К перспективным планам относятся. Виды и методы планирования. Процедура составления планов

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

«Эдельвейс»

(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

МАРИНА ЮРЬЕВНА

Санкт-Петербург

Уважаемые коллеги!

Для повышения качества образовательного процесса и грамотного ведения отчетной документации рекомендую прописать перспективный план по предложенной схеме, используя примеры и варианты формулировок.

План работы структурного подразделения (отдела) ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс» разрабатывается на основе предложений по планированию (из опыта работы УДОД), анализа работы отдела за предыдущий год, а также в соответствии с программой развития ОУ. План работы должен соответствовать единой для всех отделов структуре (см. ниже). Все мероприятия плана распределяются по месяцам с указанием ответственных за их реализацию.

    Анализ деятельности

    Цели и задачи деятельности в текущем году

    Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей

    Активизация деятельности по участию педагогов в педагогических конкурсах

    Диагностика результативности образовательного процесса

    Выявление потребностей специалистов в повышении квалификации

    Аналитическая деятельность

Анализ деятельности за учебный год должен содержать:

    Анализ состава педагогического коллектива.

    Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ.

    Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

    Анализ деятельности по контролю.

    Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

    Анализ работы с родителями.

Критерии оценки анализа работы отдела за прошедший учебный год.

    Определить степень выполнения поставленных целей и задач,

    Анализ всех основных аспектов воспитательной работы.

    Соответствие содержания анализа поставленным задачам.

    Выявление проблем и способы их решения.

    Выделить результаты работы отдела.

    Выводы об эффективности выполнения задач и причины затруднений, если задача не выполнена.

    Очертить круг проблем, зафиксированных в ходе деятельности.

В приложение прикладываем аналитические справки о ходе мероприятий, проектов и т. д.

Особое внимание в анализе методической деятельности прошу уделить следующим вопросам:

Каково количество методических материалов Вами подготовлено и выпущено (перечислите наименование)?

Что предполагаете представить по вопросу обобщения опыта?

Анализ деятельности структурного подразделения за учебный год представляется руководителем отдела заместителю директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Структура и содержательные ориентиры перспективного плана работы структурного подразделения (отдела)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Приморского Административного района г. Санкт-Петербурга

Центр современного музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс»

Утверждаю

Директор

ГБОУ ДОД ЦИ «Эдельвейс»

И.В.Поликарпова

______________________

Перспективный план работы

_________ (наименование отдела)

на 2012-2013 учебный год

Санкт-Петербург

Разделы перспективного плана

1. Анализ работы за 2011-2012 учебный год

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 учебный год

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях

        (концертная деятельность).

        Массовые мероприятия для учащихся отдела, района (воспитательная работа).

Организация работы отдела

3. 1.6. Работа с кадрами:

Ведение плановой и рабочей документации

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдел

3.1.9. Методическое сопровождение образовательного процесса

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

3.1.13. Аналитическая деятельность

3.1.14. Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
специалистов

    Работа с родителями.

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

6 . Приложения.

ПРИМЕР

анализа деятельности

за __________ учебный год.

Основными задачами деятельности в _______ учебном году были:

1. С целью повышения уровня методического обеспечения образовательного процесса в _______отделе усилить деятельность методического объединения педагогов доп. образования.

2. С целью повышения качества образования особое внимание уделять методической поддержке и инновационной деятельности в отделах.

3. Способствовать развитию профессиональной компетентности кадров.

4. С целью развития и распространения инновационного опыта работы создать базу данных передового педагогического, инновационного опыта. Совершенствовать формы презентации опыта.

5. Совершенствование учебно-воспитательной деятельности _________

6. Укрепить систему координации деятельности ЦИ «Эдельвейс» по методическому сопровождению и сетевого взаимодействия структур, занимающихся дополнительным образованием детей.

7. Организовать аналитическую и информационно-методическую составляющие деятельности отдела.

Вопросы, на которые нужно дать полный ответ.

1.Анализ состава педагогического коллектива.

    количественная и качественная характеристика кадрового состава: сколько педагогов работает в отделе, их образовательный уровень, стаж работы, квалификационная категория;

    кадровые изменения (сколько и какие педагоги приняты на работу в текущем учебном году, сколько и какие педагоги уволились), влияние кадровых изменений на качество работы отдела.

2. Анализ результатов обучения обучающихся и выполнения учебных программ. Краткая характеристика контингента.

    Какие направленности детского творчества существуют в отделе?

    Количество групп в отделе, количество в них учащихся (по плану, по факту). Распределение учащихся по возрастным категориям (6/7 – 9/10 лет, 10/11 – 14/15 лет, 15/16 – 17/18 лет), по годам обучения (первый, второй, третий и последующие).

    Какие новые направления были открыты в этом учебном году?

    % отсева учащихся из учебных групп, его причины (какие педагоги обеспечили высокую сохранность контингента, у каких педагогов, в группах произошел наибольший % отсева, и проанализировать его причины).

    Какие группы, направления были закрыты? Причины.

    Анализ потребностей детей и родителей в направленностях и направлениях дополнительного образования.

Программное обеспечение: сколько программ реализуется в отделе; как распределяются программы по уровню освоения (общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный);

    перспективы создания новых образовательных программ, по каким направлениям деятельности;

    как осуществляется контроль за полнотой реализации образовательных программ педагогами;

    анализ состояния учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ (обеспеченность пособиями, рекомендациями, памятками в адрес учащихся, дидактическими и наглядными материалами и т.д.).

Технологическое обеспечение образовательного процесса:

    занятия, каких педагогов были посещены и проанализированы руководителем и методистом, администрацией ОУ (указать фамилии и темы занятий). Проанализировать качество занятий, каким спектром форм и методов проведения занятий пользуются педагоги, какие из них наиболее эффективны;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся технологического обеспечения образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

3. Анализ результатов итоговой аттестации учащихся

    какая существует система выявления результатов образовательного процесса (формы, критерии, периодичность, кто осуществляет);

    анализ уровня освоения учащимися образовательных программ (с указанием педагогов и программ) по основным параметрам: освоение теоретической информации и способов деятельности, приобретенный опыт общения, творчества, социально-значимой деятельности;

    используемые формы предъявления (демонстрации) результатов образовательного процесса;

    востребованность и значение результатов занятий учащихся и их достижений в основной школе;

    на какие вопросы (проблемы), касающиеся выявления результатов образовательного процесса следует обратить внимание в следующем учебном году (включить в обучение педагогов, изучить, исследовать, оказать методическую помощь).

