Мотивация от удовольствия VS Мотивация от страха. Как использовать страх. Страх – лучшая мотивация в достижении целей Мотивация основанная на страхе

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Боязнь совершить ошибку, выглядеть нелепо, обратить повышенное внимание на себя, быть осмеянным - это питательная среда для формирования поведения, позволяющего избегать неудач. Казалось бы, что в этом страшного? здорово, если человек умеет лавировать и не ввязываться в рискованные предприятия. Но нет, такая мотивация прямо противоположна
стремлению к успеху.

Если мотивация - избегание неудач рулит нами, мы преувеличиваем трудности, искаженно оцениваем ситуацию, игнорируем помощь, занижаем свои возможности и находимся в постоянном недовольстве собой. Даже обладая всем необходимым для решения задачи, не отдаём себе в этом отчет и раздражаемся на людей, пытающихся нас вдохновить.

Внутренние объяснения поведения подстраиваются под мотивацию - мы говорим себе, что другие люди удачливее, что у них есть протекция, что не всем везет, что попробуем в следующем году, мы уже слишком стары для всего этого, и самое грустное - что нам все это не надо.

Иногда мы даже беремся за некоторые задачи, но организуем все так, чтобы потом можно было себе простить эту неудачу и не быть за неё ответственным. Мы прикладываем слишком мало сил («ну и что, ведь я даже не старался!») или непропорционально много («я все жилы порвал, а они даже не оценили!»), чтобы можно было снять с себя ответственность за то, что ничего не получилось.

А коридор между этими крайними вариантами, в котором количество вложенных сил соответствует требованиям задачи, игнорируем. Вам показалось знакомым это описание?
Не мудрено, ведь страх сделать ошибку в той или иной мере присущ каждому человеку.
Вот его основные элементы:
недооценка своих возможностей;
переоценка трудностей задачи;
переоценка последствий неудачи;
страх перед тем, «что скажут люди».
Используя эти элементы как мишени, мы можем прикоснуться к страху неудачи и поставить его под сомнение.

1. Недооценил свои возможности
Это - фильтр из убеждений, которые мы присвоили в процессе жизни и не подвергаем сомнениям.
«Не берись, если не знаешь», «Ты неуклюжий», «Все равно не получится», «Мама (папа, бабушка - подставьте сами) лучше знает», «Поставь, а то разобьешь», «Так и знал, что у тебя не получится», «У Васи оценки лучше, а ты - бестолочь ленивая», «Сколько ни бейся - все равно не выйдет».

Такие убеждения в массе своей закладываются в детстве, когда еще трудно противопоставить собственный опыт тому, что вкладывается, как истина, снаружи. Иногда можно увидеть такую ситуацию: ребенок висит на турнике вниз головой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как здорово у него получается, а мама ему кричит: «Немедленно слезай, а то упадешь!» У него уже получилось, он уже смог, но этот опыт вычеркивается, вместо него записываются стыд, вина и запрет на экспериментирование.

Внешний взгляд на себя - неловкого, недалекого, неумного - заменяет собственное мнение, становится пыльным стеклом, через которое человек смотрит на себя и свои желания. Вооружаемся самой сильной бытовой химией и устраиваем генеральную уборку!

Понадобится - возможность уединиться. Дополнительные опции - семейный фотоальбом, старые детские тетрадки (если они сохранились).

Инструкция - Ваше прошлое и настоящее пластичны. Вы сами решаете, какие события в них действительно важны, а какие - нет. Нет воспоминаний более важных и менее важных, но вы сами решаете, на какие из них опереться. Вспомните уникальные эпизоды из вашей жизни, когда вы были настойчивы, решительны и смелы (исследовали что-то, ходили в поход в лес и помогли другу спастись от пчел, добились признания в дворовой команде по футболу, спасли тонущего товарища, защитили от неприятностей друга и многое другое). Каждый человек - герой, если даст себе труд об этом помнить. Вспомните ситуации, в которых вам удалось добиться желаемого, в которых исполнялись ваши заветные желания, сбывались мечты.
Каждый такой эпизод опишите одной фразой - емкой, глубокой и важной, которая станет вашим компасом и флагом. Например, «Я переплыл глубокую реку, сейчас река не глубже, чем тогда». Разместите напоминания об этом эпизоде в своем пространстве - увеличьте и распечатайте фотодоказательства, повесьте на память об этом событии кулон, вложите в паспорт записку, нарисуйте картину по этому сюжету - используйте любые средства, чтобы сделать воспоминание ярким и стойким. Постройте из напоминаний об успехе опорную сеть и каждый раз, когда сомнения пытаются взять верх, откидывайтесь на нее, чтобы она спружинила и придала сил.

2. Переоценил трудность задачи
Этот «дефект» восприятия реальности можно преодолевать интеллектуальным путем. Нужно научиться внимательно разбирать ситуацию, раскладывать ее на части и анализировать. Строить график работ - «делить слона по частям». Даже многостраничный роман, который вы, может быть, не решаетесь написать, состоит из глав, а главы - из страниц.

Понадобится - свободное время, специализированные книги.

