Что такое совокупность нравственных правил. Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. Предмет, структура, цели и принципы ю

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.

Предметом изучения профессиональной этики юриста является профессиональная мораль.

Предмет, структура, цели и принципы юридической этики

Юридическая этика – вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения. А также это научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в данной области.

Итак, специфические нормы морали юриста не должны противоречить принципам и нормам общечеловеческой морали. Οʜᴎ лишь дополняют и конкретизируют их, учитывая условия деятельности юриста.

Задача юридической этики состоит в гуманизации морали юристов. Она ориентирует их на соблюдение нравственных требований, обеспечение справедливости, защиты прав, свобод, чести и достоинства граждан, а также личной чести и достоинства. Юридическая этика должна положительно влияет и на законодательство государства и правоприменение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, принципы юридической этики, в целом совпадают с принципами общей теории морали. Особое значение при этом придается принципу справедливости. Главная проблема в юридической деятельности – соотношение справедливости и законности. Иногда создаются такие ситуации, когда из-за несовершенства законодательства могут выноситься такие решения, которые формально соответствуют букве закона, но по сущности являются несправедливыми.

Уместно заметить, что слово ʼʼюстицияʼʼ в переводе с латыни озна­чает ʼʼсправедливостьʼʼ, то есть справедливость, прежде всœего, по отношению к человеку по принципу ʼʼвоздать каждому по его заслугамʼʼ. Этот принцип является определяющим во Всеобщей декларации прав человека, законодательстве современных демократических государств, Конституции России. Справедливость по содержанию часто считают тождественным правосудию, поскольку справедливое решение должно соответствовать не только букве, но и духу закона.

Профессиональная мораль юристов носит нормативный характер и вправевую основу , которая отражается в целях, принципах и средствах деятельности, представленных законодательными актами, регулирующими профессиональную деятельность юристов на базе норм этики, морали и нравственности, соответствующих международным правовым документам и внутригосударственным правовым актам.

Структура профессиональной этики включает общие моральные нормы и принципы, которые, однако, претерпевают в ней определœенные изменения, связанные со спецификой данного вида деятельности. Показательна в данном отношении структура юридической этики, которая включает три элемента:

1) нравственная деятельность юриста и ее специфические особенности;

2) нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

3) особенности профессионально-нравственного сознания юристов.

Первые два элемента по существу составляют объективную сторону профессиональной этики юриста͵ а третий элемент – субъективную сторону.

Такое делœение, казалось бы, единого процесса позволяет разграничить цель и задачи юристов по отношению к своей деятельности, выявляя на этой базе также три элемента:

1) цель юридической деятельности;

2) средства, которые используются для достижения целœей;

3) результат юридической деятельности.

Как известно, целями и задачами деятельности юристов являются: обеспечение личной безопасности граждан; предупреждение и пресечение преступлений, их раскрытие; охрана общественного порядка; оказание правовой помощи гражданам, должностным лицам, частным и государственным предприятиям, организациям и общественным объединœениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Критерием нравственности средств, используемых в профессиональной деятельности юристов, должна быть только законность и справедливость. Исходя из этого, цели и задачи юридической деятельности носят нормативный характер, предусматривает определœенную социальную программу, которая обязательно должна быть выполнена в процессе профессиональной деятельности. В случае если под целями профессиональной деятельности следует понимать то, на что эта деятельность направлена, то и под целями профессиональной этики следует понимать то, чему служит профессиональная этика.

Важнейшими принципами профессиональной морали юристов являются:

· гуманизм (любовь к людям, уважение их прав);

· законность (соблюдение и правильное применение законов);

· справедливость (соответствие правонарушения и ответственности).

Все эти принципы профессиональной морали юристов носят обязательный, нормативный характер.
Размещено на реф.рф
В этом отношении особенность профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определœенными. Профессиональная деятельность юриста предполагает детальную регламентацию всœех сторон его жизни.

2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкрепляются твердыми законоположениями, установленными государством.

3. Нормы и принципы профессиональной этики юристов носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

4. Действия профессиональных юристов при всœей строгости должны быть не унижающими человеческое достоинство, справедливыми и понятными окружающим людям, должны быть непримиримыми к нарушителям законности и антигуманности.

5. При общении профессиональных юристов с гражданами нередко происходит проникновение в подробности духовной и личной жизни, что требует индивидуального подхода к людям, наличия определœенной нравственной культуры и такта.

