Управление некоммерческой организацией. Система управления некоммерческой организацией Полномочия исполнительного органа некоммерческой организации

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Руководитель организации (в том числе бывший ) несет полную материальную ответственность за причиненный организации прямой действительный ущерб.

Убытки, причиненные в результате виновных действий директора (в том числе бывшего), возмещаются им организации только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченное на основании закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица выступать от его имени (как правило, таким лицом является генеральный директор или директор организации), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу. Такую же ответственность несут члены коллегиальных органов юридического лица, за исключением тех из них, кто голосовал против решения , которое повлекло причинение юридическому лицу убытков, или, действуя добросовестно, не принимал участия в голосовании .

Наряду с руководителем организации и членами коллегиального органа юридического лица к ответственности за виновные действия могут быть привлечены учредители АНО, которые имеют фактическую возможность определять действия юридического лица.

В пункте 25 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечается, что негативные последствия , наступившие для юридического лица, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности действий (бездействия) руководителя или иных вышеназванных лиц, поскольку возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. То есть любые негативные явления или финансовые проблемы не свидетельствуют о недобросовестности или неразумности руководителя, необходимо выявить именно его намерение причинить вред, осознанное совершение недобросовестных и неразумных действий, а также причинно-следственную связь между действиями руководителя и наступившими негативными последствиями . Получается, что директор не может быть привлечен к ответственности за причиненные юридическому лицу убытки в случаях, когда его действия (бездействие), повлекшие убытки, не выходили за пределы обычного делового риска.

Дела о взыскании убытков с директора именно некоммерческой организации (в том числе бывшего) рассматриваются судами общей юрисдикции .

Суды при вынесении решений исходят из конкретных условий рассматриваемого дела. Так, например директор может быть привлечен к ответственности, в том числе бывший руководитель организации за то, что он завышал зарплаты отдельным сотрудникам, заключал на невыгодных условиях договоры об оказании консультационных услуг, организовал командировки отдельных сотрудников.

С 30 июля 2017 года вступили в силу поправки, касающиеся привлечения к субсидиарной ответственности руководителей и учредителей организаций при банкротстве . Теперь виновными в банкротстве могут признать финансового директора и главбуха. А привлечь к субсидиарной ответственности недобросовестных руководителей и учредителей организации кредиторы смогут даже после завершения процедуры конкурсного производства.

Суть изменений законодательства состоит в том, что нести ответственность должны реальные, а не номинальные руководители и учредители. Поэтому номинального директора могут полностью освободить от ответственности , если он:

Докажет, что не оказывал определяющего влияния на решения компании. Допустим, заключал невыгодные сделки и выводил активы по указанию третьего лица ;

- укажет на это третье лицо и (или) поможет обнаружить скрытое им имущество должника.

Некоммерческие организации (НКО) представляют собой организации, созданные с целью производства товаров и услуг. Статус НКО не позволяет им служить источником прибыли для их учредителей. Так, в Гражданском кодексе РФ некоммерческая организация определяется как организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, а также иных целей .

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются:

  • - фонд;
  • - учреждение;
  • - общественная организация (объединение);
  • - потребительский кооператив;
  • - некоммерческое партнерство;
  • - автономная некоммерческая организация;
  • - объединение юридических лиц (ассоциация и союз).

Федеральный закон от 12 ноября 1996 г. «О некоммерческих организациях» применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории РФ постольку, поскольку иное не установлено иными федеральными законами. Этим федеральным законом определены формы НКО .

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» определяет общественное объединение как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения», и приводит ее следующие организационно-правовые формы :

  • - общественная организация;
  • - общественное движение;
  • - общественный фонд;
  • - общественное учреждение;
  • - орган общественной самодеятельности;
  • - политическая партия.

Учредительными документами НКО являются:

  • - устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации;
  • - учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.

Для регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются:

  • - заявление;
  • - учредительные документы;
  • - решение о создании организации;
  • - сведения об учредителях;
  • - документ об уплате государственной пошлины.