    достижения учащихся:

    1. районного уровня:

      городского уровня:

      российского уровня:

      международного уровня:

По каждому уровню в хронологическом порядке указываются: результат (место, лауреат, дипломант, участие), название коллектива, фамилия и инициалы педагога, название фестиваля, смотра, соревнований и т.д., место и время проведения).

4. Анализ воспитательной деятельности в детских объединениях отдела.

    Анализ воспитательной работы в учебных группах и коллективах.

    Анализ проведенных массовых мероприятий с указанием названий, места и времени проведения (традиционные и новые формы воспитательной и массовой работы), % охвата учащихся и родителей.

    Участие педагогов и учащихся в подготовке и проведении массовых мероприятий на уровне района и города.

5. Анализ работы с педагогическими кадрами в отделе.

Повышение квалификации кадров:

    информация о прохождении курсов повышения квалификации сотрудниками отдела за последние 2 года (указывается Ф.И.О. сотрудника, год окончания курсов, их название, место проведения, количество часов)

Ф.И.О.

2011 год

2012год

    анализ состояния повышения квалификации сотрудников (% педагогических кадров, прошедших обучение; сотрудники, не повышавшие свою квалификацию, причины этого положения)

    использованные в этом учебном году формы обучения и анализ их эффективности:

      курсы при ГЦРДО (какие, кто направлен, кто окончил, кто выбыл и по каким причинам);

      обучение в других учреждениях (каких, кто закончил);

      семинары, мастер-классы в ОУ (проанализировать, как сотрудниками отдела используются на практике материалы семинаров);

      открытые занятия (каких педагогов, по какой теме, для каких категорий, качество проведения);

другие формы.

Достижения педагогов:

    участие сотрудников в конкурсах образовательных программ, педагогических достижений, методических выставках (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

    участие сотрудников в профессиональных (по своему направлению) конкурсах, смотрах, фестивалях и т.д. (указать педагогов, уровень и название конкурсов, результаты).

6.Анализ деятельности по контролю.

    Используемые формы контроля с указанием целей, периодичности, результатов и их эффективность (посещение и анализ занятий и мероприятий, в том числе и открытых; собеседование с педагогами, сбор и анализ статистической информации, проверка наполняемости групп и трудовой дисциплины и т.д.).

    Эффективность совещаний в отделе (тематических и информационных).

7. Анализ методической деятельности в отделе, работа методического объединения.

Обобщение и распространение педагогического опыта:

    в какой форме в этом учебном году проходила работа по данному направлению (семинары, открытые занятия, выступления на педсоветах, конкурсы, смотры и т.д.);

    какая методическая продукция (методические разработки, рекомендации, положения) была создана в этом году: педагогами, методистом;

    какая методическая продукция будет создана в следующем году (указать название планируемых разработок и авторов).

8. Анализ работы с родителями.

    Формы взаимодействия с родителями в учебно-воспитательной и массовой работе.

    Анализ работы с родительским активом.

    Перспективы развития работы с родительской общественностью.

Выводы и обобщенные перспективы деятельности отдела в следующем учебном году.

Например: В основном поставленные задачи были решены. Не в полном объеме решена задача по ___________________________________________________________

Наиболее значимыми результатами работы можно назвать: _________________ и т.д.

2. Основные задачи деятельности на 2012-2013 уч. год

    Реализация Программы развития на 2011-2015 гг.

    Формирование эффективной системы взаимодействия с образовательными и другими учреждениями в воспитательном пространстве Приморского района.

    Усиление внимания воспитательным, социально-педагогическим аспектам деятельности, активное участие в программах и проектах федерального, регионального и районного уровней, Учреждения, направленных на формирование инициативы и ответственности, толерантности, мотивации к познанию и творческой деятельности у детей.

    Организация методической работы с педагогами в использовании эффективных форм ра­боты по обеспечению качества образовательного процесса.

    Выстраивание и моделирование новых форм в работе с родителями, постоянное их информирование о стратегии развития образовательного процесса в ЦИ, источниках его развития, творческих возможностях их ребенка в образовательном пространстве Учреждения, совместная работа на успех ребенка и создание креативной среды.

    Активное представление достижений учащихся в городе, регионе, стране. за рубежом. Целенаправленная подготовка и участие в конкурсах, фестивалях, смотрах – мероприятиях, повышение качественного уровня и воспитательной роли городских массовых мероприятий.

    Совершенствование форм управления и контроля.

    Изменение гендерного состава обучающихся, т.е. увеличение количества мальчиков в объединениях.

    Продолжить целенаправленную работу по развитию педагогического мастерства педагогов.

    Обучение информационным и Интернет технологиям и применение их в учебном процессе.

    Совершенствовать работу по освоению, обобщению и внедрению в практику передового педагогического опыта.

    Совершенствовать учебно-воспитательную деятельность.

    Продолжить работу с творчески одаренными детьми и создать условия для совершенствования их мастерства.

    Разделы работы:

    1. Основные направления деятельности и мероприятия направленные на решение задач.

Образовательная деятельность

        Организация образовательной деятельности.

(таблица для примера)

п\п

сроки

Ответственный

Формирование контингента обучающихся и его нормативно-правовое оформление, мониторинг запросов учащихся и родителей

Организация работы по заключению договоров с родителями (законными представителями) обучающихся

руководители структурных подразделений

Обработка и анализ полученных сведений по результатам формирования контингента

Разработка и тиражирование информационных материалов по комплектованию

Весь период

Мониторинг потребностей детей и родителей в области образовательной деятельности

Весь период

Проведение родительских собраний

Проведение комплектования на новый учебный год

Последняя неделя апреля

руководители структурных подразделений.

