Алгоритм действий по созданию религиозной организации. Особенности создания и регистрации. Создание религиозной организации, образуемой централизованной религиозной организацией

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Имущественные права - совокупность вещных и обязательственных прав, основанных на законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. Это права религиозных организаций, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.).

Субъекты имущественных прав

Как уже было нами рассмотрено ранее, религиозное объединение вправе пройти государственную регистрацию и обрести права юридического лица в качестве религиозной организации либо свободно действовать без регистрации в качестве религиозной группы.

Религиозная группа

Действующее законодательство не наделяет религиозную группу правосубъектностью юридического лица, а значит она, не являясь полноценным правовым субъектом, не имеет юридической возможности обладать имуществом. Но религиозные группы, согласно ст. 7, п. 1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», имеют право использовать помещения и другое необходимое для ее деятельности имущество, предоставляемое участниками религиозной группы. Таким образом, субъектами прав на это имущество являются физические лица - участники религиозной группы.

Односубъектный способ обладания имущественными правами и обязанностями означает их принадлежность одному лицу . Например, участник религиозной группы может предоставить ей помещение, которым он обладает на правах собственности, для использования в религиозных целях. Этот способ был весьма распространенным в царской России, когда старообрядческие и сектантские общины до 1905 г. были лишены возможности легального существования. Ввиду отсутствия правосубъектности у религиозной группы она не может заключить с собственником помещения или иного имущества имеющий юридическую силу договор, обеспечивающий ее право пользоваться этим имуществом. Религиозная группа всецело зависит от воли собственника, который в любой момент вправе изъять у нее предоставленное им имущество. Для более надежной защиты интересов религиозной группы от произвола собственника имущества возможен вариант, когда гражданин А. (собственник имущества) заключает с гражданами Б., В., Г. и т. д. (участниками религиозной группы) договор о предоставлении им имущества в возмездное или безвозмездное пользование как физическим лицам. В этом случае собственник имущества может расторгнуть договор только по истечении срока его действия, а досрочно - по обоюдному согласию сторон в случае нарушения условий договора пользователями и в иных предусмотренных законодательством или договором случаях, но не абсолютно произвольным образом. Однако при этом неизбежно возникновение проблемы налогообложения выгодополучателей по данной сделке.

Многосубъектный способ обладания имущественными правами означает, что субъектами права на имущество, используемое религиозной группой, является либо весь коллектив участников, либо некоторые из них. В соответствии с ч. 1 ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Религиозная организация

Религиозные организации как юридические лица являются субъектами права, обладающими имущественными правами. Гражданский Кодекс РФ установил в ст. 48, что «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Таким образом, юридическое лицо определяется через перечисление его обязательных признаков. В результате действий учредителей появляется новый субъект права, являющийся не физическим лицом, а лишенным телесности, «неосязаемым» образованием, которое закон признает самостоятельным участникам гражданских правоотношений. Юридическое лицо - это не здание, в котором оно располагается, и не люди, которые являются его членами, участниками, работниками. Оно действует от своего собственного имени, а не от имени своих участников, и приобретенные им гражданские права и обязанности принадлежат именно ему, а не его участникам.

Часть 3 той же статьи 48 ГК РФ относит общественные и религиозные организации к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Это означает, что имущество религиозной организации не принадлежит его учредителям или участникам, хотя они и имеют предусмотренные уставом организации права участия в управлении ею. Часть 2 статьи 117 и часть 4 статьи 213 ГК РФ также устанавливают, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Таким образом, член (участник) религиозной организации, по каким-либо причинам покидающий ее (смена места жительства, конфликт), не вправе требовать вернуть ему обратно имущество, которое он ранее передал в собственность религиозной организации. (Напротив, он может потребовать возвращения ему имущества, которое он предоставил в безвозмездное пользование религиозной организации, оставаясь его собственником). Если религиозная организация ликвидируется, ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в уставе (ч. 4 ст. 213 ГК РФ). Члены (участники) ликвидированной религиозной организации не могут «получить обратно» некогда переданное ими в собственность этой религиозной организации имущество.

Участники (члены) религиозных организаций не отвечают по обязательствам и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117 ГК РФ). Это означает, в частности, что в случае взыскания задолженности с религиозной организации оно не может быть обращено на личное имущество и денежные средства, являющиеся собственностью духовенства, сотрудников, прихожан. Их правом (но не обязанностью!) является добровольное выделение пожертвований из личных средств, чтобы покрыть долги своей религиозной организации. Равным образом, если участник религиозной организации (в том числе священнослужитель, член руководящего органа) имеет долги как физическое лицо (например, неоплаченный взнос в погашение кредита и др.), эта задолженность не может быть взыскана с религиозной организации.

Религиозные организации, выступая в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, имеют специальную правоспособность. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49, п. 1 ГК РФ). Применительно к религиозным организациям это означает, что они могут иметь только те гражданские права и нести обязанности, которые связаны с их целью, определенной в ст. 6 ФЗ «О свободе совести…», то есть с совместным исповеданием и распространением веры.

Согласно части 4 статьи 213 ГК РФ, религиозные организации, являясь собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (уставами). В этой связи имущество, принадлежащее религиозным организациям, должно использоваться ими исключительно для достижения, во‑первых, уставных целей, во‑вторых, тех целей, которые по своему характеру связаны с уставными целями. Использование религиозными организациями имущества в иных, не предусмотренных уставом целях не допускается.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания. Пункт 2 статьи 51 ГК РФ уточняет, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, для религиозных объединений, желающих иметь права юридического лица, государственная регистрация является необходимым условием доступа к этому статусу. Религиозная организация начинает существовать не с момента проведения учредительного собрания, а с момента государственной регистрации.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 п. 2 ГК РФ). Основания для ликвидации религиозной организации как юридического лица перечислены в ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (см. главу 6 данной книги). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 ГК РФ).