6. При применении права юристам крайне важно ко всœему подходить с точки зрения закона. Это означает, что юрист при применении права в максимальной степени должен обладать объективностью, должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций закона, нравственности и справедливости.

Из всœех этих особенностей складывается во всœей полноте профессиональная этика юриста͵ его нравственная культура в целом.

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная мораль – исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий." 2017, 2018.

«Духовное воспитание» - Кружковая. Познай мир и себя! Нравственные нормы и правила. Акции. Духовно-нравственное воспитание - одна из линий развития дошкольника. Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям! Игры. 1 страница – информационная: Детская проектная деятельность. Что посоветуете таким родителям? Патриот. Понимание и определение дошкольником сопереживания и сочувствия.

«Духовная жизнь» - Трудовые. Причины появления искусства: Магическая. Духовная жизнь в России всегда отличалась своеобразием. Что такое искусство? Искусство и духовная жизнь. Основные черты. Игровая. Особенности искусства. Тенденции духовной жизни современной России. Биологонизаторские. Истоком искусства стал труд. 5. Индивидуальность восприятия, т.е. «на вкус и цвет товарища нет».

«Духовное пение» - Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения. Мне хочется верить, что есть будущая жизнь». Преподобный Иоанн Дамаскин (676 – 780 гг.). Образцами для 1 – 3 песней канона послужили: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом» Святитель Иоанн Златоуст. Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

«Духовная культура» - Дух «командует» душой! Материальные ценности - ? Духовная культура. Почему религия одна из форм культуры? Как понимать утверждение «приоритет образования»? Внутренний мир человека: тело, душа, дух. Духовные ценности – ? Чем отличается знание от научного знания? Что относится к духовным ценностям? Самопознание – изучение, исследование человеком самого себя.

«Мораль тест» - Человечность Гуманизм Мораль Нравственность. 4. Выберите правильный ответ. Тесты по обществознанию для 8 класса. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность».

«Духовная жизнь человека» - «Я не поступлю так. Что такое предпринимательство? Духовная сфера – одна из подсистем общества. Что означает человеческое достоинство? Пример. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком? Какие права принадлежат собственнику? 1. Право человека на духовную свободу. Назовите виды имущественных отношений.

Мораль это совокупность норм, правил, принципов, яв ляющихся следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения.

Моральная культура составляет «срез» культуры в целом, всех сторон и проявлений. Ее можно определить как достигнутый обществом и индивидами уровень человечности, гуманности в отношениях людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личности. Моральное или нравственное сознание включает в себя моральные нормы и моральные принципы.

Нормы морали — это правила поведения людей в конкрет ных жизненных ситуациях .

Назначение норм морали — предоставление людям возможности определять степень соответствия своих действий признанным обществом представлениям о добре и зле, справедливости и несправедливости. Эти нормы возникают стихийно, существуют, как правило, в устной форме, отражаясь в сознании людей. Мораль формируется и поддерживается самим обществом, отвечает уровню его развития, тем общественным представлениям, которые сложились исторически и преобладают в обществе. Выполняются моральные нормы только теми людьми, для которых содержащиеся в них правила авторитетны. Итак, процесс реализации этих норм зависит от уровня информированности, развития и воспитания конкретной личности.

Моральные принципы — более широкие понятия, они но сят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, заповеди, кодексы, согласно которых нужно вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, но и в це лостной системе общественных отношений. К ним относятся такие положения, как «не укради», «не лги», «уважай ближнего», «чти отца своего» и т. д.

Моральная культура личности воплощается в отношениях человека с другими людьми, а моральная культура общества определяется количеством окультуренных индивидов.

Основными нравственными понятиями являются:

  • добро и зло : противоположные, но взаимосвязанные качества. Добро — позитивное, созидательное, гармоническое качество личности; зло — агрессивное, эгоистическое, раз­рушительное состояние личности. Добрый человек — значит хороший, злой — значит плохой. К основным понятиям морали также относятся:
  • долг необходимость подчиняться более значимой воле, чем собственная при выполнении нравственных обязательств;
  • совесть — внутренний прокурор, «собственный суд справедливого человека», другими словами, соотношение поступков человека с общепризнанными нормами морали;
  • гуманизм — признание человека высшей ценностью. Основной признак гуманизма выражен в так называемом «зо лотом правиле нравственности» , которое формулируется так: относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относи лись к тебе . Или, как сказано в Библии, «возлюби ближнего, как самого себя» .