Использование массовых мероприятий для информирования родителей и детей о возможностях занятий в Учреждении

В течение года

Работа с педагогическими кадрами

Утверждение списка педагогических работников, направляемых на курсы ПК, в ГМО.

Проведение общего педагогического совета

Подготовка к аттестации

Составление расписания

        Формы отслеживания результативности образовательного процесса.

Примечание: Формы прописывать в соответствии с образовательными программами.

        Участие коллективов и воспитанников в международных, всероссийских, городских и районных конкурсах, фестивалях, выставках, праздниках и других мероприятиях.

Сроки

Мероприятия

Место проведения

Контингент (возраст)

Ответственный

Организационно - массовая работа

        Участие детских коллективов в городских массовых мероприятиях (концертная деятельность).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

руководители структурных подразделений

        Массовые мероприятия для учащихся отдела (воспитательная работа).

п\п

Направления деятельности, мероприятия

сроки

Ответственный

Гражданско-патриотическое воспитание

Нравственно-эстетическое воспитание

Физкультурно – оздоровительное направление

Мероприятия для учащихся
образовательных учреждений Приморского района

(таблица для примера)

Дата

Название массовых мероприятий

Возраст участников (класс)

Количество

участников

зрителей

филиала

1.09.11

Концерт, посвященный Дню знаний

Удельный парк (для школьников Приморского района)

4 -9 классы

120

600

635 601

Организация работы отдела

3. 1.6 . Работа с кадрами :

Ведение плановой и рабочей документации (в соответствии с номенклатурой дел).

3.1.7. Руководство и контроль организации образовательного процесса

(таблица для примера)

Сроки

Формы

Итоговый

документ

Ответственный

сентябрь

Анализ и контроль организации комплектования детских объединений

контрольные посещения; беседы с учащимися, родителями; анализ итоговых справок, справок по заключению договоров; посещение родительских собраний, собраний учащихся

справка по итогам заключения договоров

Зав. отделом

ежемесячно

Анализ и контроль организации образовательного процесса

посещение учебных занятий (не менее 2 в неделю);

фронтальные проверки наполняемости (не менее 2 в месяц)

контрольные проверки выполнения календарного тематического планирования

Ежемесячные справки по наполняемости (до 28 числа каждого месяца)

Справка за полугодие (до 30.12. и 05.06)

Зав. отделом методисты

анализ учебных занятий;

анализ учебной документации; тестирование учащихся; анкетирование учащихся

Аналитическая справка (до 15.01.2011)

Проверка учебной документации

анализ нормативно-правовой базы организации образовательного процесса

Аналитическая справка (до 15.03.2011)

Фронтальная проверка организации итоговых (зачетных) занятий групп дополнительного образования

посещение итоговых, контрольных занятий, испытаний;

анализ итоговых испытаний;

Аналитическая справка (до 10.06.2011)

Проверка организации деятельности

контрольные посещения;

анализ документации

Приказ (до 25.06.2011)

3.1.8. Материально-техническое обеспечение деятельности отдела

Примечание: перечислить планируемые материально-технические ресурсы.

Организационно-методическое обеспечение деятельности отдела

    Информационно-методическое обеспечение педагогов отдела;

    Организация деятельности по формированию базы данных;

    Программно-методическое обеспечение;

    Разработка УМК к образовательным программам;

    Координация деятельности по совершенствованию педагогического мастерства;

    Аналитическая деятельность (аналитические справки) .

    Обобщение и распространение педагогического опыта

3.1.9. Методическое сопровождение образовательной деятельности

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

Октябрь-ноябрь 2012

Март-апрель 2013

Проведение социологических исследований:

Степень информированности родителей о возможностях развития ребенка;

Мониторинг ожиданий родителей от занятий в ЦИ

Родители

Рук. филиалов

3.1.10. План мероприятий по обобщению передового педагогического опыта

Наименование мероприятия

сроки

Ответственный

Накопление и систематизация фонда методической

и научной литературы по теории и практике учебно-

воспитательной работы, социально- педагогической деятельности

Сентябрь-май,

еженедельно

методист

3.1.11. Работа с молодыми специалистами, начинающими педагогами

(таблица для примера)

Название мероприятия

Объект, контингент

Ответственный

В течение года

Консультации для молодых специалистов, начинающих педагогов по вопросам организации образовательного процесса

Молодые специалисты

Яшкина М.Ю.

Зав.отделами.

В течение года

Открытые занятия, организация взаимопосещения занятий (мероприятий)

Молодые специалисты

Зав. отделами

3.1.12. Информационно-издательская деятельность, выпуск методической продукции

(таблица для примера)

Наименование продукции

Ответственный

Информационные материалы о приеме в детские творческие коллективы (флайерсы, афиши, объявления)

Август-сентябрь 2012

Зав. филиалами,

Зам. директора Андреева М.О.

Выпуск буклетов к памятным датам, о деятельности ЦИ.

Смирнова О.И.

Методическое пособие: 1.Развивающие танцевальные игры для детей 6-7 лет

апрель

Квачек В.С.

        Аналитическая деятельность (таблица для примера)

Мероприятие

Объект исследования

Ответственный

Анализ качества и эффективности проведенных мероприятий

В течение года

(в соответствии с планом мероприятий)

мероприятия, подведение промежуточных итогов

Изучение контингента воспитанников с целью выявления детей группы риска

В течение года

Журналы учета работы групп, анкетирование

Зав. филиалами

        Работа по повышению квалификации и профессионального мастерства
        специалистов

(таблица для примера)

Дата, время, сроки проведения

Название мероприятия

Участники

Ответственный

До 20.09.2012

составление списков педагогических работников, направляемых на курсы ПК, ГМО,

Специалисты ЦИ

Весь период

Подготовка к процедуре аттестации педагогических работников

Аттестующиеся педагогические работники

3.1.15. Участие специалистов во всероссийских мероприятиях, городских и районных педагогических конференциях, семинарах, смотрах и конкурсах в системе дополнительного образования детей

Название мероприятия

Дата и время

Место проведения

ответственного

4. Работа с родителями

(таблица для примера)

Мероприятие

Дата, время, сроки проведения

Ответственные

Родительские собрания в коллективах

5. Работа с социальными институтами (партнерами).

