Кто возил по сквозному коносаменту. Коносамент — что это такое простыми словами. Порядок работы с коносаментом

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

История Bill of Landing началась в 1924-м году, когда впервые была принята Конвенция, позволившая унифицировать правила . С тех пор документ стал известен как Гаагские правила, или морской коносамент.

В последующем он претерпел несколько изменений в 1968-м и 1979-м годах, а Российская Федерация реализовала его для отечественных компаний в 1999-м году. На данный момент документ действует в более чем 40-ка государствах мира, имеющих выход к мировому океану.

Транспортно-логистическая компания «Таможенные технологии» профессионально осуществляет поставки согласно морскому коносаменту во все страны, присоединившиеся к данной Конвенции. Кроме того, наши специалисты грамотно заполнят и оформят данный документ, а также иную сопроводительную документацию. Все работы производятся в кратчайшие сроки на основе актуальных действующих правил.

Скачать образец коносамента .

Коносамент является основой при поставке морскими транспортными средствами и составляется на базе штурманской расписки и погрузочного ордера. При этом документ представляет собой:

  • Договор об осуществлении грузоперевозки между отправителем груза и морским перевозчиком.
  • Расписку транспортной компании о принятии груза на борт. Для этого в документе проставляется штемпель о факте погрузки товара на борт.
  • Свидетельство о праве собственности на погруженную продукцию.
  • Удостоверение договора на морскую перевозку с указанием ее условий и с полномочиями регулирования между сторонами соглашения на перевозку.

Образец заполнения Bill of Landing

Чтобы не возникло проблем с морской перевозкой грузов, наша компания подготовила образец заполнения данного документа. В противном случае существует вероятность затягивания процесса оформления груза.

Как минимум, данный документ должен содержать следующие сведения:

  • Название судна. Данное правило верно при наличие названия заранее обусловленного плавсредства.
  • Наименование перевозчика.
  • Название места погрузки.
  • Наименование отправителя груза.
  • Название места прибытия товаров. При использовании чартерного рейса – направление судна.
  • ФИО конкретного лица, получающего груз.
  • Наименование продукции с указанием маркировки и технических характеристик.
  • Контракт на фрахт и его оплату, а так же прочие документы о платежах.
  • Место и время получения коносамента.
  • Число официальных оригиналов документа.
  • Подпись полномочного лица. Им может выступать капитан, судовладелец или представитель транспортной компании.

Виды коносаментов

Морской коносамент может быть представлен в нескольких вариантах. Стандартный вариант называется ордерным коносаментом с указанием грузополучателя или лица, имеющего право на передаточную надпись индоссамент.

Так же существует большое количество дополнительных вариантов:

  • Бортовой тип. Показывает, что груз погружен на судно.
  • Документ для погрузки. Передает риски владельцу судна после доставки груза для погрузки.
  • Чистый коносамент. Констатирует, что внешне товар находится в нормальном состоянии.
  • Коносамент с оговорками. Подтверждает, что груз поставлен с видимыми дефектами.
  • Оборотный коносамент. Может передаваться между разными владельцами.
  • Именной документ. Получатель груза указывает свою фамилию, коносамент является необоротным.
  • Коносамент на предъявителя.
  • Линейный документ. Содержит все условия контракта.
  • Фрахтовый документ. Содержит отдельные пояснения договора, но не является полноценным договором.
  • Сквозной коносамент. Применяется при мультимодальной перевозке с возможностью задействовать нескольких перевозчиков.

Процесс выбора коносамента и его заполнения достаточно сложен. Если у вас возникли вопросы, свяжитесь с нашими профессионалами, которые быстро и доступно ответят на них по телефону, или в чате.

Что такое коносамент.

По существующим правилам, после приема груза к перевозке морским транспортом перевозчик обязан выдать грузоотправителю коносамент (по-английски «bill of lading», в переписке обычно пользуются сокращением “B/L”). Коносамент удостоверяет наличие между сторонами договора о перевозке и конкретизирует его условия. Коносамент является товаросопроводительным и товарораспорядительным документом (удостоверяет право собственности на отгруженный товар). После доставки в порт назначения перевозчик обязан выдать груз законному держателю коносамента.

Образец коносамента:

В коносаменте указываются наименование отправителя, получателя, пункты загрузки и выгрузки, параметры груза, время и место выдачи документа и другая информация.

Существуют различные виды коносаментов, например, морские (ocean, port-to-port), сквозные (through), мультимодальные (multimodal, combined); именные (straight), ордерные (order) и т.д. Каждый из этих видов детализирует особенности приема груза или его выдачи.

Коносамент выписывается в нескольких экземплярах (как правило, в трех и более), содержание которых идентично. На лицевой стороне оригиналов коносамента имеется надпись ORIGINAL («Оригинал»). Копии коносамента имеют надпись COPY («Копия»), они могут печататься на бланках, цвет или фактура которых отличается от оригиналов.

Образец оригинала коносамента:

Образец копии коносамента:

Что написано в коносаменте.

Коносаменты могут выглядеть по-разному, но в них содержится примерно одна и та же информация. Рассмотрим содержание основных граф на примере коносамента линии Maersk .