Исполнительный орган НКО может быть коллегиальным и (или) единоличным. Высшими органами управления НКО в соответствии с их учредительными документами являются:

  • - коллегиальный высший орган управления для автономной НКО;
  • - общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

К компетенции органов управления НКО относятся:

  • - изменение устава;
  • - образование исполнительных органов;
  • - утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, финансового плана.

Особенностью иностранной некоммерческой неправительственной организации является то, что она создана за пределами территории РФ в соответствии с законодательством иностранного государства, и ее учредителями (участниками) не являются государственные органы.

Среди НКО выделяются также автономные, частные, бюджетные учреждения.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Особенности правового положения бюджетных учреждений определены Бюджетным кодексом РФ . Так, ст. 161 Бюджетного кодекса определяет, что бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, оно не имеет права получать кредиты (займы), самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам, обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования идет процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

В соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения могут быть созданы путем их учреждения или изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение, и используются им для достижения целей, ради которых оно создано .

Особенности различных форм НКО приведены в таблице 1.

Таблица 1. Формы некоммерческих организаций

Формы некоммерческих организаций

Особенности функционирования некоммерческих организаций

Общественная и религиозная организации

Участники (члены) не сохраняют прав на пере-данное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы

Имущество, переданное фонду его учредителя-ми, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью

Некоммерческое партнерство

Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов

Учреждение

Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при не-достаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник

Автономная некоммерческая организация

Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность

Объединение юридических лиц (ассоциация и союз)

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами

Общественное объединение (общественная организация, движение, фонд, учреждение, политическая партия)

Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов

Государственная корпорация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации

Из таблицы 1 видно, что организационно-правовые формы некоммерческих организаций многообразны, и включают общественные и религиозные учреждения, фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Так, фонд представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующую социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Финансовые ресурсы фонда создаются за счет добровольных имущественных взносов в денежной форме, а также доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей целям, ради которых фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Попечительский совет фонда, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда.

Государственная корпорация - это организационно-правовая форма, не имеющая членства, утвержденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих и других общественно полезных функций (ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»). Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям» .

Некоммерческое партнерство - это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение определенных целей. Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Особенностью этой организационно-правовой формы является то, что члены некоммерческого партнерства при выходе из него имеют право получить часть имущества за исключением членских взносов. Кроме этого, при ликвидации некоммерческого партнерства часть имущества, оставшаяся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами в соответствии с внесенной долей.

Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, которая учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является ее собственностью. Она вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

НКО могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) некоммерческих организаций. Члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза.

При выходе из союза член несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Добровольные взносы и пожертвования характерны для общественных объединений, благотворительных фондов, религиозных организаций. При этом законодательство запрещает получать финансовую и иную материальную помощь политическим общественным объединениям на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Несмотря на то, что существуют разные способы организации НКО, их объединяет присутствие в структуре двух управляющих органов: в любой некоммерческой организации есть высший совет и исполнительный комитет.

Управление на основе членства

В НКО, которое сформировано на принципах членства участников, высшим управляющим органом может быть собрание. Однако важно понимать, что общественные организации, которые также относятся к некоммерческим, имеют огромное количество участников. В этом случае в совет или собрание входит ограниченное число членов, представляющих интересы определенных групп участников.

Органы управления такой организации могут решать следующие вопросы:

  • Внесение изменений и корректировка .
  • , в том числе (данные полномочия не относятся к вопросу ликвидации фондов, поскольку это находится в компетенции суда).
  • Определение стратегии развития и принципов формирования имущественных активов.
  • Назначение исполнительной власти организации и решения, связанные с прекращением ее полномочий.
  • Принятие и за год.
  • Формирование и принятие плана финансового развития НКО.
  • Решения об открытии филиалов, представительств.
  • Решение о вступлении в состав других фондов и организации.