(таблица для примера)

Наименование государственных учреждений, общественных организаций, родительской общественности

Формы взаимодействия (указать)

Сроки проведения

Ответственный

Северо-западный Военный округ

Совместные проекты

В течение года

Поликарпова И.В.

6.Приложения

    Анализ деятельности методиста

    Список на аттестацию педагогических работников

    График работы педагогических работников

Разнообразные виды планов регулярно составляются руководством предприятий. От того, насколько четко, качественно и подробно они будут составлены, во многом зависит успех работы и достижение высоких результатов. Это своего рода ориентир, который помогает предприятию двигаться в правильном направлении с учетом внешней ситуации и степени обеспеченности ресурсами.

Планы и планирование

Планирование - это деятельность по определению перспективного состояния и функционирования фирмы. Оно играет огромную роль в деятельности организации и несет в себе несколько важных функций:

  • определение перспектив развития предприятия;
  • обеспечение экономии материальных ресурсов;
  • снижение риска разорения и банкротства ввиду непредвиденных колебаний в экономике;
  • своевременное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
  • повышение эффективности работы.

План - это утвержденный документ, который содержит определенный перечень действий, целей, методов и цифровых показателей, составляемый на указанный период. Кроме того, он включает сведения об имеющихся и недостающих ресурсах, которые призваны обеспечить наиболее полное соответствие полученных результатов ранее заявленным.

Принципы составления планов

Все виды планов составляются на основании определенных принципов:

  • объективная необходимость, продиктованная современными экономическими условиями;
  • все показатели должны быть конкретными и обладать численным измерением;
  • план должен иметь четкие временные границы;
  • все цифры должны быть реалистичными и обоснованными (исходить следует из наличия ресурсов на предприятии);
  • форма составления программы должна быть гибкой, чтобы имелась возможность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде;
  • планирование должно производиться комплексно и охватывать все сферы деятельности предприятия;
  • программы по всем структурным подразделениям не должны противоречить друг другу;
  • все составленные и заверенные планы являются обязательными к исполнению;
  • нацеленность на достижение максимального экономического результата;
  • на каждой из стадий должно быть разработано несколько альтернатив, среди которых выбирается впоследствии оптимальная.

Соблюдение данных принципов позволяет сделать планы реальными, подробными, а главное - эффективными.

Какими бывают планы

В соответствии с различными классификационными признаками, различают следующие виды планов (для лучшей наглядности материал мы оформили в виде таблицы).

Признак Виды
По времени Краткосрочные.

Среднесрочные.

Долгосрочные.

По целям Тактические.

Оперативные.

Стратегические.

По точности Детализированные.

Укрупненные.

По сфере применения Корпоративные.
По содержанию Производства и реализации продукции.

Снабжения.

Кадровые.

Издержек.

Финансово-инвестиционные.

Социальные.

По ориентиру Реактивные (вследствие каких-либо событий либо на основании предшествующего опыта).

Интерактивные (предусматривают взаимодействие прошлых, будущих и настоящих показателей).

Все перечисленные квалификационные признаки могут существовать как по-отдельности, так и пересекаться в одном плановом документе.

Бизнес-план

Для привлечения инвестиций или же для получения кредита на развитие собственного дела необходимо правильно презентовать свою идею. Для этого необходимо составить бизнес-план, который представляет собой сведения об организации, а также ее финансовые показатели. Состоит он из следующих разделов:

  • для начала составляется краткое резюме, которое отражает общее содержание документа;
  • далее описываются цели реализации проекта, а также задачи, которые призваны обеспечить их достижение (данная составляющая плана должна отражать не только философию организации, но также и ее нацеленность на материальный результат);
  • информация о деятельности фирмы;
  • анализ ситуации в отрасли, а также описание конкурентной среды;
  • целевая аудитория и рынки сбыта;
  • маркетинговая стратегия и рекламные мероприятия;
  • технология производства;
  • организационная структура и мероприятия по обеспечению деятельности;
  • информация о плановой численности и структуре персонала;
  • финансовая часть (эта составляющая плана должна содержать расчеты всех экономических показателей);
  • ответственность предприятия;
  • непредвиденные обстоятельства и ликвидация бизнеса.

План проверок

Работа предприятия требует непрерывного контроля соответствия заданным показателям. Для этого составляется план проверок для организации в целом, а также для каждого подразделения в отдельности. Аналогичные документы также составляются налоговыми и другими контролирующими службами. На предприятии проверки могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением посторонних лиц и организаций. Это также должно быть прописано в плане.

Определение перспективной стратегии

Стратегическое планирование - это процесс определения желаемого будущего состояния предприятия путем анализа, прогнозирования и целеполагания. Можно сказать, что это определенный набор действий по созданию долгосрочных перспектив для организации.

Стратегическое планирование может включать в себя следующие моменты:

  • распределение материальных и технических ресурсов между подразделениями организации;
  • реагирование на изменения внешней среды, а также завоевание собственной ниши на рынке;
  • возможное будущее изменение организационной формы предприятия;
  • координация управленческих действий во внутренней среде;
  • анализ прошлого опыта применительно к будущим планам.

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается топ-менеджерами фирмы. Она обязательно должна быть подкреплена финансовыми расчетами на основании ретроспективного анализа. Одним из главных требований к подобного рода планам является гибкость, ведь внешняя среда достаточно нестабильна. Также при разработке стратегии нужно учесть тот факт, что затраты на ее реализацию должны быть полностью оправданы ожидаемыми результатами.

Развитие предприятия

План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.

Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:

  • усовершенствование производственной программы;
  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • повышение эффективности производства за счет увеличения показателей производительности труда и материалоотдачи;
  • план по строительству новых сооружений, а также установке нового оборудования;
  • совершенствование кадровой структуры и состава;
  • улучшение социального положения работников;
  • внедрение экологически чистых систем производства.

Перспективные планы

Перспективные планы - это важнейшая составляющая деятельности руководителей, которая во многом определяет эффективность работы фирмы в целом. В ходе их разработки должны быть указаны не только конкретные цели, но также и ресурсы, которые будут использоваться при их достижении. Кроме того, должны быть определены сроки реализации запланированных мероприятий. Можно сказать, что нужно не просто определить направления деятельности, но также и предвидеть варианты развития ситуации во внешней среде.

Перспективные планы основаны на прогнозах касательно будущей экономической ситуации как внутри организации, так и за ее пределами. Период составления такой программы может охватывать промежуток времени вплоть до 15 лет.

Финансовое планирование

Финансовый план неразрывно взаимосвязан с разработкой экономических и социальных вопросов. В нем отражается использование материальных ресурсов, а также планируемая себестоимость готовой продукции. Также при составлении данного документа должно быть предусмотрено использование имеющихся материальных запасов и финансовых ресурсов с целью совершенствования процесса производства.

Финансовый план по своей форме напоминает бухгалтерский баланс. В нем должны быть четко прописаны все статьи, которые касаются доходной и расходной частей. В приходном разделе отображаются такие операции, как поступления от участия в капитале, проценты по депозитным счетам и прочее. Говоря о затратах, отмечают амортизацию, погашение задолженностей и так далее.

Годовой план предприятия

Практически каждое производственное (и даже непроизводственное) предприятие считает обязательным составлять план работы на год. В нем прописываются такие моменты, как затраты на производство узлов и деталей, а также себестоимость готовой продукции, выручка, которую предполагается получить, а также суммы обязательных платежей.

Годовой план представляет собой нечто вроде прогноза. Он основан на тенденциях развития самого предприятия, а также отрасли и рынка в целом. Данные прогнозы составляются на основе данных за предыдущие периоды, учитывая при этом возможные отклонения и непредвиденные колебания экономики.

На крупных предприятиях недостаточно составить годовой план только лишь для организации в целом. Требуются финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому подразделению. При этом такие планы должны быть увязаны между собой и не иметь противоречий.

Составление оперативного плана

Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.

  • организационная структура предприятия, которая должна претерпеть изменения или же остаться в прежнем состоянии;
  • манипуляции с имеющейся технологической базой или же приобретение нового оборудования;
  • повышение эффективности экономической эффективности в целом или же ее отдельных показателей;
  • определение выгодности координат самого предприятия или же его основных контрагентов;
  • совершенствование процедуры управления производственными запасами с целью обеспечения их экономии;
  • совершенствование процессов контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления;
  • повышение репутации фирмы среди поставщиков и клиентов за счет улучшения имиджа.

Процедура составления планов

Составление планов работы предприятий подразумевает прохождение нескольких последовательных этапов:

  • определение возможных проблем и рисков, с которыми предприятие может столкнуться в перспективном периоде;
  • определение целей работы предприятия, а также их четкое экономическое обоснование и оценка реальности их выполнения;
  • планирование материально-технического и финансового состояния предприятия; оценка стоимости ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных задач;
  • детализация целей путем разделения их на отдельные конкретные задачи;
  • разработка мероприятий по контролю за исполнением планов, а также определение их графика.

Без составления четких и развернутых планов невозможно обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Руководство должно иметь четкое представление о целях деятельности, а также о средствах, которые понадобятся для их достижения. Кроме того, все виды планов дают возможность предприятию смягчить влияние экономических колебаний.

Планирование - это процесс разработки и установления руководством организации совокупности качественных и количественных характеристик, которые определяют темпы и тенденции её развития не только в настоящий момент, но и в долгосрочной перспективе.

Определение термина, условия наибольшей результативности

Планирование - это центральное звено всей цепи управления и регулирования деятельности организации. Именно поэтому каждое (цех, лаборатория и т.д.) разрабатывает свои собственные, которые затем объединяются в общий план предприятия.

Наиболее четко и результативно планирование выполняет свои функции в случае соблюдения следующих правил:

  • каждая составляющая всех элементов пунктуально обоснована;
  • плановые задания точно и своевременно выполняются всеми их участниками;
  • контроль за исполнением плана осуществляется непрерывно в сочетании с текущей его корректировкой.

Принципы планирования

На сегодняшний день выделено шесть общих принципов, под которыми понимаются определенные правила, способствующие разработке грамотной программы действий.

  1. Принцип необходимости, т.е. обязательное использование системы планирования независимо от типа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимость планирования в условиях современной развивающейся рыночной экономики обусловлена возможностью минимизировать негативное воздействие внешних факторов и, наоборот, максимально использовать их положительное влияние.
  2. Принцип единства, т.е. соответствие единого сводного плана организации разработкам его структурных подразделений (например, тематическое планирование). Принцип единства - это общность основных целей и планов предприятия, а также взаимодействие всех его составляющих. Он базируется на таком понятии, как "координация". Т.е. изменения, вносимые в планы какого-либо подразделения, должны быть своевременно отражены в планах всей организации.
  3. т.е. неразрывная связь планирования с процессами управления и организации деятельности предприятия.
  4. Принцип гибкости, т.е. способность всех компонентов плана менять свою направленность по мере необходимости вследствие непредвиденных обстоятельств. Чтобы обеспечить соблюдение этого принципа, в планы организации вносится некий резерв, т.е. возможность внесения в них необходимых изменений.
  5. Принцип точности, т.е. обеспечение соответствия планов общим целям и возможностям предприятия, а также временным рамкам.
  6. Принцип участия, т.е. привлечения к разработке всех сотрудников предприятия. Например, разумно доверить тематическое планирование главам соответствующих подразделений для его дальнейшего включения в общий план.

Виды планирования на предприятии

По характеру детализации планы подразделяются на технико-экономические и оперативно-производственные. В первом случае происходит планирование основных показателей развития организации, а во втором - составляются текущие задания для её структурных подразделений.

