлении таможенными органами

Выполнил:

Студент 3 курса, группы 13Т31,

Заочной формы обучения,

Специальность «Таможенное дело»

Краснова Кристина Александровна

Проверил:

Смирнова Анна Сергеевна

Нижний Новгород

2011

Введение

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.

Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.

Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса управления и механизма совершенствования системы управления.

Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и функции управления. Структура управления включает: органы управления, кадры управления и технические средства управления. Процесс управления – это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления. Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.

Для более глубокого понимания сущности управления в таможенных органах необходимо знать особенности, которые присущи этому управлению. К ним можно отнести: ярко выраженную нацеленность управления на конечный результат служебной деятельности; сочетание управленческой деятельности внутри системы с работой с участниками ВЭД; осуществление полномочий органа государственного управления; допустимость разумного риска в процессе управления; динамичность процессов управления в условиях противоборства сотрудников таможенных органов с недобросовестными участниками ВЭД, контрабандистами и их пособниками; относительная неопределенность условий, в которых осуществляется управление.

I. 1. Общие и конкретные функции управления таможенной деятельностью

Слово «функция» в переводе с латинского языка означает «совершение», «исполнение».

Деятельность руководителей можно представить как непрерывный процесс выполнения управленческих функций.

Функции управления – специализированные виды управленческой деятельности; обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управляющее воздействие.

Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решения, придание ему формы и доведение до исполнителей.

Функции управления характеризуются следующими свойствами:

  • осуществляются в каждой хозяйственной системе и на каждом уровне управления;
  • присущи управлению любой организацией;
  • разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;
  • относительно самостоятельны, и в то же время тесно взаимодействуют.

Дать исчерпывающий перечень функций управления весьма затруднительно. В научной литературе, как иностранной, так и отечественной существуют различные точки зрения на классификацию функций управления, хотя, в сущности, они отличаются лишь по отдельным параметрам. Например, Е.П. Голубков выделяет такие функции, как:

  • определение целей и задач деятельности организации;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • учет, анализ и контроль.

В свою очередь М. Мескон относит к функциям управления следующие виды деятельности:

  • стратегическое планирование;
  • планирование реализации стратегии;
  • организация взаимодействия и полномочий;
  • построение организаций;
  • мотивация.

Но несмотря на многообразие, функции управления делятся на общие и конкретные.

Общими функциями являются, прогнозирование и планирование; организация; координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ. Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Из самого их названия вытекает, что они присущи не только сфере таможенного управления.

Ко второму классу относятся задачи специфического характера, свойственные только управлению таможенными структурами. Они вытекают из необходимости поддержания непрерывности рабочего процесса в среде таможенной деятельности.

Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной таможенной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру таможенных органов, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства.

Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления таможенными структурами. Отсюда можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, оперативности, предприимчивости таможенных руководителей и, отсюда следует, успешное выполнение заданий, качество работы. Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Исходя из такой посылки А.Я. Кибанов подразделяет все функции управления на внешние, внутренние, главные, основные, вспомогательные, полезные, вредные, неестественные, дублирующие.

2. Планирование и прогнозирование в управлении таможенной деятельностью

Планирование и прогнозирование занимают ведущее место среди функций управления. Прогнозирование – это предвидение хода развития на предстоящий период для конкретной таможенной организации. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, они усиливают темпы ее развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

    • Цели и задачи.
    • Пути и средства. Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.
    • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
    • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами таможенной системы – важнейшее условие ее эффективности.
    • Организация выполнения плана и контроль.

Существуют три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.

Наиболее простой – от достигнутого уровня. Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование. Он строится на системе научно-обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязаных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, т. е. учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности деятельности. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

В таможенной системе РФ применяется адаптивное планирование управления таможенными процессами, направленное на перевод таможенных процедур на новый качественный уровень, отвечающий современным условиям экономического роста.

Основная цель Концепции – создание в России конкурентоспособной таможенной службы, эффективной для государства и «прозрачной» для участников внешнеэкономической деятельности.

Итогом реализации предусмотренных Концепцией мероприятий должно стать таможенное администрирование, предполагающее его высокую эффективность при внешней простоте и быстроте оформления товаров, иначе говоря, «контроль в виде сервиса».

На современном этапе экономического развития планирование должно быть комплексным. Сначала дается анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда.

Виды планирования зависят от направленности и характера организации: стратегическое или перспективное; среднесрочной тактическое или текущее. Вышеупомянутая Концепция относится к стратегическому планированию таможенной деятельности. Целью стратегического планирования является комплекс основных проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе.

