На чем едет поезд топливо. Электричка - это общественный транспорт. Познавательная информация об электропоездах. Об управлении поездом

Подписаться
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:

на каком виде топлива ездят поезда? и получил лучший ответ

Ответ от ***[гуру]
Паровозы ездили на угле. Сейчас (ретро-поезда) - на топочном мазуте, там форсунку в топку приделали.
Паровоз на дровах не поедет, не поднимется давление в котле. Да и в тендере места не хватит для такого "топлива". Дров надо будет вагонов шесть.
Тепловозы используют солярку, ту же что на АЗС льют. Одной заправки (5т) тепловозу ЧМЭ-3 зватает примерно на 5 дней средней работы по станции.
Электровозы и электропоезда ездят благодаря электрическому току.
И касаемо определения "поезд": поезд это группа вагонов во главе с локомотивом.
У электропоезда - это секция (2 вагона). Она так устроена, что технически всегда должен быть моторный и прицепной вагон. Обратите внимание, что число вагонов в электричке по этой причине всегда ЧЕТНОЕ.
Так называемый "многосекционный поезд" с несколькими запараллелеными локомотивами.

Ответ от Pavel Zelencov [гуру]
Какие? Сейчас в основном электровозы


Ответ от Natalia Nalimova [гуру]
на разном. у нас чаще всего на электротяге или на дизеле.


Ответ от Aka Diesel [гуру]
На разном, электричестве, дизтопливе, угле, и наконец на дровах.


Ответ от Клещ [гуру]
на дизельном


Ответ от Виталий [новичек]
На дизельном


Ответ от N/a [активный]
спирт) хД
в основном на дизеле)


Ответ от Victor kirshenmann [гуру]
Паровозы на дровах, угле, более поздние на солярке. Тепловозы на солярке, Электровозы используют эл. энергию. Только всё это не поезда, а локомотивы. Поезда составляются из вагонов. Есть понятие электропоезд, так он использует эл. энергию, например в метро.


Ответ от Sash! [гуру]
Непосредственно привод колёс у всех электро. Электровозы берут из сети, а тепловозы от своего генератора на дизельном топливе.

Что такое поезд вообще? Это ряд вагонов без двигателя, тянет которые по рельсам локомотив. Он же движется за счет мотора - электрического или комбинированного (дизеля и электродвигателя). Один локомотив может тянуть несколько десятков вагонов. Когда одного локомотива недостаточно, то состав тянет пара или даже несколько пар электровозов или локомотивов.

Какие бывают моторы у локомотива?

  • Электромоторы используются только в поездах, которые ездят по одному рельсовому пути на короткие расстояния. Такие поезда получают электроэнергию от проводов, протянутых выше рельсового пути. Исключением являются электропоезда метро — они получают электроэнергию через третий рельс на пути.
  • Комбинированные моторы способны обеспечить такую мощность, чтобы двигать локомотивы, тянущие за собой товарняки с тяжелым грузом. Сгорающее дизельное топливо приводит в действие генератор, который вырабатывает электричество, а электричество питает моторы, приводящие в движение колеса.
  • Ранее электро- и комбинированных моторов в локомотивах, в паровозах стояла паровая машина (именно поэтому тогдашние локомотивы назывались паровозами). Паровая машина приводились в действие с помощью перегретого пара, который получали, сжигая в топках уголь или дрова.

Почему у поезда стучат колеса?

Рельсовое полотно состоит из отдельных отрезков рельс в 25 метров каждый. Между ними есть небольшой зазор, он необходим потому, что в летнюю жару металл имеет свойство расширяться, а в зимние холода наоборот сужаться. И данные зазоры обеспечивают подвижность металла без ущерба его эксплуатации.

Характерный стук колес получается от того, что вагону приходится «запрыгивать» на следующий отрезок рельса, ведь край рельсы, когда на нее наезжает колесо поезда, под весом состава слегка прогибается.

Стук повторяется в определенной последовательности, которая зависит от веса состава и его скорости.

В странах, где резкие перепады температур совсем незначительны, рельсы укладываются без зазора и колеса вагона едут по ним без стука.