Инструкция - Изучайте методики и техники, которые заметите вокруг себя, расспрашивайте друзей и знакомых о том, как они справляются со своими задачами. Найдите тот способ, который подходит именно вам. Зачем? Чтобы вывести себя из того парализованного состояния, в которое вас вводит мысль «Я не справлюсь». Перед тем, как перепрыгнуть преграду, всегда нужно разбежаться. Если встать вплотную к ней и смотреть, какая она высокая, ничего не получится. Вопрос только в том, какая техника и тактика разбега подходит именно вам.

3. Переоценил последствия неудачи
Часто мы даже не пытаемся рискнуть и взяться за что-то новое, важное и сложное, потому что ошибка кажется нам фатальной. Если не получится - случится что-то страшное! А что, собственно? Вы когда-нибудь заглядывали за свой страх? Вдруг там на самом деле ничего нет?

Понадобится - лист бумаги и карандаш.

Инструкция - Вверху листа кратко опишите суть задачи, с которой вы боитесь не справиться. Поставьте под ней в середине листа стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «Что в действительности произойдет, если не получится?» Напишите под стрелочкой первый пришедший в голову ответ. Поставьте под ним стрелочку вниз. Задайте себе вопрос: «К чему это приведет?» Зафиксируйте ответ, под ним нарисуйте стрелку. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не дойдете до предельного ответа, из которого уже ничего не выводится. Если листок кончился, а ответы еще есть, приклейте к нему снизу еще столько листов, сколько будет необходимо, - так, чтобы все ответы были перед глазами и вам не нужно было переворачивать листы бумаги, чтобы прочитать продолжение. Отложите получившуюся последовательность в сторону на полчаса.
Вернувшись, прочтите свои ответы и задумайтесь: стоят ли эти последствия того, чтобы отказываться от попытки? Похожи ли они на реальность, или вы позволили страху увести вас на темную сторону бытия? Приводят ли такие ошибки именно к этим последствиям, или все немного преувеличено? Есть ли у вас возможность заранее подстраховаться против этих последствий? Не получилось ли так, что в ваши решения вмешиваются страхи, не имеющие отношения к задаче? Это ваши мишени, вас беспокоят именно они, а вовсе не страх ошибиться.

4. А что скажут люди?
Страх общественного осуждения построен на дисбалансе в оценках - их достижения и мнение «стоят» по вашему внутреннему курсу выше, чем собственные. Таким образом, почти каждый посторонний человек может назвать черным то, что вы видите белым, и заставить вас сомневаться в собственном видении.
А в наших ожиданиях мнение посторонних людей сливается в массу общественного мнения. Как будто в каждый момент времени мы окружены толпой наблюдателей и судей с лупами и биноклями, регистрирующих каждый шаг. У них нет своих семей, работы, занятий и досуга, вся их жизнь посвящена тому, чтобы вас осуждать, а их мнение сразу же записывается на небесах как истинное и нерушимое. Так?
Мы, конечно, преувеличиваем, но в конечном итоге можно обнаружить, что величина страха ошибиться на глазах у других людей не соответствует реальному любопытству и времени, которое они могут посвятить именно вам. Этот страх уходит своими корнями в установку, с позиций теории Эрика Нерпа описанную как «Я не окей, ты - окей». Все вокруг - лучше меня, их мнение важнее, их опыт ценнее, их успехи ярче. «Я» скрыто от глаз, а «Другой» освещен блеском наград и достижений. Этот дисбаланс дорого стоит носителю подобной установки.

Понадобится - несколько листов бумаги А4, карандаш или ручка, линейка, не меньше одного часа времени.

Инструкция - На уроках истории вы, наверное, не раз чертили стрелу времени и размещали на ней события в хронологическом порядке. Сейчас в похожей форме вам нужно будет расположить на стреле вашего личного времени достижения и победы начиная от раннего возраста до сегодняшних дней. Например, то, что в начальной школе вы справились со страхом зубного кабинета, - это подвиг. Не поддавайтесь на голос скепсиса, который будет нашептывать, что подвиг - это спасти человека или завоевать золотую медаль на Олимпийских играх.

Когда стрела времени будет готова и осмыслена, на отдельном листе сделайте такую же стрелу, но только посвященную вчерашнему дню. Зафиксируйте все свои достижения за последние сутки - даже если их масштаб будет небольшим, вроде «встал по будильнику и успел вовремя на работу». Проделывайте это упражнение десять дней подряд, рисуя стрелу с успехами последних суток.
В какой-то момент вы заметите, что беретесь за более сложные задачи, потому что вам приятно зафиксировать их на этой линии. Если потребуется, продолжайте рисовать стрелы до тех пор, пока будете нуждаться в этом инструменте.

Страх неудачи - это такой же «слон», как любая другая задача. Перестав принимать его как данность, вы можете начать с ним бороться и справляться. Мы разбили его для вас на удобные куски, каждый из которых можно легко «прожевать». На «переваривание» может уйти довольно много времени, и, возможно, вам захочется повторить некоторые этапы несколько раз для закрепления эффекта, но оно того стоит.

Иногда трудно мотивировать себя на достижение цели, используя аутотренинг и позитивные визуализации. Лень, и все тут! Но выполнение заданий никто не отменял. Чтобы гарантировать себе «качественную» мотивацию, многие используют… страх.

Сразу оговоримся: подобный метод совершенно не подходит, если вы пытаетесь мотивировать кого-либо другого. Все, чего вы добьетесь, – ненависть. Страх может стать конструктивным, только если вы используете его для достижения собственных целей, причем нечасто.