Мораль является основой любви, брака и семьи. Взаимоотношения людей в обществе регулируются не только нормами морали, но и правом .

Единство и различия права и морали

Между моралью и правом существует единство и взаимосвязь :

  • мораль и право выполняют регулирующую функцию в обществе, то есть, направлены на социальные связи человека;
  • мораль и право имеют сходные структуры, нормативы и принципы;
  • мораль и право должны соответствовать друг другу и утверждать в обществе принципы добра и справедливости;
  • мораль и право не должны противостоять друг другу.

В то же время между моралью и правом существуют отличия:

  • нормы права — это сумма законов, предписаний, положений, санкционированных государством;
  • нормы морали — «санкционированы» только общественным мнением, то есть они формируются в процессе непосредственного общения людей;
  • нормы права всегда конкретны и однозначны в толковании (например, «Уголовный кодекс»);
  • нормы морали допускают различное толкование и восприятие в зависимости от этнических, религиозных и других особенностей общества;
  • нормы права формируют правила поведения в виде прав и обязанностей;
  • нормы морали существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т. п.;
  • нормы права обеспечиваются государственным принуждением;
  • нормы морали обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами.

Значительные отличия права и морали позволяют обществу и государству гибко использовать наиболее приемлемые для конкретной ситуации средства в процессе регулирования общественных отношений. Так, например, обязанность уступать место старшим в общественном транспорте носит моральный характер, а обязанность платить за проезд — правовой.

Итак, мораль и право имеют общее предназначение в процессе регулирования общественных отношений и разное воздействие и значение в обеспечении системности общества.

Право в системе социальных норм

Право — это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и охраняемых силой государства, которые регулируют важнейшие общественные отношения.

Правом называют социально-правовые притязания людей: право на жизнь, право на свободу, право на труд и образование и т.д. Это так называемые естественные права чело века . Право, отражая моральные установки общества, способствует узаконению некоторых моральных принципов и постепенному сужению сферы применения тех из них, которые утратили свою актуальность.

Признаками права являются:

  • Выражение общей воли. По словам Г. Гоббса, право есть продукт воли тех, кто имеет власть над другими. Для К. Маркса, «право — это возведенная в закон воля господствующего класса»,
  • Нормативное регулирование общественных отношений, то есть право, предписывает человеку: «поступай так, а не иначе». Нормы права носят всеобщий и обязательный характер. («Закон суров, но он есть закон»).
  • Определение меры свободы поведения человека. Это означает, что право выражает меру доступности, реальности прав и свобод личности и меру допустимости ограничения свободы. Принцип свободы был сформулирован во французской Декларации прав человека и гражданина: «свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому».
  • Краеугольным признаком права является то, что оно ус танавливается, санкциализируется и поддерживается госу дарством. В рамках отдельного государства оно выступает как государственная воля. В реальной жизни это означает, что государство обеспечивает выполнение признаваемых и действующих юридических норм, так как нет других способов возвести общую волю граждан в закон.

Функции права в обществе состоят в следующем:

  • связывать членов общества юридическими узами в форме правоотношений;
  • согласовывать различные интересы людей общностей, организаций;
  • закреплять экономические основы деятельности человека (право собственности);
  • регулировать с помощью законов позитивные правила поведения с целью закрепления и развития общественных отношений;
  • охранять общезначимые общественные и личные отношения граждан (с помощью запретов, санкций и юридической ответственности).

Право как воплощение социальной справедливости

Цель права — реализация одной из высших моральных ценностей, имеющих общечеловеческое значение, — справедливости.

Назначение права как воплощения социальной справедливости проявляется в том, что:

  • право основывается на принципах гуманизма и справедливости;
  • права и обязанности субъектов находятся в отношениях справедливой взаимности;
  • сам процесс разработки права характеризуется обеспечением справедливых институтов демократии;
  • право обеспечивает равенство субъектов в процессе реализации и защиты их прав, а также установления их обязанностей;
  • право уравновешивает социальные интересы разных групп, существующих на уровне общества;
  • право устанавливает наиболее целесообразные и справедливые средства, формы и виды ответственности, имеющие целью восстановление нарушенных прав, а также интересов общества;
  • выполняя гуманистическую функцию, право предоставляет возможность реализовать в конкретном поведении людей те принципы справедливости, которые наиболее полно отвечают уровню развития общества и государства.