Почему нумерация вагонов в поезде не всегда “с головы” и какие вагоны бывают

Обычно «голова едет впереди» в тех составах, которые двигаются из начальной станции. И наоборот - при отправке из конечной. Но по дороге направление может несколько раз меняться, и локомотив оказывается то с одного, то с другого конца состава. А на станции Киев-пассажирский привычная фраза «нумерация с головы (или хвоста)» теперь заменена новыми ориентирами - восточным или западным направлениями.

Так что, для того, чтобы разобраться откуда начинается нумерация, следует внимательно слушать, что говорит “тетка, которая объявляет о прибытии поезда”.

Как расположены вагоны и можно ли садиться не в свой вагон

Плацкартные вагоны всегда находятся по краям состава, а купейные, СВ и вагон-ресторан - в центре поезда. То есть, если вы купили билет в купейный вагон, вам стоит сразу направляться в центр состава.

А на станциях, где небольшое время остановки, вы можете садиться в ближайший вагон, а затем пройти в свой уже в движущемся поезде.

Потому что далеко не всем такое даётся легко. Многие остаются “чайниками” и после пяти поездок, потому что метод “разобраться на месте” не для них. Для них лучше иметь четкие и понятные готовые схемы.

Покупка билета

Билет можно купить в кассе вокзала нужного направления, на терминале в вокзале и через интернет. У каждого способа свои достоинства и недостатки. В любом случае, тебе стоит зарегистрироваться на сайте РЖД, а также покупать билеты заранее: во-первых, пока не раскупили тех, что подешевле, во-вторых, если за два месяца, то и сами билеты дешевле.

Если ты достаточно состоятельна, чтобы не думать о цене билетов, найди себе за 500 рублей студентку, которая поможет тебе разобраться с билетами, сэкономишь себе нервы.

Сайт РЖД хорош тем, что, где бы ты ни покупала билеты, ты можешь быстро посмотреть, на какие поезда и какие места они есть, это уменьшит раздражающую возню на кассе или у терминала.

Через сайт покупать немного дороже и платить надо банковской карточкой, но зато тебе не придётся нервничать из-за толпы за спиной и от попыток сформулировать, чего тебе надо.

На терминале оплата производится также карточкой, и к нему тоже, вероятно, будет очередь, но тебе не придется ни с кем разговаривать, только жать на кнопочки.

С кассой, вероятно, всё понятно. Там можно платить наличными или карточкой, кассир отвечает на любые связанные с билетами вопросы, главное, сказать, на какое число и по какому направлению тебе нужны поезда.

Сайт также позволяет следить за акциями и скидками, которые обычно приходятся на вторник. Не поленись заглянуть в соответствующее меню, если сэкономить тебе всегда приятно.

Когда смотришь расписание поездов, помни, что сутки начинаются в полночь и заканчиваются в полночь. Иногда может показаться, что на нужный вечер нет билетов, но стоит поставить в качестве даты следующий день, и ты узнаёшь, что в 00.05 ночи как раз есть местечко на поезде нужного направления.

Также помни, что время РЖД в любой части России идентично московскому времени, и полуночный, согласно расписанию, поезд в твоём городе может отправляться в четыре утра по местному времени.

Некоторые электронные билеты необходимо распечатывать на терминалах. Посмотри на png или pdf файле, который прилагается к описанию твоего билета.

Помни, что билет должен быть на тот документ, который ты 100% возьмёшь в поездку. Бывали случаи, когда покупали билет на обычный паспорт, а сесть пытались по загранпаспорту.

Кстати, по билету, в том числе распечатанном, можно бесплатно посетить туалет на вокзале в последний час до отбытия поезда и в течение часа после прибытия.

Выбор места

Большинство пассажиров ездит в обычных купе, в плацкартном вагоне или на сидячих местах. Первое дороже второго, что касается третьего, то всё зависит от поезда. В экспрессах вроде “Сапсана” очень дорогие места, но зато доезжают они часа за четыре: утром села, днём на месте.

В купе с тобой будет не больше трёх взрослых (хотя к ним возможны ещё парочка дошколят), но угадать, что это будут за взрослые и насколько небезопасно с ними в одном помещении, невозможно. Иногда везёт, и ты едешь в купе совсем одна.

В плацкартном вагоне самые укромные места – боковые, особенно верхние. На нижние тебе, по правилам вежливости, до отбоя и после подъёма придется пускать соседей сверху. Но для того, чтобы комфортно чувствовать себя на верхней полке, требуется определённая ловкость и небольшие габариты. Впрочем, высокие люди часто тоже предпочитают верхние полки, чтобы, когда они лежат, люди замечали их ноги в проходе, а не натыкались на них.