Положения статьи 52 ГК РФ, определившей основные требования к учредительным документам юридического лица, применительно к религиозным организациям конкретизированы в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». Учредительным документом религиозной организации является утвержденный его учредителями (или учредителем) устав.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, создаваемые и действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и уставом религиозной организации. Органы могут быть единоличными (например, настоятель прихода) и коллегиальными (например, Приходское собрание, Приходской совет) (ст. 53 ГК РФ). К числу органов местной православной религиозной организации, в соответствии с типовым уставом, относятся Епархиальный архиерей, Настоятель, Приходское собрание, Приходской совет, председатель Приходского совета, а также Ревизионная комиссия. В местных религиозных организациях других вероисповеданий органы могут именоваться иначе, в соответствии с конфессиональной спецификой.

В соответствии со ст. 56 ГК РФ, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Однако законодатель отступил от прямолинейного применения принципа равенства перед законом и учел, что богослужебные предметы не должны продаваться за долги религиозной организации во избежание оскорбления религиозных чувств. Согласно ст. 21, п. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций (ст. 21 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). До настоящего времени такой перечень установлен не был, в том числе по причине редкости возникновения соответствующих ситуаций в правоприменительной практике.

В определении Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 г. № 1406-О-О по жалобе заявителя, оспаривающего конституционность комментируемого пункта закона, сделаны выводы о том, что

«данные положения, устанавливающие судебный иммунитет от обращения взыскания на имущество религиозных организаций, имеющее богослужебное назначение и обеспечивающие тем самым функциональное использование данного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения), ценность которого обусловлена, в первую очередь, характером такого использования, не закрепляют абсолютную имущественную защиту религиозных организаций от требований кредиторов и не лишают последних права требовать обращения взыскания на иное имущество, не имеющее богослужебного назначения.

Как следует из представленных судебных актов, удовлетворяя требования местной религиозной организации о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания и наложению ареста на ее имущество как должника, суды исходили из доказанности материалами дела (списком действующих синагог Федерации еврейских обществ России, показаниями свидетелей, заключениями специалистов и др.) факта использования спорной пристройки к зданию синагоги в богослужебных целях, т. е. для богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Таким образом, несмотря на отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации перечня видов имущества богослужебного назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, выводы судов в деле заявителя об использовании указанного недвижимого имущества именно в богослужебных целях были сделаны на основе оценки обстоятельств конкретного дела, в том числе функциональных признаков данного имущества и его фактического использования».

Важной особенностью, установленной в части 1 статьи 65 ГК РФ является то, что религиозная организация не может быть признана несостоятельной (банкротом). Это означает, что независимо от размера долговых обязательств религиозной организации и от длительности срока их неисполнения к ней не может быть применена процедура как добровольного, так и принудительного банкротства. (Религиозная организация, имеющая долги, которые она не способна выплатить, вправе принять решение о добровольной ликвидации согласно ст. 14 ФЗ «О свободе совести…». Имущество ликвидированной религиозной организации, кроме имущества богослужебного назначения, будет реализовано на удовлетворение претензий кредиторов.)

Виды имущественных прав религиозных организаций

Право собственности

Владение - это возможность иметь у себя данное имущество, осуществление физической власти над вещью. Владение культовым зданием означает, что религиозная организация-владелец контролирует доступ в него (обладает ключами, руководит сторожами, охранниками). Владение предметами культа и религиозной литературой означает, что они физически пребывают в помещении, принадлежащем религиозной организации.

Пользование означает эксплуатацию вещи, извлечение из имущества его полезных свойств, например чтение книги, работа на компьютере, совершение богослужения в культовом здании. В большинстве случаев пользование имуществом связано с правомочием владения, так как для того, чтобы пользоваться имуществом, им надо владеть.

Распоряжение - это возможность изменить юридическое отношение к вещи собственника посредством изменения его принадлежности, состояния или назначения.

Ст. 209 ГК РФ устанавливает, что

«собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Например, религиозная организация может продать принадлежащее ей на праве собственности имущество, сдать его в аренду, предоставить в безвозмездное пользование, подарить, а также уничтожить пришедшие в негодность вещи.

На собственника возлагается бремя содержания его имущества (ст. 210 ГК РФ). Собственник имущества, охраняемого как памятник истории и культуры, принимает охранное обязательство, не может уничтожать или повреждать его. Также ограничен вывоз культурных ценностей из страны.

Как правило, собственностью религиозных организаций является имущество, самостоятельно созданное или приобретенное ими, а также полученное ими в качестве пожертвования. После принятия Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в ближайшие годы можно предвидеть интенсификацию передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, национализированного Советской властью (подробнее см. следующую главу).

Право безвозмездного пользования

Гражданский Кодекс РФ раскрывает содержание понятия «безвозмездное пользование» через определение договора безвозмездного пользования в статье 689. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

В русском языке слово «ссуда» употребляется также в смысле «заем», поэтому, чтобы избежать двусмысленности, законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях не употребляет введенные ГК РФ термины «договор ссуды», «ссудодатель», «ссудополучатель» применительно к правоотношениям, возникающим при предоставлении религиозным организациям в безвозмездное пользование имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Но на языке гражданского права религиозная организация, использующая, например, культовое здание на праве безвозмездного пользования, именуется «ссудополучателем».

Статья 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установила, что

«религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно».

Подавляющее большинство имущества религиозного назначения, национализированное Советским государством, вплоть до настоящего времени остается государственной или муниципальной собственностью, включая действующие культовые здания. В советский период законодательство вовсе не предусматривало возможность передачи этого имущества в собственность религиозных обществ. Российское законодательство до 2010 г. говорило о возможности передачи имущества религиозного назначения «в собственность или безвозмездное пользование» религиозным организациям, оставляя выбор варианта на усмотрение правоприменителя. Кроме того, до 2002 г. законодательство об охране памятников истории и культуры не допускало отчуждения имущества, охраняемого как памятник, из государственной собственности.