Вступление в другие организации

В некоммерческих организациях, формирование которых не основано на условиях членства, высшим органом управления обычно является совет. Его функции и полномочия определяются уставом. Это постоянно действующий коллегиальный орган, функции которого заключаются в следующем:

  • Утверждение финансовой отчетности.
  • Принятие решений об открытии филиалов/представительств.
  • Принятие решений об участии в других фондах и организациях.

Необходимо заметить, что, если у НКО только один учредитель, в создании такого коллегиального органа для управления необходимости нет.

Компетенция исполнительного органа

В большинстве НКО исполнительный орган в своей деятельности опирается на положения, прописанные в .

Данное подразделение НКО может быть коллегиальным. Им осуществляется непосредственное руководство, а подчиняется он непосредственно высшему органу, осуществляющему управление деятельностью организации.

Все структуры НКО должны осуществлять свои функции исключительно в интересах организации, в противном случае на них можно воздействовать дисциплинарно или материально с целью возмещения причиненных убытков.

И члены управляющих структур должны осуществлять четкий контроль над деятельностью организации, обеспечивать отсутствие столкновения интересов.

Структура органов управления некоммерческой организации зависит от того, основана ли организация на членстве. Тем не менее, общим для всех организаций является наличие двух органов управления: «высшего» - волеобразующего и «исполнительного» - волеизъявляющего. Исполнительный орган является постоянно действующим.

1. В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом является обычно собрание (съезд) участников. Поскольку многие общественные организации являются массовыми и имеют значительное количество членов, учредительными документами может быть предусмотрено, что в работе высшего органа принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные). Такой высший орган обычно называется съезд либо конференция. Попробуйте сформулировать, какое количество голосов имеет уполномоченный. Обязан ли он следовать указаниям выдвинувших его членов по выносимым на голосование вопросам?

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов (п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ):

· изменение устава некоммерческой организации;

· реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, которая проводится по решению суда);

· определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

· образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Определите, является ли эта компетенция исключительной, то есть могут ли эти вопросы быть делегированы другим органам некоммерческой организации согласно ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. К чьей компетенции относится изменение учредительного договора?

2. В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами: совет учредителей, либо лиц, назначаемых учредителями, например, наблюдательный совет, попечительский совет в некоммерческом фонде (ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), правление – в государственной корпорации. За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций) ограничений в отношении субъектного (персонального) состава такого органа законодательство не предусматривает.



Следует учитывать, что в организациях с единственным учредителем (например, учреждение) высший коллегиальный орган зачастую вообще не создается, а соответствующие полномочия реализуются непосредственно учредителем.

Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительский, наблюдательный, художественный совет, правление, политсовет, комитет партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве. К их ведению может быть отнесено, в частности:

· утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

· утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

· создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

· участие в других организациях.

Структура и функции этих органов должны определяться уставом с учетом ограничений, установленных для отдельных организационно-правовых форм.

Членам высшего органа управления могут компенсироваться расходы, непосредственно связанные с участием в работе этого органа, однако некоммерческая организация не вправе выплачивать им вознаграждение за выполнение возложенных на них функций (ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

3. Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации.

Исполнительный орган может быть как коллегиальным, так и единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления. К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления (ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК РФ). В случае нарушения этого требования, они могут быть привлечены к дисциплинарной или материальной ответственности и обязаны возместить причиненные организации убытки.

Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.

Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего, интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации (ст. 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Вопрос о совершении некоммерческой организацией сделок, в которых имеется заинтересованность, то есть усматривается возможность расхождения собственных интересов заинтересованного лица (как сотрудника, родственника, кредитора или участника контрагента) и интересов руководимой им некоммерческой организации, относится к компетенции органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью – то есть решение об их совершении принимает не само заинтересованное лицо, а иной независимый орган (см. ст.27 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Если этот порядок не соблюден, то сделка является оспоримой.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об этих организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 436-ФЗ статья 29 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4.1

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»