Наименование графы Содержание
1. B/L № Номер коносамента, представляет собой набор латинских букв и цифр. По этому номеру на официальном сайте морской линии мы можем узнавать актуальную информацию о местонахождении груза.
2. Booking № Номер букинга, заказа на перевозку. По нему также можно узнавать информацию о статусе груза.
3. Shipper Указывается наименование грузоотправителя, обычно с адресом.
4. Consignee Указывается наименование грузополучателя, обычно с адресом.
5. Notify party Указывается компания, которую нужно информировать о прибытии груза.
6. Vessel № Название судна. Наш контейнер плыл на судне MAJESTIC MAERSK. При желании можно найти в интернете фотографии судна, на котором плывет контейнер, и его текущее местонахождение.
7. Voyage № Номер рейса. Наш рейс – 605W.
8. Place of Receipt Место получения груза для перевозки. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза от грузоотправителя в порт отправки. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
Порт погрузки. Порт, в котором производится погрузка контейнера. Наш контейнер выплыл из Шанхая.
10. Port of Discharge Порт разгрузки, порт назначения. Т.е. пункт, куда должен быть доставлен контейнер. В нашем случае, в Клайпеду.
11. Place of Delivery Место доставки груза. Эта графа заполняется, если морская линия делала и наземную доставку груза из порта назначения грузополучателю. Если графа не заполнена, значит, у линии была заказана только перевозка из порта в порт, как в нашем примере.
12. PARTICULARS FURNISHED BY THE SHIPPER. Above particulars as declared by Shipper, but without responsibility of or representation by Carrier. Блок «Данные, заполняемые отправителем» содержит информацию про конкретный перевозимый груз. Данные вносятся со слов отправителя, не проверяются перевозчиком, перевозчик не несет ответственности за недостоверность данных.
13. Kind of Packages; Description of goods; Marks and Numbers; Container №/Seal №. Информация о грузе и его упаковке, маркировке, номере контейнера/пломбы. Мы перевозим 20 паллет стекловолоконного ровинга в 20футовом контейнере номер PONU0648262 под пломбой ML-CN3908047. Повреждение пломбы позволяет обнаружить факт несанкционированного доступа к грузу и своевременно принять необходимые меры. Указан также вес и объем груза – 20 160 кг и 25 м3. Обратите внимание на фразу Shipper’s load, stow, weight and count («загружено, размещено, взвешено и пересчитано отправителем»), она подчеркивает, что информация в коносамент вносится со слов отправителя. В этой графе также содержится информация об агенте морской линии в стране назначения, куда плывет контейнер. В нашем случае это представительство само линии – MAERSK LIETUVA UAB. В эту компанию грузополучателю (или его экспедитору) нужно будет обращаться, чтобы организовать дальнейшую доставку груза.
14. Weight Вес груза. Наш ровинг весит 20160 кг.
15. Measurement Объем груза. В нашем случае 25 м3.
16. Freight & Charges Фрахт и надбавки. Графа содержит информацию о цене перевозки и применяемых надбавках к морскому фрахту. Довольно часто эта графа не заполняется подробно, а в ней указывается «as arranged», т.е. фрахт определяется по согласованию сторон. В нашем примере морской фрахт уже оплачен отправителем (freight pre-paid). Если бы фрахт еще не был оплачен, была бы пометка «фрахт подлежит сбору» (freight collect).
17. Carrier’s Receipt. Total number of containers or packages received by Carrier. Общее количество контейнеров или мест, принятых перевозчиком. В нашем случае 1 контейнер.
18. Place of issue of B/L Место выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен в Шанхае.
19. Number & Sequence of Original B(s)/L Количество выпущенных оригиналов коносамента и порядковый номер коносамента. В нашем случае было выпущено три оригинала, мы рассматриваем копию третьего оригинала.
20. Date of Issue of B/L Дата выпуска коносамента. Рассматриваемый нами коносамент был выпущен 6 февраля 2016 года.
21. Declared Value Графа «Объявленная стоимость груза» заполняется в отдельных случаях. Заполнение этой графы повышает уровень ответственности линии за груз в случае его утраты или причинения ущерба, но при этом нужно будет заплатить более высокий фрахт.
22. Shipped on Board Date (Local Time) Дата погрузки на борт судна (по местному времени). Часто совпадает с датой выпуска коносамента.

Отметим также, что некоторые графы ссылаются на пункты договора перевозки, напечатанного на обороте коносамента, в которых содержатся важные оговорки. Например, графа «Notify Party» ссылается на пункт 22, который гласит, что морская линия не несет никакой ответственности, если указанная компания не будет проинформирована о прибытии груза.

Рассмотрим еще один пример:

Несмотря на то, что некоторые графы называются иначе или размещаются в другом месте, мы безо всяких трудностей можем найти всю важную информацию. Два 40фут. контейнера (номер AMFU8521842 с пломбой FEX8819254 и номер FCIU8202055 с пломбой FEX8802102) выплыли 19 января 2016 года из порта Qingdao в порт Клайпеда на судне ELEONORA MAERSK. Отправитель загрузил в каждый контейнер 1300 мешков силикагеля весом 26130 кг. Общий вес 52260 кг, общий объем 128 м3. Было выпущено три оригинала коносамента, фрахт подлежит сбору, т.е. будет оплачиваться получателем.

Условия коносамента.

Оборотная сторона коносамента содержит напечатанные мелким шрифтом правила, условия перевозки. Если в них вчитаться, можно убедиться, что морские линии (компании, имеющие в своем парке специализированные суда-контейнеровозы, морские перевозчики) составляют коносаменты таким образом, чтобы иметь широкие права и ограничить возможности грузовладельца. Например, процитируем условия перевозки, которые предлагает морская линия MSC .

«8. Объявленное время отплытия и прибытия только ориентировочное, и в таких расписаниях может иметь место более ранний срок, задержка или отмена рейса без уведомления. Перевозчик ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за последующий ущерб или какую-либо задержу в прибытии и отбытии Судна по расписанию».

Т.е. если вы запланировали, что груз будет доставлен за 30 дней, а в реальности перевозка заняла 50 дней, к сожалению, морская линия не будет нести никакой ответственности и взыскать с нее какие-либо штрафы не удастся.