Когда нужно применять метод?

Если вы заметили, что запланированное на день упрямо не выполняется, и такая ситуация имеет место не первую неделю, значит, пора брать себя в руки и действовать. В противном случае вы рискуете никогда не добиться намеченного, ведь жизнь идет.

Сегодня вам помешало неважное самочувствие, завтра – встреча с подругой, а послезавтра – уже лень. Дни уходят, а достижение цели отдаляется.

Давайте рассмотрим ситуацию на бытовом примере. Трудно найти кого-либо, кто не ставил цели увеличить доход в полтора-два раза. Каждый раз начало работы над собой переносится. Неважно, до какого времени вы отложили его: до следующего понедельника или до нового года. Отложенная цель не будет достигнута никогда. Вы этого хотите? Если нет – работайте.

Эффективность мотивации страхом

Первостепенная задача нашего мозга –забота о выживании, поэтому страх генерирует гормоны стресса, помогающие в данном случае настроить себя на выполнение задуманного. Стресс – не самый лучший наш друг, однако иногда он может серьезно выручить. Не используйте метод наказания постоянно. Он подходит для крайних случаев, когда нужно быстро достичь важной цели.

Страх всегда сильнее любой позитивной эмоции (именно он заставляет вас интенсивно работать после «серьезного разговора» с начальником). Человек идет на многое, чтобы избежать наказания. Сильнее мотивации нет.

Суть метода

Выберите для себя неприятное наказание. Например, поклянитесь себе, что, если не выполните запланированное, то подниметесь в 5 утра и будете стоять на улице в течение часа. Сообщите важному для вас человеку, мнением которого дорожите, о своем решении.

Вероятность того, что вы по привычке не сделаете того, что хотели, – очень велика. И вам придется встать ни свет ни заря и «погулять». Весь день после этого вам будет хотеться спать, а самочувствие будет отвратительное. Добавьте к этому неприятные эмоциональные ощущения.

Поверьте, однажды применив к себе такое наказание, вы сделаете все возможное, чтобы избежать его вновь. Вы перестанете «забывать» о важных делах и отметите, насколько больше у вас для них появилось времени. Вы обязательно достигнете цели!

Работу в Украине удобнее всего искать на сетевом ресурсе trud.ua. Например, работа в Херсоне представлена сотнями самых различных вакансий.

На протяжении всего существования человечества люди чего-то боялись, т.е. испытывали какой-то определённый страх. Но страх, как может показаться на первый взгляд не всегда является помехой, преградой в жизни людей. Страх в некоторые моменты истории всего человечества и каждого индивида в отдельности помогает добиваться каких-то результатов, реализовывать потребности, достигать определённых целей и даже спасает жизни.

Но чем является страх, служит ли он мотивом деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться в том, что такое мотив, деятельность, страх. Какими свойствами, качествами, характеристиками они обладают.

Деятельность – динамическая система сознательных активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности, которая проявляется в системе действий, направленных на достижение поставленной цели. В процессе этих взаимодей­ствий происходит возникновение психического образа и его воплощение в объек­те, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

В структуру деятельности входят:

Операции, действия;

Мотив – побуждение к деятельности, причина лежащая в основе выбора действий и поступков, связанная с удовлетворением потребности индивида.

Мотив это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности-неудовлетворенности. Она активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется или наоборот на избегание того, что в избытке или может иметь отрицательные (неприятные, опасные) последствия для организма.



Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соот­ветствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребно­стей у растений, которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще и духовными, социальными. Стоит остановиться подробней на данном аспекте, и рассмотреть какие, именно потребности присущи людям.

Физические и органические потребности – голод, жажда, сексуальные влечения, потребность в безопасности, защите (чувствовать себя защищенном, избавиться от страха) и другие.

Духовные потребности – красота, любовь, гармония и другие.

Социальные потребности – общение, одобрение, признание, достижение успехов и другие.

Основными характеристиками человеческих потребностей являются: сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Действие - произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. Определяется как процесс, направленный на достижение цели. Действие выполняется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, - с условиями; эти способы - неосознаваемые или мало осознаваемые - называются операциями и представляют более низкий уровень в структуре деятельности. Итак, действие - совокупность операций, подчиненных цели. Инициация действий - лишь последний этап трехстадийной последовательности.

Ее первый этап - активация мозга, происходящая в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта. Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении инстинктивном. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом участвуют такие высшие функции, как память и мышление. Освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих действие. Как крупные цели членятся на более мелкие, так крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие, в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. Как средства могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и прочее; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются части:

1) ориентировочная - принятие решения;

2) исполнительная - реализация действия;