Самые дешёвые места, конечно, у туалета, но там время от времени принимается толкаться народ и дверь всё время хлопает над ухом. А иногда и запахи долетают.

В сидячем вагоне порой удаётся лечь поперёк двух сидений, но не очень надейся на это. И поездка в нём станет настоящим мучением, если у тебя проблемы с позвоночником.

Иногда можно купить билеты на экспрессы или поезда повышенной комфортности по цене плацкартных. В этих поездах хватает розеток, можно смотреть кино по телевизору, порой выдают ланч и могут стоять кофейные аппараты.

А, да, бери ночные билеты с бельём, иначе придётся докупать на месте.

Сбор вещей

Переодеваться в поездах очень неудобно. То, что заменит тебе пижаму, можно надеть под обычную одежду. Некоторым проще спать не переодеваясь, особенно если на месте вскоре после прибытия будет доступен душ.

Возьми лишнюю простынь или большой платок, если хочешь занавесить своё место и почувствовать себя более уединённо.

Поездку в сидячем вагоне облегчат надувная дорожная подушка и что-то, что можно подсунуть под поясницу. Тонкий, компактно сворачивающийся плед тоже сделает путешествие комфортнее.

Зимой может иметь смысл взять с собой тапочки, чтобы ходить в туалет, не влезая в сапоги всякий раз. Лучше всего одноразовые или пластиковые, которые можно помыть. Возьми и пакетик, чтобы тапочки упаковывать, а не класть к чистым вещам.

Влажные салфетки или сочетание бутылочки воды и полотенчика (если ты брала билет с бельём, полотенце туда входит) поможет тебе привести себя в порядок утром быстро, не дожидаясь очереди в туалет. Кроме того, на верхних полках бывает душно, если обтирать лицо и шею, будет легче.

Жарким летом в вагоне без кондиционера может спасти простой дешевый веер из киоска. Он практически ничего не весит и не занимает места.

Носовые платки тоже могут очень пригодиться. Не только по прямому назначению, но и чтобы, например, быстро вытереть пролитое на стол или на себя.

Есть люди, которые предпочтут спать в легкой толстовке с капюшоном – на случай, если слишком сильно будет работать кондиционер. Стоит взять с собой и носки, даже если едешь в самый жаркий день. Вечером может оказаться холоднее.

Пауэрбанк и наушники – отличная идея. А ещё – блокнот и ручка.

Бутылочка или две питьевой воды, обязательно маленьких. Привычная еда, если ты хочешь сэкономить или опасаешься оказаться в ситуации выбора между печеньем и чипсами.

Не забудь о зубной щётке и пасте. Даже если брезгуешь чистить зубы в туалете поезда, но поездка продлится не больше суток, сможешь почистить зубы в кафе на месте, например, там обычно чище.

Расчёска, запасные резинки для волос. В общем, постарайся подумать, какие небольшие вещи нужны тебе для достижения комфорта и приведения себя в порядок.

Анальгетик, антигистаминное, лейкопластырь, перекись водорода и средство от диареи – верные друзья путешественника.

И, конечно, не забудь паспорт и полис.

Укладка вещей

Количество вещей должно быть такое, чтобы ты их могла нести сама, даже если уверена, что здесь тебя посадят, а там – встретят.

Одежду лучше укладывать, сматывая плотным рулончиками, а не складывая, как в шкаф. Кстати, рулончиками она и мнётся меньше.

То, что ты будешь вытаскивать в поезде, укладывай наверх чемодана или рюкзака, а ещё лучше – в отдельную небольшую сумку. Внутри сумки вещи лучше всего распределить в несколько разных на вид объёмных косметичек. Мужчинам это тоже будет удобно, косметички бывают очень нейтральные на вид.

Посадка на поезд

На билете, электронном или обычном, указан вагон и номер поезда. В здании вокзала у выхода к поездам висит табло, на той его части, которая посвящена отбывающим поездам, напротив номера твоего поезда будет номер платформы. Если ещё нет, то и поезд не подали.

Если от волнения у тебя ухудшается зрение и понимание речи, сфотографируй на смартфон табло прибытия и посмотри нужную информацию, приблизив картинку у себя на экране.