«11.1. Торговец должен проверить Контейнер на годность его к перевозке Товаров перед его упаковкой. Использование Контейнера Торговцем будет являться доказательством, достаточным при отсутствии опровержения, того, что он прочный и подходит для использования».

Т.е. если контейнер, в который отправитель загрузил, скажем, ваш кофе, был прохудившимся и морская вода испортила часть груза, предъявить претензии морской линии вы не сможете.

«20.1. Любое упоминание в данном Коносаменте о сторонах, которые должны быть уведомлены о прибытии Товаров, делается исключительно с целью информирования Перевозчика. Неуведомление не будет налагать на Перевозчика какой-либо ответственность или освобождать Торговца от какого-либо обязательства по данному документу».

Т.е. если морская линия по какой-то причине не уведомила вас о прибытии груза, а сами вы о нем забыли и контейнер простоял в порту лишний месяц, простои оплатить придется.

Круговорот коносаментов в природе.

  1. После отправки груза перевозчик (морская линия или агент-экспедитор) оформляет оригиналы коносамента.
  2. Перевозчик передает оригиналы коносамента грузоотправителю.
  3. Грузоотправитель передает оригиналы коносамента грузополучателю (обычно курьерской почтой).
  4. Грузополучатель сдает оригиналы коносамента в обмен на груз.

При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры становятс я недействительными. Если предоставляется неполный комплект оригиналов коносамента, например, два из трех, на обороте каждого из них нужно поставить печать организации и подпись ответственного лица.

Если все оригиналы коносамента были утеряны (украдены, уничтожены и т.д.), грузополучателю и грузоотправителю необходимо составить официальные письма в адрес перевозчика с описанием сложившейся ситуации, подтверждением права грузополучателя на груз, гарантией отсутствия каких-либо претензий и просьбой выпустить новые коносаменты, а также оплатить сбор за перевыпуск. В некоторых случаях понадобится внести залог (зависит от вида коносамента). Залог, как правило, оформляется в виде банковской гарантии на период от полугода до двух лет в размере 150-200% от стоимости груза. Коносаменты лучше не терять.

Если по каким-то причинам бумажными коносаментами пользоваться неудобно (например, уходит много времени на пересылку, а контейнер уже прибыл в порт назначения, или вы боитесь, что коносаменты потеряются во время пересылки), можно воспользоваться другим вариантом — сделать телекс-релиз.

Что такое телекс-релиз.

Телекс-релиз – это уведомление, переданное из пункта отправления в пункт назначения, что отправитель сдал оригиналы коносамента. Наличие телекс-релиза позволит получателю забрать из порта прибывший контейнер без предъявления оригиналов коносамента.

Чтобы сделать телекс-релиз, грузоотправитель должен вернуть оригиналы коносамента перевозчику, который их выпустил, и сделать заявку на телекс-релиз, т.е. подтвердить свое согласие на выдачу груза получателю. При этом перевозчик может потребовать оплатить сбор за оформление телекс-релиза. Сумма обычно составляет 25-30 долларов за один комплект коносаментов.

Процедура оформления телекс-релиза выглядит следующим образом. Перевозчик проставляет на оригиналах коносамента печать «Surrendered» (или «Telex Released», или «Released»), при необходимости оформляет уведомление о телекс-релизе (telex-release notice) и делает отметки о релизе в компьютерной системе.

Пример коносамента с отметками о релизе:

Пример telex-release notice:

Обращаем ваше внимание, что перевозчик может удерживать выпущенные коносаменты у себя и не отдавать их отправителю, если у них с отправителем есть нерешенные финансовые вопросы, т.е. если отправитель не оплатил какие-то оказанные ему услуги (например, наземную доставку контейнера в порт отправления).

Если грузоотправитель имеет какие-то претензии (финансового или другого рода) к грузополучателю, он также будет удерживать коносаменты в своих руках до тех пор, пока спорные вопросы не будут решены. Соответственно, получатель не сможет забрать груз. Только после того, как проблемы будут улажены, отправитель сделает телекс-релиз или вышлет оригиналы коносамента грузополучателю.

Линейный коносамент и домашний коносамент.

На практике вы можете столкнуться с понятиями «линейный коносамент» (Master Bill of Lading, MBL, «мастер») и «домашний коносамент» (House Bill of Lading, HBL, «хаус»). Рассмотрим их подробно.

Как правило, напрямую у морской линии контейнерные перевозки заказывают агенты-экспедиторы, клиентами которых являются отдельные организации, субъекты внешнеэкономической деятельности (аналогично, хлебозаводы продают продукцию в магазины, где каждый человек уже может купить свой пирожок). В такой ситуации очень часто одновременно на один и тот же груз выпускаются два коносамента – линейный и домашний.

Линейный коносамент выпускается непосредственно морской линией для ее заказчика — агента-экспедитора. Домашний коносамент выпускается агентом-экспедитором для конкретного грузоотправителя.

Линейный коносамент(master bill of lading, MBL)

Домашний коносамент

(house bill of lading, HBL)

Кем выпускается морской линией агентом-экспедитором
Для кого выпускается для агента-экспедитора для грузоотправителя
Грузоотправителем указывается агент-экспедитор в стране отправления реальный отправитель
Грузополучателем указывается агент-экспедитор в стране назначения реальный получатель
Уведомляемой стороной указывается агент-экспедитор в стране назначения или любая другая компания. реальный получатель или любая другая компания

Обращаем ваше внимание, что настоящим владельцем груза для морской линии де-юре является экспедитор, т.к. он указан получателем в линейном коносаменте. Поэтому субъектам ВЭД нужно тщательно проверять экспедиторов, услугами которых они собираются воспользоваться, чтобы не оказаться заложником недобросовестных партнеров.