Религиозная организация, имеющая имущество на праве безвозмездного пользования, имеет права владения и пользования этим имуществом. Однако, в отличие от собственника, она не имеет права распоряжения этим имуществом, т. е. не вправе самостоятельно его продать, сдать в аренду, предоставить в безвозмездное пользование третьему лицу. Положения ГК РФ о праве арендатора с согласия арендодателя распоряжаться арендованным имуществом, в том числе сдавать его в субаренду или передавать в безвозмездное пользование третьим лицам (ст. 615, ч. 2 ГК РФ), не применяются к договору безвозмездного пользования (ст. 689, ч. 2 ГК РФ).

Однако судебная практика допускает право ссудополучателя передавать в аренду третьим лицам имущество, полученное по договору безвозмездного пользования. В определении Высшего арбитражного суда РФ от 29.01.2009 г. № 2128/08 по делу № А48–1314/07–10 указано, что «ст. 36 ГК РФ не содержит норм, запрещающих ссудополучателю с согласия ссудодателя передавать имущество, полученное по договору безвозмездного пользования, в аренду». В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.05.2010 г. № А75–2599/2009 сделан вывод о том, что, с учетом отсутствия названного запрета в ГК РФ, «передача ссудополучателем имущества в аренду с согласия ссудодателя не может расцениваться в качестве нарушения закона, а условие договора безвозмездного пользования, предусматривающего такое право ссудополучателя, не является недействительным».

Религиозные организации используют государственное или муниципальное имущество религиозного назначения на праве безвозмездного пользования на основании договора безвозмездного пользования.

В соответствии со статьей 698 ГК РФ ссудодатель (в данном случае - уполномоченный государственный или муниципальный орган, заключивший договор от имени собственника) вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в случаях, когда ссудополучатель (религиозная организация):

  • использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи;
  • не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию; существенно ухудшает состояние вещи;
  • без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу.

Однако, как правило, договора безвозмездного пользования заключались с религиозными организациями в виде «договора безвозмездного бессрочного пользования». Такими, в частности, были заключавшиеся при передаче в безвозмездное пользование религиозных организаций объектов, охраняемых как памятника истории и культуры, охранные договора. (Вопреки распространенному заблуждению, такой типовой договор содержал не только обязательства по охране памятника. Он является договором о передаче имущества в безвозмездное пользование.)

Бессрочное пользование, с точки зрения Гражданского Кодекса, не есть «вечное», «постоянное» право, но означает лишь, что договор заключен без указания срока. Это существенно ухудшает положение религиозной организации. Если договор заключен на определенный срок, собственник может досрочно расторгнуть его только по вышеперечисленным основаниям. Договор же безвозмездного бессрочного пользования собственник вправе расторгнуть в одностороннем порядке в любое время, даже при том, что религиозная организация добросовестно и бережно пользуется предоставленным ей имуществом. Это вытекает из первой части ст. 699 ГК РФ: «Каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения».

Таким образом, в распоряжении властей остается известная свобода усмотрения при принятии решения о пользовании имуществом религиозного назначения. Уже переданное религиозной организации в безвозмездное пользование имущество можно, при наличии соответствующего заявления, передать ей же в собственность, можно, при отсутствии такого заявления, сохранить за ней же на прежнем праве безвозмездного пользования, а можно, воспользовавшись вышеуказанными правовыми основаниями, изъять у религиозной организации, в том числе для последующей передачи другой религиозной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»:

«передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если:

1) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией;

3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона».

Согласно общим правилам ст. 421 ГК РФ «Свобода договора», передача имущества в безвозмездное пользование осуществляется на основании добровольного решения собственника имущества (ссудодателя). Однако в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…» фактически установил в ст. 7, что уполномоченный орган власти обязан удовлетворить заявление религиозной организации о передаче ей в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения при отсутствии определенных в статье 8 того же закона оснований для отказа.

Право аренды

Наиболее типичны случаи аренды религиозными организациями помещений для проведения богослужений, религиозных собраний, культурно-просветительных и образовательных мероприятий, аренда транспорта, техники и оборудования. Кроме того, религиозная организация сама имеет право сдавать в аренду принадлежащее ей на праве собственности имущество (а также сдавать в субаренду имущество, принадлежащее ей на праве аренды, - с согласия собственника (арендодателя)). Получаемые доходы (арендная плата) должны расходоваться на уставные цели религиозной организации. Не являются предметом правового регулирования, но самостоятельно соблюдаются религиозными организациями ограничения канонического характера, например запрет сдавать в аренду освященное культовое здание, имущество богослужебного назначения.

Право оперативного управления

Право оперативного управления может осуществляться религиозным учреждением, создаваемым централизованной религиозной организацией в соответствии со ст. 8 п. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Согласно определению, данному в ст. 120 Гражданского Кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник (ст. 120 ГК РФ). Поэтому централизованная религиозная организация не отвечает только по обязательствам входящих в ее состав местных религиозных организаций, но она обязана нести ответственность по обязательствам созданных ею религиозных учреждений. Например, епархия в качестве учредителя будет отвечать по обязательствам учрежденного ею монастыря или духовного образовательного учреждения.

Выступая учредителем учреждения профессионального религиозного образования, монастыря или другого религиозного учреждения, централизованная религиозная организация предоставляет ему имущество на праве оперативного управления, оставаясь собственником данного имущества. Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ).

Содержание права оперативного управления имуществом значительно у же содержания права собственности. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ). Собственник имущества - учредитель религиозного учреждения вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Особенности видов прав на земельные участки

Действующий Земельный Кодекс РФ устанавливает, что при предоставлении религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вид права на земельный участок предопределяется видом ее права на здания, строения, сооружения, расположенные на этом участке.