Номер вагона чаще всего указан на табличке в окне вагона, ближайшем к одной из дверей.

Постарайся приходить к поезду не позже, чем за 10 минут до его отхода. Поезда не ждут.

Если билет бумажный и у тебя на руках, а поезд вот-вот отойдёт, не беги к своему вагону, проси проводника ближайшего к тебе впустить, а потом дойди до нужного вагона внутри поезда. Это возможно почти всегда.

Подойдя к своему вагону, приготовь заранее паспорт и билет (если он не электронный).

Верхние места имеют чётные номера.

Пройдя к своему месту, сядь спокойно и сиди, пока все не войдут, иначе будешь мешать людям или придётся всё время дёргаться. Если, конечно, у тебя громоздкий чемодан, его стоит сразу убрать. Если твоё сиденье поднято и ты не умеешь его опускать, найди того, кто рядом успешно опустил своё, и попроси разрешения пока посидеть там.

Тебе будет удобнее ориентироваться, если ты заранее посмотришь в интернете схему вагона и будешь понимать, где примерно твоё место: возле туалета, возле проводника или в середине.

Маленькие таблички с номерами мест находятся или слева от дверей купе, или на перегородках в плацкартном вагоне возле нижних мест. В сидячих вагонах они могут быть возле багажных полок или на спинках сидений.

Ты можешь попробовать сама опустить свою полку, если она поднята. Верхнюю полку в плацкарте удерживают маленькие металлические штучки, торчащие из стены. Если аккуратно на такую надавить, она складывается, и полка может пройти мимо неё. В купе нижнюю полку удерживает разложенная лестница возле двери; придерживая край сиденья, сложи лестницу и аккуратно сиденье опусти на место.

Нижнее боковое место в плацкартном вагоне представляет из себя складывающийся столик и два кресла. Чтобы превратить столик в кровать, присоединив его к стульям, подними край столика и двигай его в направлении окна, затем переверни мягкой стороной вверх. Чтобы середину кровати превратить обратно в столик, зацепи мягкий язычок возле стены и поднимай столик за него, переверни твёрдой стороной вверх и постарайся краем, оказавшимся у окна, попасть в специальные фиксаторы.

Раскладывание вещей

Если у тебя нет с собой ничего особенно тяжёлого, то обычно пассажиры нижних мест занимают багажом пространство под своим сиденьем, а верхних - полки для вещей (там ещё лежат одеяла). Если у тебя тяжёлый чемодан, ты в любом случае не должна тащить его наверх. Если место под нижним сиденьем уже всё занято соседом, попроси разрешения сложить чемодан под сиденьем соседа напротив.

Обувь оставляют под нижним сиденьем так, чтобы она не мешала соседу и не высовывались в проход.

Полочка в головах или над серединой твоего места очень удобна для складывания мелочей, но ты воздержись, если знаешь, что можешь впопыхах что-то забыть или вообще человек рассеянный. С этих полочек в депо постоянно выгребают очки, расчёски, смартфоны и косметички.

Сразу распредели сумки, в которые залезать не намерена, на места, и сложи их так, чтобы залезть внутрь, не вытащив сумку, было неудобно. Сумочку с тем, что будешь вытаскивать во время поездки, для начала повесь на крючок, потом можешь переложить за подушку, когда расстелишь постель. Верхнюю одежду вешай на тот же крючок и не оставляй в карманах ничего ценного.

Постель

Обычно на верхнем месте лежат два скатанных вокруг подушек матраса и два пакета с бельём, а на полках для вещей под самым потолком – одеяла.

Если ты намерена немедленно лечь (но, кстати, подожди, пока проводник у всех проверит билеты), то сними один из матрасов вниз. Если едешь на верхнем месте, в плацкартном вагоне сбоку поставь его стоймя на одно из кресел нижнего места, в другом случае клади плашмя. Свой матрас смести в конец постели так, чтобы тебе было удобно его раскатывать, словно разворачивая подушку. Матрасный ролик в исходной позиции лежит на своём краю, повёрнутый этим краем к стене. Прежде, чем раскатать его, если он лежит на верхней полке, найди железную скобу на краю постели и подними её стоймя. Она будет придерживать матрас, чтобы он не елозил и не сверзился вниз с тобой вместе.