Если субъект ВЭД работает напрямую с морской линией, будет выпускаться только линейный коносамент, в котором в качестве грузоотправителя и грузополучателя будут указаны реальные грузоотправитель и грузополучатель. Линейный коносамент всегда легко узнать по фирменному бланку морской линии.

Что такое sea way bill.

Другим документом, применяемым в морских перевозках, является sea waybill. Это документ выполняет только «транспортную» функцию, он не является товарораспорядительным. Оригиналы sea waybill не выпускаются, документ существует только в электронном виде и не позволяет распоряжаться товаром. Наличие sea waybill всего лишь подтверждает наличие договора о перевозке груза, по которому перевозчик обязуется доставить груз указанному получателю. Если партнеры работают по sea waybill, то отправитель не имеет никакой возможности остановить выдачу груза грузополучателю. В основном sea waybill применяется в тех случаях, когда торговые партнеры работают по предоплате, являются филиалами одной корпорации, давно знают друг друга и безгранично доверяют друг другу или когда отправитель и получатель – это одно и то же лицо. Также sea waybill часто используется в отношениях между морской линией и ее заказчиком-экспедитором, чтобы не усложнять документооборот. Процедура, когда линия разрешает получателю забрать контейнер, на который оформлен sea waybill, называется экспресс-релиз (express-release).

Пример seaway bill:

Дополнительная информация

Обратите внимание, что коносамент заполняется на основании инструкций грузоотправителя, а внесение изменений в уже выпущенные коносаменты – это дополнительная платная услуга. Если вы хотите, например, изменить грузополучателя по коносаменту, нужно проинструктировать отправителя. Он в свою очередь запросит корректировки у морской линии или агента-экспедитора, будет организован выпуск новых коносаментов.

Если отправка груза осуществляется в составе сборного, т.е. LCL (англ. «less container load»), то отдельный комплект коносаментов будет выписываться на каждую партию товаров. Т.е. контейнер может быть один, а количество выписанных коносаментов – 7, 11 и т.д. — в зависимости от количества перевозимых грузов (как правило, эти коносаменты являются домашними, а линейный коносамент оформляется один на весь контейнер с указанием общих, совокупных параметров груза).

Если у вас одновременно выплывает партия из нескольких контейнеров, можно оформить один коносамент на всю партию или отдельный коносамент на каждый контейнер. Второй вариант обойдется дороже, но в некоторых ситуациях это удобнее.

Если понадобилось изменить порт назначения, это можно сделать не всегда. Как правило, большие контейнеровозы, которые забирают грузы в крупных портах (Шанхай, Гонконг, Сингапур и др.), не доставляют их напрямую в небольшие порты (Клайпеда, Рига, Котка). Контейнеры с грузами поступают в европейские транзитные порты (Гамбург, Роттердам, Бремерхафен, Зебрюгге и др.), а потом развозятся по мелким портам региона небольшими фидерными судами. Если запрос на изменение порта назначения был сделан заблаговременно, до погрузки контейнера на борт фидера в транзитном порту, то внести изменения в запланированный маршрут и доставить контейнер, например, не в Клайпеду, а в Ригу, скорее всего, получится. Конечно, данная услуга платная.

Надеемся, вы получили достаточное представление об основном документе морской перевозки — коносаменте. Будем рады вашим вопросам в комментариях.

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

    расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

    товарно-транспортной накладной.

    подтверждения договора на перевозку.

    товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

    Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

    Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

    Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

    Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

    если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

    обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

    также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

    отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

    если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

    также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

    указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

    зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

    важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.



Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на

Рынок ценных бумаг: тесты и задачи Боровкова Виктория Анатольевна

3.5. Коносамент

3.5. Коносамент

Коносамент – это неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю. Коносамент – это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, удостоверяющий факт приема груза к отправке, дающий право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз, право держателя коносамента на владение и распоряжение им.

Можно выделить следующие виды коносаментов (табл. 3.5.1).

Различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя. Именной – коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Ордерный - коносамент, по которому груз передается либо приказу (т. е. по приказу) грузоотправителя, либо приказу грузополучателя, либо приказу банка, либо по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен. Коносамент на предъявителя – коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Таблица 3.5.1. Классификация коносаментов

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными . Это дает право их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В зависимости от наличия оговорок о претензиях у перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты чистые и с оговорками. Коносамент с оговорками – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент – коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые. Бортовой – коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают: линейный и чартерный коносамент. Линейный – коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный – коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент – коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Сквозной – коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносамент представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования.

Тест 1. Выбор верного ответа

1. Документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, – это:

а) вексель;

б) коносамент;

в) облигация.

2. Коносамент выдается:

а) перевозчиком груза;

б) отправителем груза;

в) получателем груза.

3. Что лишает коносамент статуса ценной бумаги:

а) отсутствие сведений о перевозимом грузе;

б) отсутствие сведений о месте выдачи коносамента;

в) оба вышеперечисленных варианта.

4. Коносамент составляется:

а) в трех экземплярах с тем же содержанием и датой;

б) в одном экземпляре;

в) количество не ограничено.

5. Какой коносамент не может быть оборотным?

а) именной;

б) ордерный;

в) на предъявителя.

6. Какой коносамент предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна?

а) оборотный;

б) необоротный;

в) чистый.

7. В зависимости от наличия оговорок о претензиях перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают:

б) линейные и чартерные;

в) прямой и сквозной.

8. Коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки, – это:

а) береговой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

9. Коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки, – это:

а) бортовой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

10. Коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно, – это:

а) бортовой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

11. Коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна, – это:

а) береговой коносамент;

б) чистый коносамент;

в) коносамент с оговорками.

12. В зависимости от особенностей перевозки различают:

а) коносаменты чистые и с оговорками;

б) линейные и чартерные;

в) прямые и сквозные.

13. Коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

14. Коносамент, который применяется в трамповых перевозках, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

15. Коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения, – это:

а) прямой коносамент;

б) сквозной коносамент;

в) чартерный коносамент.

16. Коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал, – это:

а) прямой коносамент;

б) линейный коносамент;

в) чартерный коносамент.

17. Что происходит с остальными оригиналами коносамента после выдачи груза на основании первого из предъявленных оригиналов коносамента?

а) они остаются товарораспорядительными документами;

б) они теряют силу;

в) ничего не происходит.

18. Как передается ордерный коносамент?

а) по договору цессии;

б) путем простого вручения;

в) по передаточной надписи.

19. Какие перевозки сопровождаются выдачей коносамента?

а) морские перевозки;

б) железнодорожные перевозки;

в) авиаперевозки.

20. Какой документ может быть приложен к чистому коносаменту с тем, чтобы гарантировать перевозчику возмещение убытков, если они возникнут у последнего при сдаче груза получателю?

а) страховой полис;

б) страховой пул;

в) варрант.

Тест 2. Исключение несоответствия

1. Виды коносамента:

а) бортовой;

б) береговой;

в) привилегированный;

г) линейный;

д) чистый;

е) чартерный;

ж) переводной;

з) оборотный.

2. Операции с коносаментом на рынке ценных бумаг:

а) выпуск;

б) обращение;

г) консолидация;

д) выплата дивидендов;

ж) страхование;

з) индоссирование.

3. Коносамент – это транспортный документ, который удостоверяет:

а) условия договора морской перевозки;

б) факт приема груза к отправке;

в) право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз;

г) право на получение процентов;

д) право держателя коносамента на владение и распоряжение им;

е) право на управление акционерным обществом;

ж) право на досрочное погашение;

з) право на получение информации от эмитента.

4. Правовые акты, регулирующие вопросы выдачи и содержания коносамента:

а) Закон «Об акционерном обществе»;

б) Кодекс торгового мореплавания РФ;

в) Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила);

г) Закон «О рынке ценных бумаг»;

д) Брюссельский протокол по пересмостру Гаагских правил о коносаментах (Правил Гаага–Висби);

е) Закон «О лизинге»;

ж) Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила);

з) Закон «Об инвестиционных фондах».

Тест 3. Альтернатива выбора

Ответьте «Да» или «Нет».

1. Документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться грузом, указанным в этом документе, – это коносамент?

2. Коносамент – это эмиссионная ценная бумага?

3. Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза, который передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами?

4. Возможно ли двуязычное оформление коносамента?

5. Может ли именной коносамент быть оборотным?

6. Документ стандартной формы, принятой в международной практике на перевозку груза, который удостоверяет его погрузку, перевозку и право на получение, – это вексель?

7. Коносамент – это бессрочная ценная бумага?

8. Коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки, – это чистый коносамент?

9. Коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна, – это береговой коносамент?

10. Коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки, – это береговой коносамент?

11. Коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно, – это береговой коносамент?

12. В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые?

13. При сочетании транспортного документа со страховым полисом и служащим доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, этот документ – застрахованный коносамент?

14. Коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей, – это сборный коносамент?

15. Коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне, – это прямой коносамент?

16. Коносамент, который применяется в трамповых перевозках, – это линейный коносамент?

17. Коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения, – это прямой коносамент?

18. Коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал, – это сквозной коносамент?

Тест 4. Термин-определение

1. Найдите в правой колонке определение терминов, указанных в левой колонке.

2. Найдите в правой колонке определение терминов, указанных в левой колонке.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сущность коносамента - страница №1/1

Сущность коносамента

Основная цель коносамента - предоставить владельцу товаров, на которые коносамент распространяется, возможность быстро сбыть их, хотя товары не находятся в его руках, а удерживаются перевозчиком. Если товары находятся в море, например, на пути из Лондона в Сингапур и коносамент пересылается авиапочтой покупателю в Сингапуре, в связи с чем покупатель становится собственником товаров, коносамент, представляющий эти товары, позволяет покупателю заложить их в сингапурском банке или перепродать покупателю в Нью-Йорке. Коносамент является детищем торгового обычая, типичным инструментом международной торговли. Он стал применяться в XVI веке. В учебнике по торговому праву, изданном в 1686 г., указывалось, что “коносаменты должны обычно присутствовать в отпечатанном виде во всех местах и на нескольких языках”. Сущность коносамента как титульного документа была впервые признана судами в 1794 г. в деле Lickbarrow v. Mason.

С юридической точки зрения коносамент является:


  1. официальной квитанцией судовладельца, подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или по крайней мере получены под охрану судовладельца для цели отправки;

  2. меморандумом договора перевозки, повторяющим в деталях условия договора, который фактически заключается до подписания коносамента;

  3. товарораспорядительными документами на товары, позволяющими покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента.
Виды коносаментов

Бортовые коносаменты и коносаменты на принятый для погрузки груз

Если только товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно называются “бортовыми” (shipped), но иногда используются коносаменты на груз, принятый для погрузки (received for shipment).

Разницу между этими видами коносаментов можно увидеть на следующих примерах:

Отгружен (shipped) в хорошей состоянии... (кем) ... на борт парохода или теплохода... и

Получен (received) в хорошем состоянии от... для отгрузки на борт судна...

Коносамент на груз, принятый на борт судна, называется также “бортовым” коносаментом, особенно в США. Английские бизнесмены, делающие покупки в США, обычно говорят о “бортовом морском коносаменте”, если хотят получить “коносамент на груз, принятый на борт судна”, как он понимается в Великобритании. Практическая разница между бортовым и небортовым коносаментом имеет важное значение.

Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна. Когда же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. В этом случае товары могут быть складированы на судне или на складе под его контролем. Тем самым коносамент о принятии к погрузке (received) является менее ценным, чем бортовой (shipped), в том смысле, что он не подтверждает начало погрузки. Покупатель по договору СИФ не обязан принимать небортовой (received) коносамент как часть грузовых документов, и он может настаивать на бортовом, если только иное не согласовано сторонами договора купли-продажи или принято в конкретной области торговли. В деле Yelo v. S. M. Machado & Со. Ltd, условия аккредитива предусматривали бортовые коносаменты. Судья Селлерс постановил, что передачи небортового коносамента (на котором не стояла дата отгрузки) было недостаточно.

Грузоотправитель имеет право во всех случаях, к которым применим Закон о морских перевозках грузов 1971 г., требовать от судовладельца:


  1. выдачи коносамента после поступления товаров в ведение судовладельца - ст. Ш (3). На этой стадии судовладелец обязан только выдать коносамент о принятии к погрузке, но если товары фактически погружены на судно, он обязан выдать бортовой коносамент;

  2. выдачи бортового коносамента после погрузки товаров на судно - ст. Ш (7). Правила предусматривают, что, если предварительно был выдан другой титульный документ, например небортовой коносамент на те же товары, судовладелец может связать документ в порту отгрузки с названием судна, на которое погружены товары, и с датами отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту, и при этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент. Указание на небортовые коносаменты не является обычной практикой в Великобритании, но применяется в США.
Коносамент на контейнер, выданный на наземной погрузочной станции линии контейнерных перевозок, неизменно является коносаментом о принятии к отгрузке.

Когда установлена аккредитивная форма расчетов, в аккредитиве может быть определено, что прилагаемые коносаменты должны быть чистыми бортовыми, ордерными и с бланковым индоссаментом.

Коносамент о принятии к отгрузке не отвечает этим требованиям, так как не является “бортовым”, однако UCP подобно Правилам Гаага-Висби приравнивают должным образом оформленный небортовой коносамент к бортовому. UCP (в ред. 1983 г.) в ст. 27 (b).

Оборотные и необоротные коносаменты

Коносаменты могут выполнять свою основную функцию, которая заключается в том, что лицо имеет возможность распоряжаться товарами, которые уже вышли из-под его контроля, только в случае, когда они по крайней мере в какой-то степени оборотные (negotiable). Однако торговый обычай затронул грузы в меньшей степени, чем кредиты, поэтому оборотность коносаментов менее развита по закону, чем векселей.

Коносаменты подобно векселям могут выписываться на предъявителя или на конкретное лицо либо по его приказу (ордерные). При оформлении на предъявителя они передаются путем передачи, в то время как ордерные коносаменты передаются передаточной надписью (индоссаментом) и вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко, поскольку коносамент - товарораспорядительный документ, который представляет собой символ указанных в нем товаров. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны желают передать, например право собственности, если товары проданы и стороны намереваются передать право собственности с передачей коносамента, или право владения, если товары заложены. Именно качество коносамента как документа титульного характера, который, хотя логически и отличается от своего способа передачи, придает большое практическое значение последнему; благодаря тому, что коносамент становится оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Отсюда следует, что покупатель, который в договоре купли-продажи предусмотрел “оборотные” коносаменты, имеет право отклонить необоротные.

Оборотность коносаментов менее развита по сравнению с векселями в двух аспектах. Во-первых, вексель является оборотным сам по себе (если только это прямо не исключено), коносамент становится оборотным лишь в случае, когда он был таким оформлен. Грузоотправитель при подготовке проекта транспортного документа имеет право сделать его таким, каким он может использоваться грузополучателем как средство передачи товаров, представленных коносаментом, или просто для получения от судовладельца формальной квитанции, подтверждающей доставку товаров конкретному лицу.

В левом углу современного коносамента обычно указывается:

“Грузополучатель (если по его приказу / order) укажите: известите сторону (notify party)”. Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он заполняет это место, вставив термин “по приказу” и добавив фамилию грузополучателя (отправитель груза может указать себя в качестве его получателя).

Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, не вписывает в коносамент слова “по приказу”, а указывает фамилию получателя груза в следующей рамке. Значение этой процедуры заключается в том, что отправитель может передать право собственности на товар получателю, передав ему свой коносамент, однако получатель груза не может передать это право третьему лицу, передав коносамент.

Второй аспект, которым оборотность коносаментов отличается от оборотности тратты, заключается в том, что держатель коносамента, в отличие от держателя тратты, не может приобрести лучший титул, чем имел его предшественник. Он не может получать “свободу прав” (free of equities). Это важное различие, и оно означает, что, когда оборотный коносамент получен обманным путем и индоссирован добросовестному индоссату за соответствующий эквивалент, последний не приобретает право собственности на представленные коносаментом товары. Та же ситуация возникает и с траттой, правильной по внешним признакам (on its face), непросроченной и неакцептованной, дает индоссату все права, возникающие по такой тратте. Из-за этого различия иногда отрицают, что коносамент - это оборотный документ, и называют его “квазиоборотным”.

Но в двух исключительных случаях закон предоставляет возможность добросовестному индоссату получить (на основе тщательно оговоренных условий) лучший титул, чем был у его предшественника; в частности, ст. 2 (1) Закона о факторах 1889 г. защищает индоссата, который получил коносамент от фактора (агента), превысившего свои полномочия. В статье 47 (2) Закона о купле-продаже товаров 1979 г. предусмотрено, что право продавца на удержание товаров, если он не получил за них платеж, и их остановку в пути аннулируется предшествующей передачей коносамента покупателем индоссату, который приобретает его добросовестно и возмездно.