3) контрольная - контроль и коррекция действия. При этом в ориентировочной части происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ выполнения действия. Исполнительная и контрольная части выполняются циклически. По способу функционирования действие является произвольным и преднамеренным. В онтогенезе функция произвольного контроля действий выполняется вначале взрослым в ходе деятельности совместной с ребенком, а затем - вследствие интериоризации социальных образцов и схем выполнения действия - ребенок сам начинает контролировать его соответственно этим эталонам и схемам. Преднамеренность действия возникает в силу принятия субъектом решения о том, что образ будущего результата действия отвечает мотиву его деятельности; тогда этот образ действия обретает для него личностный смысл и выступает как цель действия. При наличии намерения у субъекта возникает установка целевая - готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Установка целевая связана с образом предвидимой цели, который задает только общее направление построения действия, тогда как исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации. По степени включенности эмоционально-волевых компонент различаются действия волевые и импульсивные. Нельзя сказать, что развитие действий в онтогенезе идет от импульсивных к волевым, но с возрастом количество действий импульсивных резко уменьшается. В редуцированном виде они сохраняются в речевых реакциях, мимике и жестах при эмоциональных состояниях. По прагматическому основанию выделяются человеческие действия: управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым. Понятие действия как единицы анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных, творческих и пр. В ходе выполнения действия происходит контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достижение тех или иных результатов, смысл личностный коих для субъекта оценивается эмоциями. В процессе действия могут появляться новые цели, может изменяться место действия в структуре деятельности. В условиях деятельности коллективной впервые появляются операции, не направленные прямо на предмет потребности - биологический мотив, но на некий промежуточный результат. В рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью. Так для субъекта цель деятельности отделяется от ее мотива, и соответственно в деятельности выделяется как ее новая единица действие. Это сопровождается переживанием смысла действия, так как для того чтобы совершить действие, приводящее к промежуточному результату, нужно понять связь этого результата с мотивом - открыть для себя смысл действия. Согласно А. Н. Леонтьеву, смысл и есть отражение цели действия к мотиву. Действие - с позиций теории деятельности - основная единица анализа деятельности, - процесс, направленный на реализацию цели. Характеризуя понятие действия, можно выделить четыре момента:

1) действие содержит как необходимую компоненту акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии;

2) действие - одновременно акт поведения, но внешние движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели - скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность;

3) через понятие действия утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности: в субъекте предполагается активное начало - в форме цели;

4) понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, так как цель действия может быть любой, а не только чисто биологической, но и социальной. Согласно А. Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действия перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения другого действия (механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действие ради некоторых мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе. Динамическая устойчивость действия определяется целевой установкой.

Целью называют осо­знаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено дей­ствие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потреб­ность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль челове­ческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (са­мого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, который занимает определен­ный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачиваю­щийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель лю­бой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направлен­ности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель высту­пает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельны­ми деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит вы­ражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание челове­ком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как пер­спектива личности.

Теперь рассмотрим, пожалуй, основное понятие исследования данной работы – страх.

Для одних исследователей страх является эмоцией, а для других инстинктом.

Но, всё – таки, даже на данном этапе истории науки страх нельзя отнести только к эмоциям, или только к инстинктам. Скорее всего, в одних случаях, в частности, когда речь идёт о невротическом страхе, можно говорить об эмоциональном состоянии, и в данном случае речь идёт о страхе как о следствие действия какого–то приобретённого (не врожденного) фактора. Если же рассматривать страх как инстинкт, то тогда он является врожденным.

То есть, по сути, получатся, что при рассмотрении страха только как эмоции, или только как инстинкта речь идёт о двух разных понятиях. Но сказать что одно это страх, а другое нет нельзя, поскольку между ними существуют определённые сходства (в частности в обоих случаях присутствует эмоциональная реакция).

Поэтому, и потому что этот аспект не является предметом или объектом для изучения данной работы, ниже при рассмотрении страха не будет разделения на эмоциональные или инстинктивные состояния.

Страх – психическоесостояние, вызванное угрожающей опасностью и обычно характеризующееся неприятными субъективными ощущениями человека наряду с физиологическими и поведенческими реакциями.

Возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлен на источник действительной или воображаемой опасности. Аффективное психическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая - от требования влечения. В отличие от боли и прочих видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности (объект страха) не определен или не осознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения - бегство, оцепенение, защитную агрессию и др.

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии. Неадекватные реакции страха наблюдаются при различных заболеваниях психических (фобиях).

Согласно З. Фрейду, страх - это состояние аффекта, объединение определенных ощущений ряда удовольствие-неудовольствие с соответственными иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, преимущественно невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности. Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о появлении угрозы повторения этого фактора. Страх реализует вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.

1) Невротический (патологический) – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков; он проявляется в приступах страха, а при отсутствии внешних проявлений может выражаться в возбуждении, беспокойстве и затруднении дыхания и практически всегда парализует человека, который не может справиться с ним. Форм невротического страха существует несколько.

Первая форма это так называемый свободный страх, готовый привязаться к любому более или менее подходящему представлению. Это беспредметный или безобъектный страх. Такой страх, называют «страхом ожидания» или «боязливым ожиданием». Люди, страдающие этим страхом, всегда готовы к худшему; они живут в ожидании несчастья. Фрейд назвал это состояние «неврозом страха».

Вторая форма страха, в противоположность только что описанной, психически более связана и соединена с определенными объектами или ситуациями. Это страх в форме чрезвычайно многообразных и часто очень странных «фобий». Некоторые из объектов и ситуаций, внушающих страх у невротиков, и для нормальных людей, являются чем-то страшным и имеют отношение к опасности, и поэтому эти фобии кажутся нам понятными, хотя и преувеличенными по своей силе. Например, общераспространенный страх перед пресмыкающимися: змеи, лягушки; а также мыши, крысы и т.д. Или страхи, связанные с опасностью летать на самолете и ездить на машине. Однако, что нас поражает в этих фобиях невротиков - так это не столько их содержание, сколько интенсивность.