Итак, предоставляя субъектам права равные возможности, налагая равные обязанности и устанавливая равную ответственность, право выступает в качестве средства обеспечения справедливости в реальной общественной практике.

Понятие политической и правовой культуры

Взгляд на государство и право как на историческое достижение цивилизации, оценка их с позиций гуманизма и справедливости вызвали активное использование в юридической науке двух взаимосвязанных понятий — «политическая культура» и «правовая культура».

Происходит от латинского слова «cultura», которое переводится как «обрабатывание земли», «воспитание», «развитие» и т. п. Сегодня оно главным образом обозначает систему материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, своего рода исторический опыт, который передается из поколения в поколение и соответствующим образом влияет на поведение людей. Социальное назначение права детализируется в правовой культуре.

Политическая культура определяется как исторический опыт, память социальных групп и отдельных людей в сфере политики, которые влияют на их политическое поведение.

Этот опыт в обобщенном виде содержит достижения как в сфере международных отношений, так и в сфере внутренней политики. С одной стороны, политическая культура является частью всей культуры общества, с другой же — она связана с конкретной политической системой.

Политическая культура может быть охарактеризована как качественное состояние политической жизни общества и степень зрелости политической системы общества.

В то же время в политической культуре находят отражение не только объективные политические институты, но и политические взгляды, идеи, представления, чувства, которые характеризуют отношение носителей политической культуры к политической жизни.

Правовая культура по аналогии с предыдущим понятием также может быть определена как исторический опыт, влияющий на поведение социальных групп и отдельных людей, но уже в сфере права.

Иногда правовую культуру понимают несколько упрощенно — как категорию, указывающую на уровень понимания, признания и сознательного исполнения правовых предписаний. Исходя из этого правовую культуру разделяют на:

  • общественную , присущую обществу;
  • групповую , характерную для какой-то социальной группы;
  • индивидуальную , характерную для отдельной личности.

Определенный уровень правовой культуры достигается с помощью объективных и субъективных факторов. Объективные — это условия развития общества, а субъективные — правовое воспитание .

Основные задачи правового воспитания

Правовое воспитание — это деятельность юридических и физических лиц, целенаправленно воздействующая на правовое сознание и правовое поведение граждан.

Задача правового воспитания состоит в том, чтобы на основе общих правовоспитательных целей у каждого человека были сформированы:

  • правильная правовая ориентация и уважительное отношение к законам;
  • сознательный выбор правомерных вариантов поведения;
  • уважительное отношение к правоохранительным органам;
  • чувство личной ответственности и сознание неотвратимости наказания за правонарушение;
  • критическое отношение к нарушениям и нарушителям закона;
  • потребность в личном участии в борьбе с правонарушениями;
  • уверенность в необходимости правовых норм для нормальной жизнедеятельности общества и его членов;
  • осознанная привычка соблюдать закон.

Таким образом, правовое воспитание должно воздействовать на разум и чувства человека, подсказывать ему пути правильного поведения в той или иной жизненной ситуации. Правовое воспитание направляет поведение и поступки людей в рамки требований законности. Именно поэтому наряду с формированием правового сознания, повышением уровня правовой культуры молодежи правовое воспитание работает на такую важную социальную функцию, как предупреждение нарушений.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2. Основи правознавства: Проб. підручник для 9 кл. серед. загальноосвіт. шк. / За ред. І. Б. Усенка. — Київ: Ірпінь: ВТФ «Перун», 1997. — 448 с.: іл. — Рос. мовою

3. Основы правоведения. 50 конспектов уроков по программе Министерства образования и науки Украины. 9 класс. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 2003. — 328 с.

Правила морали не формулируются и не регулируются юридическими нормами, но они обязательны для всех без исключения членов общества и контролируются самим обществом в жизненной практике.

Благодаря сложившейся традиции неукоснительного соблюдения моральных устоев, мораль приобретает нормативно-регулятивную функцию, как в отношениях между людьми, так и в отношениях человека с обществом.

Таким образом, в морали аккумулируются правила поведения людей , а также их обязанности по отношению друг к другу и к обществу,не продиктованные законодательными нормами, а соответствующие коллективно принятым духовным устоям.