Традиционная форма оборотных коносаментов предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса, но чаще применяется необоротная форма. Оборотная форма коносаментов обычно применяется в торговле такими товарами, как зерно или нефть, где коносаменты на товары в пути покупаются и продаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или по крайней мере предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров. Есть и другие варианты, в которых оборотный коносамент предусматривается в договоре между экспортером и иностранным импортером. С другой стороны, если предполагается, что получатель сам примет товары по прибытии судна и не будет иметь дела с коносаментами, достаточно необоротного коносамента.

Сквозные коносаменты

Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки, товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Необходимость в сквозном коносаменте возникает, например, когда товары должны быть вывезены из Великобритании в такие места, как Багдад. Сквозные коносаменты используются также, когда “сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки”. Но допускает ли договор перевозки, как видно из коносамента, перегрузку - это уже другой вопрос, который рассматривался ранее. Сквозные коносаменты все больше используются в современных перевозках.

Необоротные линейные транспортные накладные; экспедиторские расписки; грузовые сертификаты

В последнее время, прежде всего из-за увеличения объема контейнерных перевозок морем, значительно возросло использование необоротных транспортных документов, выдаваемых перевозчиком. Уже отмечалось, что необоротного документа достаточно в том случае, когда предполагается получение груза получателем по прибытии судна, но в некоторых видах бизнеса, где применяются коносаменты либо предполагаются определенные финансовые соглашения, требуется оборотный коносамент.

Необоротным транспортным документом может быть необоротный коносамент или же просто квитанция (расписка) перевозчика, подтверждающая получение им товаров либо их отправку. Если документ является необоротным коносаментом, к договору применяются Правила Гаага-Висби при условии, что удовлетворены требования для применения Закона о морских перевозках грузов 1971 г. Если транспортный документ является просто квитанцией. Правила не действуют, кроме случая, когда в документе прямо говорится об их применении.

Необоротная квитанция называется судовой или рейсовой транспортной накладной (liner waybill), либо квитанцией на груз (data freight receipt), например документ, выданный ACL или Intercargo, но используются и другие обозначения. Необоротные документы такого рода применяются и в обычных, и в контейнерных перевозках; как правило, они выдаются в форме “получено для отправки” (received or shipment). Общее для них то, что они включают в себя условия договора морс кой перевозки только путем ссылки на коносаменты, которые выданы конкретными перевозчиками, но не содержат текста этих условий на обороте, что характерно для стандартных коносаментов. Поэтому такие документы иногда называются в обиходе “коносаменты с незаполненной обратной стороной” (blank back).

Грузовые сертификаты (shipping certificate) бывают двух видов. Они выдаются либо перевозчиком (особенно на короткие морские маршруты), либо экспедитором (который не является перевозчиком). В обоих случаях это просто квитанции (расписки), подтверждающие, что лицо, которое их выдало, взяло товары под свою опеку.

Дата коносамента

Правильное датирование коносамента имеет важное значение. Точная дата бортового коносамента - это дата принятия груза на борт, а небортового (received) - дата, когда товары поступили в распоряжение перевозчика. Если небортовой коносамент обозначен как “бортовой”, дата отгрузки товаров указывается в таком обозначении и не совпадает с датой получения товаров перевозчиком. Когда погрузка длится несколько дней, в коносаменте указывается дата завершения погрузки, однако по торговому обычаю может быть указана и дата начала погрузки.

Дата коносамента имеет значение в трех юридических аспектах: в договоре перевозки, в договоре купли-продажи и для банков при аккредитивной форме расчетов.

В отношении договора перевозки уже отмечалось, что грузоотправитель вправе требовать датирования коносамента правильной датой. Если капитан судна (или иной агент перевозчика) по небрежности ставит в коносаменте неправильную дату, перевозчик несет ответственность за ущерб как принципал при условии, что отправитель груза докажет, что ущерб связан с указанием неправильной даты, поскольку существует подразумеваемое обязательство проявить должное внимание при проставлении даты в коносаменте; однако положение может быть иным, если неправильная дата является результатом небрежности со стороны грузоотправителя.

Дата коносамента может также иметь значение в договоре купли-продажи. Предъявление неправильно датированного коносамента, по крайней мере в договоре СИФ, рассматривается как нарушение условия и дает право покупателю отклонить коносамент, а договор считать расторгнутым (если только нарушение не может рассматриваться как нарушение неопределенного срока), даже если товары фактически отгружены в договорный срок. В деле Almak было согласовано, что покупной ценой товара (газойля) должна считаться цена на дату коносамента. Товары были погружены 27 июня, но на коносаменте стояла дата 22 июня, и капитан подписал ее, не обратив внимания на неправильную дату. Цена была рассчитана по состоянию на 22 июня вместо 27. Рыночная цена опустилась на 7 ф.ст. между этими двумя датами, в результате чего покупатель заплатил продавцу больше того, что он должен был заплатить, если бы не неправильная дата. Иск покупателя, который зафрахтовал судно для перевозки купленных им товаров, к судовладельцу был отклонен, потому что неправильная дата в коносаменте была указана по его вине, поскольку именно он - покупатель - передал (по небрежности) неправильно датированный коносамент на подпись капитану.

Когда платеж производится по аккредитиву, в нем часто указывается дата отправки груза помимо даты истечения срока аккредитива, которая указывается в каждом аккредитиве.. И здесь имеет значение дата коносамента. Выдающее коносамент лицо, если оно умышленно датирует его задним числом, чтобы увязать с датой отправки по аккредитиву, действует мошеннически, и в вопросе выдачи коносамента нет различия между подделкой коносамента и умышленным указанием в нем более ранней даты. Но в руках несведущего лица умышленно неправильно датированный коносамент далек от того, чтобы быть недействительным; фактически он вполне действителен. В деле United City Merchants (Investments) Ltd. v. Royal Bank of Canada, служащий экспедитора датировал коносамент задним числом, однако отправитель груза не имел представления об обмане, поэтому было признано, что банк, который подтвердил аккредитив, был обязан рассчитаться по аккредитиву, датированному задним числом.