В соответствии со ст. 36 Земельного Кодекса РФ, религиозным организациям, имеющим в собственности в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с Федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения религиозным организациям земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений, согласно ст. 30 Земельного Кодекса РФ. По завершении строительства и после оформления права собственности на построенный объект религиозная организация имеет право бесплатно получить в собственность данный земельный участок на основании ст. 36 ЗК РФ.

Религиозная организация также имеет возможность приобрести в собственность возмездно или получить в дар земельный участок от физических или юридических лиц, а также использовать его по договору аренды или безвозмездного пользования. Для сделок такого рода, совершаемых религиозными организациями, не установлено специальных правил, они осуществляются в соответствии с общими нормами ГК РФ и земельного законодательства.

Если находящееся в пользовании или собственности религиозной организации здание отнесено к объектам культурного наследия народов Российской Федерации (к памятникам истории и культуры), то следует иметь в виду, что, в соответствии со ст. 99 ЗК РФ, земля, на которой расположено здание, относится к землям историко-культурного назначения. Земли историко-культурного назначения должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением, не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается. (Земельный Кодекс, однако, не дает однозначного ответа на вопрос, относится ли к землям историко-культурного назначения только земля, занимаемая объектом, прилегающая территория или же охранная зона памятника (последняя может быть значительно больше, чем земельный участок, огражденный храмовой или монастырской оградой.))

Земельный кодекс также устанавливает, что религиозные организации имеют право использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (ст. 78 ЗК РФ).

Объекты имущественных прав религиозных организаций В соответствии со ст. 21 ФЗ «О свободе совести…», «в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, юридическими лицами, переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в установленном порядке в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей».

Комментарий к статье 123.26

  1. Комментируемая статья в развитие содержащегося в п. 3 ст. 50 ГК РФ перечня видов некоммерческих организаций, в который включены и религиозные организации, определяет основные особенности для данной организационно-правовой формы юридических лиц. Согласно настоящей статье религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям.

В соответствии с комментируемой статьей религиозной организацией является добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан РФ или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица. При этом по существу религиозной организацией обозначаются три организационно и структурно взаимосвязанных, а также сгруппированных по установленным критериям объединения, позиционируемых как местная религиозная организация, централизованная религиозная организация, руководящий (координирующий) орган религиозной организации. При этом каждая составляющая представленной структуры может быть зарегистрирована в качестве юридического лица. Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” <1> (далее – Закон о свободе совести) к религиозным организациям также отнесены учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, имеющие соответствующие признаки, присущие только религиозным объединениям, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация (п. 1 ст. 6 Закона).

——————————–

<1> Собрание законодательства РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

  1. До 1 сентября 2014 г. в законодательстве религиозные организации имели общее определение с общественными организациями и зачастую рассматривались как разновидность последних. На это, в частности, обращалось внимание в п. 7.1.3 Концепции развития гражданского законодательства РФ: “Различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме (общественных организаций), для которой не имеет существенного значения их основная деятельность, выходящая за рамки гражданского права и не затрагиваемая их гражданско-правовым статусом юридического лица” <1>. Необходимость рассмотрения религиозных организаций как разновидности общественных объединений отмечалась и в литературе <2>.

——————————–

<1> Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. Ст. А.Л. Маковского. С. 68.

Примечание.

Учебник “Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права” (том 1) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации – Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<2> См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2010. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 272, 273.

Нельзя не отметить обладание религиозной организацией дополнительными существенными признаками, отличающими ее от общественных объединений, которые позволяют рассматривать такие организации как самостоятельную форму юридического лица. Как обоснованно отмечал И.В. Елисеев, “если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы” <1>.

——————————–

<1> Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 173, 174.

Религиозные организации имеют отличия от общественных по множеству аспектов. Это и собственная, отличная от общественных объединений, организационная структура, особенности обособления имущества и ответственности перед кредиторами. К примеру, согласно п. 5 ст. 21 Закона о свободе совести на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Одновременно следует обратить внимание на то, что перечень такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций. Установлены и другие отличительные особенности, присущие только религиозным организациям, например, по пользованию имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений.

Следует также отметить, что в Законе о некоммерческих организациях особо подчеркивается статус религиозных организаций. Так, бланкетные нормы, предусматривающие определение федеральным законом особенностей правового положения для общественных и религиозных организаций, существенно отличаются редакцией. Применительно к религиозным организациям установлено, что особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями определяются Федеральным законом о религиозных объединениях (п. 4 ст. 6 Закона о некоммерческих организациях). Одновременно Законом о некоммерческих организациях исключается применение к религиозным организациям общих положений данного Закона о создании, государственной регистрации, реорганизации, преобразовании, ликвидации некоммерческих организаций, а также касающихся многих других вопросов деятельности некоммерческих организаций (требований к учредителям, учредительным документам и внесения в них изменений, органов управления и др.). Такое уточнение, примененное законодателем, можно объяснить попыткой подчеркнуть специфический режим, присущий только религиозной организации как самостоятельной организационно-правовой форме юридического лица. В литературе также имеется полярная вышеназванной точка зрения, согласно которой религиозная организация является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица <1>. В результате в ГК РФ общественные и религиозные организации получили самостоятельные определения, а также разграничение по организационно-правовой форме: первые отнесены к корпоративным некоммерческим организациям, вторые – к унитарным некоммерческим организациям.

——————————–

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. 5-е изд. М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. Т. 1. С. 179.

Применительно к религиозным организациям не удалось избежать шероховатостей используемых формулировок: “религиозная организация” и “религиозное объединение”. Следует отметить, что с учетом положений Закона о свободе совести понятие “религиозные объединения” используется для обозначения не только религиозных организаций как юридических лиц, но и действующих без государственной регистрации религиозных групп. В частности, религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций: в качестве первой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (п. 2 ст. 6 и п. 1 ст. 7 названного Закона). Вместе с тем понятия “религиозная организация” и “религиозное объединение” по своему содержанию полностью идентичны.

