Сценарий русской народной сказки для детей младшей группы. Как коза избушку построила. Сценарий театральной постановки «Как коза избушку построила Кто автор как коза избушку построила

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит —и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева —они и побежали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут —твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени желуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днем и ночью шумят —твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать —всю шерстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к березе:

— Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула березка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ по мотивам унс
«КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА»

Звучит музыка (рнп «Ах, вы сени, мои сени»)

Вед. В одной деревушке старушка жила,
Её Говорухой родня прозвала.
Могла говорить она день без умолку,
В хозяйстве от этого не было толку.
То долго проспит Говоруха, то долго зевает,
То ищет вдруг что-то, то что-то теряет.
При этом она постоянно бормочет,
Ворчит и бубнит. Не понять: чего хочет?
Пока Говоруха ворчит там и тут,
Коза и козлята голодные ждут.
Пока про них вспомнят, горюет Коза,
Козлятки грустят, опускают глаза.
Им хочется плакать, им хочется есть,
Скакать по лужайке, на травку присесть.
И вот, натерпевшись, сказала Коза:
Коза: - Козлятки, детишки, не прячьте глаза!
Скажу по секрету вам, дочка, сынок:
Мы здесь доживаем последний денек.
Как только откроет хозяйка сарай,
Сюда не вернемся, малыш, так и знай.
Вед. Пришла Говоруха, открыла сарай:
Говоруха: - Коза, где ты там? Ну, иди погуляй!
Вед. Коза и козлятки на волю попали.
Здесь было для них всё, чего ни желали:
Душистая травка, зеленый лужок,
Ручей говорливый, шалун-ветерок.
Пришла к концу дня Говоруха к сараю.
Говоруха: Ой, где жеж козлятушки, где жеж, не знаю?
Ай-яй, ай-я-я-яй, ой-ёй, ой-ё-ёй!
Пойду-ка прилягу скорее домой.
(Звучит фонограмма звуков леса).

Вед. В лесу у ручья Коза ночь ночевала,
Козлятам луна сладкий сон навевала.
А утро пронзили всех птиц голоса,
И радостной, свежей проснулась Коза.

Коза: - Вы, ребятки, умывайтесь,
Чистенькими быть старайтесь!
Козленок: - Скажи-ка нам, мама: где жить теперь станем?
Коза: - Мы сами построим избу, не устанем.
Вот только местечко для дома найдем.
Пойдемте поищем, по лесу пройдем.

(Звучит музыка - «Как пошли наши подружки». Пока Коза и козлята обходят вокруг деревьев, на первом плане появляется яблонька).

Вед. Вот яблонька дикая, кров неплохой.
Коза: - Мне можно построить избу под тобой?
Яблоня: Ах, что ты, Коза, на мне яблочки в ряд,
Созреют, посыплются прямо в козлят.
Козляток твоих ушибут, напугают.

Коза: - Жаль, яблонька. Детки, пойдемте гулять,
В лесу будем новое место искать.
(Музыка)

Вед. Вот дуб на поляне, могуч и силен.
А что, интересно, Козе скажет он?
Коза: - Скажи, великан, ты могучий, большой,

Дуб: - Ах, что ты, Коза, к желудям присмотрись:
Созреют - посыплются желуди вниз,
Козляток твоих ушибут, испугают.
Для дома получше места выбирают.

(Музыка)

Вед. Вот ель стоит пышная, шишки - игрушки,
Резвятся бельчата на самой макушке.
Коза: - Скажи мне, красавица с кроной большой:
Могу я построить избу под тобой?
Ель: - Ах, что ты, Коза! Видишь: шишки блестят,
Созреют - посыплются прямо в козлят.
Ребяток твоих ушибут, испугают.
Для дома получше места выбирают.
Коза: - Спасибо тебе за твой добрый совет.
Пойдемте, козлятки, здесь места нам нет.
(Музыка)

Вед. А вот и осинка растет молодая,
Такая вся хрупкая, фея лесная.
Коза: - Ответь мне, осинка, качая листвой:
Могу я построить избу под тобой?
Осинка: - Ах, что ты, Коза! Я дрожу на ветру
И в холод, и в дождь, даже летом в жару.
Листочки мои постоянно шумят,
А раз шелестят - напугают козлят.
Зачем строить дом, где вас кто-то пугает?
От страха козлятушки не засыпают.
Ищи, чтобы было местечко надежно,
Чтоб не было в вашей избушке тревожно.
Коза: - Спасибо, осинка, за добрый совет.
Пойдемте, козлятки. И здесь места нет.
(Музыка)

Вед. А вот куст-шиповник, красавец какой,
Тенистый, пушистый, совсем молодой.
Коза: - Ответь мне, шиповник, качая листвой:
Мне можно построить избу под тобой?
Шиповник: - Ах, что ты, Коза! На шипы погляди!
Скорее козлят от меня уводи:
Колючки торчат средь шипов там и тут,
Игривым козляткам их шкурки порвут.
Козляток поранят и перепугают.
Для дома получше места выбирают.
Коза: - Спасибо, шиповник, за добрый совет.
Пойдемте, козлятки, здесь места нам нет.
(Музыка)

Вед. А вот на поляне березка растет,
Качает ветвями, как будто зовет.
Коза: - Ответь мне, береза, качая листвой:
Могу я построить избу под тобой?
Береза: Конечно, Коза, строй избушку свою!
Укрою вас в холод, и в дождь, и в жару.
Да лучшего места вокруг не сыскать:
Здесь можно резвиться, по травке скакать.
Я буду от ветра вас всех защищать,
А ночью вам песенки-сны напевать.
Коза: - Спасибо, березка, ты - верный наш друг!
Теперь за дела. Молоточек, тук-тук!
Вед. Козлятки носили бревно за бревном,
По бревнам стучала Коза молотком.
И вот - новый дом! Будто был всегда тут.
Коза и козлятки в нем мирно живут.