финансовый планирование контроль таможенный

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

1 Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

2 Нормативно-правовое обеспечение финансового планирования и контроля в таможенных органах

ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

1 Проблемы, связанные с получением доходов таможенными органами от реализации конфиската и другими подходами. Основные источники формирования и использования ФРТС РФ

2 Современные направления финансового планирования и контроля в таможенных органах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных направлений финансовой политики государства сегодня является рациональное использование бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов. В данном направлении за последние годы в России было реализовано немало мероприятий, которые дали свой положительный эффект. Результатом бюджетных реформ, которые реализуются в нашей стране с момента вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации (2000 год), стало формирование в России современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, неотъемлемыми элементами которой являются финансовое планирование и финансовый контроль.

Тем не менее, в сфере управления общественными финансами до сих пор сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые в первую очередь вызваны низким уровнем организации финансового планирования и контроля.

Решить эти проблемы и устранить недостатки можно только путём системного подхода к организации деятельности самих органов исполнительной власти, которые являются наряду с другими участниками бюджетного процесса, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. От того, насколько эффективно они исполняют принятые бюджетные обязательства за счёт средств соответствующего бюджета, в целом зависит уровень эффективности бюджетных расходов. Более того, можно с большой долей уверенности утверждать, что эффективность бюджетных расходов и эффективность деятельности органов исполнительной власти являются взаимосвязанными понятиями. Таким образом, решение проблем финансового планирования и контроля, способствует повышению уровня эффективности деятельности органов исполнительной власти.

К числу федеральных органов исполнительной власти относится Федеральная таможенная служба. От уровня эффективности деятельности таможенных органов России зависит многое, в том числе экономическая, политическая и санитарная безопасность страны. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель проводимого исследования - дать характеристику организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России.

Задачи исследования:

¾определить сущность и содержание финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾рассмотреть вопросы нормативно-правового обеспечения финансового планирования и контроля в таможенных органах;

¾дать оценку организации финансового планирования и контроля в таможенных органах России на примере Северо-Кавказского Таможенного Управления.

Структура курсового проекта представлена следующим образом: введение, основная часть (2 главы), заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

.1 Планирование расходов и источников финансовых затрат. Основные Формы финансового планирования

На начальном этапе становления таможенных органов РФ основными принципами финансирования стали самоокупаемость и самофинансирование. С целью совершенствования таможенного дела в Российской Федерации, укрепления материально-технической базы, развития социальной сферы и содержания таможенных органов Постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 №173 был утвержден Фонд развития таможенной системы РФ (ФРТС).

Внебюджетный фонд развития таможенной системы формировался в основном за счет таможенных сборов за таможенное оформление, хранения товаров и транспортных средств, а также таможенного сопровождения товаров; средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в установленном порядке в федеральную собственность; взысканий, налагаемых таможенными органами Российской Федерации, за нарушение таможенных правил.

Средства Фонда направлялись на обеспечение комплекса возложенных на таможенную службу задач, в том числе на правоохранительную деятельность, защиту экономических интересов России, содействие развитию внешнеэкономической деятельности, укрепление материально-технической базы таможенных органов.

До 1994 г. средства ФРТС в федеральном бюджете не учитывались. Начиная с 1995 г. была предусмотрена консолидация всех внебюджетных фондов. Исходя из этого, доходы, перечисляемые в указанный фонд, были включены в состав федерального бюджета с сохранением их целевой направленности. Одновременно часть этих средств была перераспределена на финансирование других государственных потребностей, в частности на обеспечение финансовой поддержки пограничных войск. Таким образом, за период с 1991 по 1995 гг. во многом благодаря Фонду развития таможенной системы РФ в сложнейших условиях роста инфляции, сокращения производства таможенным органам удалось не просто сохранить достигнутый уровень материального и социально-экономического обеспечения, но и направить значительные финансовые ресурсы на его развитие. В то же время значительное количество и характерные особенности основных источников формирования Фонда вызывали сложности планирования и прогнозирования его ежегодных объемов и, соответственно, собственных доходов таможенных органов.

Начиная с 2000 г. был определен принципиально иной механизм распределения финансовых ресурсов. Все целевые бюджетные экономические фонды, в том числе и ФРТС, были упразднены. Таможенные платежи в полном объеме стали поступать в федеральный бюджет, перестав распределяться между уровнями таможенной системы, как это было в предыдущие годы. Ликвидация ФРТС была вызвана объективными обстоятельствами, связанными с определенными успехами в обустройстве таможенной границы РФ. Благодаря функционированию ФРТС за относительно короткий срок удалось создать эффективно работающую таможенную систему. Однако были и существенные недостатки, заключающиеся в сложности планирования поступлений и управлением средствами Фонда. К 2000 г. потенциал использования данного инструмента финансирования таможенных органов РФ полностью исчерпал себя.