Есть еще одна группа фобий, которые вообще сложно понять рационально. Таковыми можно считать иррациональные страхи открытых или закрытых пространств или многие фобии животных. В этом месте возникает несколько важных вопросов. Можно ли невротический страх, при котором опасность не играет никакой роли, связать с реальным страхом, всегда являющимся реакцией на опасность? И как следует понимать невротический страх?

Продуктивным, по-видимому, является предположение, что там, где есть страх, должно быть что-то, чего люди боятся.

Клинический психоанализ устанавливает факт причинной связи между процессами в сексуальной жизни и состоянием страха. При некоторых условиях (практика прерванного сексуального акта, сексуальное воздержание и др.) сексуальное возбуждение исчезает, а вместо него появляется страх в разнообразных формах. Либидо (сексуальное возбуждение) замещается страхом.

Таким образом, психоаналитики говорят, что при невротическом страхе Эго пациента предпринимает попытку бегства от требований своего сексуального желания, относясь к этому желанию как к опасности. Однако, под влиянием психологических защит (в частности, вытеснения, проекции и смещения) опасность воспринимается не как внутренняя, но как приходящая извне: формируется та или иная фобия.

Фрейд сравнивал фобию с окопом против внешней опасности, которую на самом деле представляет собой внушающее страх сексуальное желание.

2) Реальный (конструктивный) – рациональное выражение инстинкта самосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности. Он естественен имеет очевидную причину – реальную опасность. Этот страх мобилизует силы человека в сложной и опасной ситуации и заставляет его действовать.

Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: опасность близко, приготовься к обороне или бегству.

Чрезвычайная распространенность аффекта страха и склонность людей реагировать страхом во многих жизненных ситуациях отчасти объясняется психоанализом как присутствие в психике ядра чувства страха, имеющего отношение к ранним впечатлениям человека. Это, прежде всего, впечатления от акта рождения, при котором происходит такое массированное объединение неприятных впечатлений, которое становится прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторяется у нас как состояние страха.

Психоанализ признает также весьма значительным то, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери.

3) Страх совестивозникает вследствие восприятия Эго опаснос­ти, идущей из Супер-Эго. Он представляет собой, по сути, синтез реального и невротического страха.

Выражаемый в чувствах стыда или вины, страх совести вырастает до страха смерти (один из основных видов страха; согласно З. Фрейду, понимается как процесс, в ходе коего Эго слишком широко расходует запас своего нарцистического либидо), приобретая экзистенци­альную сущность: «Последней эволюцией этого страха перед Супер-Эго кажется мне страх смерти (за жизнь) - страх проек­ции Супер-Эго вовне в виде рока».

Единственное место сосредоточения страха - Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях - как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха - страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом коего - разнообразные фобии.

А если рассуждать с позиции аналитической психологии (К. Г. Юнг), то можно придти к такому выводу, что при рассмотрении страха как инстинкта он обладает мотивирующими факторами – это специфически оформленные силы влечения, которые независимо от степени их осознанности подчинены своим целям, причем задолго до становления сознания как такового.

Точной аналогией инстинктов, а, говоря конкретнее, моделью и образцом, являются архетипы. Они представляют собой так называемые осадки постоянно повторяющегося опыта человечества. Который в свою очередь, представляет некий образ, вид готовности всегда репрезентовать вновь и вновь одни и те же или подобные мифические представления.

Архетипы эмпирически проявляют себя как силы, тенденции к повторению того же самого опыта. Ведь стоит только какому-то архетипу обнаружить себя, проявиться, появиться в сновидении, фантазии или жизни, он всегда привносит некое «особое влияние» или некую силу, позволяющую ему действовать «нуминозно», то есть ошеломляюще, что и побуждает индивида совершать те или иные операции, поступки, действия.

Как и многие свойства, характеристики и другие элементы человеческой личности страх обладает рядом функций:

А) Научение – нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения зрелости;

Б) Мотивация – стремление к действиям при наличии известного объекта в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и, наоборот, в нападении на объект страха, а также в попытке избавится от страха. Но страх может мотивировать поведение человека не только в этих направлениях, Выдвигаемая в социальной теории научения модель за­крепления и возрастания страха предполагает, что в опыте индивида - в аналогичных ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости - фор­мируется определенный тип реакции, который способствует ослаблению страха. Часть таких реакций адекватны си­туации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки, боязни осуждения и т. п., стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Все это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно - к отрица­тельным результатам, неизбежным следствием чего становит­ся закрепление реакций страха и форм избегающего пове­дения.

Страх является мотивом не только в плане избавления, нападения, бегства от страха или объекта страха, но и для того чтобы он (страх) не оправдался, не реализовался в действительности, человек совершает какие-либо операции, действия, занимается определённой деятельностью, можно сказать опережает свой страх.

В) Самосохранение – инстинкт самосохранения, эта функция связана с предыдущей (мотивация), но не тождественна ей, поскольку в данном случае объект страха рассматривается как угрожающий жизни субъекта, в случае мотивации не всегда и не обязательно существует угроза для жизни человека;

Г) Сигнализирующая (сигнальная) функция – она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способству­ют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.