В моральных нормах отражены такиеобщечеловеческие нравственные ценности и принципы, как добро, гуманизм, сострадание, коллективизм, честь, долг, верность, ответственность, великодушие, благодарность, дружелюбие и т.д. Моральные нормы являются основными правилами любого общества, а мораль, таким образом, можно рассматривать как форму общественного сознания, включающую в себя общечеловеческие устои и правила отношений между людьми в частном общении и в социальных процессах.

Мораль,следовательно, в каком-то смыслеявляетсясвоеобразным вневременным и внеисторическим кодексом поведения людей, неким всеобщим идеалом их отношений,некоей абстрактной целью, к которой должно стремиться общество.

А нравственность, как понятие, относится к сфере конкретного, практического применения морали в частной и социальной практике. Нравственность всегда привязана к той или иной конкретно-исторической ситуации и представляет собой мораль, практически осуществляемую в конкретно-исторической повседневной практике. Поэтому нравственные нормы, такие, как, например, категории добра, зла, долга, совести, чести, достоинства, ответственности и т.д., всегда имеют конкретно-историческое содержание, ибо они всегда обусловлены состоянием и характеристиками данного общества.

Нравственное сознание изучается одной из философских дисциплин – этикой.Этика – это наука о морали. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания и выделяет в нем два основных начала:

1. Эмоциональное начало . Это начало нравственного сознания формируется из различных восприятий индивидом мира в моральном аспекте.

По большей части это различного рода моральные оценки и переживания окружающего мира , представляющие собой личный отклик индивида к сторонам и событиям жизни с точки зрения нравственности.

2. Интеллектуальное начало . Это начало нравственного сознания представлено в виде различных форм осмысления моральных норм , принципов, идеалов, понятий добра, зла, справедливости, совести и т.д., а также в виде исследования причин возникновения этих норм, или законов их проявления.

Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, среди которых оно оказывает особое влияние на правовое сознание, политическое сознание, эстетическое сознание и религию.

Наиболее тесно нравственное сознание взаимодействует с религиозным сознанием и правосознанием. Однако если религия дает нравственному сознанию силу нравственной санкции, то право, само, являясь санкцией, не может придавать нравственности принудительного характера.

Таким образом, нормы морали опираются:

– либо на религиозные санкции (гетерономная мораль),

Наверное, вам доводилось слышать, как говорят о ком-то: «Он нарушил нравственные нормы». Что же такое нравственные нормы и почему их нарушение вызывает осуждение?

Возникновение нравственных норм. Нравственные нормы определяют, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. Они возникли не сразу, а формировались на протяжении всей истории развития человеческого общества.

Первобытный человек не мог выжить в одиночку. Необходимость коллективного существования в тот период времени требовала выполнения определенных правил совместной жизни. Именно тогда оформились предписания: «Помогай сородичам», «Не убивай», «Не кради», «Не лги» и т.д. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись в сознании и поведении людей требования трудолюбия, уважения к старшим, помощи и защиты слабых и др. В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизни людей, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение.

Возникновение нравственных норм сопровождало становление самого общества и означало переход человека от инстинктивных форм поведения к сознательной коллективной деятельности. Многие элементарные нравственные нормы, которые возникли в эпоху первобытно-общинного строя, сохраняют свое значение в наши дни.

Значение нравственных норм для общества и человека. Сегодня мы не можем представить себе жизнь в обществе без общепринятых нравственных норм. Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила совместной жизнедеятельности, которые превращались в нормы и передавались из поколения в поколение. Одновременно происходил процесс отрицания тех ее норм и установок, которые перестали соответствовать новым условиям общественной жизни.

Нравственные нормы присущи только человеку и формируются только в человеческом обществе. А ведь именно нравственные нормы и установки регулируют человеческое поведение и развитие общества, являются важнейшими составляющими культуры. И здесь надо помнить, что для успешного действия моральные нормы должны быть глубоко усвоены человеком, «войти в его душу», стать частью внутреннего мира. Человек морален только тогда, когда нравственные нормы и нравственное поведение становятся органичными для него, помогают ему правильно вести себя в самых различных ситуациях. А общество может успешно развиваться, когда его члены обладают нравственными нормами, соответствующими нравственным идеалам данной эпохи.