На сегодняшний день финансирование таможенных органов осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета. Федеральная таможенная служба получила статус получателя бюджетных средств со строгой регламентацией прав и обязанностей. Финансирование таможенной службы осуществляется в централизованном порядке, исходя из территориальной и экономической необходимости сохранения и развития таможенных органов, а также экономического эффекта и качества работы таможенных органов.

В то же время централизованное распределение средств не означает, что у финансового блока таможенных органов отсутствует проблема разработки методов и алгоритмов распределения финансовых ресурсов по направлениям и объектам финансирования. Скорее наоборот, в таможенных органах проблема распределения финансовых ресурсов представлена в классической форме - как проблема соизмерения затрат и результатов.

В настоящее время происходит процесс реформирования бюджетного процесса, в т.ч. и в таможенных органах как бюджетополучателях, по следующим направлениям:

) переход от сметного к целевому формированию бюджета - от индексации сложившихся затрат к их определению по схеме «цели - задачи - показатели достижения целей и решения задач - затраты на реализацию программы - расходы по ведомству»;

) внедрение среднесрочного трехлетнего бюджетного планирования.

В рамках концепции «управления результатами» осуществляется смещение акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в условиях четких среднесрочных ориентиров. Другими словами, происходит переориентация деятельности таможенных органов с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных, общественно значимых и измеряемых результатов.

Переход от сметного к целевому формированию бюджета заключается в структурировании деятельности таможенных органов по программам, направленным на решение тактических задач. Реализация стратегической цели и тактических задач, стоящих перед таможенными органами, осуществляется в рамках федеральных и ведомственных целевых программ.

Программная деятельность ФТС России предполагает четкое разделение и оптимальное сочетание федеральных целевых программ как инструмента экономической политики государства и ведомственных целевых программ как инструмента бюджетного планирования.

Распределение бюджетных средств производится с помощью группировки статей функциональной классификации расходов и их увязки с достижением указанных программ. За исходное значение при определении объема финансирования, необходимого для реализации каждой программы, принимается текущий уровень финансирования по статьям бюджета, на основе которого формируется бюджет программ. По каждой программе определяется объем текущих и капитальных затрат, связанных с реализацией программы.

Текущий объем рассчитывается, исходя из численности должностных лиц таможенных органов, участвующих в реализации каждой


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологии, механики и оптики»

Институт международного бизнеса и права

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»
на тему: « Основные этапы планирования деятельности таможенной организации»

              Выполнила: студентка 3-ого курса
              очной формы обучения ИМБИП,
              группа 3444
              Матвеева К. А.
              Баллы_________________________ __
              Подпись_______________________ __
              «____»_________________2011 года
Санкт-Петербург
2011

Введение 3
Понятие планирования 4
Основные этапы планирования деятельности в таможенной организации 6
Заключение 12
Список литературы 14

Введение

Эффективная деятельность любой системы, включающей человеческий фактор в виде отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь при наличии определенного организующего начала, направляющего и регулирующего активность этого компонента системы, управляющего им.
Системы управления в таможенных органах имеют своей главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее.
Практика показывает, что управление без специальных управленческих знаний иногда приводит в таможенных органах к существенным просчетам в оперативно-служебной деятельности, наносит определенный вред в деле обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и защиты ее экономических интересов.
Для того чтобы оптимально организовать выполнение задач и функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации, необходимо знание основных теоретических положений, раскрывающих сущность и содержание управления.
Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы.

Понятие планирования

Планирование занимает ведущее место среди функций управления. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.
Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы, как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы ее развития производства, способствуют вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь ее организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.
В широком смысле слова планирование – это деятельность по выработке и принятию управленческого решения. План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:
      Цели и задачи.
      Пути и средства. Достижение поставленных целей, которые состоят в выборе методов совокупности взаимосвязанных действий.
      Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
      Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами таможенной системы – важнейшее условие ее эффективности.
      Организация выполнения плана и контроль.
Планирование представляет процесс взаимной увязки целей и задач деятельности Управления с имеющимися ресурсами, обеспечения единства и согласованности действий всех его подразделений.
Основными принципами планирования являются:
      обоснованность,
      реальность,
      преемственность,
      стабильность,
      конкретность.