И теперь, после того как кратко было изложено о понятиях: страх, деятельность, мотив следует разобраться, как они связаны между собой и связаны ли, является ли страх мотивом, который побуждает человека к какой-либо деятельности.

Как видно из приведенных выше слов страх является лишь мотивом действия, стимулом для какой-то определённой реакции, а не деятельности (действие или реакция ещё не являются деятельностью. Хотя в деятельности всегда присутствуют определённого вида действия).

Но такой вывод можно сделать, рассматривая его, как только инстинкт, поскольку в данном случае страх является, как любой инстинкт бессознательным, а это не так, так как:

Во-первых: объект страха всегда осознан – любой человек знает чего он боится;

Во-вторых: сосредоточен страх в Эго, то есть быть бессознательным полностью, как инстинкты не может.

Следовательно, страх имеет в своей структуре как бессознательные моменты и аспекты, так и сознательные, например, объект по отношению, к которому тот или иной человек испытывает страх, является осознаваемым, а ответить на вопрос «почему?», этот же человек испытывает чувство страха по отношению к этому объекту он (тот, кто испытывает страх) не в состоянии, так как это лежит в сфере его бессознательного.

То есть, если обобщить выше перечисленный аспекты, то можно сказать, что человек должен осознавать цель, чтобы работа, которую он совершает, была бы не просто действием или набором операций, а деятельностью. А действие по отношению к страху, следовательно, если он может выступать в виде мотива деятельности должно иметь осознанную цель.

Таким образом, говоря о страхе как о мотиве деятельности можно сделать ряд заключений:

У человека существуют потребности, для удовлетворения которых ему необходимо осуществлять определённую деятельность. К их числу (потребностей) относится потребность в избавлении от страха;

Стремление к действиям при наличии определённого объекта страха в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и, наоборот, в нападении на объект страха, а также в попытке избавится от страха;

Деятельность совершается тогда когда существуют осознанная цель и мотив – объект страха также всегда осознан, т.е. избавление от страха может выступать как цель, а желание избавиться от него как мотив, таким образом, значит, совершается деятельность.

И подводя итог к выше сказанному можно сделать вывод:

Страх является мотивом не только в плане избавления, бегства, нападения на объект, который вызывает страх, а данное поведение (действия) не всегда подразумевает деятельность, поскольку в данном случае речь идет в большей степени о проявлении инстинкта самосохранения, что не является осознанной работой человеческой психики, а деятельностью как известно сознательная активность. И поэтому следует различать функции страха – самосохранение и мотивация к деятельности.

Страх также мотивирует поведение индивида к деятельности другой. Например, страх, что у «меня» ничего не будет в будущем, я не добьюсь успеха, что я буду «никем» заставляет добиваться определённых осознанных целей, совершать какие-либо действия, а значит заниматься деятельностью.

То есть, чтобы страх не оправдался, не реализовался в действительности – чтобы то чего индивид боится не произошло в жизни, или говоря другими словами, чтобы психическая реальность существования страха не стала окружающей, внешней действительностью. Можно сказать, человек опережает свой страх.

1) Целью в данном случае является избавление, опережение негативных последствий в случае оправдания, реализации страха;

2) Действия, которые совершаются на пути к цели, для каждого человека своеобразны, вполне возможно, в зависимости от типа, вида страха, от опасности (реальной или выдуманной (надуманной)), от силы эмоционального напряжения, типа темперамента, характерологических особенностей, интеллектуальных свойств, особенностей протекания психических процессов;

1) Мотивом является страх.

Таким образом, страх при определённых условиях может и мотивирует человека к деятельности.

Список использованной литературы:

1) Лейбин В.М. Психоанализ. Учебник. – СПб.: Питер, 2002.

2) Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003.

3) Фрейд 3., СПб., 2003.

4) Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во Фолио, 2004. (Антология мысли).

5) Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика" 1986.

6) Юнг К. Г. Психика: структура и динамика / К. Г. Юнг; Пер. А. А. Спектор; Науч. Ред. пер. М. В. Марищук. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.


Фрейд 3., СПб., 2003, с. 65.

Давно заметила за собой характерную особенность - как бы я не мотивировала себя на подвиги вдохновляющими книгами, картами желаний и воодушевляющими разговорами с друзьями, запаса энергии хватает ровно на пару дней, а дальше включаются привычный механизм самосаботажа. Зато стоит произойти какому-либо неприятному событию, как откуда-то берутся и силы и желание и воля, чтобы срочно устранить проблему и минимизировать потери. Причем так происходит не только у меня. Все знакомые, с которыми я обсуждала это наблюдение, подтверждали, что они существенно больше «суетятся» чтобы удержать достигнутое, чем взять новые рубежи.

Что это? Инерция, душевная лень, усугубляющаяся с возрастом, недостаток веры в себя или общее свойство человеческой психики?

Неожиданное подтверждение своим мыслям нашла у Энтони Роббинса (которого к своему стыду прочла только недавно).

«Если мы с вами хотим изменить свое поведение, есть только один эффективный способ сделать это: мы должны немедленно связать чувство непереносимого страдания с нашим прежним поведением, а чувство невероятного удовольствия - с новой формой поведения».