Вскрой свой комплект белья. Сразу найди и положи на полочку в головах полотенце, достань наволочку и надень её на подушку. Останутся простынь и пододеяльник или две простыни. Одну ты аккуратно раскладываешь на матрасе, заправляя сначала с внешней стороны, потом с внутренней. Если на верхнем месте, то будет удобнее заправить дальний край, когда ты уже заберёшься наверх. Вторую расправляешь сверху и кладёшь, если надо, одеяло. Если тебе некомфортно возиться, запихивая его в пододеяльник, то и не обязательно.

Если бельё в пакете оказалось мокрым (это большая редкость), подойди к проводнику или, если соседа нет, вскрой другой пакет.

Если твой сосед сверху или снизу раньше тебя начал расстилать постель, не толкайся с ним, а подожди, когда он закончит. По правилам вежливости сначала стелется тот, кто едет сверху, но это не все знают.

Чтобы забраться в постель на верхнем месте, в купе есть специальные маленькие лесенки для ног и сверху скоба, чтобы ухватиться рукой. В плацкарте наверху тоже есть скоба, у окна, а забираться надо по крохотным железным ступенечкам на двух сторонах от прохода сквозь вагон.

Еда и напитки

Дороже всего покупать их на вокзале, чуть дешевле – в самом поезде. Опытные путешественники берут с собой ланчбоксы с готовой едой, лучше всего такой, которую рассыпать по всему вагону трудно, например, бутербродами и целыми овощами. Хорошо бы, чтобы еда не очень пачкалась. Напитки лучше брать в маленьких бутылках, с большой может оказаться неудобно возиться, особенно на верхнем месте. Если боишься разлить чай из обычного стакана, но хотела бы пить в поезде горячее, возьми термокружку.

Кипяток бесплатен, неважно, купила ли ты что-то у проводника. Таковы правила РЖД!

В дорогой билет может входить (а может и не входить) ланч или завтрак. В “Сапсане” еду продают с тележек, которые проводники возят по вагонам, и это, понятное дело, недёшево. В большинстве обычных поездов есть вагон-ресторан, о его наличии и расположении можно спросить проводника. Кроме того, у самих проводников можно купить кофе из пакетика, чай из пакетика, лапшу быстрого приготовления и разного рода закуски. В двухэтажных поездах кофе и закуски можно купить на первом этаже в автомате.

Если проводник не сам налил тебе чай, а только выдал стакан и пакетик, можешь попросить его налить кипятка, обычно они не отказывают, или попробовать сама найти краник у большой железной штуки с кипятком внутри – увидишь такую, сразу опознаешь без дополнительных описаний.

Кстати, если стесняешься говорить с проводником, пиши ему на бумажке вопросы. Не бойся выглядеть странно, он решит, что у тебя или ларингит, или ты немая. Какая разница ему, в конце концов, в какой форме он вопрос получит – он всё равно ответит.

Иногда поезд делает длинные остановки на промежуточных станциях. Они обычно указаны в индивидуальном расписании поезда на сайте или на табличке возле двери проводника. Там можно выйти и купить горячей еды. Главное, следить за временем и вовремя вернуться.

Туалет

Туалеты обычно находятся с обеих сторон вагона, если только с одной – разберёшься на месте.

Лучшие туалеты – в “Сапсане” и ему подобных новых экспрессах, в плацкартных и простых сидячих вагонах выбор из двух типов: биотуалет или туалет с дыркой на улицу. Унитаз там и там будет железный. Разница будет в том, что в первый нельзя кидать использованную бумагу и смыв производится специальной кнопкой, а во втором – педалью, которую легко найти ногой справа от унитаза у самого пола. Надавливать подошвой надо на самый её край, так смывается лучше.

Не пытайся пойти в туалет без обуви, откроешь дверь и поймёшь, что надо бежать назад обуваться. Обязательно забери с собой в туалет сумочку, в которой у тебя лежат паспорт, кошелёк и девайсы. Воровство случается не так часто, как пугают, но играть в эту лотерею не стоит.

В туалете почти всегда холодно, кроме совсем уж тёплых летних дней. Стульчак не опускается, не пытайся. Можно попробовать встать на унитаз старого типа ногами, если ты уверена в своём чувстве баланса – там даже специальные расширения под подошвы. Но лучше оглянись на тему того, нет ли в кабинке одноразовых бумажных сидений. Накладывай лучше сразу два-три, тогда будет более-менее комфортно.