  1. Гражданский кодекс РФ определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций, общие требования к уставу и его содержанию, компетенцию органов управления религиозной организации, а также правовой режим ее имущества. Иные вопросы, затрагивающие правовое положение религиозных организаций и особенности их деятельности, определяются Законом о свободе совести и внутренними установлениями (внутренними документами) религиозной организации.

Учитывая специфику деятельности религиозных организаций, и прежде всего исключительное значение реализуемой религиозной организацией среди неограниченного круга лиц своей основной цели по исповеданию и свободному распространению веры, для религиозных организаций установлен императивный запрет на преобразование в юридическое лицо любой другой организационно-правовой формы.

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Комментарий к статье 123.27

  1. В п. 1 комментируемой статьи определены количественные требования к численности учредителей при создании религиозных организаций: местной религиозной организации и централизованной религиозной организации. Одновременно установлено, что создание религиозной организации должно соответствовать требованиям Закона о свободе совести. Если местная организация создается физическими лицами в количестве не менее 10 граждан-учредителей, то централизованная религиозная организация – уже зарегистрированными в качестве юридических лиц местными религиозными организациями в количестве не менее трех либо иной уже действующей централизованной религиозной организацией.

Дополнительно к установленным в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ критериям, характеризующим местную и централизованную религиозную организацию, Законом о свободе совести определено, что деление религиозных организаций на местные и централизованные находится в прямой зависимости от сферы их территориальной деятельности (п. 2 ст. 8). Одновременно данным Законом дополнительно к установленным ГК РФ требованиям к минимальной численности в местной религиозной организации предъявляются требования к личности учредителей данной организации. Во-первых, учредитель на момент создания такой организации должен достигнуть возраста 18 лет, и, во-вторых, все учредители должны проживать в одной местности либо городском или сельском округе. Кроме того, установлено, что не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

– лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

– религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”;

– лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

  1. В отличие от местной религиозной организации Законом о свободе совести к централизованной религиозной организации дополнительных требований, по сравнению с предусмотренными ГК РФ, не установлено. Исключение составляет только специальное право на использование централизованной религиозной организацией в своих наименованиях слова “Россия”, “российский” и производных от них. Согласно Закону о свободе совести такое право имеет централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации.
  2. Единственным учредительным документом религиозной организации является устав. Устав религиозной организации утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией. С учетом требований рассматриваемой статьи в уставе должны в обязательном порядке быть отражены следующие сведения:

– вид религиозной организации;

– наименование организации (местная или централизованная);

– место нахождения;

– предмет и цели деятельности;

– состав, компетенция органов религиозной организации и порядок принятия ими решений;

– источники образования имущества религиозной организации и направления его использования;

– порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации религиозной организации.

Законом о свободе совести предусмотрены дополнительные требования к составу сведений о религиозной организации. В частности, в Уставе религиозной организации также указывается вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации – наименование такой централизованной организации; определяются порядок создания и прекращения деятельности и порядок внесения изменений и дополнений в устав; отражаются сведения, относящиеся к особенностям деятельности соответствующей религиозной организации. Кроме того, с учетом п. 8 ст. 8 Закона о свободе совести наименование религиозной организации должно содержать сведения о вероисповедании такой организации. При этом при осуществлении деятельности религиозная организация обязана указывать свое полное наименование.

  1. Порядок осуществления учредителями религиозной организации функций органа управления организации или члена коллегиального органа управления соответствующей религиозной организации определяется уставом религиозной организации и внутренними установлениями в соответствии с Законом о свободе совести. Учитывая, что названным Законом существенных требований к структуре религиозной организации и ее органам управления, в том числе коллегиальным, не предъявляется, религиозные организации обладают существенной “свободой” в разрешении данных вопросов компетенции своими внутренними документами.

Членам религиозных организаций хотят разрешить исключать их руководителей. Такие поправки в законодательство подготовил депутат Госдумы Иван Сухарев. Он отмечает, что понятие религиозной организации как некоммерческого объединения появилось в Гражданском кодексе несколько лет назад, однако многие моменты их работы прописаны не были, поэтому сообщества продолжают нести ответственность за бывших руководителей, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

Первый зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Иван Сухарев подготовил законопроект, вносящий изменения в Гражданский кодекс РФ и ФЗ "О свободе совести…". Поправки депутата касаются порядка изменения состава учредителей религиозной организации. По мнению Сухарева , его отсутствие — пробел в законодательстве, который вынуждает сообщества нести ответственность за бывших гуру, которые, например, свернули в сторону экстремизма.

В пояснительной записке указано: случается, что учредитель или участник религиозной организации меняет свои взгляды или даже вероисповедание. В такой ситуации религиозная организация не в силах исключить этого гражданина, поскольку отсутствует порядок изменения состава учредителей (участников). Минюст же, пишет Сухарев , отказывает в исключении учредителей и участников, ссылаясь на отсутствие порядка исключения в федеральных законах и кодексах.

"В целом сейчас регулирование религиозных организаций не коррелирует ГК РФ в ряде положений - необходимо исправлять. В первую очередь предоставить возможность участникам организации коллегиально, по закону исключать своё руководство, которое разошлось взглядами и принципами с организациями. Это может быть и религиозный экстремизм, и многое другое, за что организация несёт ответственность", - пояснил Сухарев.

Судебная статистика или данные социологических исследований по подобным эпизодам отсутствуют в открытом доступе.

Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов отметил, что предложенная поправка улучшит положение религиозных организаций.

"В частности, поправка позволит им избежать ответственности в случаях, когда отдельные учредители становятся на путь экстремизма или пытаются использовать АНО исключительно как источник извлечения прибыли. Но в то же время соответствующие изменения в законе могут привести к началу многочисленных конфликтов внутри руководства религиозных организаций в рамках борьбы за места учредителей", - взвесил плюсы и минусы судья.