И составление всех наших наполеоновских планов и «списков мечт» является всего лишь первым этапом процесса трансформации, а не самодостаточным действом, как мы привыкли думать.

Определение всего чего мы хотим от жизни должно нам прежде всего помочь установить, что нам МЕШАЕТ добиться желаемого. Какие привычки, мыслеблоки и убеждения тянут нас назад, в рутину обыденности и серости.

И вот только теперь, когда мы идентифицировали своих внутренних врагов можно начинать крестовый поход за свое будущее.

Любые перемены болезненны. Но чтобы заставить себя измениться нужно пройти через эту боль, более того, нужно ее создать и обострить. А значит надо сделать то, что мы делаем ежедневно в мелочах и от чего категорически отговаривают нас адепты позитивного мышления - представить самый ХУДШИЙ сценарий развития жизни.

Что произойдет если вы продолжите ходить на ненавистную работу еще пять лет? Что будет с вашим здоровьем через десять лет, если вы не перестанете злоупотреблять жирной пищей и каковы ваши шансы создать бизнес мечты, продолжая оставаться наемным работником?

Не щадите себя, сгустите краски, ПОВЕРЬТЕ в эту картинку, осознайте, что это не фантазия, это РЕАЛЬНОСТЬ. Это то, что вам ПРЕДСТОИТ, если вы прямо сейчас не решите все изменить. Не через неделю, не завтра - СЕЙЧАС. Решайтесь! Завтра - будет поздно!

Создайте себе помимо вдохновляющей карты мечты, кнут в виде картины овеществленного кошмара. Вклейте в нее пугающие фотографии ожирения, нищеты, порочности, безысходности и смерти. Пусть образ альтернативного будущего станет столь пугающим, чтобы одна мысль о нем заставляла вас обливаться холодным потом. Что такое трудности первых шагов в собственном бизнесе по сравнению с вечным прозябанием под гнетом самодура шефа? Что такое изнуряющие часы в спортзале по сравнению с годами тяжелых болезней, спровоцированных ожирением? Что такое страх перечеркнуть прошлое по сравнению с потерей будущего?

Если за последние пять лет вы так и не продвинулись на пути к мечте - настало время прибегнуть к кнуту. Перестаньте щадить себя! Испугайтесь же наконец!!!

Татьяна Никитина

Мотивация это побуждение к действию. Цель мотивации заинтересовать работника в результате своего туда, повысить производительность и удовлетворить работников результатами своего труда.

Негативная и позитивная мотивация

Существует негативная мотивация и позитивная, материальная и нематериальная. Система мотивации по идее должна ненавязчиво «заставить» человека работать более продуктивно. Во многих компаниях преобладает материальная составляющая мотивационной системы, в некоторых - нематериальная. Материальная мотивация включает в себя разного рода финансовые поощрения: премии, бонусы, ценные подарки, оплату мобильной связи и расходов на транспорт и т. д.. Нематериальная составляющая поощрения - это грамоты, фото на доске почета, внутренние тренинги и повышение квалификации за счет компании и т. д.

Позитивная мотивация воздействует на положительные стороны человеческой личности, основывается на положительных стимулах. На энтузиазме и соревновательности; на вере в возможности и силы другого человека; ответственности за свои дела и проекты; вознаграждение успехом, признанием группой заслуг; на организованности и привычке хорошо и продуктивно работать, она сохраняется на гораздо большее время, чем негативная. Основана на теории Y понимающую человека как самостоятельное существо, ответсвенное за свои дела обладающее внутренней мотивацией и амбициями, хотят проявить и показать свои способности.

Негативная мотивация основана в основном на страхе. Страхе потерять имеющееся, или обещанное; страхе быть неприятным группой, или опозориться передней, страхе наказания; а также на чувстве недовольства собой; на чувстве вины. Негативная мотивация оказывает давление на слабые стороны человеческой личности, она гораздо проще в исполнении, именно поэтому, к сожалению, она часто применяют в российских компаниях. У нас традиционно используются больше система наказания, основанная на штрафах, выговорах, угрозе увольнения, лишении премий, т.е. на запугивании. Основана она на теории X, понимающей человека как ленивое существо, который по возможности будет избегать работы нуждающееся в постоянном контроле и кнуте. «Среди разнообразных методов мотивации самым простым и наименее затратным является мотивация страхом» (Н.Алексеев. Мотивация страхом или практическое приложении теории X для среднего класса Управление развитием персонала, N 3, 2006).

Экономическая мотивация и мотивация страхом

Часто руководители при приеме на работу руководствуются немного другими критериями, чем квалификация, опыт работы и лояльность к компании и руководству. Некоторые причины, почему это происходит, перечислены a . Нередко на высокие и средние посты в больших компаниях берут детей и родственников чиновников, и высокопоставленных военных, что дает некоторую гарантию устойчивости и дальнейшего нормального существования организации.