Взаимосвязь нравственных норм, качеств, принципов, идеалов. Нравственные нормы являются простейшей формой нравственных требований. Они требуют или запрещают поведение определенного типа. Нравственные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку; быть скромными, правдивыми, искренними; формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Следование нравственным нормам характеризует такие качества человека, как вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить человека, не мешать окружающим в общественных местах – все это простые нормы человеческого поведения, которые формируются у человека с первых лет жизни. Норма определяет поведение личности в некоторых типичных ситуациях, повторяющихся тысячелетиями. Обычно мы руководствуемся нормами по привычке, не задумываясь; только нарушение нормы привлекает внимание людей как вопиющее безобразие.

Действенность нравственных норм, заставляющих человека поступать определенным образом, достигается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человеком, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого человека, защитой от морального произвола со стороны других людей.

Каждый человек, формируясь как личность, приобретает определенные нравственные качества. Эти качества отражают полярность морального мира и делятся на хорошие (добродетели ) и плохие (пороки ). Еще древнегреческие мудрецы выделяли четыре основных добродетели человека: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Оценивая человека, мы чаще всего и перечисляем эти качества. Однако, в отличие от норм, нравственные качества не сводятся к предписаниям или запретам на определенные действия, поскольку обладающий нравственными качествами человек способен сам выбирать нужные правила поведения, нравственные нормы. Это означает, что каждый человек отвечает за то, чтобы культивировать в себе и в окружающих людях добродетели и отвергать пороки.



Но человек обычно не является идеалом нравственности или живым воплощением всех совершенств. В нем есть и недостатки, и какое-то одно, хотя и важное, достоинство не может искупить нравственных недостатков. Мало иметь отдельные положительные черты – они должны дополнять друг друга, образуя общую линию поведения. Обычно человек сам определяет ее для себя, вырабатывая некоторые собственные нравственные принципы : коллективизм или индивидуализм, трудолюбие или леность, альтруизм или эгоизм.

Нравственный принцип обозначает стратегическую установку человека в его отношениях с людьми. Выбирая принципы, мы выбираем моральную ориентацию в целом и способны разумно обосновать ее.

Верность избранной позитивной моральной ориентации издавна считалась достоинством человека. Она означала, что человек в любой жизненной ситуации не сойдет с нравственного пути. Однако жизнь многообразна, и не всегда избранные принципы помогают принять верное решение в конкретной ситуации. Так, в прошлом случалось, что любовь к людям приносилась в жертву революционным принципам, да и в наши дни ложно понятое товарищество порой толкает на безнравственные и бездуховные поступки. Именно поэтому свои принципы надо постоянно проверять на человечность, гуманность, сверять их с нравственными идеалами.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Это все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. В детстве идеалом для нас может быть конкретный человек. В дальнейшем идеал как единство положительных качеств приобретает обычно более обобщенный характер. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования; позволяет каждому ориентироваться в жизни, выбирать линию поведения.

Таким образом, нравственные нормы, качества, принципы, идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой основные элементы системы морали. Все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Некоторые выводы:

1.Нравственные нормы представляют собой общие правила поведения. Они формировались и изменялись на протяжении всей истории развития человеческого общества. Одна из таких норм известна под названием «Золотого правила нравственности».

2. Поступать согласно нравственным нормам людей побуждает не только общественное мнение, но и внутренний голос совести.

3. Нравственные нормы, качества, принципы, идеалы, действуя совместно, составляют систему морали данного общества.

4. Руководствуясь нравственными нормами, принципами, идеалами, человек регулирует свое поведение и самосовершенствуется, а общество в целом может успешно продвигаться по пути нравственного прогресса.

Вопросы и задания:

1. Что понимают под нравственными нормами? В чем состоит значение нравственных норм для человека и для общества?

2. Есть ли такие нормы морали, которые лично вам не нравятся? Что было бы, если бы их удалось отменить?

3. Всегда ли, на ваш взгляд, справедливо общественное мнение о нравственности человека? Почему мы следуем ему?

4. Часто на все поучения хочется ответить: «Я никому ничего не должен». Так ли это?

5. Зачем нам нужно соблюдать моральные правила? Почему иногда нам хочется от этого уклониться?

6. Есть ли у вас нравственный идеал? Что вы понимаете под нравственным идеалом?

7. Человек с твердыми нравственными принципами, принципиальный человек – это хорошо или плохо? Почему?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»