Основные этапы планирования деятельности в таможенной организации

    Подготовка предложений для включения в план
Подготовку предложений для включения в план осуществляют подразделения Управления. Руководитель подразделения Управления назначает должностное лицо, ответственное за:
- подготовку перечня предложений для включения в план (далее - перечень предложений);
- контроль хода исполнения мероприятий плана, закрепленных за подразделением Управления (ответственным исполнителем или соисполнителем);
- подготовку и представление отчета об исполнении плана.
При подготовке перечня предложений следует учитывать следующие критерии отбора мероприятий:
- соответствие содержания мероприятий поставленным задачам; законность и своевременность проведения мероприятий;
- конкретность, комплексность, актуальность и обоснованность планируемых мероприятий, их стабильность и преемственность по целям;
- реальность выполнения и степень обеспечения ресурсами (трудовыми, техническими, материальными и финансовыми);
- реальность сроков выполнения, определяемая с учетом всех возможных временных затрат (например, согласование в подразделениях Управления и т.д.);
- реальность, напряженность, оптимальность планируемых мероприятий, равномерность распределения нагрузки (по временным и трудовым ресурсам), то есть мероприятия плана должны быть равномерно распределены в течение всего планируемого периода и закреплены за конкретным сотрудником подразделения;
- наличие резервов времени для выполнения внеочередных заданий и внеплановых мероприятий.
Перечень предложений не должен содержать:
- мероприятий систематического, промежуточного и декларативного характера. Мероприятия систематического и промежуточного характера учитывают в плане работы подразделения Управления;
- положений должностных инструкций и повседневных функциональных обязанностей.
Срок исполнения мероприятий плана конкретизируют до одного месяца (квартала) при отсутствии необходимости их постоянного исполнения в течение всего планируемого периода.
Срок исполнения мероприятий плана, направленных на выполнение ранее принятых решений руководства Управления, не должен превышать установленного этими решениями срока.
Если подразделение Управления является инициатором проведения мероприятия и одновременно соисполнителем, данное мероприятие должно быть согласовано с подразделением - ответственным исполнителем. Подготовленный перечень предложений подписывается руководителем подразделения Управления.

2. Формирование плана
Аналитический отдел ОИС осуществляет один раз в полугодие обобщение и анализ предложений, внесенных подразделениями Управления для включения в план. Формирование проекта плана осуществляется с учетом основных принципов планирования, реализация которых достигается путем:
- анализа обстановки и конкретных задач, поставленных перед таможенной службой Российской Федерации, требований нормативных правовых актов и других документов ТК ТС и ненормативных актов Управления;
- учета результатов выполнения предыдущего плана, ранее принятых решений и включения в него мероприятий, предусмотренных в других планах;
- правильного определения перечня мероприятий, необходимых для решения актуальных задач, и установления реальных сроков их исполнения;
- использования четких и ясных формулировок мероприятий, отражающих достижение конкретных результатов с определением точных сроков и конкретных исполнителей.
ОИС имеет право:
- потребовать конкретизировать и уточнить информацию по представленному перечню предложений;
- не включать в проект плана отдельные мероприятия, если они не отвечают требованиям пункта Инструкции.
Срок разработки проекта плана не должен превышать двух недель.
Подготовленный проект плана передается на рассмотрение заместителю начальника Управления - начальнику организационно - инспекторской службы.
При наличии принципиальных замечаний по проекту плана заместитель начальника Управления - начальник организационно - инспекторской службы может провести совещание с участием руководителей заинтересованных подразделений Управления с целью урегулирования вопросов.
Сформированный проект плана с учетом замечаний и предложений подписывается заместителем начальника Управления - начальником организационно - инспекторской службы.
План работы утверждается приказом Управления.
Доведение утвержденного плана до сведения исполнителей осуществляется согласно установленному порядку. Структура плана должна отражать цели и задачи его разработки. План разрабатывается в табличной форме, заголовки в графах обозначают существительным в именительном падеже, единственном числе. Мероприятия плана могут быть систематизированы по разделам. Заголовки (подзаголовки) разделов печатают с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.
В плане используют единую (сквозную) нумерацию, при этом разделы и мероприятия плана имеют самостоятельную нумерацию, номер раздела обозначают римскими цифрами, номер мероприятия - арабскими цифрами.

3. Подготовка отчета об исполнении плана
Отчет об исполнении плана (далее - отчет) готовит подразделение - ответственный исполнитель конкретных мероприятий плана.
Ответственный исполнитель мероприятий плана имеет право запрашивать у соисполнителей необходимую для отчета информацию. Сведения об итогах и ходе исполнения мероприятий плана должны иметь ссылки на конкретные правовые акты с указанием их даты, номера и наименования, даты проведения и тематики совещаний, заседаний и других данных, подтверждающих факт завершения мероприятия или отражающих этапы исполнения мероприятия плана соответственно.
Отчет направляют в аналитический отдел ОИС в табличной форме на бумажном носителе и в электронном виде в формате MS Word (на магнитном носителе или по электронной почте).

4. Корректировка плана
Для обеспечения стабильности плана его корректировка может осуществляться только при наличии достаточного основания.
и т.д.................

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»