Сухов также отметил, что законодательство о религиозных организациях стоит дополнить и другими нормами: запретить отдельные формы бесплатного труда членов религиозных общин (и при этом не запрещать волонтёрство), а также разжигание розни.

"Последнее напрямую запрещено действующим законодательством, однако на практике это зачастую обходится. Например, в религиозных текстах или в ходе устных выступлений вместо упоминания конкретных этносов, социальных или политических групп употребляются различные эвфемизмы (например, "власть безбожников"), - пояснил судья. - Или же ненависть в отношении другой конфессии воспитывается в формате богословских споров, подтверждающих истинность пропагандируемого вероучения и неприемлемость иных взглядов на мир. В этой ситуации даже экспертам тяжело обнаружить лингвистические или психологические признаки разжигания розни".*

Здравствуйте, мы хотим организовать церковный приход. Как нам юридически грамотно это оформить?

  • Вопрос: №248 от: 2013-10-01.

По сути вопроса, Вам необходимо создать местную религиозную организацию. Основным руководящим нормативным документом в деятельности религиозных организаций является Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Статья 9 указанного закона регламентирует порядок создания религиозных организаций.

Во-первых, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу.

Также в ч. 3 указанной статьи содержится перечень лиц, которые не могут быть учредителями местной религиозной организации.

Во-вторых, местная религиозная организация должна существовать на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет и иметь об этом подтверждение, выданное органами местного самоуправления.

Однако закон предусматривает и иное, альтернативное требование. Так, вместо подтверждения существования в течении 15 лет, местная религиозная организация может предоставить подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Например, в случае православной местной религиозной организации, это подтверждение, выданное патриархией.

Вы должны подготовить устав религиозной организации, который должен быть утвержден либо учредителями, либо централизованной религиозной организацией. Требования к уставу содержатся в ст. 10 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Для государственной регистрации местной религиозной организации, в соответствии со ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредители представляют в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции РФ:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации подается по специальной форме 11001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при , индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

В указанном приказе также содержатся требования к заполнению данного заявления, которые обязательны для выполнения.

Заявление о государственной регистрации рассматривается в месячный срок со дня представления всех документов.

Все вопросы, касающиеся выделения земельного участка, строительства храма и иные организационные вопросы непосредственного функционирования местной религиозной организации Вам необходимо разрешать совместно с Вашей централизованной религиозной организацией.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Особое положение среди юридических лиц занимают религиозные организации. Их особенность заключается в том, что они создаются на основе духовного объединения граждан для исповедания и проповедования определенной веры. Именно по этой причине церковь обладает, и особенно обладало ранее, серьезным идеологическим преимуществом. Ее авторитет распространяется на большое количество населения несмотря в силу того, что сегодня набирает силу тенденция к постепенному увеличению общего количества верующих. Особо значимо это проявлялось в средневековом обществе, где религиозный фактор был определяющим в построении быта, общения людей.

Столь важное преимущество не могло не отразится на взаимоотношениях церкви и государства. История полна примеров, когда между этими двумя значительными институтами политической системы общества разгорались конфликты за обладание как политической, так и религиозной властями. Имели место и случаи сотрудничества церкви и государства.

Сегодня отношения светской и церковной властей заметно изменились. Большинство развитых демократических государств официально провозгласило независимость обеих этих властей, разграничение их задач и сфер действия. В конституциях большого числа государств отсутствует упоминание об официальной (государственной) религии, что свидетельствует о равном отношении государства к различным вероучениям.

Вместе с тем, на Востоке сохраняются и так называемые теократические государства, в которых религия (как правило, ислам) оказывает серьезное влияние на образование и деятельность государственных институтов, функционирование всей политической системы общества. Основным источником правил общественной и, в частности, государственной жизни в таких государствах является не нормативно-правовой документ, а религиозный источник.

Российская Федерация, согласно ст. 14 Конституции РФ, является светским государством, т.е. "никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Конкретным воплощением этого конституционного принципа служит гарантированное право каждого на свободный выбор вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ). Осуществление данного права не должно нарушать прав и свобод других лиц, т.е. не допускается пропаганда или агитация, возбуждающих религиозную ненависть и вражду, религиозное превосходство.

Правовой формой существования религиозных коллективов в России является религиозное объединение. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" *(122) религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно или на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут существовать в форме религиозных организаций и религиозных групп.

Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица (ст. 7 Закона о религиозных объединениях).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

В соответствии со ст. 8 Закона о религиозных объединениях религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозная организация считается, когда она состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении. Централизованной же считается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается: 1) учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цели и признаки религиозного объединения; 2) руководящий либо координирующий орган или учреждение централизованной религиозной организации; 3) учреждение профессионального религиозного образования. Под учреждением профессионального религиозного образования в соответствии со ст. 19 Закона о религиозных объединениях принято понимать созданные религиозными организациями в соответствии со своими уставами духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала, которые должны надлежащим образом зарегистрироваться в качестве религиозных организаций и получить государственную лицензию на право образовательной деятельности.

Таким образом, одним из отличий двух форм религиозных объединений является необходимость их государственной регистрации в качестве юридического лица. Так как религиозная организация обладает большими по сравнению с религиозными группами полномочиями, законом обращено к ним более пристальное внимание. Одним из проявлений этой внимательности служит и государственная регистрация такой организации в качестве юридического лица. Рассмотрим специфические особенности их государственной регистрации в отличие от государственной регистрации большинства юридических лиц.

Органом, принимающим решение о государственной регистрации религиозной организации, ч. 2 ст. 11 Закона о религиозных объединениях признает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальный орган. Как уже указывалось ранее, таким органом является Федеральная регистрационная служба с ее территориальными органами.