(Музыка - рнп «Как у наших у ворот», общий танец).

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает елка.
- Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»

Цели занятия

Воспитательные - продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.

Развивающие - развивать слуховую и зрительную память детей.

Оснащение:


    вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;


    фланелеграф;


    изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);


    изображения деревьев (см. рис. 39);


    шапочка козы;


    индивидуальные зеркала для каждого ребенка;


    большое зеркало;


    картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41 );


    карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;


    цветные карандаши.

Ход занятия

    Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)

    ^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.

Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.

Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.

Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.

    ^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.

    ^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху - сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.

Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу - вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].

Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка - на губах улыбочка, глаза веселые.

Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке

деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) - провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.

Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.

Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву - соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.

Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.

    ^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.

    Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 3

^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.

^ Цели занятия

Воспитательные - продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).

Развивающие - продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.

Оснащение:


    поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);


    «Чудесный мешочек»;


    карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);


    мнемокарта (см. рис. 43).

Ход занятия

^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:

Встанем дружно мы в кружок,

Встанем мы тихонько.

Ждем, кто в гости к нам придет,

Кто подарки принесет?

Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.

^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).

Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка... Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.

Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.

Крутись, вертись,

На место ложись.

Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем - вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.

Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.

^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.

Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона - елка, береза, дуб; вторая сторона - береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).

Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина - яблоня, шиповник).

^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).

Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.

Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.

Рис. 40. Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки

Театрализованное занятие по развитию речи «Как коза избушку построила» (2 мл. гр.)

Цель: Побуждать к игровому и речевому взаимодействию со взрослыми и сверстниками; развивать фонематический слух, речевое внимание.

Материал. Картинки с изображением яблони (ветка с яблоком, елки, дуба, осины, куста шиповника, березы; белые шапочки-ободки (для детей и воспитателя) .

На стенде расставлены картинки.

Ход игры.

Воспитатель (обращается к детям). Узнали эти растения? Вот, ., яблоня, это… елка, дуб, осина; это куст шиповника… (Интонацией побуждает детей называть изображения). Кто скажет, в какой сказке «собрались» все эти деревья? Правильно, в сказке «как коза избушку построила». Может разыграем эту сказку? Садитесь. Я исполню роль мамы-козы, а вы - моих козлят. (Дети надевают на головы ободки). Вот что я вам скажу, мои дорогие козлятушки. Уж очень ленива наша хозяйка. Травки нам не дает, не поит нас водицей ключевой. Уйдем от нее. Пойдем искать место, где можно будет построить новую избушку. (Снимает со стенда картинки и расставляет их в разных местах групповой комнаты). Вот яблоня растет. Пойдем к ней, скажем все вместе: «Яблонька, яблонька! Можно нам под твоими ветками избушку построить? »

Воспитатель. Подошли дети-козлятки и мама-коза к елке.

Воспитатель и дети подходят к картинке «Елка».

Воспитатель и дети (вместе). Елка, елка! Можно нам под твоими ветками-лапами избушку построить?

Елка. Не стройте подо мной избушку. Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найдите место получше.

Воспитатель. Пошли коза с козлятами дальше. (Все подходят к картинке «Дуб»). Вот высокий дуб стоит, спросим хором: «Дуб, дуб! Можно нам под тобою избушку построить? »

Дуб. Не строй, коза, подо мною избушку. По осени желуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Воспитатель. Пошли, козлятушки, к осине. (Подходят к картинке) .

Воспитатель и дети. Осинка, осинка! Можно нам под тобою избушку построить?

Воспитатель. Затряслась осинка всеми веточками, всеми листьями.

Осинка. Мои листочки днем и ночью шумят - твоим деткам, коза, спать не дадут. Найди местечко получше!

Воспитатель. Нечего делать, отправилась коза с козлятками дальше, к кусту шиповника.

Подходят к картинке, хором просят: «Шиповник, шиповник! Можно под тобою избушку построить? »

Шиповник. Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон на мне какие колючки острые! Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шерстку себе повыдерут. Ступайте дальше, ищите местечко получше!

Воспитатель. Пошли коза с козлятушками к березе.

Воспитатель и дети. Березка, березка! Можно под тобою избушку построить?

Воспитатель. Качнула березка веточками.

Березка. Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строите подо мной избушку.

Коза. Козлятушки-ребятушки, построим дом все вместе? Возьмем большой молоток, постучим: тук-тук-тук. (Показ; все дети повторяют звукосочетание 5-6 раз, имитируя движения). А теперь нам понадобятся маленькие молоточки. Прислушайтесь, как стучит молоточек: тюк-тюк-тюк. А теперь скажем все вместе. (Дети произносят звукосочетание 5-6 раз, имитируя движения молоточка). Но у нас есть и большие гвозди. Забивать их будем большими молотками… Как мы скажем? Все вместе.

Теперь закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит. (Не придерживаясь системы, воспитатель произносит звукосочетания 4-5 раз, дети отгадывают, какой стучит молоток) .

Построили дом! Будем жить-поживать. Проголодались? Тогда сварим кашу: шух-шух-шух. Как шипит кашка? Пожалуйста, повторите. (Дети произносят звукосочетание 5-6 раз, имитируя движения). Каша вкусная, сладкая! Что же, берем ложки, и… .за стол (Дети имитируют движения). Так, поели кашки, а молоко? Подставляйте кружки, я налью вам молока… Пейте! (Дети имитируют движения). Наелись? Тогда отправимся на лужайку, попрыгаем, побегаем, покружимся.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»