По степени неопределенности планы подразделяются на детерминированные и вероятностные. В первом случае речь идет о планировании события, вероятность наступления которого близка к единице и подтверждена достоверной информацией. Во втором случае оно основано на текущей информации, по которой можно сделать вывод о дальнейшем развитии определенных показателей (например,

По подразделяются на:

  • бизнес-планирование
  • социально-трудовые
  • организационно-технологические и т.д.

По степени точности подразделяются на уточненные и укрупненные.

Процесс планирования на предприятии

Каждое предприятие, понимая такую необходимость, регулярно проводит текущее планирование. Что такое процесс планирования на предприятии и как он происходит? Начинается он непосредственно с составления планов (система планирования) и определения способов их достижения. Следующий этап - выполнение, по окончании которого начинается этап контроля и анализ планирования, т.е. сравнение достигнутых результатов с поставленными задачами.

Планирование. планирования на предприятии, их классификация

Балансовый метод подразумевает соотношение потребностей и источников их обеспечения, а также соответствие между структурными разделами плана. Например, соответствие действительной мощности предприятия его текущим производственным задачам.

Подразумевает расчет определенных показателей плана, анализа их роста или спада под воздействием внешних факторов.

Экономико-математические методы подразумевают изучение показателей деятельности предприятия, разработку различных вариантов плана и выбор оптимального.

Графоаналитический метод применяется для наглядного изображения результатов экономического анализа посредством графических средств.

Программно-целевые методы - составление определенных программ развития, т.е. совокупность задач и способов их достижения, объединенных общими целями и сроками исполнения (например, планирование на каждый месяц).

Перспективное планирование

Процесс составления планов на времени и есть перспективное планирование. Что такое перспектива? Это то, что, по мнению руководства, ожидает организацию в будущем. Перспективное планирование в качестве инструмента централизованного управления используется с недавних пор. Такие планы составляются на период от 5 до 20 лет и определяют общую концепцию развития предприятия и структуру важнейших мероприятий для достижения поставленных целей.

Перспективное планирование делится на среднесрочное (5 лет) и долгосрочное (на период до 15 лет). В последнем случае широко используется метод экстраполяции, под которым понимается планирование на основе показателей прошлых лет.

Текущее планирование. Что такое календарный план?

Осуществляется посредством подробной разборки оперативного пятилетнего плана предприятия в целом, а также его отдельных структурных подразделений. Основные составляющие текущего плана производства - это (на каждый день, неделю и т.д.). При их составлении учитываются сведения о наличии заказов, обеспечение предприятия материальными ресурсами, коэффициент загрузки и использования производственных мощностей и т.д.

Участие руководителя

Переходя от долгосрочного планирования к календарным планам внутренних подразделений предприятия, необходимо:

  • определить задания и показатели на определенный период для каждого подразделения;
  • найти и устранить возможные несоответствия между внутренними планами цехов;
  • распределить все ресурсы предприятия в соответствии с его производственной программой.

Главная задача опытного руководителя - правильно совместить требования, необходимые для реализации долгосрочных разработок, с текущими задачами и потребностями организации. Как правило, этим занимается специальный центр планирования.

Введение. 3

1. Определение перспективного планирования. 5

2. Структура перспективного планирования. 7

3. Этапы перспективного планирования на предприятии. 9

Заключение. 10

Список использованной литературы.. 12

Документ является демонстрационной версией

Узнать примерную цену полной версии (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Узнать свою цену. Приложите этот файл (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

www. ***** (нажмите кнопку Ctrl и щелкните ссылку)

Введение

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения.

Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России. Продавец находится в конкуренции не только со своими прямыми "коллегами ", изготовителями идентичного товара, но и с производителями разнообразных его заменителей. Помимо этого, предприятие должно быть в состоянии поставлять товары лучшего качества по более низкой цене или предоставлять услуги лучшие, чем у конкурентов. Менеджмент позволяет предприятию быть нечто большим, чем суммой его отдельных компонентов - капитала и сотрудников.

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет не рабочих, а руководство. Итак, менеджмент означает организацию работы коллектива. Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность фирмы, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых фирма существует, и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования фирмы и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Т. о. обеспечение существования фирмы на рынке можно считать главной задачей менеджмента. В связи с этим долгосрочному планированию в его работе придается большое значение.

1. Определение перспективного планирования

Основа стратегического управления предприятием перспективное планирование. Рыночная экономика отличается от административно-командной не отменой планирования, а коренным изменением его роли, содержания, форм и методов.

Планирование - процесс обоснования и выбора целей развития, соответствующего распределения ресурсов, разработки и реализации программ достижения, избранных целей, включая выдачу заданий исполнителям и контроль за их выполнением.

При переходе к рыночной экономике, прежде всего, меняется субъект планирования. Принимать план может только собственник или уполномоченный им работающий по контракту и ответственный за результаты хозяйственной деятельности предприниматель . Кто платит, тот и заказывает музыку. Это значит, что государство может планировать лишь то, что оплачено бюджетными инвестициями (ввод в действие основных фондов на ограниченном числе важнейших объектов), федеральными, региональными и муниципальными программами и контрактами (поставки продукции особой значимости или для государственных нужд), либо выполняется бюджетными организациями. Для большинства предприятий в государственном плане содержатся лишь прогнозы и ориентиры, указывающие наиболее целесообразные и стимулируемые с помощью налоговых и иных льгот направления развития.

В 70-90-х гг. большинство ведунах фирм пошли по пути децентрализации управления и внутрихозяйственного планирования. Так, в США 97% фирм (в Японии – 86%) передали своим структурным единицам (отделениям, филиалам, научно-производственным комплексам) планирование производства, а 91-95% - сбыта продукции, 90% (в Японии – 83%) - маркетинг. 62% (75%) - управление прикладными исследованиями, 77% (53%) - закупками сырья и материалов. В США 82% - 84% фирм передали своим подразделениям управление персоналом и контроль за исполнением решений (в Японии на это пошли лишь 38-40% компаний). В ведении руководства корпораций осталось лишь планирование научно-технической (фундаментальные исследования разработка новых поколений техники и базовых технологий) и финансовой политики (инвестиции, кредиты, выпуск акций, покупка и продажа имущества и ценных бумаг в значи-тельных размерах). Эти функции стратегического управления централизует в США 62-80%, а в Японии - 72-88% фирм.