Чтобы определить место государственной регистрации религиозных организаций, необходимо руководствоваться пунктами 1-4 ст. 11 Закона о религиозных объединениях:

1) решение о государственной регистрации - а) местной религиозной организации, б) централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта РФ - принимается территориальным органом Федеральной регистрационной службы в соответствующем субъекте РФ;

2) решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ, - принимает сама Федеральная регистрационная служба;

3) решение о государственной регистрации созданных уже существующими религиозными организациями - а) учреждений или организаций, б) руководящего или координирующего органа или учреждения, в) учреждения профессионального религиозного образования - принимает орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.

Как указывалось, все религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Но четкого разграничения на основе этого критерия законодательные определения не содержат. Закон указывает лишь на место жительства участников местной организации - "в одной местности либо в одном городском или сельском поселении". Не закрепляется в законе и обязанности религиозной организации устанавливать территориальные пределы своей деятельности. Решить данную проблему представляется возможным, исходя из смысла Закона о религиозных объединениях и ряда иных, примыкающих к нему, нормативных правовых актов. Следует в таком случае признать, что территориальной сферой деятельности местной религиозной организации является территория соответствующего городского, сельского или иного поселения (исходя из терминологии законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, территориями муниципального образования признаются городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения *(123) ), а централизованной организации - территория субъектов РФ, где имеются входящие в ее структуру местные организации *(124) . При этом важно запомнить, что создание религиозных объединений в государственных учреждениях и в воинских частях запрещено (п. 3 ст. 6 Закона о религиозных объединениях).

Так как законодательством о религиозных объединениях не предусматривается списка заявителей государственной регистрации религиозных организаций, то им является список заявителей государственной регистрации обычных юридических лиц, закрепленный в Законе о регистрации.

При этом необходимо учесть отдельные специфические моменты, закрепленные Законом о религиозных объединениях. Так, в соответствии со ст. 9 этого Закона, учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу. Особо следует обратить внимание на то обстоятельство, что учредителем местной религиозной организации закон называет только гражданин РФ. Однако это не исключает возможности иностранных граждан и лиц без гражданства (если они постоянно и на законных основаниях проживают в РФ) наряду с гражданами РФ быть участниками данной организации (п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 8 Закона о религиозных объединениях). Учредителями же централизованной религиозной организации могут выступать лишь не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат законодательству. При этом объединение (союз, ассоциация) религиозных организаций разной вероисповедной принадлежности будет признаваться, исходя из п. 2 ст. 121 ГК РФ, некоммерческой организацией, не имеющей религиозного статуса, так как не обладает главным признаком любой религиозной организации - совместным исповеданием веры.

Может возникнуть вопрос и о постоянно действующем исполнительном органе религиозной организации. Закон о религиозных объединениях не закрепляет каких-либо требований к его формированию и функционированию. При этом императивно закрепляется, что эта информация должна быть отражена в уставе религиозной организации (п. 2 ст. 10).

В Методических рекомендациях о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", утвержденных Письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. N 08-18-257-97, отмечается, что руководителями религиозных организаций могут выступать и иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно или на законных основаниях проживают на территории РФ. Соответственно, иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ, возглавлять религиозную организацию не могут. В то же время согласно п. 2 ст. 20 Закона о религиозных объединениях, религиозные организации в установленном порядке имеют право приглашать иностранных граждан для занятия профессиональной, проповеднической, религиозной деятельностью. При этом временно пребывающие в России иностранные граждане вправе осуществлять данную деятельность без оформления участия в организации и не замещая какие-либо должности в ее руководящих органах, поскольку исходя из выше отмеченных положений Закона, они не могут быть участниками религиозных организаций *(125) .

Законодательство о религиозных объединениях не закрепляет сколько-нибудь громоздких требований к созданию религиозных организаций. Статья 9 этого Закона указывает лишь на обязательное наличие десяти учредителей для создания местной религиозной организации и трех местных религиозных организаций для создания централизованной религиозной организации. При создании местной религиозной организации ее учредители должны иметь любой из следующих документов: 1) подтверждение существования религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления; 2) подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Таким образом, важен следующий вывод: местная религиозная организация не может быть зарегистрирована в качестве юридического лица, если она не просуществовала, как минимум, 15 лет в качестве религиозной группы. Исключением из этого требования является создание местной религиозной организации, которая входит в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.

Для того чтобы пройти процедуру государственной регистрации местной религиозной организации при ее создании в уполномоченный государственный орган необходимо представить следующие документы:

2) список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения, представляемый по форме, утвержденной приложением к Приказу Минюста РФ от 25 марта 2003 г.;

3) протокол учредительного собрания, содержащий сведения о дате и месте проведения собрания, количественном и персональном составе участников и рабочих органов, существе принятых решений (о создании религиозной организации, принятии ее устава, избрании руководящих органов) и результатах голосования по ним;

4) документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

5) сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

6) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

Данный список является исчерпывающим и не может быть изменен и дополнен иначе как внесением изменений в статью 11 Закона о религиозных объединениях. Вместе с тем, применяемый на практике упомянутый ранее Приказ Минюста РФ от 25 марта 2003 г. N 68, которым утверждены Правила рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций Минюстом РФ и его территориальными органами, в п. 5 этих Правил закрепляет необходимость представления в орган, принимающий решение о регистрации, еще одного документа - описи представленных на государственную регистрацию документов и сведений.

Для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, в орган, принимающий решение о регистрации, представляются:

1) заявление о регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212;

2) список учредителей религиозной организации (юридических лиц) - представляется по форме, утвержденной приложением к Приказу Минюста РФ от 25 марта 2003 г.;

3) устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

4) сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

5) нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

6) соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей), оформленное в виде протокола общего собрания, конференции, съезда и т.п. с соблюдением требований, предъявляемых к данного виде юридическим документам;

7) документ об уплате государственной пошлины.