Если нет одноразовых сидений, отмотай полос туалетной бумаги, аккуратно разложи их на очке унитаза и постарайся не смахнуть, когда садишься. Но вообще можно купить сиденья заранее и взять с собой с десяток.

Чтобы помыть руки, на краник умывальника обычно надо надавить снизу.

В случае с биотуалетом ты можешь обнаружить, что мусорное ведро так наполнено, что страшно туда добавлять своё. Оторви побольше бумажных полотенец (висят на стене), накинь сверху на мусор, и теперь не страшно уминать.

Гораздо гигиеничнее вытереть руки влажными салфетками, чем пользоваться умывальником в туалете поезда.

Не стесняйся пользоваться освежителем воздуха, если он есть в туалете.

Если туалет старого типа, то за 40 минут до остановки его закрывают. Открывают тоже через 40 минут после стоянки. Едешь ночью – лучше не жди утра, а встань среди ночи и сходи в уборную, иначе утром можешь простоять длиннющую очередь и обнаружить, что делала это зря.

Проводник

К проводнику можно обратиться не только за чашкой чая и пакетиком чипсов. Если кому-то требуется “Скорая помощь” – это тоже к нему. Если обнаружила бесхозную сумку и никто и в вагоне её не признал – тоже к проводнику, и, кстати, с самого начала сумку старайся не трогать. У проводников можно купить одноразовые тапочки, если ты с собой не взяла, и пожаловаться им на то, что туалетная бумага закончилась. В двухэтажных поездах есть платный душ, чтобы им воспользоваться, надо тоже идти к проводнику. Но учти, ранним утром проводники спят, до них трудно достучаться.

Проводник разбудит тебя за полчаса до приезда.

Комната проводников находится недалеко от двери, через которую ты садилась на поезд.

Электроприборы

Если можешь не брать с собой ноутбук - не бери. Разного рода гаджеты в поездах воруют чаще, чем кошельки. А вот заряженный пауэрбанк никогда лишним не будет.

Телефон и всё маленькое и ценное, когда спишь, лучше держать под подушкой.

Если думаешь пользоваться будильником, заранее поставь такой сигнал, на который ты точно среагируешь и который притом не перебудит половину вагона.

По большей части связь и интернет между городами никакие, имеет смысл ставить телефон в режим полёта, чтобы не разряжался зря.

Розетки в плацкарте и сидячем вагоне обычно есть в туалете (пользоваться невежливо, чтобы не задерживать людей), возле туалета, возле двери проводника. Иногда они есть ещё возле мест. В купейных вагонах розетки в коридоре, и рядом с ними есть откидные сиденья. В сидячих вагонах подороже розетки можно найти у каждого кресла.

Если хочешь смотреть с телефона или планшета кино, не забудь взять наушники, чтобы никому не мешать и внимания не привлекать - от скуки в поездах многие пытаются завязать разговор, и повод могут счесть подходящим любой.

Приезд

За 20 минут до прибытия убедись, что все твои вещи собраны. За 5 минут до остановки стоит быть полностью одетой. Если ехала в сидячем вагоне, попробуй проверить, не упало ли что-то под твоё сиденье.

Если ты едешь в плацкартном вагоне, сними бельё с постели и отнеси проводнику. Не забудь полотенце.

Если не любишь толкаться, делаешься в толпе неуклюжей или неуверенной, дождись, когда выйдут те, кто дальше тебя от двери.

Гляди под ноги, когда выходишь. Иногда есть большой шанс упасть в зазор между поездом и платформой и надо шагать пошире.

Возможно, тебе пригодится кафе, туалет или камера хранения, которые есть на вокзале, чтобы двинуться дальше освежённой, взбодрённой кофе и налегке. Камерой хранения пользоваться обычно несложно, на автоматических написана инструкция, в обычной тебе сотрудница сама всё объяснит. Проследи, чтобы сумочка с необходимым осталась при тебе, не надо сдавать её в камеру тоже.

На этом в целом всё. Удачных поездок!

Текст: Лилит Мазикина

Иллюстрации: Shutterstock

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «semeinyi31.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «semeinyi31.ru»