Описание товаров в коносаменте

На полях коносамента, поскольку он является распиской судовладельца за товары, содержится их описание. Оно, возможно, - важнейшая часть всего коносамента, потому что получатель груза или индоссат коносамента обычно не имеют возможности проверить утверждение покупателя о количестве и качестве путем осмотра и платит покупную цену на основе описания товаров судовладельцем по коносаменту. Нередко разочарованные покупатели пытаются, и часто успешно, обвинить судовладельца в неточном описании товаров в коносаменте, но изобретательные судовладельцы разработали оговорки для ограничения своей ответственности.

Согласно ст. Ш (3) Правил Гаага-Висби грузоотправитель имеет право требовать, чтобы коносамент, который владелец обязан выдать ему, содержал следующие основные пометки и другие данные:


  • необходимые для идентификации товаров, как они представляются в письменном виде грузоотправителем до погрузки таких товаров при условии, что эти пометки проштампованы или иначе четко обозначены на товарах без упаковки, или же при наличии упаковки таким образом, чтобы они оставались читаемыми до конца рейса;

  • о количестве мест или единиц, о количестве либо весе груза в зависимости от обстоятельств так, как это указано письменно отправителем;

  • о внешнем виде и состоянии товаров:
при условии, что ни перевозчик, ни капитан или агент перевозчика не будут обязаны отражать в коносаменте маркировку, количество или вес, если есть достаточные основания считать, что они неправильно указывают данные о товарах, которые фактически получены или которые нельзя проверить.

Когда судовладелец подтверждает, что полученные товары “находятся во внешне (apparent) хорошем состоянии”, он выдает “чистый коносамент”; если же такого подтверждения нет, выдается коносамент с оговорками (claused). Статья 84 (а) UCP в ред. 1983 г. дает следующее определение чистого транспортного документа:

Чистым транспортным документом является документ, не имеющий дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки.

Коносамент как товарораспорядительный документ

Как уже было сказано, основная цель коносамента - предоставить возможность лицу, имеющему право на товары, которые представлены коносаментом, распоряжаться товаром, пока он находится в пути. По торговому обычаю обладание коносаментом во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, и передача коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров. Таким образом, коносамент является символом товаров или ключом к ним. Следует иметь в виду это свойство коносамента при обращении с ним как с товарораспорядительным документом.

Здесь следует отметить два момента. Во-первых, передача коносамента представляет собой символическую передачу права владения товаром, но не обязательно передачу права собственности на них. Передача коносамента влечет за собой передачу таких прав на товары, которые стороны намереваются передать. Когда отправитель груза или индоссат коносамента является агентом отправителя в порту назначения, очевидно, что стороны, передавая коносамент, намереваются только передать право требовать выдачи товаров от перевозчика после их прибытия, а не право собственности на них. Когда грузоотправитель или индоссат является банкиром, который дает деньги под обеспечение представленными коносаментом товарами, стороны скорее всего намереваются (передачей коносамента) передать в пользу банкира обременение или залог, но не собственность на товары. В отношениях между продавцом и покупателем применяются правила, относящиеся к передаче собственности, которые рассматривались ранее. Когда груз неиндивидуализирован, например часть насыпного груда, право собственности обычно не переходит при передаче коносамента. Когда же товары индивидуализированы, то вопрос о передаче права собственности на них при передаче коносамента зависит от намерения сторон. Часто это имеет место, когда продавец является стороной по договору СИФ (равно как и в других типах договоров международной торговли) и намерен сделать это; но следует напомнить, что выдача коносамента на имя покупателя не обязательно означает намерение продавца передать право собственности ему.

Во-вторых, только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Последний не несет ответственности, если он вручает товары держателю первого оригинального коносамента, который ему представлен (даже если он является единственным в комплекте), и он может не интересоваться титулом держателя коносамента или местом нахождения других его частей. Коносамент сохраняет характер товарораспорядительного документа вплоть до окончания действия договора морской перевозки до доставки товаров по коносаменту, и перевозчик не отвечает за неправильную доставку товаров, если только не знает о дефектах в праве держателя коносамента. Когда перевозчик (или его агент) вручает товары лицу, которое не является держателем коносамента, он делает это на свой риск. Если это лицо - не истинный владелец, перевозчик отвечает перед последним за непередачу товаров. На практике перевозчик обычно категорически настаивает на предъявлении коносамента лишь в тех случаях, когда коносамент уже предъявлен, но вызывает сомнение личность грузополучателя или при других исключительных обстоятельствах перевозчик иногда выдает товары по гарантийным письмам, которые должны в ряде случаев предоставлять банки.

Импортные операции невозможно осуществлять, не обладая определенным опытом общения с соответствующими учреждениями и подготовки необходимой документации, а именно этого фирма иногда старается избежать. Тогда на помощь приходит брокер по импорту , услугами которого воспользовался, в частности, Джон Робертсон. Брокер получает разрешения от государственных органов и обеспечивает таможенную очистку перед заполнением необходимых бумаг, например коносамента (bill of lading) транспортной компании, которая доставляет товары из порта разгрузки импортеру. Коносамент служит в качестве:


  • расписки за товары, переданные транспортно-экспедиционной компании для перевозки к месту конечного назначения;

  • контракта на предоставление услуг со стороны транспортно-экспедиционной компании;

  • документа, удостоверяющего право собственности на товар.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»