Таким образом, объект прогнозирования и планирования, который до 90-х годов был практически единым снизу доверху, при переходе к рынку принципиально различается на макро-, микро - и первичном уровне. В первом случае прогнозируются структурные сдвиги и основные пропорции в экономике страны или крупного региона, во втором - научно-технический уровень производства и конкурентоспособность фирмы в целом, ее инвестиции и их окупаемость, прибыль и ее распределение, в третьем - процесс производства конкретных товаров от закупки сырья до сбыта готовых изделий и услуг. Существенно меняется и роль планирования в управлении предприятием. Выполнение плана - не самоцель, а средство эффективной организации работы фирмы. План может и должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по процентам выполнения или тем более перевыполнения планов, а по выполнению графиков поставок, качеству продукции (число дефектов на 100 изделий), использованию производственной мощности, уровню и динамике издержек производства и прибыли (по внутрифирменным расчетным ценам на детали, полуфабрикаты, услуги и т. д.).

По содержанию перспективное планирование предприятия в новых условиях обычно включает долгосрочный прогноз на 5-15 лет (обснован-ное вероятностное предположение об изменениях в структуре и запросах рынка, технике и технологии производства и их социально-экономических последствиях), план развития на 3-5 лет с разбивкой по годам и целевые программы решения важнейших проблем.

2. Структура перспективного планирования

Во многих зарубежных фирмах принята следующая структура перспективного (5-летнего) плана:

1. Цели развития фирмы (базовые, по отдельным группам товаров, по сегментам рынка).

2. Инвестиции и обновление производства (ассортимента продукции, технологии, оборудования, используемых материалов).

3. Улучшение использования ресурсов - снижение трудоемкости, материало - и энергоемкости, фондоемкости (капиталоемкости) товаров, издержек производства и обращения.

4. Совершенствование управления (организационная структура , кадровая и техническая база стиль работы, социальное развитие и климат в коллективе).

5. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятия и пути (целевые программы) их решения.

6. Распределение ресурсов между структурными единицами фирмы и стратегическими проектами (программами).

7. Перспективные ориентиры фирмы и задания ее структурным единицам по эффективности производства (производительность труда, себестоимость, фондоотдача, рентабельность продукции, активов, акционерного капитала).

На основе стратегического плана разрабатываются функциональные (по ресурсосбережению, компьютеризации управления и т. д.) и рыночно-продуктовые программы, назначаются их руководители, оцениваются затраты по каждой программе, общая потребность в ресурсах. Затем программы ранжируются по эффективности, исходя, из возможностей компании отбираются наиболее выгодные из них. После этого распределяются инвестиции между программами и структурными единицами.

Оперативно-календарное планирование ведут структурное звенья фирмы. Так, в компании "Тойота " сборочные участки в середине месяца сообщают свой заказ на следующий месяц поставщикам, которые рассчитывают нормы штучного времени, последовательность операций, расстановку оборудования и рабочих, потребность в комплектующих, делают заказ субподрядчикам. Корректировка суточных заданий с учетом рыночной конъюнктуры (информация со склада готовой продукции) допускается в пределах 10% по уведомлению за сутки.

Изменения в процедуре (порядке) разработки плана связаны с переходом от одновариантного (исходя из контрольных цифр по поставкам продукции) к многовариантному планированию. При сопоставлении вариантов, отличающихся структурой производства (номенклатурой продукции, технологиями и источниками поставок), используются гра-фики распределения ресурсов по видам продукции или стратегическим сегментам хозяйствования. Они позволяют выбрать вариант с наибольшей суммой прибыли при данном объеме расходов (при ограниченности оборотных активов).

На зарубежных фирмах перспективное планирование ведется снизу вверх или сверху вниз. В первом случае руководство фирмы выдвигает стратегические идеи и разрабатывает общий прогноз развития, а небольшой плановый отдел устанавливает единую форму плановых документов, методику расчетов и экономических обоснований, а также координирует работу структурных единиц. Такой порядок распространен в крупных акционерных компаниях.

Во втором случае плановый отдел сообщает цехам и производствам исходную информацию для разработки планов и устанавливает задания по важнейшим показателям (объем реализации, лимит расходов, прибыль).

3. Этапы перспективного планирования на предприятии

В целом перспективное планирование на предприятии включает следующие этапы:

1. Прогноз развития фирмы на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.

2. Выявление основных проблем, сдерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка возможных последствий того или иного выбора.

3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.

4. Целевые программы по стратегическим зонам хо­зяйствования.

Методы разработки и управления целевыми программами на предприятии рассмотрены в специальных работах. Для руководства программой назначается один из ведущих специалистов.

В соответствующие разделы планов технического развития, материального обеспечения и других направлений деятельности включаются задания, позволяющие достичь соответствующих показателей по каждой программе.

В каждой из программ должны быть ясно сформулированы ее экономические и социальные цели, конечные результаты и поэтапные рубежи их достижения, количественные и качественные показатели по каждому этапу (маркетинговое исследование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, конструкторско-технологические разра-ботки, опытная проверка и испытания, выпуск первой промышленной серии, организационные мероприятия и информационное обеспечение для достижения проектной мощности и технико-экономических показателей и т. д.). При этом прогнозируются технические и технико-экономические параметры отдельных технологий и их укрупненных групп, перспективный объем реализации, их трудоемкость, фондоемкость, материалоемкость и капиталоемкость, срок окупаемости инвестиций.

Заключение

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т. к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того, у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.

В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта.

Сейчас почти все предприятий осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т. к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке.

Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое явление взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства.

Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Таким образом, менеджмент и стратегическое планирование деятельности предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Список использованной литературы

1. «Планирование деятельности фирмы», М.: «Финансы и статистика», 2001.

2. «Менеджмент», М., 2000.

3. , Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента», М., 2003.

4. Любинова путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 2000.

5. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / , М.: Высшая школа, 2001.

6. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи управления. Лениздат, 1999.

7. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 2000.

В статье рассматривается понятие, значение, виды, принципы перспективного планирования в ДОУ, даются примеры составления различных планов, которые помогут организовать деятельность педагогов.

Успешная реализация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется благодаря грамотному перспективному планированию. Оно предполагает заблаговременную разработку системы предстоящей воспитательной деятельности, формирование целей и задач. Перспективное планирование – не статичный процесс, который выполняется всего один раз, и может корректироваться в зависимости от достигаемых результатов.

Основой перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса является общеобразовательная программа дошкольного учреждения. План составляется педагогом каждой группы на месяц, квартал, полугодие, год.

Основной задачей календарно-перспективного планирования является обеспечение научно-обоснованного подхода к образовательному процессу и его организацию таким образом, чтобы педагог получил возможность провести систематическую работу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

ГОТОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Что должно быть включено в перспективный план?

В зависимости от программы ДОУ перспективный план включает:

  • планируемые сроки его реализации;
  • образовательные области (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое художественно-эстетическое развитие);
  • цели и задачи;
  • виды деятельности детей, которые планируется использовать;
  • методические пособия и литературу;
  • запланированную работу с родителями, ее формы.

В рамках перспективного и текущего планирования на начало каждого месяца определяются:

  • комплекс гимнастики утренней и после сна;
  • работа с детьми и родителями на месяц: консультации индивидуальные и групповые, родительские собрания, памятки, выставки, конкурсы, семинары, спортивные и музыкальные мероприятия, дни открытых дверей и пр.

На базе плана организации образовательной деятельности составляется циклограмма, которая разделяется на дни недели. Для каждого дня расписывается организация образовательной деятельности утром и в первой половине дня, прогулка, вторая половина дня, а также вторая прогулка и вечер. В циклограмме обозначаются формы организации детей, соответствующие каждому виду деятельности.

Принципы перспективного планирования в ДОУ

При осуществлении перспективного планирования в ДОУ по ФГОС необходимо придерживаться следующих принципов:

  • соблюдение рекомендуемой требованиями СанПиНа учебной нагрузки на детей;
  • соответствие нагрузки развитию детей;
  • учет медико-гигиенических требований, выдвигаемых к длительности и последовательности педагогического и различных режимных процессов;
  • учет особенностей климата;
  • учет погодных условий и времени года;
  • составление плана с учетом особенностей каждого ребенка;
  • чередование организованной деятельности и самостоятельной;
  • принятие во внимание работоспособности детей в течение недели при планировании чередования и сочетаемости занятий;
  • приведение в соответствие процессов развития и обучения;
  • последовательность, регулярность и повторяемость воспитательных действий;
  • включение в план упражнений, которые необходимы для эмоциональной разрядки детей;
  • интеграция усилий всех специалистов ДОУ;
  • направленность занятий на раскрытие потенциала каждого ребенка.

Важную роль для успешной реализации перспективного планирования играет высокая мотивация педагогов и воспитанников в реализации поставленных задач.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды перспективного планирования в ДОУ

Пример удачного перспективного планирования в ДОУ включает работу в нескольких направлениях:

  • стратегическое планирование,
  • тактическое планирование,
  • оперативное планирование.

Стратегическое планирование соответствует образовательной программе и составляется на базе программы развития ДОУ в долгосрочной перспективе.

Тактическое планирование – это составление плана работы на год, который выступает обязательным для детского сада документом и принимается на педсовете в начале учебного года. Он содержит запланированные мероприятия по работе с семьей, педагогами, работе со школой.

В современных условиях к воспитательно-образовательному процессу выдвигаются требования использования принципа тематического планирования. Он подразумевает, что в заданный промежуток времени, например 1–2 недели, вся воспитательно-образовательная работа будет посвящена одной теме. К примеру, так можно составить перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС.

Скачать перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Во второй младшей группе можно использовать темы: «Кто мы, какие мы?!», «Весна пришла», «Что нам осень принесла!», «Моя мама – лучшая на свете», «Зимовье зверей», «Красивые тарелочки для семейного обеда», «Разноцветные мячики плавают», «Украсим сказочную рукавичку», «Коробка с кубиками для друзей» и пр. Обычно выбирается тема наиболее простая для детского восприятия с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Результаты тематического планирования удобно оформлять в виде таблицы, где будут указаны месяц, темы и календарный срок. С эти видом планирования тесно связано перспективное планирование в ДОУ на год по отдельной образовательной области.

Скачать календарно-перспективное планирование на год
Скачать бесплатно в.docx

Оперативное планирование является основой для воспитательно-образовательной работы с детьми конкретной группы детского сада. Оперативный план составляется на день или неделю. В него входит описание работы воспитателя в течение дня: образовательная деятельность, режимные моменты, совместная деятельность воспитателя и детей, работа с семьями воспитанников.

Чтобы перспективное планирование привело к запланированным результатам, его следует осуществлять в соответствии с такими педагогическими требованиями:

  • обеспечение единства целей, содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
  • грамотное сочетание различных форм и методов работы;
  • соответствие плана возрасту и индивидуальным особенностям детей;
  • постановка реальных задач, систематичное и последовательное их достижение;
  • согласованность плана работы с отдельной группой с планом всего дошкольного учреждения.

В помощь педагогу созданы различные пособия, например, перспективное планирование Голицыной, составленное с учетом федеральных государственных требований к организации процесса воспитания. Однако следует помнить, что перспективный план составляется каждым воспитателем в зависимости от особенностей группы и планируемых образовательных результатов.

Скачать пример перспективного планирования
Скачать бесплатно в.docx

Скачать перспективное планирование по Голицыной
Скачать бесплатно в.docx

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»