Кроме того, при создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях, с приложением копий их уставов и свидетельств о государственной регистрации.

В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами РФ, дополнительно к документам, указанным выше, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.

В соответствии с Приказом Минюста от 25 марта 2003 г., к документам следует приложить и опись представленных на государственную регистрацию документов и сведений.

Все документы, за исключением устава религиозной организации, представляются в двух экземплярах. Устав представляется в трех экземплярах.

Документы и иные материалы (для регистрации как местных религиозных организаций, так и централизованных) должны быть составлены на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

Документы, исходящие из организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 г., если иное не предусмотрено договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии на них специального штампа "apostille" (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которыми снабжен этот документ. Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции 1961 г., если иное не установлено действующими договорами и соглашениями РФ с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения РФ за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел РФ. Официальные документы и акты, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, в соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принимаются к рассмотрению без специального удостоверения, если такие документы и акты изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции, по установленной форме и скреплены гербовой печатью.

Особо следует обратить внимание на устав религиозной организации. Статья 10 Закона о религиозных объединениях закрепила требование, согласно которому устав обязательно должен содержать следующие сведения:

1) наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

2) цели, задачи и основные формы деятельности;

3) порядок создания и прекращения деятельности;

4) структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

5) источники образования денежных средств и иного имущества организации;

6) порядок внесения изменений и дополнений в устав;

7) порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

8) другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Кроме того, согласно Приказу Минюста от 25 марта 2003 г., экземпляры устава должны быть исполнены в машинописной форме, идентичны, пронумерованы, прошиты и заверены руководящим органом (руководителем) религиозной организации.

Особо следует обратить внимание на сроки регистрации религиозных организаций. Согласно п. 8 ст. 11 Закона о религиозных объединениях, решение о регистрации либо решение об отказе в регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, принимается в течение одного месяца со дня представления всех необходимых документов. В иных случаях орган, принимающий решение, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы.

В Приказе Минюста от 25 марта 2003 г. N 68 не закреплены нормы, регулирующие процессуальный порядок принятия уполномоченным органом решения о регистрации религиозной организации либо решения об отказе в такой регистрации, в отличие от того, как это осуществляется в отношении государственной регистрации общественных объединений.

Вместе с тем, Законом о религиозных объединениях предусмотрена так называемая религиоведческая экспертиза, которая проводится в случае необходимости органом, осуществляющим регистрацию религиозной организации. Правовое регулирование проведения религиоведческой экспертизы осуществляется Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. N 565 "О Порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" *(126) .

Согласно этому нормативному акту, государственная религиоведческая экспертиза проводится по решению органа, принимающего решение о регистрации религиозной организации, при регистрации централизованной религиозной организации или местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию того же вероисповедания, выданного централизованной организацией, в случае возникновения у органа, осуществляющего регистрацию религиозной организации, необходимости проведения дополнительного исследования на предмет признания организации в качестве религиозной и проверки достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики.

Основными задачами экспертизы являются: 1) определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; 2) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах, относительно основ ее вероучения.

Экспертиза проводится образуемыми для этих целей экспертными советами. При государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, экспертизу проводит экспертный совет, образуемый Минюстом РФ. Правовой статус такого совета определен Положением об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ *(127) .

В соответствии с этим ведомственным актом, основными задачами Совета при проведении экспертизы являются: 1) определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики; 2) проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах; 3) разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.

По запросам органов субъекта РФ, принимающих решение о регистрации религиозных организаций, экспертизу проводят экспертные советы, образуемые органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. В случае необходимости орган субъекта РФ, принимающий решение о регистрации, вправе обратиться за заключением в экспертный совет, образованный Министерством юстиции РФ.

Состав экспертных советов (утвержденных как Минюстом РФ, так и органами исполнительной власти субъектов РФ) формируется из работников органов государственной власти, специалистов в области религиоведения и специалистов в области отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе экспертного совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

Запрос о проведении экспертизы направляется в экспертный совет органом, принимающим решение о регистрации религиозной организации, с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации. В своем запросе орган, осуществляющий регистрацию, должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем экспертный совет уведомляет орган, направивший запрос.

Экспертиза производится в течение трех месяцев с даты поступления запроса в экспертный совет (т.е. с даты фактического поступления документов в совет). В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений РФ в иностранных государствах, органов исполнительной власти срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом органа, принимающего решение о регистрации централизованной религиозной организации. В процессе своей деятельности экспертный совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.

Рассмотрение запроса органа, принимающего решение о регистрации религиозной организации, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание экспертного совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.

По результатам проведения экспертизы представленных документов экспертный совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов экспертного совета. Экспертное заключение в письменной форме направляется органу, принимающему решение о регистрации централизованной религиозной организации, с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания экспертного совета.

В результате проведенных процессуальных действий орган Федеральной регистрационной службы принимает одно из следующих решений: 1) решение об отказе в регистрации религиозной организации; 2) решение о регистрации религиозной организации.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации, в соответствии со ст. 12 Закона о религиозных объединениях, возможен в случаях, если:

1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ - со ссылкой на конкретные статьи законов;

2) создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

3) устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

4) в ЕГРЮЛ ранее зарегистрирована организация с таким же наименованием;

5) учредитель (учредители) некомпетентны.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции.

В случае отказа документы, представленные на государственную регистрацию, возвращаются религиозной организации на основании заявления. При этом в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе остаются копии всех документов, имевшихся в деле на момент отказа в государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации религиозной организации оформляется в виде заключения и объявляется распоряжением Министерства юстиции РФ либо решением уполномоченного должностного лица Министерства юстиции РФ или его территориального органа.

После принятия такого решения орган Федеральной регистрационной службы направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На их основании регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Орган Росрегистрации не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в ЕГРЮЛ записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в ЕГРЮЛ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»