А на рабочий класс, вообще, обычно особого внимания не обращают, ему платят крошечную зарплату, потому как таких рабочих вообще очень легко заменить, часто на их место берут людей из бывшего СССР и других работников, которые не настаивают на большой зарплате и нормальных условиях проживания. И компании часто не обращают внимание на то, в каких условиях работает этот самый рабочий класс,и скольких денег стоит обучение персонала, поскольку обучение в основном происходит в работе, более опытные учат новых, причем в абсолютном большинстве случаев это обучение для работодателя не стоит ни копейки, работники сами обучают друг - друга.Несмотря на это перовое время работник естественно работает не очень хорошо, но это собственно никого не волнует. Зарплата шахтера, чистильщика резервуаров(от нефтепродуктов), работника в цехе с ртутью составляет около 17-20 тысяч (кое-где немного больше). Эти работы кстати еще опасны для здоровья.Зарплата токаря 10-15 тысяч.Поэтому у нас и вырождаются рабочий класс.

Кроме того, наше общество- общество с низким уровнем так называемого «экономического доверия». А при приеме на работу работодатель выбирает людей по блату, или надежных, т.е. таких, которые не перебегут с его секретами в другую компанию, или за деньги не расскажет эти секреты, не расскажет о зарплате в конверте, нарушениях трудового кодекса и налогового законодательства и т.д. Кроме того, обычно средний класс выделяют по выполняемой работе и образованию.

Качество образования у нас постоянно падает. Отечественные менеджеры и представители так называемого среднего класса сильно отличается от аналогичной социальной страты в странах с развитой экономикой, там, где хорошее образование и высокая квалификация служат гарантией стабильности и успеха в жизни и карьере. У нас такие же менеджеры среднего звена располагают меньшими альтернативными возможностями для трудоустройства и сохранением прежнего уровня зарплаты при уходе из компании. В связи с этим руководители часто используют мотивацию страхом и позволяют себе не совсем некорректное и неправильное поведение по отношению к сотрудникам: кричать на работников и лишать их времени на отдых и обед. Беда в том, что она вызывает негативные эмоции и ассоциации, и часто воспринимается как некая инвестиция в право свободы, причем постепенно работники начинают все меньше и меньше реагировать на наказания.

Кроме этого мотивация страхом имеет еще ряд важных моментов. В принципе любой человек испытывает и знает страх. Страх нужен для благополучного биологического и социального существования индивида. Все кто, испытывает эту эмоцию, стараются преодолеть ее негативное воздействие. Реакция страха провоцирует выброс в кровь адреналина, это приводит к усилению работы мышц, мозга, и даже улучшает работу рецепторов, но это явление временное. Позитивное влияние мотивации страхом быстро улетучиваться и следовательно в кратковременном периоде ее использовать возможно, но ни как не на долгосрочной перспективе. Кроме того трах сильно выраженный может оказывать влияние на способность думать рационально, вызывать панику, агрессию, ступор, зацикливание на предмете страха, тремор. Из-за сильной реакции на страх усиливается мышечное напряжения, иногда начинается усиленное потоотделение, рвота, речь становиться невыразительной, лексикон резко уменьшается.

А перманентный страх (стресс) подавляет иммунную систему организма, подавляет ее, что приводит к ухудшению здоровья. Под его воздействием могут развиться и усугубиться такие серьезные болезни как астма, рак, диабет, язвенная болезнь желудка и кишечника, воспаление кишечника, он также провоцирует отложения в сосудах. Постоянный страх искажает влияние действия инстинкта самосохранения, что приводит к непредвиденным последствиям. А те кто испытывает страх, выделяют особый запах, который неосознанно чувствуются всеми присутствующими и влияет и на них. Поэтому мотивацию страхом надо использовать очень осторожно, она может не только не принести результата, а даже приносить вред.

Известно, что для поддержания человека в тонусе, нормальное соотношение хороших новостей к плохим, и соотношение похвала критика примерно должно быть 5:1. Но часто российские работодатели забывают о пряниках, применяя только штрафы, выговоры лишение различных бонусов и другие наказания. Дело еще и в том, что, наши люди как правило, малосознательны, малоактивны и ленивы и эта мотивация часто правильна, и адекватная. Человеку нужно указание сверху, и причем указывать подробности того, что он должен делать, а что нет. И использование страха и наказаний это скорее необходимость. Установлению таких особенностей в менталитете способствовала крепкая царская власть и поздно отмененное крепостное право. Но у тех, на кого влияние хорошей мотивации действует меньше надо ее развивать, а не использовать негатив.

К тому же, в любой компании существуют люди, на которых не действует мотивация страхом. Такие люди, сами прекрасно могут сами себя мотивировать. А у нас любят, не разбираясь грести всех под одну гребенку. И именно на них надо ориентироваться компании, это и есть лучшие будущие руководители и лучшие работники. И не потому, что на них тратиться меньше денег на мотивацию. Именно они способны принести креативные идеи, рационализаторские предложения, и работать сами, без пинка. Оплата труда, производящаяся на основе компетентности работника, качественности и своевременности выполнения его задач, необходимых для развития и улучшения продукции и самой организации в условиях высокой конкуренции; портрет на доске почета. Награждение ценными подарками и почетными грамотами; вовлеченность сотрудников в жизнь компании; хорошие отношения с коллегами своими руководителями; звание лучшего по профессии, лучшего работника месяца, года; и правильный стиль руководства дают гораздо больший эффект, чем мотивация страхом. Кроме того, нематериальная составляющая мотивационной системы обходиться дешевле и действует часто гораздо лучше, чем материальная.

id="leftmenu">

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»